Физическое воспитание в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:40, реферат

Описание работы

Основными организационными центрами системы физического воспитания учащихся являются общеобразовательная школа, профессионально-технические училища и средние специальные учебные заведения.
В учебных заведениях физическое воспитание осуществляется в процессе учебных занятий, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, которые проводятся в соответствии с разработанными и утвержденными положениями.

Содержание

1 Физическое воспитание в общеобразовательной школе
2 Организационная структура физического воспитания в школе
2.1 Урок как основная форма организации занятий по физической культуре в школе
2.2 Контроль физического воспитания учащихся
2.3 Физкультурно-оздоровительная работа в школе
2.3.1 Гимнастика до занятий
2.3.2 Физкультминутка и физкультпауза
2.4 Спортивно-массовая работа в школе

Работа содержит 1 файл

Физическое воспитание в школе.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

      Такие виды контроля осуществляют директора, их заместители, лучшие учителя школы. При этом они используют следующие методы — наблюдение в процессе урока, анализ документов планирования, беседа с учителем и учащимися, письменная (анкетная) проверка.

      Контроль  проводится в соответствии с общим  планом учебно-воспитательной работы школы, в котором значительное место  отводится учебной и внеклассной организации физического воспитания учащихся.

      Непосредственный  контроль за физическим воспитанием  школьников во время урока осуществляет преподаватель физического воспитания. Систематический контроль деятельности, поведения и состояния здоровья занимающихся становится наиболее эффективным при сочетании его с самоконтролем.

      Контроль  деятельности занимающихся должен быть всесторонним. Необходимо выявлять заинтересованность конкретными заданиями, упражнениями, учебной работой, а также уровень сознательности, ответственности, добросовестности и увлеченности. В поле зрения должно быть отношение занимающихся к преподавателю (уважительное, симпатизирующее, безразличное, боязливое, пренебрежительное, бестактное и т.п.), взаимоотношения занимающихся (межличностные, групповые), дисциплинированность, а также отношение к своему внешнему виду, осанке, манере держаться, выполняемым движениям, действиям, поступкам, окружающей обстановке и пр.

      Существенное  значение приобретает контроль выполнения правил охраны природы, исполнительности, личной инициативы, творческой активности, своих действий, эмоций, поведения, умения осмысливать и оценивать результаты, вносить в личные действия своевременные и правильные коррективы.

      Нельзя  упускать из виду объективные и субъективные трудности, возникающие в деятельности занимающихся, волевые усилия по их преодолению, трудолюбие и культуру учебного труда (умение работать сосредоточенно, аккуратно, целесообразно используя усилия и время), способность к самоконтролю и самостоятельному решению задач, взаимоконтроль и взаимопомощь.

      Контролем преподавателя должны быть охвачены результаты и успешность индивидуальной или групповой деятельности занимающихся.

      Обязателен  постоянный контроль состояния организма  занимающихся. В массовой физкультурной  практике, особенно при большом количестве занимающихся в группе, пользуются простыми, общедоступными методами. Это наблюдения за дыханием и пульсом, окраской кожных покровов, обилием потоотделения, координацией движений, состоянием внимания, характером реакции на неожиданные раздражители, изменением работоспособности. Необходим учет мнений и жалоб занимающихся по поводу предъявляемых требований, нагрузок

      Поскольку почти все эти способы контроля опираются на субъективные оценки, следует проявлять осторожность в выводах и неоднократно проверять результаты наблюдений. 

      2.3 Физкультурно-оздоровительная  работа в школе 

      Внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа организуется на основе широкой самостоятельной деятельности школьников. Подготовка физкультурного актива, который мог бы самостоятельно руководить этой работой, его обучение и привитие организаторских навыков — задача не только учителя физической культуры, но и всего педагогического коллектива. Физкультурно-оздоровительная работа с учащимися проводится до занятий (гимнастика), во время занятий (физкультминутка и физкультпауза) и между занятиями, на переменах (игры на переменах). 

      2.3.1 Гимнастика до  занятий

      На  учителей возлагается контроль посещаемости и выполнения упражнений. Комплекс гимнастики состоит из 6—8 упражнений и рассчитан на 10—15 минут. При их составлении и проведении придерживаются следующих методических положений:

  • упражнения даются в такой последовательности, чтобы активизировать большое количество мышечных групп;
  • первые упражнения должны тонизирующе влиять на весь организм учащихся, организовывать их;
  • комплексы упражнений предназначены для занятий в помещении и на открытом воздухе при учете погодно-климатических условий;
  • гимнастические упражнения до занятий не должны вызывать утомления, но нагрузку на организм необходимо осуществлять постоянно;
  • комплексы упражнений рекомендуется изменять через две недели;
  • к проведению и организации гимнастики до занятий привлекаются учащиеся старших классов, имеющие опыт и организаторские навыки;
  • на начальных этапах обучения упражнениям используются словесный и наглядный методы, а в дальнейшем только словесный;
  • комплексы упражнений составляются для трех возрастных групп — младшего, подросткового и юношеского возрастов.

      В комплексы гимнастики до занятий  для учащихся подросткового и  юношеского возрастов включают упражнения общефизической направленности, взятые из специальной литературы, и из программ по физической культуре. 

      2.3.2 Физкультминутка  и физкультпауза

      Физкультминутка — это кратковременный активный отдых, направленный на улучшение работоспособности учащихся средствами физической культуры. На большое значение этого мероприятия указывал известный педагог К. Д. Ушинский. Он отметил, что, заставив детей встать и сесть, повернуться, поднять руки и опустить их, выйти из-за стола и снова сесть за него стройно, ловко и без шума,— можно способствовать не только сохранению здоровья детей, но и лучшему усвоению учебного материала. Действительно, научными исследованиями доказано, а практикой подтверждено, что выполнение упражнений во время общеобразовательных уроков способствует увеличению количества хороших и отличных оценок в 3,2 раза и уменьшению плохих в 2 раза.

      Физкультминутку проводят в каждом классе учитель, физорг или общественный инструктор. Она не должна ни утомлять, ни возбуждать детей, и содержать от одного до трех упражнений (для туловища, ног, рук, шеи), выполняемых сидя за партой или стоя.

      Физкультпауза, как правило, практикуется на спаренных  уроках труда в школьных мастерских или во время выполнения домашних заданий, в том числе в группах  продленного дня. Ее рекомендуется  проводить через каждые 40—45 мин в течение 10—15 мин. Она включает различные упражнения и игры (невысокой интенсивности).

      Активный  отдых между уроками, который  не только снижает чувство усталости, но и создает положительные эмоции, повышающие работоспособность учащихся,— игры на больших переменах. Как и другие мероприятия в режиме дня, они имеют возрастную направленность. Так, с учащимися подросткового возраста можно проводить игры, близкие к спортивным («Мяч по кругу», «Картошка», «Пионербол», «Загони мяч»), а с учащимися старшего школьного возраста—игры, требующие применения силовых способностей и координации движений («Слон», «Круговой слон», «Волейбол в кругу с выбиванием», «Хоккей на асфальте», «Жонглирование футбольным мячом»). Организуют и проводят игры на больших переменах пионерский, комсомольский и физкультурный активы школы.

      Игровой актив обязан ознакомить учащихся с  содержанием игр, с местом и временем их проведения, подготовить необходимый  инвентарь и награды для победителей.

        Таким образом, организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня позволяют значительно повысить двигательную активность школьников, решить ряд задач образовательного и воспитательного характера, укрепить здоровье, создать положительные, радостные эмоции, которые способствуют повышению работоспособности, успешному усвоению знаний в процессе обучения общеобразовательным предметам. 

      2.4 Спортивно-массовая  работа в школе 

      Спорт — это одна из основных форм организации  школьников для систематических занятий физическими упражнениями. Составным элементом занятий спортом является учебно-тренировочный процесс, который осуществляется в соответствии с программами спортивных секций.

      Основными задачами спортивных секций в общеобразовательной  и профессиональной школе являются:

  • всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма учащихся;
  • развитие индивидуальных физических способностей до высокого уровня с целью достижения спортивного успеха в соответствии с возрастом и полом;
  • формирование в процессе занятий моральных и волевых качеств, привитие навыков культурного поведения;
  • совершенствование организаторских способностей в спортивно-массовой и оздоровительной работе с учащимися разного возраста.

        В спортивные секции общей физической подготовки принимаются все учащиеся, отнесенные к основной медицинской группе, в возрасте от 7 до 17 лет.

      Учащихся  распределяют по учебным группам  в зависимости от возраста: первый год обучения — подготовительная группа (7—8 лет); второй год обучения — младшая детская группа (9—10 лет); третий год обучения — старшая детская группа (11—12 лет); четвертый год обучения — подростковая группа (13—14 лет); пятый год обучения — юношеская группа (15—17 лет). Комплектовать группы целесообразно из учащихся одного класса. Занятия в спортивных секциях по видам спорта организуются в соответствии с программами. В соответствии с программами по видам спорта разрабатывается также учебная документация — учебный план, графический план (график распределения учебного материала), рабочий план, конспекты и календарь соревнований секции. Приводим один из таких документов (Таблица 1).

      Спортивные  соревнования, которые организует совет  физкультуры школы, не ограничиваются отдельными видами спорта.

      Практика  физической культуры накопила огромный опыт проведения спортивных соревнований в школе под названиями «Вас вызывает Спортландия!», «Веселые старты», «Старты надежд», «Малые Олимпийские игры» и др.

      Для их проведения необходимы:

  • разработка сценария, привлечение всех желающих участвовать в соревнованиях;
  • создание торжественной и праздничной атмосферы;
  • соблюдение традиционного ритуала открытия и закрытия соревнований;
  • четкое выполнение сценария и объективное судейство;
  • награждение победителей соревнований, физкультурного актива школы;
  • продолжительность соревнований не должна превышать двух часов.
 

      Таблица 1. Примерный календарь соревнований секции легкой атлетики на 2005-2006 учебный год для группы учащихся 13—14 лет

№ п/п Спортивные  мероприятия Время проведения

(месяц)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Соревнования  по комплексному тестированию

Кросс «Золотая осень»

День  метателя

«Эстафетная палочка»

«Быстрые  старты»

День  прыгуна

Соревнования  по ОФП

Пионерское  четырехборье «Дружба»

Первенство  школы по легкой атлетике

Сентябрь, май, июнь 

Октябрь, апрель,

Октябрь

Март, июнь

Июнь

Сентябрь, июнь

Февраль

Октябрь, апрель

Май

 

      Учащиеся  среднего и старшего школьного возраста участвуют в соревнованиях по видам спорта, туристских походах, во Всесоюзной игре «Орленок».

      Для пропаганды занятий физической культурой  и спортом в общеобразовательных школах организуются вечера спортивной славы, на которые приглашаются ведущие спортсмены. Они демонстрируют свои спортивные качества, рассказывают об успехах советских спортсменов.

      Учащиеся  общеобразовательных школ в результате такой физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы достигают оптимального уровня физической подготовки. 

 

       Список литературы 

  1. Богданов Г. П. Руководство физическим воспитанием школьников.— М.: Просвещение, 1972.—143 с.
  2. Введение в теорию физической культуры / Под ред. Матвеева Л.П. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 128 с.
  3. Волков Л.В. Методика воспитания физических способностей школьников. – К.: Рад.шк., 1980. – 103 с.
  4. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. – К.: Здоров`я, 1981. – 120 с.
  5. ЗациорскийВ. М. Основы спортивной метрологии.— М.: Физическая культура и спорт, 1979.—152 с.

Информация о работе Физическое воспитание в школе