Баскетбол

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 21:29, реферат

Описание работы

В соответствии с комплексной программой физического воспитания школьников (Матвеев Л.П., 1995) баскетбол является одним из средств физического воспитания. Техника игры в баскетбол многообразна. Важнейшим техническим приемом являются броски. От точности броска, в конечном счете, зависит успех в игре. Броском мяча школьники начинают обучаться в 5-х классах. Однако, мы не нашли данных литературы, отражающих уровень обучаемости школьников броскам, которые изучаются по школьной программе. Знание уровня обучаемости и динамики становления техники броска позволит учителям подбирать и использовать в уроке средства, обеспечивающие обучение на более высоком уровне.

Содержание

Введение ………………………………………………….………

Глава 1.Обзор литературы………………………….…………

1.1 Характеристика баскетбола, как средство физического воспитания школьников………………………….………………....

1.2 Характеристика, классификация и значение бросков в современном баскетболе………………………..…………………..

1.3 Требования к современным броскам и методика начального обучения…………………………………..…………….

Глава 2.Цель, задачи, методы организации исследования и обследуемые………………………………………………………….

2.1 Цель, задачи и методы исследования………………….

2.2 Организация исследования………………………………

2.3 Педагогический эксперимент……………………………

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждения

3.1 Эффективность экспериментальной методики обучения и динамики, показателей результативности броска одной рукой от плеча……………………………………………………....

3.2 Типичные ошибки, выявленные в процессе

Выводы……………………………………………………………

Практические рекомендации………………………………….
Список литературы……………………………………………..

Работа содержит 1 файл

баскет.doc

— 164.00 Кб (Скачать)
 

Условные обозначения: цифровой 1 обозначено исходное тестирование, цифровой 2 конечное тестирование.

Как следует  из представленной (Табл.5), испытуемые имеют большое количество ошибок, которое колеблется от 29 до 85 %. При  первом тестировании, выявленные ошибки были причинами незнания техники выполнения броска  и правилами.

Во время проведения эксперимента велась целенаправленная работа над устранением ошибок в  экспериментальной группе, применялся групповой и индивидуальный подход, при начальном обучении броску одной рукой от плеча с места. Многие учащиеся выполняли ошибку при броске, производя толчком пальцев выпуск мяча, эта ошибка исправлялась с помощью подводящего упражнения:

Мяч удерживается перед грудью, бросковая рука накидывается сверху на мяч, с широко расставленными пальцами, ладонь на мяче не лежит, вторая рука мяч поддерживает сбоку. Медленное сгибание  с захлёстом  кисти, мяч постепенно отрывается от кистей пальцев, покидает руку.

Определенные  ошибки, на наш взгляд, являются причинами  возникновения других ошибок. Так, излишний наклон вперед, который приводит к потери равновесия, лишает учащегося возможности последовательно включать звенья тела в основной фазе и сопровождать мяч после броска (Матвеев Л.П.,1991г.).

Выявленная ошибка во время броска 43% в экспериментальной группе является одной из основных при выполнении броска – это когда не бросковая рука, резко опускается вниз в основной фазе, из-за чего мяч теряет свою траекторию, для её устранения  применялся тренажер предложенный Кузиным В.В., Полиовским С.А. (1999):

К запястью кистей привязывалась лента (шнур) для фиксации руки вверху при броске, чтобы она  не опускалась вниз, а сопровождала бросковую руку.

Также, при броске многие испытуемые завершали бросок 2– мя руками, для того чтобы работала одна рука во вторую 

( небросковую)  руку давался щит размером 0-25 см с рукой, игрок поддерживал  им мяч и завершал движения  одной рукой.

В результате предложенных тренажеров, эти две ошибки были полностью устранены в экспериментальном 6б классе. В контрольной группе эти ошибки сохранились 29%.

На возникновение  многих ошибок повлияло ряд факторов, которые полностью не позволили  устранить все ошибки. Асинхронная  работа рук и ног 70 % возникла в  результате координационной недостаточности  и навыковой бедности, но в результате подводящих упражнений, предложенных в эксперименте, процент ошибки снизился в экспериментальной группе до 29%, а в контрольной 57%.

В контрольной  группе не велось детальное устранение ошибок, из-за чего они полностью  не были ликвидированы, также на них могли повлиять дефекты обучения: ошибочное обучение технике выполнения, методические ошибки обучения, перенос неадекватного навыка, также неуверенность и страх (Платонов В.П., 1986).

В экспериментальной  группе  предложенная методика обучения и средства, предложенные для их устранения, показали себя с положительной стороны, всесторонне влияя на стороны обучения. Процентное соотношение ошибок снизилось с 43-70% до 29-43%, в контрольной группе - 14-57% при конечном тестировании. В процессе обучения движениям и совершенствования техники их выполнения постоянно возникают ошибки. Их своевременное выявление и устранение причин возникновения в значительной мере обуславливают эффективность процесса технического   совершенствования. (Платнов В.П., 1986) 

 Выводы.

 1. На этапе  начального изучения броска одной  рукой от плеча, мы выявили  динамику изменения показателей  тестирования в экспериментальной  и контрольной группе. Исходный  показатель при броске с правой  и левой стороны (из 10 бросков)  составили в среднем 3 попадания. (t=2,4; Р>0,05). После проведенного эксперимента результативность повысилась в экспериментальной группе до 6 попаданий с правой стороны (t=6,8; Р<0,001), с левой стороны 5,7 (t=6,8; Р<0,001)

 2. В результате  эксперимента было выявлено ряд ошибок влияющих на технику броска. Половина ошибок являлась результатом не знания техники, правил выполнения броска; и дефектами обучения. Неправильное держание мяча (43%), отсутствие  сопровождающего движения бросковой руки (7%).

 Существенными ошибками при выполнении броска являлось: резкое опускание не бросковой руки вниз при броске, рука не сопровождает мяч (43%), после предложенных подводящих упражнений и тренажеров ошибка была устранена в экспериментальной группе полностью.

 Также существенная ошибка, возникающая при броске, которая снижает процент попадания, это когда бросок выполняется чисто в кольцо, без использования щита(70%). Экспериментальная методика положительно повлияла на технику обучения броску с использованием возникающих ошибок.

 3. К концу эксперимента качество владения техникой броска одной рукой от плеча с места в экспериментальной группе оказалось выше, чем в контрольной группе. Испытуемые экспериментальной группы превзошли испытуемых контрольной группы по всем показателям (при Р<0,001)

 Практические  рекомендации.

 При проведении уроков физической культуры по баскетболу рекомендуем применять разработанную  нами методику обучения, также регулярно  проводить обследования с целью  выявления ошибок в технике выполнения технических приемов. Особо необходимо обратить внимание на выполнение бросков, так как броски являются одним из главных технических приемов баскетбола, и имеет сложную структуру. Для  повышения эффективности процесса обучения, эффективными оказались средства, используемые нами в педагогическом эксперименте с участниками экспериментальной группы. Мы считаем, что в школьную программу по баскетболу не следует вводить много разновидностей бросков. Это позволит сформировать к 11 классу стабильный двигательный навык с хорошими техническими показателями его выполнения.

 Список  литературы:

 1. Андреев  В.И. Факторы определяющие эффективность  техники  дистанционного броска в баскетболе Автореф.дис…..канд.пед.наук.-Омск,1988-21с.

 2. Айропетянц  Л.Р., Гадик М.А. Спортивные игры  Ташкент : 2 Ибн. Син.1881.-90с.

 3. Баскетбол.  Броски по кольцу : Мастера советуют.//Физкультура  в школе – 1990. - №7 – с.15-17.

 4. Баскетбол  : Учебник для институтов физической  культуры // Под. Ред. Ю.М. Портнова.-М.: Физкультура и Спорт, 1988.-350с.

 5. Баскетбол:  Учебник для вузов физической культуры // Под.ред. Ю.М. Портнова. - М.: Физкультура и Спорт, 1997.-480с.

 6. Белов С.  Баскетбол. Броски по кольцу // Физкультура в школе.-1990.-№6,7- с.17-18.

 7. Бондарь  А.И. Учись играть в баскетбол  – Минск: Полынья , 1986. – 111с.

 8. Вальтин А.И. Мини-баскетбол в школе. - М.: Просвещение,1976.-111с.

 9. Вальтин  А.И. Методика совершенствования  в технике бросков мяча в  игре баскетбол/. Автореф. дис.  на соиск. учен. степ. канд. пед.  наук. - Киев, 1984.-24с.

 10. Данилов  В.А. Повышения эффективности игровых действий в баскетболе .: Атореф.дис…..доктора пед. наук-М.1996.-43с.

 11. Джон Р., Вуден. Современный баскетбол. - М.: Физкультура и спорт,1997.-58с.

 12. Дъячков  В.М. Современствования технического  мастерства спортсменов. –М.: Физкультура  и спорт, 1972.-35с.

 13. Зельдович  Т.,Кершинас С. Подготовка юных  баскетболистов. – М.: Физкультура  и спорт, 1964.-48с.

 14. Зинин А.М.  Детский баскетбол. - М.: Физкультура  и спорт , 1969.-183с.

 15. Кудряшов  В.А., Мирошникова Р.В. Технические  приемы игры в баскетбол. – Волгоград, 1984.-35с.

Информация о работе Баскетбол