Анализ командных систем в защите и методика обучения волейболу старших школьников

Дата добавления: 22 Сентября 2011 в 08:39
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (52.15 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

илья.docx

  —  54.46 Кб

Анализ  командных систем в защите и методика обучения волейболу  старших школьников

Оглавление

 
Введение..........................................................................................................3

Глава 1. Основы методики обучения тактике  командных действий в защите...............................................................................................................8

1.1. Командные  действия в физической подготовке  волейболистов................................................................................................8

Глава 2. Тактика защиты..............................................................................31

2.1. Задачи  исследования.............................................................................31

2.2. Методы  исследования...........................................................................31

2.3. Организация  исследования...................................................................31

Глава 3. Тактическая подготовка юных волейболистов...........................34

Заключение..................................................................................................35

Список  литературы.....................................................................................37

Приложения...................................................................................................38

 
   

 

Введение

Волейбол - одна из спортивных игр, изучаемых  в школах. Будущий выпускник досконально  должен овладеть рядом технических  и тактических приемов, прочно усвоить  методику обучения элементов волейбола.

Основу  прочно сформированных умений и навыков  составляет мотивационно - интеллектуальная сфера, где важную роль играют интерес  к предмету изучения и знание его  основ. Эти очевидные факторы  успешного обучения элементов волейбола, довольно сложно развить у школьников, имеющих разную спортивную специализацию  и квалификацию. Как показали наблюдения, преимущественно раздельное обучение технических элементов, а также  традиционная форма организации  учащихся (выполнение упражнений, стоя боком к сетке; в парах и  т.п.), не способствуют прочности формирования технико-тактических навыков.

Возникает необходимость нестандартного, нешаблонного подхода в изложении программного материала по спортивным играм. Поэтому  нахождение эффективной технологии обучения приемам волейбола всегда находится в сфере пристального внимания тренеров, учителей, преподавателей. Тактику защиты можно рассматривать  как рациональную методику по формированию у школьников знаний, умений, навыков, необходимых в их учебной и  будущей профессиональной деятельности (тренерской, преподавательской, инструкторской и т.п.).

В настоящее  время в физическом воспитании все  активнее осуществляется конверсия  спортивных технологий. По мнению В.К.Бальсевича, "предмет конверсии - оптимизация процесса физического воспитания путем адекватной его задачам модификации рабочих операторов - систем упражнений, принципов и методов их применения" [2]. Поэтому закономерным является то, что в процессе проведения учебных занятий по игровым видам спорта преподавателями широко используются защитные упражнения, составляющие основу спортивной тренировки. Многие специалисты (В.Н.Платонов, Ю.Д.Железняк и др.) ссылаются на то, что термин "командные действия" принадлежит одному из крупнейших специалистов в области теории и методики спортивной подготовки Н.Г.Озолину. По его мнению, тактикой защиты может называться "многократное выполнение избранного вида спорта с сохранением его особенностей" [6]. С 70-х годов тактику защиты широко и успешно использовали тренеры ациклических и циклических видов спорта на этапе совершенствования мастерства.

В работах  В.Н.Платонова (1984) термин "физическая подготовка" трансформируется в "интегральную подготовленность" где автор относит ее к факторам, определяющим уровень подготовленности спортсменов в конкретном виде спорта. Рассматривая интегральную подготовленность как результат деятельности спортсменов, она, по мнению В.Н.Платонова "характеризуется способностью к координации и реализации в соревновательной деятельности различных составляющих спортивного мастерства - технической, физической, тактической, морально-волевой, психической и интеллектуальной подготовленности - и служит завершающей и, пожалуй, одной из наиболее важных частей подготовки спортсмена к ответственным соревнованиям" [7].

По утверждению  И. Л. Ганчара (1998), командные действия - это объединение, координация и реализация в условиях тренировочного процесса различных сторон подготовленности спортсменов.

В.Г.Алабин и другие (1993) относят тактику защиты к факторам, определяющим результат в многолетней тренировке юных спортсменов.

Можно сказать, что идея "обеспечения  слаженности комплексных проявлений всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности", принадлежащая В.Н. Платонову [7], продуктивно использовалась преподавателями и учителями в организации и проведении учебных занятиях по спортивным играм и секционной работе.

Анализ  литературы указывает на несовершенство программ и учебных планов подготовки специалистов по волейболу, что требует  дополнительного и более углубленного изучения поставленных в статье проблем. Особенно это касается оптимального соотношения учебных планов для  школьников 8-11 классов.

Можно предположить, что применение упражнений командного характера в волейболе  эффективно влияют на технико-тактическую  подготовленность, характер интересов  и прочность знаний школьников. Поэтому только экспериментальным путем можно установить: насколько успешным возможно овладение школьниками элементов волейбола при интегральной направленности занятий в сравнении с обычными, где разделено обучение по технике, тактике, физической подготовке и др.

Чтобы добиться внедрения командных действий в учебный процесс школьников необходимо: во-первых, провести обучающий  эксперимент со школьниками факультета физического воспитания; во-вторых, модифицировать методику по совершенствованию  основных приемов волейбола (прием, передача, подача, нападающий удар); в-третьих, разработать и организовать контрольное  тестирование (оценивание) качества выполнения основных технических элементов  волейбола школьниками, уровень  их умений и навыков выполнять  групповые и командные действия, характер интереса к предмету, прочность  знаний по теории и методике обучения в волейболе; в-четвертых, установить наличие взаимосвязей между наблюдаемыми компонентами; в-пятых, установить, насколько  эффективна методика командных действий, с тем, чтобы успешно применять  ее в учебном процессе школ, лицеев, колледжей и т.п.

Проводя работу по исследованию эффективности  командных действий школьников, нельзя оставлять без внимания следующие  аспекты:

1. Влияние  командных действий на повышение  интереса и знаний школьников, а также возникновение связей  между умениями и интересом,  навыками и знаниями, интересом  и знаниями.

2. Обучение  школьников по традиционной методике (раздельное обучение) и с интегральной  направленностью оказывает различное  влияние (какое?, на сколько?, всегда ли ожидаемое?) на освоение школьниками основных приемов в волейболе. Нельзя сказать однозначно, что традиционная методика обучения плохая. Ведь процесс обучения проходит при достаточном количестве мячей (на пару - мяч), поэтому число повторений при разучивании любого упражнения значительно больше, чем при работе в тройках, четверках и т.п.

3. Методики, позволяющие обеспечить контроль за технической подготовленностью, характером интересов и уровнем знаний, способны оказывать не только информативную помощь преподавателю, но могут служить эффективным средством самоконтроля школьников. При интегральной подготовке возникает необходимость группового оценивания действий школьников, вернее в групповом тесте оценить действие отдельного обучаемого. Поэтому здесь очень важна валидность применяемых тестов.

4. В  учебном процессе имеет место  необходимость разработки и применения  таких интегральных упражнений, которые бы содействовали не  только улучшению технико-тактической  подготовленности обучаемых, но  и оказывали бы влияние на  развитие взаимовыручки, коллективизма,  самоанализа, самообучения и т.п.

5. Рекомендации  по внедрению методики командных  действий в учебный процесс  школ, лицеев, колледжей уместны  только после ее апробации  со школьниками вузов.

Глава 1. Основы методики обучения тактике  командных действий в защите

1.1. Командные  действия в физической подготовке  волейболистов

Научными  исследованиями доказано, что и физические качества и в частности у юных волейболистов, тоже лучше развивать  в определенные периоды. Так мышечная сила у 12-14 летних спортсменов развивается  равномерно, а затем, в 14-15 лет сменяется  периодом скачкообразного нарастания и только после 17 лет происходит наибольший прирост силы. Регулярность занятий волейбола помогут сократить  установленные периоды развития физических качеств. Неравномерно развиваются  и спортивные качества. Так скорость пробегания небольших отрезков у волейболистов в период с 11 до 17 лет повышается, однако, в наибольшей степени в период с 12 до 15 лет. В возрасте 15-17 лет намечается тенденция стабилизации скорости. Показатели скорости бела для тех волейболистов, кто специализируется как нападающий. У связующих же игроков этот показатель должен быть несколько выше.

Рост  скоростно-силовых качеств (прыгучести) так же происходит неравномерно. Самый  значительный прирост наблюдается  в возрасте от 12 до 13 лет, то есть на первом этапе занятия волейболом. В 13-14 лет результат прыжка возрастает незначительно, а в 14-15 лет темп прироста снова повышается. Нормальное требование по прыгучести для нападающих выше чем для связующих.

Выносливость  волейболистов характеризуется  способностью к длительному выполнению упражнений без снижения их эффективности. Изменяется она у мальчиков и  девочек по разному. Прыжковая выносливость у девочек, например, резко возрастает в возрасте от 9 до 10 лет, а у мальчиков от 8 до 11. В дальнейшем эти показатели изменяются незначительно. Выносливость мальчиков в работе умеренной интенсивности увеличивается с 8 до 11 лет на 110-120%, а с 11 до 14 лет снижается и стабилизируется, причем ровно на год позже, чем у девочек.

Многие  считают, что гибкость у детей  больше, чем у взрослых. Гибкость достигает максимума к 16 годам. Но это не значит, что в последующем  над развитием ее не следует работать.

Знание  периодов возрастного изменения  физических качеств позволит более  точно дозировать физическую нагрузку. Для ориентира следует приводить  результаты, которые должны показывать мальчики 12-14 лет, занимающиеся волейболом год: становая сила 100 килограмм; бег 30 метров с высокого старта 4,8 секунды; прыжок вверх с места толчком  двух ног 50 сантиметров. Мальчики 13-15 лет, которые занимаются волейболом 2 года: становая сила 130 килограмм; бег 30 метров с высокого старта 4,5 секунды; прыжок вверх с места толчком двух ног 55 сантиметров. Мальчики 14-16 лет, которые  занимаются волейболом 3 года, должны показывать соответственно такие результаты: становая сила 140 килограмм; бег 30 метров с высокого старта 4,2 секунды; прыжок вверх с  места толчком двух ног 60 сантиметров.

Таким образом, учащиеся получают достаточно физической подготовки для усвоения полного курса физической подготовки в школе.

В комплексной  программе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы, изучение волейболу на уроках предусмотрено  с 5 по 11 классы. Знакомить детей с  элементами волейбола следует начинать в начальных классах путем  адаптации материала подвижных  игр. В 5-м классе школьники осваивают  волейбол соответственно комплексной  программе, изучают стойки, виды перемещений, передачу мяча сверху и снизу двумя  руками, применяя и учебную игру, включая упражнения передачи мяча в парах через сетку. Опережение в освоении учебного материала по волейболу начинается в основном с 6-го класса. Поясним, по каким методическим соображениям это произошло. Так, начиная с 5-го класса, предусмотрена учебная игра, а ученики не изучили еще введение мяча в игру. Здесь учтен этот разрыв, поэтому в 6-м классе изучает нижнюю и боковую подачи. Другой пример: подача мяча (нижняя прямая) по комплексной изучается с 6-го класса, а прием мяча только в 8-м классе, чтобы отмеченный несогласованности в распределении учебного материала не выхолащивали живой дух волейбола, эмоциональные игры, следует включать в 6-м классе изучение приема мяча с подачи. Теперь проведение уроков физической культуры игровой направленности позволяет на практике осуществлять идеи тактике защиты. Таким образом, учебный материал, рассчитанный комплексной программой на 7 лет. Ученики при опережающем обучении изучают и закрепляют за 4 года, учась в 5-8-х классах, а затем в 9-11-х классах в основном совершенствуют навыки в игровых формах. Теперь в 6-м классе ученики овладевают следующими техническими элементами и приемами волейбола: чередование способов перемещения (боком, лицом вперед), передача мяча сверху двумя руками на месте после перемещения, прием мяча снизу двумя руками на месте после перемещения, нижней боковой подачей, нижней прямой подачей, приемом мяча с подачей. В уроки волейбола включены так же подвижные игры и эстафеты с элементами этой спортивной игры, учебные игры. Игровая направленность уроков физической культуры не означает отказа от других разделов учебной программы. Программный материал для 6-го класса состоит из таких разделов, кроссовая подготовка, легкая атлетик, гимнастика, акробатика, контрольные упражнения по ОФП. На изучение игрового материала отводится 65-70% общего объема учебного времени, материалы других разделов занимают 30-35%. Такое соотношение, как показал опыт, позволит ученикам успешно подготовиться к выполнению нормативов по физической подготовке.

Страницы:12345следующая →
Описание работы
Основу прочно сформированных умений и навыков составляет мотивационно - интеллектуальная сфера, где важную роль играют интерес к предмету изучения и знание его основ. Эти очевидные факторы успешного обучения элементов волейбола, довольно сложно развить у школьников, имеющих разную спортивную специализацию и квалификацию. Как показали наблюдения, преимущественно раздельное обучение технических элементов, а также традиционная форма организации учащихся (выполнение упражнений, стоя боком к сетке; в парах и т.п.), не способствуют прочности формирования технико-тактических навыков.
Содержание
Введение..........................................................................................................3
Глава 1. Основы методики обучения тактике командных действий в защите...............................................................................................................8

1.1. Командные действия в физической подготовке волейболистов................................................................................................8

Глава 2. Тактика защиты..............................................................................31

2.1. Задачи исследования.............................................................................31

2.2. Методы исследования...........................................................................31

2.3. Организация исследования...................................................................31

Глава 3. Тактическая подготовка юных волейболистов...........................34

Заключение..................................................................................................35

Список литературы.....................................................................................37