Анализ физиологической кривой урока

Дата добавления: 03 Апреля 2012 в 16:50
Автор: n*******@yandex.ru
Тип работы: контрольная работа
Скачать полностью (26.49 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

физиология.docx

  —  29.07 Кб

Департамент образования  города Москвы

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования города Москвы

 

<<МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ>>

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

По: Физиологии

Тема: Анализ физиологической интенсивности нагрузки

 в различных частях  урока.

 

 

 

 

Выполнил: студентка 2 курса

Специальность: АФК

Шепелева Мария Юрьевна

Проверила: Караулова Л. К.

 

 

Москва 2011/12 уч. год

 

Анализ  физиологической интенсивности  нагрузки в различных частях урока.   ,,Физиологическая кривая”  урока физической культуры.

В настоящее время в системе  физического воспитания за основу построения урока принято разделение его  на три главные части: вводную (подготовительную), основную и заключительную. Они являются обязательными и всегда располагаются  в названной последовательности. Выделение этих частей обусловлено  определенными физиологическими, психологическими и педагогическими закономерностями последовательного включения занимающихся в учебно-воспитательный процесс, достижения и сохранения высокого, относительно устойчивого уровня работоспособности  и, наконец, переключения в условиях снижающейся работоспособности  на предстоящую деятельность.

Подготовительная часть  урока

Подготовительная часть урока  играет вспомогательную роль и служит созданию необходимых предпосылок  для основной учебно-воспитательной работы. Характерными задачами, которые  решает педагог в этой части, являются:

а) начальная организация занимающихся, овладение их вниманием, ознакомление их с предстоящей работой и  создание необходимой для ее успеха психологической установки;

 б) постепенная функциональная  подготовка организма к повышенным  нагрузкам и изменение его  физического состояния («разогревание»);

 в) создание благоприятного эмоционального состояния.

В меру необходимости в вводной  части могут решаться и некоторые  образовательные, а еще чаще воспитательные задачи, но не в ущерб специфической  функции этой части -- введению занимающихся в работу.

В качестве средства решения перечисленных  задач могут быть использованы самые  разнообразные физические упражнения, техника выполнения которых уже  хорошо освоена занимающимися или  поддается быстрому овладению, «с места». Чаще всего это различные построения и перестроения, некоторые гимнастические упражнения общеподготовительного  характера, различные варианты ходьбы, бега и непрерывных ритмичных  прыжков, выполняемых с постепенно повышающейся, но относительно умеренной  нагрузкой, а также достаточно легко  дозируемые танцевальные упражнения, хорошо знакомые игры (не связанные  с большими напряжениями или длительными  паузами в деятельности отдельных  учеников) и т. п.

 Основная часть урока.

Основная часть урока служит непосредственному решению всех предусмотренных программами и  планами текущей работы образовательных, воспитательных и гигиенических (оздоровительных) задач физического воспитания. Это  гармоническое общее и необходимое  специальное развитие опорно-двигательного  аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной  систем, формирование и поддержание  хорошей осанки, закаливание организма; вооружение занимающихся общими и специальными знаниями в области двигательной деятельности, умением управлять  своим двигательным аппаратом, а  также формирование и совершенствование  двигательных умений и навыков общеобразовательного, прикладного и спортивного характера; общее и специальное воспитание двигательных (физических), а также  моральных, интеллектуальных и волевых  качеств.

В тесной связи с этими специфическими задачами физического воспитания в  основной части урока (как и в  других его частях) решаются также  широкие задачи нравственного и  эстетического воспитания.

В основной части урока могут  применяться любые физические упражнения, которые служат эффективному решению  перечисленных задач. В нее могут  быть включены и упражнения, характерные для вводной и заключительной частей, если необходимо создать какие-либо дополнительные предпосылки для проведения основных упражнений, восстановить временно снизившуюся работоспособность тех или других органов и т. п.

 Заключительная часть  урока.

Заключительная часть урока  предназначена для завершения работы, приведения организма в оптимальное  для последующей деятельности состояние, а также создания в возможной  мере установки на эту деятельность. Наиболее характерными задачами заключительной части урока являются: снижение общего возбуждения сердечно-сосудистой, дыхательной  и нервной систем, излишнего напряжения отдельных групп мышц; регулировка  эмоциональных состояний; подведение итогов урока, краткий разбор, если необходимо, отдельных моментов учебной  деятельности или поведения занимающихся, ознакомление их с содержанием очередных  занятий и заданием на дом и  т. п.

Наиболее характерными упражнениями для заключительной части урока  являются: различные варианты ходьбы и других естественных движений, направленные на постепенное снижение напряженности  функций сердечно-сосудистой и дыхательной  систем; гимнастические упражнения на расслабление и осанку; специальные  упражнения на внимание; танцевальные упражнения и игры относительно спокойного характера, передвижение под музыку, с песней и т. п.

Физиологическая кривая

 Документальной основой для суждения о правильности построения занятия служат, помимо хронометража, расчет плотности и физиологическая кривая. Под плотностью понимают относительную целесообразность использования времени, отводимого на занятие по физической культуре.

Особенно важна  моторная плотность урока, под которой  подразумевают чистое время выполнения физических упражнений ребенком по отношению  ко всему времени занятия, выраженное в процентах.  
 
Плотность во многом зависит от организации занятия, поэтому инструктор до его начала должен подготовить инвентарь, продумать способы организации детей, расстановку оборудования и снарядов. Оптимальной для занятий можно считать плотность не ниже 60%. Она увеличивается при индивидуальных занятиях и уменьшается при групповых.  
 
Физиологическая кривая урока — так принято называть графическое изображение изменений частоты сердечных сокращений во время разного рода физкультурных занятий и спортивных упражнений. Она дает некоторое представление об интенсивности выполняемой ребенком работы. Теоретической основой такого представления являются многочисленные данные об энергетическом обеспечении мышечной деятельности и сдвигах вегетативных функций.  
 
При мышечной работе, соответствующей возможностям организма ребенка, вегетативные сдвиги и их показатели изменяются однонаправленно: увеличиваются частота сердечных сокращений, скорость кровотока, минутный объем крови, потребление кислорода, минутный объем дыхания, частота дыхания и т. д. Одинаковая направленность и параллелизм вегетативных сдвигов нарушаются при патологических состояниях детского организма, а также при развитии утомления.

 

 

 

 

 

            Таблица 1

 

Показатели  ЧСС уд/мин на уроке физкультуры  у трех испытуемых.

 

№ ИСПЫТУЕМОГО

Вводная часть урока

Основная часть урока

Заключительная  часть урока

1

80,85,90,92,95

125,132,146,158,150,140,

135,115,112,109

89,80,75,73,78,70

2

78,83,99,100,110

127,138,140,148,157,160,

158,167,160,140

110,95,90,89,85,81

3

75,79,79,80,87

90,98,113,110,90,87,95,99,

120,115,100

98,97,99,89,86,83


Вывод: Физиологическая кривая должна представлять собой плавную линию, поднимающуюся в основной части урока до 75 % - 80 %исходной частоты пульса в покое и заметно снижающуюся к концу урока. Незначительный подъем и плоская форма кривой свидетельствует о недостаточной нагрузке . Резкое повышение и отсутствие выраженной тенденции к понижению в конце урока указывает на чрезмерную нагрузку.

У испытуемого № 1 кривая в вводной части поднималась  лавольно плавно,затем на 10 минуте немного  резко подскочила.На 20 минуте в основной части у  1 испытуемого пик активности ЧСС уд/мин составил 158,после чего плавно пошел на спад.

У испытуемого № 2 кривая поднималась давольно плавно и достигла пика в оснавной части урока на 31 минуте и составил 167  уд/мин.

У испытуемого № 3 кривая поднималась не плавно ,а не значительными подъемами в оснавной части урока.Максимальное  и минимальное значение в оснавной части колебалось от 120 уд/мин до 87 уд/мин.

По этим данным можно сказать  что у первого и второго  испытуемых нагрузка соответствала  норме ,а для третьего она была не достаточной.


Описание работы
Анализ физиологической интенсивности нагрузки в различных частях урока. ,,Физиологическая кривая” урока физической культуры.
В настоящее время в системе физического воспитания за основу построения урока принято разделение его на три главные части: вводную (подготовительную), основную и заключительную. Они являются обязательными и всегда располагаются в названной последовательности. Выделение этих частей обусловлено определенными физиологическими, психологическими и педагогическими закономерностями последовательного включения занимающихся в учебно-воспитательный процесс, достижения и сохранения высокого, относительно устойчивого уровня работоспособности и, наконец, переключения в условиях снижающейся работоспособности на предстоящую деятельность.
Содержание
содержание отсутствует