Актуальные проблемы физической культуры и их решение

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 16:03, реферат

Описание работы

Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

Содержание

Введение 3

1. Общие понятия теории физической культуры 5

2. Актуальные проблемы физической культуры и их решение 8

Заключение 16

Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 34.32 Кб (Скачать)

     В то же время педагогическая практика указывает, что если физическое воспитание "замкнуто" на двигательной деятельности и целенаправленно не воздействует на духовное развитие и чувственную  сферу молодого человека, то оно  наряду с положительными нравственными  качествами может формировать асоциальное  поведение и эгоистические устремления  личности.

     Преобладание  телесного компонента в содержании физического воспитания в ущерб  социокультурному приводит к деформации ценностей физической культуры, в  результате чего физическое воспитание утрачивает черты гуманистической  направленности педагогического процесса, его общекультурной и нравственной содержательности.

     Традиционный  подход к физическому воспитанию на деле лишь декларирует единство в развитии духовной и физической сферы студента, тем самым существенно обедняя его возможности, что в конечном итоге приводит к разрыву образования и культуры. Сам же процесс физического воспитания утрачивает культурный, нравственный и одновременно предметно-содержательный смысл.

     Эмоционально-целостное  отношение к физкультурной деятельности не формируется спонтанно и не наследуется, оно приобретается  личностью в процессе самой деятельности и эффективно развивается с освоением  знаний и творческого опыта, с  проявлением инициативы и активности в истинном педагогическом процессе.

     В то же время наибольшего положительного результата в физкультурном образовании  можно достигнуть в случае создания педагогической системы формирования у студентов потребностей в физической культуре с мощной системой оздоровительных  технологий, обеспечивающей осознанный здоровый образ и спортивный стиль  жизнедеятельности каждого молодого человека.

     Спортивная  тренировка, как указывают специалисты  и многолетний практический опыт работы по физкультурному воспитанию студентов, пока единственная научно обоснованная концепция управления развитием  физических качеств человека.

     Выносливость, сила, быстрота, высокий уровень  функциональной подготовленности организма, его работоспособности могут  быть приобретены только путем использования  эффекта целенаправленного организационного процесса адаптации организма к  физическим нагрузкам определенного  содержания, объема и достаточной (разумной) интенсивности.

     Наилучших результатов в развитии двигательной активности студентов в избранном  виде физической культуры можно достичь  при максимальном учете их индивидуальных двигательных характеристик, социально-психологических  факторов, морфофункциональных способностей организма. Это создает предпосылки  к самоопределению, самовоспитанию, саморазвитию и самореализации студентов в различных видах физкультурной деятельности.

     Спортивный  путь - это энциклопедия технологий культурного преобразования телесного (физического), психического и нравственного  в личности, и не использовать его  в физкультурном воспитании овременного  человека было бы ошибочным. Наибольшей популярностью у студенческой молодежи пользуется физическая рекреация.

     Физическая  рекреация как вид физической культуры вошла в жизнь студенческой молодежи в различных терминах и  понятиях, характеризующих ее отдельные  стороны: "массовая физическая культура", "оздоровительная", "массовый спорт", "активный отдых" и др. В процессе исследования установлено, что в  действительности "физическая рекреация" охватывает содержание всех указанных  выше терминов. Она представляет собой процесс использования физических упражнений, игр, видов спорта в упрощенных формах, естественных сил природы с целью активного отдыха, развлечения, переключения на другие виды деятельности, отвлечения от процессов, вызывающих физические, интеллектуальные, психические утомления, получения удовольствия, наслаждения от физкультурной деятельности.

     Таким образом, физическая рекреация удовлетворяет  потребности, интересы, мотивы студенческой молодежи в эмоциональном активном отдыхе, рациональном использовании  свободного времени. Она удовлетворяет  групповые и индивидуальные потребности  молодежи в нерегламентированной, относительно свободной формой двигательной активности, адекватной их субъективным возможностям, содействуя при 

этом  нормальному функционированию организма  путем создания оптимального физического  состояния.

     Активный  отдых человека положительно влияет на уровень интеллекта, благодаря  увеличению работоспособности нервной  системы и устойчивости её к различным  нагрузкам. Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, перцепции (перцепция - психологический термин, означающий восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) памяти, внимания, мышления и др.; физиологические - состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем; физические - уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню мотивации и поставленной цели.

     В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних  и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании.

     Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной  системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой  работы, интерес к ней, установка  на выполнение определенного конкретного  задания, информация и оценка результатов  по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность, уровень двигательной активности.

     Приведенные материалы подчеркивают значимость фактора здоровья для успешного  учебного труда с наименьшими  психо-эмоциональными и энергетическими  затратами. Формирование здоровья успешно  может проходить лишь в условиях организации здорового образа жизни, что возможно лишь в случае, когда  у человека сформирована грамотная  физическая культура.

     Здоровье человека напрямую связано с его  работоспособностью   и   утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и в будущем производственной деятельности студентов.

     Целью физического воспитания студентов является  формирование  физической культуры     как   системного   качества   личности,   неотъемлемого компонента общей культуры будущего специалиста, способного реализовать ее  в учебной, социально-профессиональной деятельности и семье.

     Курс  физической культуры предусматривает  решение следующих задач:

       - включение студентов в  реальную  физкультурно-спортивную  практику  по творческому   освоению   ценностей   физической   культуры,   ее   активного использования во всестороннем развитии личности;

       - содействие разностороннему развитию организма, сохранению и укреплению здоровья,  повышению  уровня  общей  физической  подготовленности,  развитию профессионально  важных  физических  качеств  и  психомоторных  способностей будущих специалистов;

       - овладение  системно  упорядоченным  комплексом  знаний,   охватывающим философскую,  социальную,  естественнонаучную   и   психолого-педагогическую тематику,   тесно    связанную    с    теоретическими,    методическими    и организационными основами физической культуры;

       - формирование потребности студентов в физическом  самосовершенствовании и поддержании высокого  уровня  здоровья  через  сознательное  использование всех  организационно-методических   форм   занятий   физкультурно-спортивной деятельностью;

       - формирование   навыков   самостоятельной    организации    досуга    с

использованием  средств физической культуры и спорта;

       - овладение   основами   семейного   физического   воспитания,   бытовой физической культуры.

       Исходя из выше сказанного, можно сформулировать следующие проблемы:

  1. Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное  богатство,  моральную  чистоту  и  физическое  совершенство.
  2. Нежелание школьников, студентов заниматься физической культурой.
  3. Противопоказания к тренировкам и нагрузкам людям с заболеваниями, в том числе хроническими.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Физическая  культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического  и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его  двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического  воспитания, физической подготовки и  физического развития.

     Создание  условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное  богатство,  моральную  чистоту  и  физическое  совершенство, является одной из актуальных проблем. Физическая культура представляет собой   общественное  явление,  тесно  связанное  с  экономикой,  культурой,    общественно-политическим   строем, состоянием     здравоохранения, воспитанием людей.

     Занятия  физическими  упражнениями   имеют   огромное   воспитательное значение  —   способствуют   укреплению   дисциплины,   повышению   чувства  ответственности, развитию настойчивости  в достижении поставленной цели.

     Физическая  культура представляет собой сложное  общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ.

     Физическая  культура реализуется в таких  формах (компонентах), как физическое воспитание (связанное с освоением  физических и духовных сил человека), спорт (их совершенствованием), физическая рекреация (поддержанием), двигательная реабилитация (восстановлением). Внутренним наполнением каждой из них является сочетание интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов, а  также определенной системы потребностей, способностей, деятельности отношений и институтов. Это определяет специфику каждого компонента физической культуры, где преобладающим моментом будет служить одухотворенность физического. Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, предстает физкультурно-спортивная (физкультурная) деятельность, направленная на физическое совершенствование человека. Эти суждения должны носить методологический характер и приниматься во внимание как при совершенствовании общих основ теории физической культуры, так и при формировании ее частных теорий.

     Эмоционально-целостное  отношение к физкультурной деятельности не формируется спонтанно и не наследуется, оно приобретается  личностью в процессе самой деятельности и эффективно развивается с освоением  знаний и творческого опыта, с  проявлением инициативы и активности в истинном педагогическом процессе.

     Наилучших результатов в развитии двигательной активности студентов в избранном  виде физической культуры можно достичь  при максимальном учете их индивидуальных двигательных характеристик, социально-психологических  факторов, морфофункциональных способностей организма. Это создает предпосылки  к самоопределению, самовоспитанию, саморазвитию и самореализации студентов  в различных видах физкультурной  деятельности.

     Активный  отдых человека положительно влияет на уровень интеллекта, благодаря  увеличению работоспособности нервной  системы и устойчивости её к различным  нагрузкам. Здоровье человека напрямую связано с его  работоспособностью   и   утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и в будущем производственной деятельности студентов. 
 
 

Список  литературы: 

  1. Бароненко В. А., Рапопорт Л. А. Здоровье и физическая культура студента. М., 2003. – 352 с.
  2. Барчуков И. С., Нестеров А. А. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика. М., 2006. – 528 с.
  3. Гуськов С. И., Дегтярева Е. И. Новые виды физической активности женщин -- веление времени // Теория и практика физической культуры. 1998. № 2. С. 56--58.
  4. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету Физическая культура: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.. 2004. – 272 с.
  5. Евсеев С. П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы. СПб., 2007. – 144 с.
  6. Кайнова Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта. М., 2007. -208 с.
  7. Костюченко В. Ф. Специальное профессиональное образование в сфере физической культуры. СПб., 2006. – 102 с.
  8. Кузин В., Кутепов М. Национальное законодательство о физической культуре и спорте. М., 2006. – 600 с .
  9. Решетников Н. В., Кислицын Ю. Л., Палтиевич Р. Л., Погадаев Г. И. Физическая культура. М., 2008. – 176 с.
  10. Теория и организация адаптивной физической культуры. В 2 томах. Том 2. Содержание и методики адаптивной физической культуры и ее основных видов. М.. 2007. – 448 с.
  11. Физическая культура: Учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко. -М.: Изд-во: АСВ, 2000. – 432 с.

Информация о работе Актуальные проблемы физической культуры и их решение