АФК в реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов

Дата добавления: 28 Марта 2013 в 20:27
Автор: r*****@mail.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (52.13 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

2012 КУРСОВАЯ!.docx

  —  56.29 Кб

                                    Содержание

Введение…………………………………………………………………………1

Глава 1 Теоретическая часть  АФК.....................................................................2

    1. Адаптивная физическая культура как наука……………………………....2
    2. Адаптивная физическая культура как научная дисциплина………………3

1.3 Цели и задачи АФК…………………………………………………………..5

Глава 2   Структура АФК………………………………………………………….7

2.1 Основные компоненты (виды) и функции   АФК…………………………...7

2.2 Основные принципы АФК…………………………………………………..13

Глава 3 АФК в реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов………………………………………………………………………15

Заключение………………………………………………………………………18

Список литературы………………………………………………………………20                          

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно–оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными  возможностями, преодоление психологических  барьеров, препятствующих ощущению полноценной  жизни. Адаптивная физическая культура очень важна для здоровья человека. Особенно важна она для людей с ограниченными возможностями, или для инвалидов. Важность ее заключается в том ,что без ее вмешательства в лечение больных людей, людей с ограниченными возможностями, будет не так эффективна, а в некоторых случаях и вовсе человек может погибнуть.                                                                                                                                                                                                                                                       Адаптивная  - это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо - функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.                                                                            Адаптивная физкультура уже получила широкое распространение во многих зарубежных странах. Хорошо подготовленных профессионалов в этой области ждут в поликлиниках и больницах, санаториях и домах отдыха, оздоровительных и реабилитационных центрах, в учебных заведениях.           У человека с отклонениями в физическом или психическом  здоровье  адаптивная физкультура формирует осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического  здорового человека; способность к преодолению не только физических, но и психических барьеров, препятствующих полноценной жизни. Также  формирует компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем органов вместо отсутствующих или нарушенных; потребность быть здоровым; осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества. Считается, что адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии. Понятно, что адаптивная физкультура имеет строго индивидуальный характер. Адаптивная физкультура полностью от начала и до конца происходит под руководством специалиста по адаптивной физкультуре.                                                               

 

Глава 1 Теоретическая часть

    1. Адаптивная  физическая культура как наука

    АФК интегрирует в себе как минимум три крупных области знания - физическую культуру, медицину, коррекционную педагогику – и большое количество учебных и научных дисциплин: теорию и методику ФК, двигательной рекреации и физической реабилитации; анатомию,  физиологию, биохимию, биомеханику, гигиену, общую и частную патологию, тератологию, психологию болезни и инвалидности, специальную психологию, специальную педагогику, психиатрию. Необходимость объединения в единый исследовательский коллектив представителей ФК, медицины, коррекционной педагогике приводит к различным трактовкам сущности АФК, что предопределяет научными предпочтениями научных работников, их предшествующим опытом работы. Так, например, в среде специалистов и научных работников, и особенно в массовом сознании, доминирует представление о тождественности АФК и ЛФК или физической реабилитации. На самом деле, как показывает международный опыт и отечественная практика, прежде всего в области адаптивного спорта (или спорта инвалидов), это совсем не так. АФК представляет собой значительно более емкий и широкий научный и социальный феномен, целью которого является социализация личности инвалида или человека с отклонениями в состоянии здоровья, поднятие уровня качества их жизни, наполнение ее новым содержанием, смыслом эмоциями, чувствами, а не только их лечение с помощью тех или иных физических упражнений или физиотерапевтических процедур.                                                                                                                  Одним из важнейших требований сегодняшнего дня является разработка методологических основ АФК.                                                                                Основная проблема здесь состоит не в накоплении и объединении знаний по ФК, медицине, коррекционной педагогике и большому количеству перечисленных ранее учебных и научных дисциплин, а в создании, по существу, нового знания, являющего собой результат взаимопроникновения знаний каждой из названных областей и дисциплин. Задача эта архисложная, но именно ее решение позволит рассмотреть человека с отклонениями в состоянии здоровья (в том числе имеющего ту или иную инвалидность) целостно; преодолевать так называемый дихотомический подход к изучению его сущности, когда он разделяется на отдельные субстанции конкретных наук.

 

1.2  Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина

 

       Адаптивная физическая культура базируется на классической или общей теории и методике физической культуры, которая  выступает по отношению к ней  в качестве более общего (родового) явления. Однако в отличие от базовой  дисциплины адаптивная физическая культура основным своим объектом познания и  воздействия рассматривает не здоровых, а больных людей, включая и  инвалидов. Здесь необходимо подчеркнуть, что объектом деятельности будущих  специалистов адаптивной физической культуры является именно та категория населения, которая утратила какие-либо свои функции  на достаточно длительный срок, а зачастую - навсегда (например, ампутация конечностей, хирургическое удаление пораженного органа и др.) [2].       

Именно  своей ориентацией на хронических  больных и инвалидов адаптивная физическая культура отличается от одного из разделов (видов) общей физической культуры, который называется оздоровительно-реабилитационная или лечебная физическая культура, или двигательная реабилитация. Данный раздел в качестве главной цели предусматривает «восстановление временно утраченных функций после заболевания, травм и т.д.» [6].       

Адаптивная физическая культура включает в себя и адаптивную физическую реабилитацию (для инвалидов и  лиц с ограниченными функциональными  возможностями). В данном случае физическая реабилитация может использоваться, например, в работе с инвалидами-ампутантами  по восстановлению временно утраченных функций тех или иных сохранных  конечностей, внутренних органов, сенсорных  систем и т.п., однако этим отнюдь не исчерпываются огромные потенциальные  возможности инвалидов по участию  в других видах и формах физкультурно-спортивной деятельности, которые, как правило, выпадают из поля зрения специалистов (медиков, психологов, педагогов, социальных работников, юристов и др.) [4].       

По  сложившейся в нашем обществе системе идеологических и мировоззренческих взглядов, инвалидами и лицами с устойчивыми отклонениями в состоянии здоровья должны были заниматься представители федеральных и территориальных организаций и учреждений здравоохранения, социального обеспечения, образования.       

Что касается сферы физической культуры, то она была ориентирована на людей здоровых или (как исключение) временно утративших те или иные функции, а что касается наиболее развитого как в теоретическом, так и в практическом плане раздела данного вида культуры — спорта, то он вообще предусматривал активную деятельность лиц не просто здоровых, но и моторно-одаренных. В этой связи обратим внимание еще на тот факт, который наглядно подтверждает приоритеты физической культуры по отношению к той или иной категории населения [6].       

В отличие от адаптивной физической культуры медицинская реабилитация направлена лишь на восстановление нарушенных функций организма, а не на максимальную самореализацию человека в новых  условиях, что требует от больного или инвалида значительно большей  активности и самостоятельности. Кроме  того, используемые в реабилитации средства так или иначе ориентированы  на средства традиционной медицины —  медицинскую технику, массаж, физиотерапию, психотерапию, фармакологию и т.п., а  не на естественные факторы — движение, здоровый образ жизни, рациональное питание, закаливание и др. [4].       

Адаптивная физическая культура предполагает значительно более  широкое привлечение средств  и методов данного вида культуры, являющихся базой, основой социализации личности инвалида, его адаптации  к трудовой деятельности или переквалификации и вообще саморазвития, самовыражения  и самореализации.       

Что же касается других дисциплин, занимающихся проблемами лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и инвалидов (тифло-, сурдо-, олигофренопедагогика, логопедия и др.), то в них те или иные компоненты физкультурно-спортивной деятельности практически не используются. Это объясняется предметом этих дисциплин, специфическими целями, задачами, средствами и методами.       

То  же самое можно сказать и о  целом ряде дисциплин, рассматривающих отдельные компоненты здоровья и здорового образа жизни. Например, гигиена изучает главным образом среду обитания, диетология - преимущественно лечебное питание и т.д. [6]. 

 

    1. Цели и  задачи АФК

Адаптивная физическая культура представляет собой емкий и широкий  социальный феномен, основной целью  которого является социализация личности инвалида или человека с отклонениями в состоянии здоровья, поднятие уровня качества жизни, наполнение новым содержанием, эмоциями, чувствами, а не только их лечение с помощью тех или  иных физических упражнений или физиотерапевтических процедур.                                                       Для многих инвалидов АФК является единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести новых друзей, получить возможность для общения, полноценных эмоций, познания мира.                                     Цель АФК как вида физической культуры – максимальное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.                                                                  Цель АФК позволяет сформулировать основной принцип деятельности, как занимающихся, так и педагогов.                                                                         Огромную роль играет поддержание у человека с отклонениями в состоянии здоровья, психофизического состояния. Благодаря этому каждому  инвалиду ,предоставляется возможность реализовать свой творческий потенциал и  достичь высоких результатов.                                                                                       

     Задачи, решаемые в АФК, должны ставиться исходя из конкретных потребностей каждого человека; приоритет тех или иных задач во многом обусловливаются компонентом (видом) АФК, учебным материалом, материально-техническим обеспечением образовательного процесса и другими факторами.

В самом обобщенном виде задачи в АФК можно разделить на две группы. Первая группа задач вытекает из особенностей занимающихся – лиц с отклонением здоровья и (или) инвалидов. Это коррекционные, компенсаторные и профилактические задачи.

Говоря о коррекционных  задачах, тут имеют в виду нарушения (дефекты) не только опорно-двигательного  аппарата (осанка, плоскостопие, ожирение и т.п.), но и сенсорных систем (зрения, слуха), речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, соматических функциональных систем и др. Вторая группа – образовательные, воспитательные, оздоровительно-развивающие задачи – наиболее традиционные для физической культуры.

АФК позволяет решать задачу интеграции инвалидов в общество.                                                              АФК-это не просто комплекс физических упражнений, это целая система мероприятий, направленных на коррекцию физических и психических нарушений у человека.                                                                                      АФК формирует у человека с отклонениями:

    1. Осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами здорового человека.
    2. Способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров препятствующих полноценной жизни.
    3. Компенсаторные навыки.
    4. Способность к преодолению необходимого для полноценного функционирования в обществе, физических нагрузок.
    5. Потребность быть здоровым - это очень важно, также вести здоровый образ жизни.
    6. Осознание необходимости своего личного вклада, в жизнь общества.
    7. Желание улучшить свои личностные качества.

Адаптивная физическая культура должна позволить приобрести умения и навыки, качества и  способности  необходимые в любом виде человеческой деятельности.

 

Глава 2   Структура АФК

2.1 Основные компоненты (виды) и функции   АФК

Адаптивное физическое воспитание (образование) – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности индивида с отклонениями в состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в формировании положительного и активного отношения к АФК. Содержание адаптивного физического воспитания (образования) направлено на формирование у инвалидов и людей с отклонениями  в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека; на более полную реализацию его генетической программы и, наконец, на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.

Страницы:123следующая →
Описание работы
Адаптивная - это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо - функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Адаптивная физкультура уже получила широкое распространение во многих зарубежных странах. Хорошо подготовленных профессионалов в этой области ждут в поликлиниках и больницах, санаториях и домах отдыха, оздоровительных и реабилитационных центрах, в учебных заведениях.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………1
Глава 1 Теоретическая часть АФК.....................................................................2
Адаптивная физическая культура как наука……………………………....2
Адаптивная физическая культура как научная дисциплина………………3
1.3 Цели и задачи АФК…………………………………………………………..5
Глава 2 Структура АФК………………………………………………………….7
2.1 Основные компоненты (виды) и функции АФК…………………………...7
2.2 Основные принципы АФК…………………………………………………..13
Глава 3 АФК в реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов………………………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………18
Список литературы…………………………