Адаптивная физическая культура

Дата добавления: 15 Декабря 2011 в 11:26
Автор: t***********@mail.ru
Тип работы: реферат
Скачать полностью (21.15 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Введение.docx

  —  23.52 Кб

Введение

Рост инвалидности населения в большинстве стран  мира, связан с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки и другими причинами.

По данным ООН, в  мире насчитывается примерно 450 миллионов  людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа жителей нашей планеты. Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число  таких жителей в мире достигает 13% .

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно  уровню своего развития, приоритетам  и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении  инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как  социальным злом в конечном итоге  определяются не только степенью понимания  самой проблемы, но и существующими  экономическими ресурсами.

Принято условно  разделять ограничения функций  по следующим категориям:

  • нарушения статодинамической функции (двигательной),
  • нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции,
  • сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания),
  • психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).

Кроме того, законом  определяются различные степени  нарушений по каждому их виду, в  зависимости от этого делается вывод о категории и сроки инвалидности: от первой степени (наименьшее ограничение) до третьей (наибольшее ограничение). Статус подтверждается справкой, выдаваемой на 1-2 г, иногда на больший срок. [5]

1.3 Адаптивная физическая культура как фактор социального здоровья лиц с ограниченными возможностями

Цель  адаптивной физической культуры.

Система мероприятий  по восстановлению или компенсации  физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального  состояния организма, улучшению  физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и  методами адаптивной физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки. Достигается цели в решении взаимосвязанных  оздоровительных, развивающих, образовательных  и воспитательных задач.

К задачи адаптивной физической культуры относятся:

1. оздоровительная;

2. воспитательная;

3. развивающая.

Считается, что для выполнения этих задач общее время учебно-тренировочных занятий по дисциплине «Физическая культура» и дополнительных самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом для каждого студента должно составлять не менее 5 часов в неделю.

Средства  физической культуры.

 Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизни организма человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями (телесными движениями), большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В сочетании с использованием естественных сил природы (солнце, воздух и вода), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состоянии длительные годы.

Объект познания и преобразования в адаптивной физической культуре не здоровые, а больные  люди, в том числе и инвалиды, которые утратили какие-либо функции  на достаточно длительный срок, а зачастую - навсегда (например, лица, перенесшие ампутацию конечностей, удаление пораженного органа и др.).

Все это требует  значительной, а иногда принципиальной трансформации (приспособления, коррекции, или, по-другому, адаптации) задач, принципов, средств, методов, организационных  форм.

Именно своей ориентацией  на хронических больных и инвалидов  адаптивная физическая культура отличается от одного из разделов (видов) общей  физической культуры, который называется "оздоровительно-реабилитационная, или лечебная физическая культура" [9] или "двигательная реабилитация" [3]. Данный раздел, как отмечает Б.В. Евстафьев, посвятивший специальную  монографию анализу основных понятий  в теории физической культуры, в  качестве главной цели предусматривает  «... восстановление временно утраченных функций после заболевания, травм  и т.д.».

По сложившейся  в нашем обществе системе мировоззренческих  взглядов, инвалидами и лицами с  устойчивыми отклонениями в состоянии  здоровья должны заниматься представители  здравоохранения, социального обеспечения, образования, но не физической культуры.

Немаловажную роль в сложившейся ситуации играет недостаточная  разработанность теоретических, концептуальных проблем физической культуры инвалидов.   

В отличие от адаптивной физической культуры медицинская реабилитация в большей степени направлена на восстановление нарушенных функций организма, а не на максимальную самореализацию человека в новых условиях, что требует от больного или инвалида значительно большей активности и самостоятельности. Кроме того, используемые в реабилитации средства, так или иначе, ориентированы на составляющие традиционной медицины: медицинскую технику, массаж, физиотерапию, психотерапию, фармакологию и т.п., а не на естественные факторы - движение, здоровый образ жизни, рациональное питание, закаливание и др.

ЛФК как метод  комплексного лечения, использует нозологический принцип по наиболее важным заболеваниям, органно-системный подход при дифференциации частных вопросов и отражает задачи конкретных направлений в отечественной  медицине. Более того, как считают  специалисты, даже физическая культура и спорт являются организованной формой вторичной профилактики, необходимой  для сохранения результатов, достигнутых  в процессе лечения больных.

Адаптивную физическую культуру нельзя сводить только к  лечению и медицинской реабилитации. Она является не только и даже не столько средством лечения или  профилактики конкретных болезней, сколько одной из форм, составляющих полноценную жизнь человека в его новом состоянии, образовавшемся в результате травмы или болезни. Адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация и другие виды адаптивной физической культуры как раз и ставят задачи максимального отвлечения от своих болезней и проблем в процессе соревновательной или рекреационной деятельности, предусматривающей общение, развлечение, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни.

На значительное расширение сферы традиционной медицины, опьяненной успехами в лечении ранее  неизлечимых болезней и спасении умирающих и "видящих" только в  этом главную задачу служения людям, направлены такие ее "ветви", как  валеология [1, 10] и профилактическая медицина [12].

Однако, подчеркивая, что в отличие от медицины, занимающейся больными, валеология - это наука о здоровье здоровых людей, а также находящихся в состоянии предболезни или имеющих факторы риска, И.И. Брехман - один из авторов и инициаторов ее появления, по существу, как бы по инерции исключает хронически больных и инвалидов из числа тех, для кого она предназначена. Хотя, безусловно, он, скорее по сложившейся традиции, забывает эту категорию населения, нежели полагает, что валеология и вообще валеологический подход к жизни им не нужны. Как это ни парадоксально, но здесь повторяется ситуация, сложившаяся в сфере физической культуры. Те люди, для которых и валеология, и физическая культура нужны более чем для кого бы то ни было, оказываются за "бортом" их концептуальных схем.

Таким образом, отмечая  несомненную пользу современных  технологий профилактической медицины для инвалидов, подчеркнем, что адаптивная физическая культура предполагает значительно  более широкое привлечение средств  и методов данного вида культуры, являющегося базой, основой социализации личности инвалида, его адаптации  к трудовой деятельности или переквалификации и вообще саморазвития, самовыражения  и самореализации.

Таково место адаптивной физической культуры среди дисциплин, активно использующих движение в  работе с различными контингентами  населения.

Что же касается других дисциплин, занимающихся проблемами лиц, имеющих отклонения в состоянии  здоровья, и инвалидов (тифло -, сурдо -, олигофренопедагогика, логопедия и др.), то в них те или иные компоненты физкультурно-спортивной деятельности практически не используются. Это объясняется предметом этих дисциплин, специфическими целями, задачами, средствами и методами.

Основная задача адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим  силам, твердой уверенности в  них, готовности к смелым и решительным  действиям, преодолению необходимых  для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также  потребности в систематических  занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии.

Если вспомнить  терминологию, предлагаемую Л.П. Матвеевым [9], то следует учесть, что в содержание адаптивного физического воспитания (образования) включено также содержание адаптивной базовой (школьной) и адаптивной профессионально-прикладной физической культуры.

Адаптивный  спорт. Содержание адаптивного спорта (как базового, так и высших достижений) направлено, прежде всего, на формирование у инвалидов (особенно талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных видах в состязаниях с людьми, имеющими аналогичные проблемы со здоровьем.

Адаптивный спорт  в настоящее время развивается  преимущественно в рамках крупнейших международных Параолимпийского и  Специального олимпийского движений.

Основная задача адаптивного спорта заключается  в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому  опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и  других ценностей физической культуры.

2.4 Практические рекомендации  по реабилитации.

· Упражнения для  растягивания мышц, снятия напряжения в мышцах, расширения диапазона движений, профилактика тератогенеза

Пример: исходное положение (далее И.П.): стоя на коленях на полу перед мячом, с опорой рук на мяч. Поочередно, поднимаясь на каждую ногу, встать на обе ноги, прокатиться  по мячу вперед и вернуться назад  в И.П.

· рефлекторные упражнения: для развития опорной функции  стоп

Пример: Указательным и средним пальцами захватить  ступни, а большим пальцем нажать на подошву у основания пальцев - это вызывает сгибание стопы. Затем  провести с нажимом по внутреннему  краю стопы к пятке и по наружному  краю - к мизинцу. Происходит разгибание стопы.

Для укрепления опороспособности рекомендуется ежедневно проводить  точечный массаж стопы: надавить кончиком пальца в месте перехода тыла стопы  в голень. Это вызывает тыльное  сгибание стопы.

· Тренировка равновесия при сохранении определенной позы

Пример: сидя на стуле, попытаться сохранить исходное положение, сопротивляясь подталкиванием взрослого  за плечи, туловища и наклонам

· Упражнения для  формирования вертикального положения  головы

Пример: И. п. лежа на спине: при помощи погремушки, яркой  игрушки или щелканья пальцами стимулировать  повороты глазами и головой влево - вправо, круговые движения по часовой стрелке и против, сгибание и разгибание головы.  
 

Список литературы:

1. Атаев З.М., Крупина Т.Н., Воронина С.Г., Богомолов В.В. Восстановительное лечение постгиподинамических состояний: Метод. реком. М., 1977. - 33 с.

2. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. - М.: Медицина, 1979. - 259 с.

3. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье /2-е изд., доп., перераб. - М.: ФиС, 1990. - 208 с.

4. Быховская И.М.  Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. - М.: ГЦОЛИФК, ОС РАН, 1993. - 179 с.

5. Виноградов В.И., Калинина И.В. Особенности артериаль ного давления у больных с культями конечностей //Протезирование и протезостроение. Сб. тр., вып. 85. - М.: ЦНИИПП, 1989, с. 41-46.

6. Выдрин В.М. Методические  проблемы теории физической культуры  Теория и практика физической  культуры, 1984, № 6, с. 10-12.

7. Детская спортивная  медицина: Руководство для врачей. Изд. 2-е /Под ред. С.Б. Тихвинского и С.В. Хрущева. - М.: Медицина, 1991. - 558 с.

Страницы:12следующая →
Описание работы
Рост инвалидности населения в большинстве стран мира, связан с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки и другими причинами.
Содержание
содержание отсутствует