Адаптация детей к физическим нагрузкам в условиях среднегорья

Автор: Сабира Енокаева, 03 Декабря 2010 в 21:10, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования учащиеся средней общеобразовательной школы № 5 г. Карачаевска и СОШ с. Верхняя Теберда.
Предмет исследования: адаптационные механизмы организма детей к физическим нагрузкам в условиях среднегорья.
Цель дипломной работы – изучение и исследование адаптации при физических нагрузках детей и подростков.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить методологические основы адаптации детей и подростков к физическим нагрузкам.
2. Определить адаптацию учащихся к физической нагрузке в усло-виях среднегорья.
3. Оценить состояние здоровья и физического развития учащихся.
4. Сравнить уровни адаптации и состояния здоровья городских и сельских школьников.
5. Разработать практические рекомендации по повышению уровня адаптации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 2
1.1. Проблема адаптации детей к физическим нагрузкам 2
1.2. Общие закономерности адаптации организма человека к различным условиям 2
1.3. Теоретические основы физиологических адаптаций в горных условиях 2
1.4. Тренированность как специфическая форма адаптации к физическим нагрузкам. Возрастные особенности развития тренированности 2
ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 2
2.1. Задачи исследования 2
2.3. Результаты исследования. 2
2.4. Результаты исследования методом «Пульсометрия» 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2
ПРИЛОЖЕНИЯ 2

Работа содержит 1 файл

Дипломная_Адаптация серднегорье.doc

— 1.21 Мб (Скачать)

     Задачи, стоящие перед физическим воспитанием школьников могут быть решены, только на основе общефизической подготовки. Это означает что во время уроков физкультуры необходимо развивать все без исключения двигательные качества, не отдавая предпочтения развитию только координационных и скоростных способностей.

     Включение в структуру урока для школьников упражнений, развивающих общую и статическую выносливость силу и скоростно-силовые качества, обеспечивают высокий тренировочный эффект, способствует существенному повышению двигательной подготовленности и выполнению нормативов. Физиологически обоснованы широкое использование  в физическом воспитании школьников продолжительных беговых нагрузок умеренной интенсивности и адекватных статических упражнений.

     Многолетние физиологические исследования позволили разработать методику применения статических напряжений на уроках физкультуры, апробировать комплекса статических упражнений для детей. Использование этих упражнений повышает приспособительные возможности организма школьников и положительно влияет на деятельность и развитие двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Использование упражнений развивающих статическую и силовую выносливость может служить важным фактором в профилактике нарушений осанки, часто встречающихся в настоящее время у детей школьного возраста.

     Адаптация к физическим нагрузкам для школьников и студентов очень полезно  для их будущего здоровья и жизнедеятельности. Каждый человек должен знать свою меру тренировки и расслабления, т.е. отдыха. Без адаптации к физическим нагрузкам ученик получит хроническую перетренированность, что приведет к нарушению важнейших систем организма.

     По  данным проведенных исследований можно  сделать следующие выводы:

  1. Педагогическое наблюдение показало,  что учащиеся СОШ с. Верхняя Теберда имеют более высокий уровень адаптации к физическим нагрузкам,  нежели их сверстники из школы №5 г. Карачаевска. Это может быть вызвана в связи с тем фактором,  что за последние годы физическая подготовка учащихся ухудшается из за состояния детей,  что вызвана,  главным образом экологическим дисбалансом. К примеру,  состояние детей,  постоянно живущих в городе хуже,  чем состояние детей,  проживающих в сельской местности. В связи  с этим сердцебиение у городских детей завышенная и малейшая физическая нагрузка может вызвать сложность.
  2. По данным исследованиям,  проведенного методом «индекс Руфье» можно отметить,  что результат «удовлетворительно» в результатах тестирования учащихся В.Тебердинской школы мало,  что свидетельствуют о хорошем,  твердом уровне адаптации к физической нагрузке; что касается результатов «хорошо» выше, а  «отлично» чуть ниже,  что свидетельствует о хорошем уровне в адаптации. Необходимо отметить,  что среди результатов тестирования городских учащихся не малая часть протестированных детей умеет лишь удовлетворительный результат.

    Это говорит о том,  что эти дети с большим трудом адаптируются к  вводу новых физических нагрузок. Таким образом,  можно предположить,  что дети из сельской местности наиболее подготовлены к принятию новых,  более тяжелых физических нагрузок в условиях среднегорья. Это обусловлено тем, что сельские школьники приспособлены к тяжелому физическому труду, у них развита специфическая адаптация, сводящаяся к перестройке мышечной массы, в соответствии с повышенной функцией.

  1. Человек с низким уровнем адаптацией зачастую переоценивает свои возможности принятия физических нагрузок,  что может привести к травмам. Все это надо учитывать на занятиях по физической культуре.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

 

     На  основе приведенных выше выводов можно порекомендовать:

  • создание новых физических упражнений с учетом уровня адаптации человека к среднегорью;
  • повышение творческого потенциала учителя и тренера школы и непременно,  повышения квалификации педагогов физического воспитания;
  • введение систематического контроля занимающихся;
  • финансирование школ на усовершенствование залов и внедрение новых тренажеров в процессе физической подготовки;
  • введение в уроки физкультуры таких специальностей как «гимнастика»;
  • учителям физической культуры разрабатывать дифференцированные учебные программы с учетом возрастных, индивидуальных качеств учеников, уровня их адаптаций к условиям среднегорья.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1.  Агаджанян  Н.А., Петрова П.Г.  Человек в условиях севера.- М.: «КРУК», 1996.-208с.
  2. Айдаралиев А.А. Максимов А.Л. Определение уровня физической работоспособности человека в условиях высокогорья (Методические рекомендации). – М.: 1980.
  3. Айдаралиев А.А. Физиологические механизмы адаптации и пути повышения резистентности организма к гипоксии., Фрунзе, Илим,1978
  4. Бальк Арно. Гимнастика для вашего здоровья. – М.: Медицина,1999
  5. Бернштеин Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медицина, 1966.
  6. Большая медицинская энциклопедия.  Том 23 стр.386-389.
  7. Борикова Л.В.; Виноградова Н.А. Пишем реферат,  доклад, выпускную квалификационную работу: Учеб.пособие для студ. –М.: Издательский центр «Академия», 2000.-128с.
  8. Вайнер Э.Н. «Валеология : Учеб. Для Вузов.- М.: ФЛИНТА: Наука,2001.
  9. Верхошанский Н.К. Основы специальной подготовки в спорте.- М.:ФиС, 1970.
  10. Воробьев А.Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке. Изд.2-е.- М.: ФиС,1977
  11. Джоробеков Б. Применение методов статистической классификации для исследований адаптационных возможностей человека в условиях высокогорья. Автореферат диссертации к.б.н., Алма-Ата, 1988г.
  12.    Жилов Ю.Д., Куценко Г.И., Назарова Е.Н. Основы медико-биологических знаний./ Под ред. Ю.Д.  Жилова. Учебник . – М.: Высшая школа, 2001 –256 с. Ил.
  13. Ильина Л.П. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней:   Учеб.- метод. Комплекс/ Ин-т развиьтия образования. Центр дистанцион. Образования. Педаг. Ин-т ЯГУ – Якутск: Изд-во ИРО МО РС (Я),1999.-88с.
  14. Карман В.Л. Спортивная медицина. - М.: Изд. “Физкультура и спорт”, 1980
  15. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. Пособие для учителя/Под. Ред. В.Н Кардащенко.-М.: Просвещение, 1986. –176с.
  16. Лоловей Л.А. Рыбалко ЕФ. «Практикум по возрастной психологии: Уч. Пособие, - СПб.: Речь 2002.
  17. Озеров В.П. « Психомоторные способности человека».- Дубна: Феникс +, 2002.
  18. Попов А.Л. Спортивная психология: Уч. Пособие для спорт. ВУЗов –3-е изд. –М.: Московский психолого-социальный институт : Флинта,2000.
  19. Пусть ребенок растет здоровым ! –М.: Просещение, 1975.-95с.
  20. Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л. Физическая культура: Уч. Пособие для студентов.- М.: Мастерство, 2002.
  21. Соковня -Семенова  М.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков к методике преподования медицинских знаний: Уч. Пособие для студентов.-М.: Академия, 1999.
  22. Уфлянт Ю.М. Физиология двигательного аппарата человека.- Л.: Медицина,1965
  23. Физическая культура в семье. Изд-е 3-е, перераб.и доп.- М.: ФиС,1973.-368с.ил
  24. Чумаков Б.Н. Валеология: Учеб пособие.- 2-е изд. Испр. И доп.- М. : Педагогическое общество России, 2000.-407с.
  25. Шамаев Н.К. Как заниматься самостоятельно физической культурой в условиях Якутии. Методические рекомендации./ В надзагл.: Госкомспорт Якутской –Саха ССР-1991.
  26. Шамаев Н.К. Основы методики урочной системы физического воспитания в школах севера.: Учеб. Пособие. Якутск: Изд-во Якутского университета, 1999. 120с.
  27. Шамаев Н.К. Особенности методики физического воспитания в условиях севера. Якутск .: Изд-во Якутского госуниверситета. 1996.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1 

     Сравнительный анализ тестирования методом «Индекс Руфье»

Некоторые конкретные результаты: 

Уровень индекса Руфье
Удовлетворительно Хорошо отлично
Карачаевск В.Теберда Карачаевск В.Теберда Карачаевск В.Теберда
7 3 10 11 3 6
35% 15% 50% 55% 15% 30%
 

     На  основании результатов построены диаграммы:

 

 
 

 
 
 

Приложение 2

Вопросы для анкеты 
 

     Вопросы анкеты      СОШ
     1. Ваш возраст?       
     2. Как вы проводите свое свободное время?

     А) смотрю телевизор;

     Б) играю на компьютере;

     В) помогаю родителям по дому

      
     3. Если помогаете, то  в чем  заключается ваша работа по дому?

     А) помогаю присматривать за дом. скотом

     Б) заготовка дров, топка печи

     В) работаю в доме

      
     4. Делаете ли вы утреннюю зарядку?

     А) да

     Б) нет

      
     5. Где вы провели лето?

     А) в спортивном лагере

     Б) в трудовом лагере

     В) на сенокосе

     Г) дома

      
     6. Часто ли вы купались летом?

     А) часто

     Б) иногда

     В) нет

      
     7. Часто вы летом играли в  подвижные игры (волейбол, баскетбол и т.д.)?

     а) часто

     Б) иногда

     В) нет

      
     8. Ходите ли вы на охоту?

     А) да

     Б) нет

      
     9. Ходите ли вы на рыбалку?

     А) да

     Б) нет

      
     10 Собираете ли вы ягоды, грибы?

     А) да

     Б) нет

      

Информация о работе Адаптация детей к физическим нагрузкам в условиях среднегорья