Адаптация детей к физическим нагрузкам в условиях среднегорья

Автор: Сабира Енокаева, 03 Декабря 2010 в 21:10, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования учащиеся средней общеобразовательной школы № 5 г. Карачаевска и СОШ с. Верхняя Теберда.
Предмет исследования: адаптационные механизмы организма детей к физическим нагрузкам в условиях среднегорья.
Цель дипломной работы – изучение и исследование адаптации при физических нагрузках детей и подростков.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить методологические основы адаптации детей и подростков к физическим нагрузкам.
2. Определить адаптацию учащихся к физической нагрузке в усло-виях среднегорья.
3. Оценить состояние здоровья и физического развития учащихся.
4. Сравнить уровни адаптации и состояния здоровья городских и сельских школьников.
5. Разработать практические рекомендации по повышению уровня адаптации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 2
1.1. Проблема адаптации детей к физическим нагрузкам 2
1.2. Общие закономерности адаптации организма человека к различным условиям 2
1.3. Теоретические основы физиологических адаптаций в горных условиях 2
1.4. Тренированность как специфическая форма адаптации к физическим нагрузкам. Возрастные особенности развития тренированности 2
ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 2
2.1. Задачи исследования 2
2.3. Результаты исследования. 2
2.4. Результаты исследования методом «Пульсометрия» 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2
ПРИЛОЖЕНИЯ 2

Работа содержит 1 файл

Дипломная_Адаптация серднегорье.doc

— 1.21 Мб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 
 

«Карачаево-Черкесский государственный университет

им. У.Д. Алиева» 

Факультет физической культуры

Кафедра теоретических основ физической культуры 

Дипломная работа 
 

Адаптация детей к физическим 
нагрузкам в условиях среднегорья
 
 

Автор:

Студент 5 курса 

дневного отделения

Батчаев Мурат Умарович 

____________________________________

                                 (подпись)

Работа  допущена к защите

Завкафедрой теоретических основ физической культуры

доц. Джанкезов Х.Б. 

____________________________________

(подпись) 

Научный руководитель:

Ст. преп. Енокаева С.С. 

____________________________________

                                 (подпись)

 
Дата  защиты

«___» ________________ 2010 г.

Рецензент:

д.п.н., проф. Эбзеев М.М. 

____________________________________

                                 (подпись)

 
 
Оценка _____________
 
 
 
 

Карачаевск – 2010 г.

 

Оглавление 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Здоровье  народа среди основных жизненных  приоритетов одна из наименее защищенных сторон жизни россиян. Особое беспокойство вызывает состояние здоровья детей.

     60 % учащихся страдают хроническими простудными заболеваниями, более 20 % - заболеваниями сердечно-сосудистой системы, почти столько же страдают миопией, около 30 % - нарушениями обмена веществ (преимущественно ожирением), 60% имеют деформации опорно-двигательного аппарата [13].

     Не  секрет, что в настоящее время  в учебных заведениях возрастает распространенность табакокурения, наркомании, алкоголизации учащихся. Особой группой  риска является именно подростковый возраст.

     Снижается физическая подготовленность детей. Значительная часть учащихся неспособна выполнить минимальные нормативы. Все большее число юношей – выпускников школы непригодны к службе в Вооруженных силах.

     Актуальность темы характеризуется существенными изменениями социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений, которые оказали влияние на преобразование современной школы. Качественное обновление содержание педагогического образования направлено на развитие и самоопределение будущего учителя гуманистической ориентации.

     Одной из задач ее является воспитание здорового  поколения обеспечиваемое через привитие каждому ребенку основных понятий о здоровом образе жизни и правильном поведении в условиях возможного риска для жизни человека в быту и меняющейся экологической (природной) среде.

     Требования  Государственного образовательного стандарта  к уровню знаний педагогов включают:

  • осознание педагогом здоровья как ценности;
  • владение системой знаний о взаимосвязях здоровья человека с социальной и природной средами;
  • усвоение знаний и умений по охране и укреплению здоровья детей и подростков (уметь управлять здоровьем детей), а также правильном поведении в опасных для жизни ситуациях и т.д.

     Статистикой доказано, что люди спортивного склада, тренирующиеся или регулярно занимающиеся физической культурой, обращаются за медицинской помощью или консультативным лечением в среднем в 4 раза реже и болеют в 2 раза реже, чем люди, спонтанно (по настроению) занимающиеся, и в 3 раза реже, чем не занимающиеся ею вовсе на протяжении всей активной жизни.

     Адаптация – это физиологическое приспособление строения и функций организма, изменений  его органов и клеток в соответствии с условиями окружающей среды. Проблема адаптации необычайно широка и многогранна, охватывает сферу интересов биологов, физиологов и медиков. Биология и экологическая физиология занимаются изучением видовой приспособляемости. Физиология исследует индивидуальную адаптацию, ее формирование и механизмы. Представление об адаптативных особенностях человека, резервах организма, понимание механизмов нарушений его функций должно лежать в основе мышления каждого педагога [1].

     Адаптацией  можно управлять, то есть способствовать повышению выносливости своего организма – эту цель должны ставить перед собой педагоги. Наиболее эффективным средством повышения сопротивляемости организма болезням и неблагоприятным влиянием среды являются регулярные занятия физической культурой и закаливанием.

     Карачаево-Черкесская Республика отличается особыми горными климатическими условиями (высота над уровнем моря по республике колеблется от 500 до 2500 м над уровнем моря). Основное население республики проживает на среднегорье от 1000 до 3000 м. над уровнем моря.

     Принимая  во внимание все вышеуказанное, темой дипломной работы выбрана проблема адаптации детей к физическим нагрузкам в условиях среднегорья.

     Объектом  исследования учащиеся средней общеобразовательной школы № 5 г. Карачаевска и СОШ с. Верхняя Теберда.

     Предмет исследования: адаптационные механизмы организма детей к физическим нагрузкам в условиях среднегорья.

     Цель дипломной работы – изучение и исследование адаптации при физических нагрузках детей и подростков.

     Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить методологические основы адаптации детей и подростков к физическим нагрузкам.
  2. Определить адаптацию учащихся к физической нагрузке в условиях среднегорья.
  3. Оценить состояние здоровья и физического развития учащихся.
  4. Сравнить уровни адаптации и состояния здоровья городских и сельских школьников.
  5. Разработать практические рекомендации по повышению уровня адаптации.

     Гипотеза  исследования: Предполагается, что изучение проблемы адаптации детей и подростков к физическим нагрузкам даст учителю и тренеру индивидуальный подход к занимающимся.

     Научная новизна исследования состоит в том, что:

  1. Уточнены и конкретизированы понятия: адаптация, общие закономерности адаптации, адаптация к физическим нагрузкам;
  2. Обоснованы физиологические и биохимические механизмы адаптации;
  3. Разработаны подходы к более продуктивному использованию механизмов управлению адаптацией.
 

     Теоретическая значимость:

  1. определены механизмы и критерии адаптации к факторам среды;
  2. разработаны технологии адаптации к физическим нагрузкам у учащихся;
  3. выявлены особенности физической подготовленности учащихся повышающие приспособительные возможности организма.

     Практическая  значимость: проведенное исследование и анализ работы посодействует начинающим учителям и тренерам, а также будущим специалистам.

     Теоретические и методологические основы исследования. Данная работа основана на методической литературе таких авторов как Л.П. Ильиной; Дж. К. Уилмора; Д.Л. Костилла; Н.К. Шамаева; Н.А. Агаджанян, А.П. Петрова; В.П. Казначеева; Н.Р. Деряпа; В.Г. Кривошапкина и др.

     Также был собран и использован практический материал на базе средних общеобразовательных школ №5 г. Карачаевска и с. Верхняя Теберда.

     Методы  исследования:

  • анализ специальной литературы по вопросам общих, общеметодических и специфических принципов обучения и воспитания;
  • комплекс диагностических методов (наблюдения, беседа, анализ документов планирования учебно-воспитательной работы в школе, экспертная оценка);
  • эксперимент, качественный и статистический анализ результатов.
  • Математическая обработка.

     Структура дипломной работы: состоит из введения, 2 глав, заключения, практических рекомендаций, списка использованной литературы, приложения.

 

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.1. Проблема адаптации детей к физическим нагрузкам

     Проблема  адаптации детей и подростков к физическим нагрузкам рассматривается в учебнике Дж. Х. Уилмара и Д.Л. Костилла «Физиологии спорта и двигательной активности». В учебнике освещена роль нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой и респираторной систем в регуляции обменных процессов. Рассмотрено влияние факторов окружающей среды на двигательную активность, изложены пути оптимизации мышечной деятельности спортсмена. Проанализировано воздействие различных объемов тренировочных занятий и питания на двигательную активность. Изменение уровня мышечной деятельности, обусловленные процессом старения и способы поддержания адекватного уровня физической подготовленности с помощью физической активности. Подробно рассмотрены реакции организма на двигательную активность.

     Автор Ильина Л.П. в учебно-методическом комплексе  Основы здорового образа жизни приводит тезисы ЗОЖ, и программу и материалы по изучению курса. «Основы здорового образа жизни и профилактика болезней» – одна из валеологических дисциплин для подготовки педагогов. Любовь к физкультуре к спорту движению закладывается с детства. Нужно поощрять «подталкивать» и направлять стремление к занятиям физкультурой, чтобы зарожденная в виде инстинкта радость в движении, сохранялась на всю жизнь. Закаливание, тренировка, укрепление повышение функциональных возможностей человека с первых шагов дает возможность воспитать цельную личность с устойчивой нервной системой физически крепкую, адаптированную к различным невзгодам, взлетам и падениям, которые могут встретиться на жизненном пути.

     Серия книг «Адаптация человека в различных  климато-географических и производственных условиях» под редакцией В.П.Казначеева, Н.Р. Деряна и др., содержит ряд материалов по общим и частным вопросам адаптации. В работах освещены генетические, социально-гигиенические, психологические, биоклиматические аспекты адаптации человека. А также включают материалы, посвященные разработке критериев оценки состояния различных систем организма на разных этапах адаптации. Сборник тезисов докладов содержит разнообразные материалы, посвященные механизмам и критериям адаптации к факторам среды в различных климато-геграфических условиях. Включены также многочисленные сообщения о дезадаптационных нарушениях организма и о вопросах прогнозирования профилактики.

     В учебнике авторов Жилова Ю.Д., Куценко  Г.И., Назаровой Е.Н. «Основы медико-биологических знаний» изложены современные сведения о гигиене и возрастной физиологии, о здоровом образе жизни, о факторах. Формирующих и разрушающих здоровье детей и подростков. Подробно излагаются правила безопасного поведения учащихся в социальной природной и техногенной средах и оказании первой медицинской помощи.

       В учебнике автора Чумакова  Б.Н. Валеология подробно анализируются данные по социальной медицине, физиологии, двигательной активности, питанию, психо-гигиене. Рассматриваются вопросы интимных отношений, культуры общения в быту.

1.2. Общие закономерности адаптации организма человека 
к различным условиям

      1.2.1. Механизмы адаптации

     Первое  соприкосновение организма с  измененными условиями или отдельными факторами вызывает ориентировочную реакцию, которая может перейти в генерализованное возбуждение параллельно. Если раздражение достигает определенной интенсивности, это приводит к возбуждению симпатической системы и выделению адреналина.

Информация о работе Адаптация детей к физическим нагрузкам в условиях среднегорья