Жизненный цикл семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 18:13, реферат

Описание работы

Динамика семьи. Сущность понятия «жизненный цикл семьи». Стадии жизненного

цикла семьи. Стадии супружеских отношений. Кризисы семейной жизни. Задачи

развития семьи. Стадии родительства.

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 24.78 Кб (Скачать)

     При  анализе стадий развития супружеских  отношений выделяются: молодое

супружество, супружество  среднего возраста и супружество  зрелых лет.

     Молодое  супружество продолжается менее  пяти лет. Возраст супругов -

от 18 до 30 лет. В этот период они привыкают друг к другу, покупают мебель и

предметы обихода, часто не имеют собственной квартиры и живут с родителями

одного из них. Со временем появляется квартира, которая  постепенно

обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги  ожидают детей, с

рождением которых  возникают обязанности, связанные  с уходом и заботой о них. В

профессиональной  области молодые супруги только приобретают какую-либо

квалификацию, постепенно они достигают определенного  положения, адаптируются к

новой семейной обстановке. Жена некоторое время находится  в декретном отпуске.

Совместная жизнь  требует немалых затрат, в том  числе психологических, поэтому

их материально  и «морально» поддерживают родители.

     Супружество  среднего возраста длится 6—14 лет.  В этот период люди

экономически активны, занимают стабильное общественное положение  и избавлены от

необходимости приобретения квартиры, мебели и т.д. В доме уже  нет маленьких,

дети - школьники  или студенты - становятся все более  самостоятельными. Жена

помимо обязанностей по дому может значительно больше времени отдавать

профессиональной  деятельности.

     Супружество  зрелого возраста наступает после  15 и длится до 25 лет. В

семье уже взрослые дети, супруги остаются одни или  привыкают жить с их семьями

и воспитывать внуков.

     Для  супружества пожилого возраста  характерно снижение

производительности  труда и увеличение проблем, связанных  со здоровьем. Брак,

как правило, стабилен. Супруги нуждаются в помощи и  боятся потерять друг друга.

Отношения между  ними такие, какими они сложились  в течение долгой совместной

жизни. В это время  уже тяжело что-либо менять. Сужение  социальных контактов

иногда усиливает  давление на взрослых детей, особенно при совместном их

проживании, что может  служить причиной возникновения  конфликтов.

     При  прохождении семьи от стадии  к стадии она переживает закономерные 

кризисы развития, подобно  тем, которые в своем становлении  испытывают

организм, личность и социальные группы.

     Наличие  проблем у членов семьи может  быть связано с необходимостью  перехода

семьи на новую стадию развития и адаптации к новым  усло­виям. Обычно наиболее

стрессогенными являются стадия, когда появляется первый ребенок, и стадия,

когда структура  семьи нестабильна в связи  с «приходом» одних членов семьи  и

«уходом» других. Даже позитивные изменения могут  приводить к стрессу семьи.

     Неожиданные  и особенно травматические переживания,  такие как безработица,

ранняя смерть или  рождение позднего ребенка, могут затруд­нять  решение задач по

развитию семьи  и переходу ее на новую стадию. Ригидный и дисфункциональный

стиль взаимоотношений  в семье также увеличивают  вероятность того, что даже

нормальные семейные изменения будут переживаться как  кризис. Ситуативные

изменения в семье  рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормальные».

Нормальные изменения  в семье - это такие трансформации, которые семья может

ожидать. А «ненормальные», наоборот, внезапны и неожиданны, как, например,

смерть, самоубийство, болезнь, бегство и др.

     По  мнению Д. Леви (1993), существуют  следующие типы ситуативных

изменений в семье:

     1.                 «выбывание» (утрата членов семьи  по различным причинам);

     2.                 «прирост» (пополнение состава  семьи в связи с рождением,

усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы);

     3.                 изменения под влиянием социальных  событий (экономическая

депрессия, землетрясение  и т. п.);

     4.                 биологические  изменения (половая  зрелость,

климактерический  период и т. д.);

     5.                 изменение стиля жизни (уединение,  переезд, безработица и

т.д.);

     6.                 «насилие» (кража, изнасилование,  избиение и т. д.).

     В отличие  от ситуативных, стрессы, связанные  с кризисами развития, в

литературе определяются как «нормативные» (Burnham J. В., 1991).

Именно в этих точках прежние способы достижения целей, применявшиеся в семье,

уже не удовлетворяют  возникшие у ее членов новые потребности. Исследования ЖЦС

показали, что в  моменты нормативных стрессов семьи  нередко возвращаются к

ранним моделям  функционирования (механизм «регрессии») либо останавливаются в

своем развитии, фиксируясь на определенном этапе (механизм «фиксации»).

Поэтому был сделан вывод о необходимости внимательного  изучения переходных

периодов от одной  стадии ЖЦС к другой. Нередко семейные проблемы оказываются

связанными не с  каким-либо внешним стрессогенным  фактором, а с регрессией и

фиксацией на предыдущей фазе ЖЦС (Nichols M. Р., 1984).

     Больше  значение исследователи придают  следующим переходным периодам.

     0-1. Принятие  на себя супружеских обязательств.

     1-2. Освоение  супругами родительских ролей.

     2-3. Принятие  факта появления в семье новой  личности.

     3-4. Включение  детей во внешние социальные  структуры (детские учреждения).

     4-5. Принятие  факта вступления ребенка в  подростковый период.

     5-6. Экспериментирование  семьи с независимостью подростка.

     7-8. Уход  детей из семьи и необходимость  для супругов вновь остаться  вдвоем.

     8-9. Принятие  факта ухода на пенсию и  старости.

     В развитии  супружеских отношений выделяют  два основных критических периода.

Первый наступает  между третьим и седьмым годами супружеской жизни и

продолжается в  благоприятном случае около года. Его возникновению способствуют

такие факторы:

•              исчезновение  романтических  настроений,

активное  неприятие  контраста в поведении партнера в период влюбленности и в

повседневном семейном быту;

•              рост числа ситуаций, в которых  супруги

обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию;

•              более  частые  проявления отрицательных  эмоций,

возрастание напряженности  в отношениях между партнерами.

     Второй  кризисный период наступает примерно  между семнадцатым и двадцать  пятым

годами совместной жизни. Он менее глубокий, чем первый, и может продолжаться

несколько лет. Его  возникновение часто совпадает:

•              с приближением периода инволюции, с повышением

эмоциональной  неустойчивости,  страхами,  появлением различных  соматических

жалоб;

•              с возникновением чувства одиночества, связанного

с уходом детей; с  усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее

переживания ми по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа

сексуально проявить себя на стороне «пока еще не поздно».

     При  этом семья при прохождении  кризиса сталкивается с двумя  возможными

результатами его  исхода. Кризис является одновременно «опасностью и надеждой» -

он либо приводит к скачкообразному переходу системы  на новый, более высокий

уровень развития, требующий  новых смыслов и новых навыков; либо приводит к

разрушению системы.

     Наиболее  вероятными моментами, когда семья  будет нуждаться в психологической

или психотерапевтической помощи для продолжения своего существования, являются

как раз моменты  кризисов.

     Задачи  развития семьи

     На  каждой стадии жизненного цикла  семьи можно выделить задачи  развития.

Задачи развития семьи — это те требования, предъявляемые  внешней средой, с

которыми члены  семьи и семья как система  должны справиться для того, чтобы

семья могла успешно  развиваться дальше и становиться  более высокоорганизованной

и сложной системой. Выделяют следующие задачи развития семьи, начиная с

фазы молодой семейной пары без детей.

     /.    Молодая семья:

·                                           

дифференциация от родительской семьи; установление границ общения с друзьями и

родственниками;

·                                           

разрешение конфликта  между личными и семейными  потребно­стями.

     2.       Семья с маленьким ребенком:

·                    реорганизация семьи для выполнения новых задач;

·                    поощрение роста ребенка с

одновременным обеспечением его безопасности и родительского  авторитета;

·                    согласование личных и семейных целей.

     3.       Семья с ребенком-школьником:

·                    перераспределение обязанностей;

·                    проявление участия при наличии  проблем с учебой;

·                    распределение обязанностей для  помощи ребенку в учебе.

     4.       Семья с ребенком-подростком:

·                    перераспределение автономии и

контроля между  родителями и подростками;

·                    изменение типа родительского поведения  и ролей;

·                    подготовка к уходу подростка  из дома.

     5.       Семья как «стартовая площадка»  для ребенка:

•               сепарация ребенка от семьи;

•               корректный уход из дома;

•               поступление в колледж, на военную  или иную службу.

     6.       Семья, в основном выполнившая  свою родительскую функцию:

•               пересмотр супружеских взаимоотношений;

•               пересмотр распределения обязанностей и времени;

•               адаптация к уходу на пенсию.

     На  каждой стадии семейного цикла  родители должны не только  справляться с

трудностями воспитания детей, но и преодолевать трудности, возникающие в

супружеском взаимодействии. Семьи должны научиться преодолевать конфликты таким

образом, чтобы каждый из ее членов мог оставаться целостной  и уважающей себя

Информация о работе Жизненный цикл семьи