Взгляд молодежи на нецензурную лексику

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 10:41, практическая работа

Описание работы

Целью данного социологического исследования является изучение отношения молодежи к нецензурной лексике и причины появления бранных слов в речи непосредственно самих молодых людей.

Работа содержит 1 файл

Ходжаховой Н. С.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  Государственный  Университет

Факультет журналистики 
 
 
 
 

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ  НА ТЕМУ:

ВЗГЛЯД  МОЛОДЕЖИ НА НЕЦЕНЗУРНУЮ  ЛЕКСИКУ 
 
 

Студентки 3 курса

Вечернего отделения

Ходжаховой  Натальи  
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2009 

  1. Постановка  проблемы

     Нецензурная лексика как «запретный плод» сладок. Может быть, именно поэтому вкусить его тянет еще морально не устоявшуюся социальную структуру – молодежь.

     Молодежь  можно выделить, как социальную группу, которая гораздо чаще употребляет  нецензурную лексику, нежели остальные группы. В большинстве случаев молодые люди даже не задумываются над тем, что можно и что нельзя, так как на сегодняшний день мат воспринимается как нечто обыденное. Его даже стали называть «сленгом сегодняшней молодежи», то есть, он, так или иначе, легализовал свое положение. Использование брани – это, прежде всего, веяние действующей моды, уличной моды; но, так или иначе, человек сам решает для себя – материться или нет. Поэтому в данном социологическом исследовании будут рассматриваться первопричины появления мата в жизни нашего подрастающего поколения и отношение последнего к нецензурной лексике.

     Целью данного социологического исследования является изучение отношения молодежи к нецензурной лексике и причины появления бранных слов в речи непосредственно самих молодых людей. 

  1. Выбор и характеристика объекта

     В данном социологическом опросе предполагается опросить 25 человек, которые попадают под единую категорию – молодежь (возрастная категория – 18 – 30 лет). Следовало опросить лиц с полным высшим, неполным высшим, средне-специальным, средним образованиями, без образования, имеющих/не имеющих постоянную работу. 

  1. Интерпретация основных понятий

     В данном исследовании используются следующие обобщающие термины:

     Социальная  группа – любая совокупность людей, имеющая какой-либо общий социально значимый признак, в данном случае им может являться пол, возраст, образование, профессия респондента.

     Главным термином данного социологического опроса является понятие нецензурной лексики (так же использовались синонимы мат, брань). В толковых словарях «нецензурная лексика» определялась как мат, брань, а мат – нецензурной лексикой и бранью. То есть, точной дефиниции эти понятия не имеют. В данной работе попытаемся дать свое определение (под которым будут использоваться эти термины в работе): нецензурная лексика (мат, брань) – табуированная лексика, не входящая в общепринятый нормативный литературный язык.

  1. Методы сбора информации:

     Опросный  метод – формализованная анкета.

  1. Инструмент исследования:

     Анкета  из 12 вопросов с закрытыми вопросами. 

  1. Основные  задачи исследования:
  • Изучить отношение молодых людей к мату;
  • Выявить степень включенности брани в повседневную речь;
  • Определить в каком состоянии наиболее часто употребляется мат;
 
 
  1. Гипотеза  исследования

     Данное социологическое исследование покажет двоякое отношение сегодняшней молодежи к нецензурной лексике, так как мат используется далеко не во всех жизненных ситуациях. Возможно, в нормальном состоянии (при отсутствии внешних раздражителей) у человека нет повода к употреблению мата, а при эмоциональном стрессе – большинство людей без него не обходится. Интересна так же обратная связь – не всем нравится, когда брань употребляется по отношению к ним. Кроме того, опрос должен показать – хотят ли молодые люди что-либо исправить в своей речи, хотя бы частично убрать из своего лексикона мат. В целом, опрос должен показать общее отношение респондентов (а именно молодежи) к употреблению нецензурной лексики.

Анкета  «Нецензурная лексика»

Мы предлагаем Вам ответить на несколько вопросов. Отметьте тот вариант, с которым Вы наиболее согласны, если же таковой отсутствует, отметьте пункт «Другое».

Сначала заполните некоторую  информацию о себе: 

     Ваш пол

     Год Вашего рождения

     Место рождения

     Ваше  образование

     Ваша  профессия

     Семейное положение 

  1. Как часто Вы используете  в своей речи нецензурную  лексику?
 

а) часто

б) иногда

в) редко

г) другое 

  1. В каком возрасте Вы впервые (по Вашим  наблюдениям) осознано употребили свое первое нецензурное слово?
 

а) 0-5 лет

б) 5-15 лет

в) 15-…

г) другое 

  1. От  кого Вы узнали большую  часть нецензурной  лексики?
 

а) семья

б) друзья

в) СМИ

г) другое 

  1. В отношении кого (какого класса людей) Вы чаще всего используете  нецензурную лексику?
 

а) дети

б) взрослые

в) пенсионеры

г) другое 

  1. Нравится  ли Вам, когда употребляют нецензурную лексику по отношению к Вам?
 

а) да

б) иногда

в) нет 

6. Употребляете ли Вы нецензурную лексику в состоянии эмоционального стресса?

а) да

б) нет

в) частично 

  1. Считаете  ли Вы матом слова, которые общепринято  считать нецензурными?
 

а) да

б) нет

в) частично 

  1. Считаете  ли Вы, что нецензурную  лексику молодежь употребляет чаще, нежели взрослые люди?
 

а) да

б) нет

в) не знаю

г) другое 

9. Считаете ли Вы, что мат в наше время стал неотъемлемой частью речи людей?

а) да

б) нет

в) частично

г) другое

10. Считаете ли Вы, что большинство молодежи действует по принципу – «чем больше мата – тем взрослее я»? 

а) да

б) нет

в) не знаю

г) другое 

11. Как Вы относитесь к нецензурной лексике в художественной литературе? 

а) не приемлю

б) приветствую

в) равнодушен

г) другое 

12. Пытаетесь ли Вы свести к нулю (или хотя бы уменьшить) количество матерных слов в своей речи? 

а) да

б) нет

в) частично

г) другое 

  Кол-во %
1 Как часто Вы используете  в своей речи нецензурную  лексику?    
а часто 3 12
б иногда 13 52
в редко 6 24
г другое 3 12
2 В каком возрасте Вы впервые (по Вашим  наблюдениям) осознанно  употребили свое первое нецензурное слово?    
а 0-5 лет    
б 5-15 лет 15 60
в 15-… 6 24
г другое 4 16
3 От  кого Вы узнали большую  часть нецензурной  лексики?    
а семья    
б друзья 15 60
в СМИ 2 8
г другое 8 32
4 В отношении кого (какого класса людей) Вы чаще всего используете  нецензурную лексику?    
а дети    
б взрослые 10 40
в пенсионеры 1 4
г другое 14 56
5 Нравится  ли Вам, когда употребляют  нецензурную лексику  по отношению к Вам?    
а да    
б иногда 3 12
в нет 22 88
6 Употребляете  ли Вы нецензурную  лексику в состоянии  эмоционального стресса?    
а да 15 60
б нет 3 12
в частично 7 28
7 Считаете  ли Вы матом слова, которые общепринято  считать нецензурными?    
а да 11 44
б нет 6 24
в частично 8 32
8 Считаете  ли Вы, что нецензурную  лексику молодежь употребляет чаще, нежели взрослые люди?    
а да 10 40
б нет 10 40
в не знаю 5 20
г другое    
9 Считаете  ли Вы, что мат  в наше время стал неотъемлемой частью речи людей?    
а да 5 20
б нет 5 20
в частично 15 60
г другое    
10 Считаете  ли Вы, что большинство  молодежи действует  по принципу – «чем больше мата – тем  взрослее я»?    
а да 13 52
б нет 7 28
в частично 4 16
г другое 1 4
11 Как Вы относитесь к нецензурной  лексике в художественной литературе?    
а не приемлю 10 40
б приветствую 1 4
в равнодушен 11 44
г другое 3 12
12 Пытаетесь ли Вы свести к нулю (или  хотя бы уменьшить) количество матерных слов в своей  речи?    
а да 19 76
б нет 2 8
в частично 3 12
г другое 1 4
 
 
Ваш

пол

Год

рождения

Место рождения Ваше  образование Ваша

профессия

пункт область
1 Ж 1989 Горький Нижегородская неполное высшее безработная
2 Ж 1988 Псков Псковская неполное высшее продавец
3 Ж 1989 Брест Брестская неполное высшее безработная
4 Ж 1988 Ленинград Ленинградская неполное высшее безработная
5 Ж 1989 Ленинград Ленинградская неполное высшее лаборант
6 Ж 1989 Ленинград Ленинградская неполное высшее безработная
7 Ж 1987 Ленинград Ленинградская неполное высшее бухгалтер
8 Ж 1989 Елизово Камчатская неполное высшее журналист
9 Ж 1988 Ленинград Ленинградская неполное высшее менеджер
10 Ж 1985 Ленинград Ленинградская неполное высшее филолог
11 Ж 1987 Ленинград Ленинградская среднее ______
12 Ж 1989 Дубна Московская неполное высшее реставратор
13 М 1981 Ленинград Ленинградская средне-специальное автослесарь
14 М 1988 Ленинград Ленинградская высшее преподаватель
15 М 1988 Ленинград Ленинградская средне-специальное охранник
16 М 1989 Нижний Тагил Свердловская неполное высшее _______
17 М 1981 Ленинград Ленинградская неполное высшее инженер
18 М 1983 Ленинград Ленинградская высшее охранник
19 М 1985 Ленинград Ленинградская неполное высшее преподаватель
20 М 1985 Ленинград Ленинградская средне-специальное преподаватель
21 М 1989 Ленинград Ленинградская среднее безработный
22 М 1985 Ленинград Ленинградская средне-специальное СКМС
23 М 1987 Ленинград Ленинградская среднее продавец
24 М 1989 Ленинград Ленинградская неполное высшее ______
25 М 1979 Ленинград Ленинградская неполное высшее художник

Информация о работе Взгляд молодежи на нецензурную лексику