Выявление стиля руководства на предприятии ООО «ТК Гектор» и сравнение со стилем, которого ожидает коллектив

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Вопросы эффективного руководства вызывали интерес еще с давних времен. Однако целенаправленное изучение стилей руководства началось со времен Ф. Тейлора. С тех пор было проведено много исследований, но вопрос о том, какой же стиль считать наиболее эффективным до сих пор открыт.
Умение руководить  это прирожденное свойство человека, которое можно разви-вать и совершенствовать в течение жизни, приобретая для этого необходимые знания, на-выки и опыт.

Содержание

Введение 3
Раздел 1. Теоретико-методологические аспекты выявления стиля руководства 5
1.1 Понятие и сущность стиля руководства 5
1.2 Классификация стилей руководства 6
1.2.1 Качественный подход 6
1.2.2 Поведенческий подход 8
1.2.3 Ситуационный подход 13
Раздел 2. Процедурно-практическая часть анализа стиля руководства 16
2.1 Общие сведения о предприятии 16
2.2 Операционализация основных понятий 16
2.3 Методическая часть 16
2.4 Аналитическая часть 17
2.4.1 Анализ интервью 17
2.4.2 Анализ анкетного опроса 18
2.5 Рекомендации по совершенствованию стиля руководства на предприятии ООО «ТК Гектор» 26
Заключение 28
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Юля.docx

— 337.63 Кб (Скачать)

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования Московской области

Международный  университет  природы,  общества и  человека  “Дубна”


КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Социология организации»

на тему: «Выявление стиля руководства на
предприятии ООО «ТК Гектор» и сравнение со стилем, которого ожидает коллектив»

 

Выполнили студентки

очной формы обучения

специальности «Социология»

3 курса групп 3131, 3132

Чеченева О. В. подпись  ____________

Миронова Ю.С. подпись ____________

Руководитель работы:

доцент, к.ф.н.

Зенько А. А. подпись ___________

Дубна, 2012

Оглавление

Введение 3

Раздел 1. Теоретико-методологические аспекты выявления стиля руководства 5

1.1 Понятие  и сущность стиля руководства 5

1.2 Классификация  стилей руководства 6

1.2.1 Качественный  подход 6

1.2.2 Поведенческий  подход 8

1.2.3 Ситуационный  подход 13

Раздел 2. Процедурно-практическая часть анализа стиля руководства 16

2.1 Общие сведения  о предприятии 16

2.2 Операционализация  основных понятий 16

2.3 Методическая  часть 16

2.4 Аналитическая  часть 17

2.4.1 Анализ  интервью 17

2.4.2 Анализ  анкетного опроса 18

2.5 Рекомендации  по совершенствованию стиля руководства  на предприятии ООО «ТК Гектор» 26

Заключение 28

Список литературы 30

Приложение 1 31

Приложение 2 33

 

 

 

Введение

Актуальность. Стиль управления руководителя во многом определяет успех организации и динамику развития фирмы. От стиля руководства зависят такие показатели, как мотивация работников, их отношение к труду, климат в коллективе, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта тема весьма актуальна для изучения.

Вопросы эффективного руководства  вызывали интерес еще с давних времен. Однако целенаправленное изучение стилей руководства началось со времен Ф. Тейлора. С тех пор было проведено много исследований, но вопрос о том, какой же стиль считать наиболее эффективным до сих пор открыт.

Умение руководить ¾ это прирожденное свойство человека, которое можно развивать и совершенствовать в течение жизни, приобретая для этого необходимые знания, навыки и опыт. Успешное руководство требует учета постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей. Стиль руководства формируется под воздействием традиций внутри организации, требований со стороны высшего руководства и под влиянием личностных качеств руководителя.

Чтобы правильно управлять  людьми в организации, руководителю необходимо выбрать определенный стиль поведения в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленной цели, другими словами ему надо выбрать стиль руководства организации.

Каждый руководитель в  процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в  свойственном только ему стиле. Стиль  руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень делегирования полномочий, типы власти, используемые руководителем, его забота о взаимоотношениях в коллективе ¾ все это отражает стиль управления данного руководителя.

Степень разработанности.

В настоящее время значительно  вырос интерес к вопросам управления персоналом на предприятии. Основные пути исследования и способы анализа организационных методов управления были заложены в западной науке. Среди этих исследователей следует выделить И. Андерсона, Т. Крама, Ф. Тейлора. [8] Современные российские исследователи также обращаются к проблемам теории власти и лидерства в системе менеджмента. Среди них следует назвать А. Журавлева [3], Г. Мануйлова, В. Новикова, Н. Воробьеву, Л. Тонышеву, В. Розанову. [6]

Проблема влияния стиля руководства на удовлетворенность работой была рассмотрена такими исследователями как: К. Левин, А.Свенцицкий, Ф.Фидлер, П.Херси, Н.Ревенко. Многие исследователи создавали свои модели руководства и проводили эксперименты по выявлению этих стилей. В их числе Д. Мак-Грегор [11], К. Левин, Р. Блейк, Дж. Моутон [2], Дж. Реддин [13], Ф. Фидлер [12], Р. Хоузе, Т. Митчел. [5] Их теории легли в основу данной курсовой работы.

Объект исследования ¾ работники цехов предприятия ООО «ТК Гектор» поселка Запрудня.

Предмет исследования ¾ стиль руководства.

Цель ¾ выявить стиль руководства на предприятии ООО «ТК Гектор» и сравнить его со стилем, которого ожидает от руководителя коллектив.

Задачи:

    • Выявить стиль руководства на предприятии ООО «ТК Гектор»;
    • Выявить ожидаемый коллективом стиль руководства на предприятии ООО «ТК Гектор»;
    • Дать рекомендации по совершенствованию стиля руководства на предприятии ООО «ТК Гектор»

Выдвижение гипотез

Основная  гипотеза:

Существующий стиль управления на предприятии совпадает с тем стилем, которого ожидает от руководителя коллектив.

Гипотезы-следствия:

  1. На предприятии ООО «ТК Гектор» существует демократический стиль управления.
  2. Рабочий коллектив ожидает демократического стиля управления от руководителя.

 

Раздел 1. Теоретико-методологические аспекты выявления стиля руководства

1.1 Понятие и сущность стиля руководства

Слово «стиль» греческого происхождения, первоначально оно означало стержень для писем на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». Одно из глубоких исследований стиля в современной психологии управления провёл А.А. Журавлёв. Он дал следующее определение: «стиль ¾ это индивидуально-типические особенности устойчивой системы воздействия руководителя на коллектив». [3, с. 21]

В толковом словаре по управлению сказано: «Стиль управления ¾ совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач и проблем, используемых руководителями организаций и предприятий в своей практической деятельности». [7, с. 78]

Мескон дает такое определение:«стиль руководства ¾ это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчинённым, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению стилей организации». [5, с. 412]

В современной литературе встречаются множество определений  стиля управления. Общим в определениях стиля управления является трактовка  его как способа воздействия  руководителя на подчинённых. Поэтому, для нас большой интерес представляют два последних определения, так как они более полно отражают понятие стиля управления и охватывают содержание предыдущих определений. Метод управления ¾ это совокупность способов и приёмов целенаправленного воздействия руководителя на подчинённых и коллективы, обеспечивающих координацию их действия. Здесь методы ¾ это способы и приёмы управления, существующие объективно, независимо от руководителя, обусловленные достигнутым уровнем и потребностями развития экономики. В отличие от этого, стиль руководства, хотя в основе своей так же объективен, но всё же опосредуется индивидуальными свойствами руководящего лица.

Различают индивидуальный и  общий стиль руководства. Понятие  стиля применяется непосредственно к личности руководителя. Однако личностные черты ¾ это далеко не все качества, которые влияют на стиль руководства.

К субъективным факторам, определяющим стиль в управлении, можно отнести:

    • Установки и принципы, обуславливающие умение пользоваться властью.
    • Темперамент, характер, и другие психические характеристики руководителя.
    • Формы и методы воздействия на коллектив в различных ситуациях.
    • Индивидуальные личностные качества руководителя.
    • Особенности исполнения социальных ролей.
    • Уровень интеллекта и культуры, определяющие характер поведения.

Субъективные факторы  во многом зависят от личности руководителя. Объективные ¾ формируются под влиянием окружающей среды. К ним относят следующие:

    • Специфика системы, ее целей, задач, управленческой структуры.
    • Специфика сферы деятельности.
    • Окружающая производственная среда.
    • Особенности коллектива.
    • Приемы и способы управления.

Стиль руководства ¾ это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его отношении с подчиненными. Иными словами, это способ, которым начальник управляет подчиненными и в котором выражается независимый от конкретных ситуаций образец его поведения. Стиль руководства характеризует не вообще поведение руководителя, а именно устойчивое в нем. Поиск и использование оптимальных стилей руководства призваны способствовать повышению достижений и удовлетворенности работников.

1.2 Классификация стилей руководства

Классификация стилей управления обычно представляется в теориях  стилей руководства, при этом сами теории различно группируются современными авторами.

Одной из наиболее полных и  точных классификаций теории стилей управления является ¾ американская. [11] Она выделяет следующие подходы к изучению как руководства в целом, так и его стилей в частности:

    • качественный подход;
    • поведенческий подход;
    • ситуационный подход.

1.2.1 Качественный подход

В первых попытках изучения успеха лидера внимание исследователей было обращено на их личностные особенности, или характерные черты. Характерные черты ¾ это ярко выраженные индивидуальные особенности человека, такие как умственные способности, морально-этические ценности и внешность. В начальных исследованиях на эту тему рассматривались руководители, достигшие самых высоких постов, то есть они ориентировались на изучение «великого человека». Идея была относительно проста: выяснить, благодаря каким индивидуальным качествам некоторым менеджерам удалось достичь высот в своей управленческой деятельности, и попытаться наладить «отбор» потенциальных лидеров среди тех, кто уже продемонстрировал сходные черты или может развить их. В целом исследование выявило относительно слабые взаимосвязи между характерными чертами и  успехом в руководстве организациями. Кроме характерных черт ученые анализировали роль физических, социальных и рабочих качеств лидеров.

Теория  черт

Теория черт или теория лидерских качеств является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. В этом направлении было проведено множество исследований, на основании которых создавались списки выявленных лидерских качеств. Р. Стогдилл в 1948 г. и Р. Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. [2] Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера:

    1. Ум или интеллектуальные способности;
    2. Господство или преобладание над другими;
    3. Уверенность в себе;
    4. Активность и энергичность;
    5. Знание дела.

Однако эти пять качеств  не объясняли появление лидера. Многие люди с этими качествами так и оставались последователями. Манна постигло аналогичное разочарование. Среди семи личностных качеств лидера, которые он выявил, ум являлся лучшим предсказателем того, что его обладатель будет лидером. Однако практика этого не подтвердила. Несмотря на это, изучение лидерских качеств было продолжено вплоть до середины 80-х гг. наиболее интересный результат был получен  известным американским консультантом У. Беннисом [2] , исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств:

  • Управление вниманием, или способность так представить сущность результата, цели или действий, чтобы это было привлекательным для последователей;
  • Управление значением, способность так передать значение идеи, чтобы она была понятна и принята последователями;
  • Управление доверием, или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;
  • Управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои слабые и сильные стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

Беннис также сделал вывод о том, что подчиненные должны чувствовать значимость своей работы. Во многом это также определяется тем, какой управляющий стимулирует их на выполнение работы.

Однако, теория черт обладает рядом недостатков. Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невозможно создать «единственно верный» образ лидера. Во-вторых, по различным причинам, таким, например, как неудача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания возможных различий в зависимости от организации или ситуации, не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего.

Информация о работе Выявление стиля руководства на предприятии ООО «ТК Гектор» и сравнение со стилем, которого ожидает коллектив