Выборка, выборочный метод, понятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:54, контрольная работа

Описание работы

Выборка – это подмножество заданной совокупности (популяции), позволяющее делать более или менее точные выводы относительно совокупности в целом».Но вообще-то термин"выборка" имеет двоякое значение. Это и процедура отбора элементов исследуемого объекта, и совокупность элементов объекта, выбранных для непосредственного обследования.

Содержание

Содержание:
Понятие выборки. Выборочный метод…………………….2
Типы выборок………………………………………………..4
Случайная выборка………………………………………….4
Простая случайная выборка……………………………..5
Метод систематической выборки……………………….7
Серийная (гнездовая или кластерная) выборка………...7
Стратифицированная выборка…………………………..8
Неслучайная выборка (невероятностная)………………….9
Направленная (целевая) выборка……………………….10
Стихийная выборка………………………………………13
Многоступенчатая и одноступенчатая выборки…………..13
Репрезентативность выборки. Объем и ошибка выборки…14
Заключение…………………………………………………...19
Список литературы…………………………………………..21

Работа содержит 1 файл

контрольная по социологии.docx

— 53.08 Кб (Скачать)

2. Внестатистическое обоснование  репрезентативности предполагает  теоретическое доказательство того, что выборка достаточно хорошо  представляет генеральную совокупность. При использовании этого подхода  статистическое оценивание ошибок  выборки не производится». 

На первый взгляд, кажется, что обеспечить репрезентативность выборки на практике просто невозможно, но на самом деле всё зависит от программных целей и задач исследования.

Если мы проводим обследование большой общественной значимости, по завершению которого нужно будет  сделать выводы обо всей генеральной  совокупности, то необходимо чётко  следовать всем требования репрезентативной выборочной процедуры, так как ошибки в таких исследованиях недопустимы.

Если перед нами стоят  более скромные задачи и уровень  надежности выводов можно смело  понизить, то необходимо следовать  всем требованиям по качественному  представительству выборочной совокупности. Если мы решим подчёркивать статистическую надёжность данных, то введём в заблуждение  тех людей, кто привык верить математическим расчётам. Нельзя забывать, что та информация, которую мы получаем путём опросов  и других способов, лишь условно  переводится в количественные показатели. И не редкость когда количественные показатели только приблизительно отражают существо социальных процессов. «Поэтому усилия, направленные на строгость статистического обоснования результатов, приобретают смысл только при условии серьёзного качественного анализа проблемы, содержательного её изучения».

Необходимо помнить, что  социолог должен сосредотачивать своё внимание именно на существе социальных проблем, привлекать к работе других специалистов, практиков и теоретиков, внимательно изучать литературу в области экономики, психологии, социологии о предмете исследования. И для решения статистических задач, по поводу типа и объема выборки, он сначала должен чётко сформулировать конкретные вопросы, которые необходимо решить, а уже потом обращаться к соответствующим расчётам различных статистик.

Заключение.

Анализируя проблему выборки  в социологическом исследовании и её типов, можно остановиться на следующих выводах:

1. Как только встаёт  вопрос о том, что нужно собрать  информацию о некоторой группе  или большой совокупности людей,  возникает проблема построения  выборки. «Выборка –это подмножество  заданной совокупности, позволяющее  делать более или менее точные  выводы относительно совокупности  в целом». Наилучшим способом  отбора считается вероятностная  или случайная выборка, так  как в ней строго соблюдается  принцип равенства шансов попадания  в выборку для всех единиц  изучаемой генеральной совокупности. Выборочный метод позволяет не  только сократить временные и  материальные затраты на проведения  исследования, но и повысить достоверность  результатов исследования, поэтому  он широко используется при  проведении исследований разного  рода.

2. Существует множество  классификаций типов выборки,  разные исследователи по-разному  классифицируют свои и чужие  способы формирования выборочной  совокупности. В разных изданиях  можно столкнуться с различными  названиями одной и той же  выборки, что затрудняет процесс  их изучения. В данной курсовой  работе предложена классификация,  объединяющая все те классификации,  которые рассмотрены в используемой  литературе.

3. Репрезентативность –  это способность выборки «правильно  отражать состояние дел в генеральной  совокупности, из которой она  извлечена и для изучения которой  предназначена». Репрезентативность  выборки определяется двумя компонентами: систематическими и случайными  ошибками. Случайные ошибки уменьшаются  с увеличением объема выборочной  совокупности. При помощи математических  средств можно устранить случайные  ошибки, но не систематические, поэтому необходимо осуществить логический анализ причин появления этих ошибок и разработать меры, которые смогли бы их устранить.

4. Обеспечение репрезентативности  выборки, её объём и качество  во многом зависят от программных  целей и задач исследования.

5. Построение выборки  – дело ответственное и сложное,  и от её качества во многом  зависит достоверность результатов  исследования. Задачу построения  выборки нужно решать каждый  раз заново, применительно к конкретным  условиям.

Объектом очень многих наук является общество, но это не значит, что все они — социологии. Социология владеет способами измерять общество, но не все, кто называет себя социологами, владеет ими. Все умеют мерить температуру, но далеко не все являемся врачами. Очень сложным разделом социологического исследования является методический раздел программы, который включает в себя описание выборки(социология не мерит общество сплошняком, у нее есть приемы, благодаря которым общую «температуру» можно замерить по единичным случаям) и шкал. Абсолютно точных данных социология дать не может. Всегда есть определенная погрешность. Но прелесть социологии в том, что она может высчитать эту погрешность, это касается объёма и качества выборки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Агабекян Р.Л. Математические  методы в социологии. Анализ данных  и логика вывода в эмпирическом  исследовании:Учебное пособие для  вузов / Р.Л. Агабекян, М.М. Кириченко,  С.В. Усатиков. –Ростов н/Д: Феникс, 2005.

2. Анурин В.Ф. Эмпирическая  социология: Учебное пособие для  вузов. – М.: Академический Проект, 2003. –288с.

3. Бабосов Е.М. Прикладная  социология: Учеб. пособие для студентов  вузов. 2-е изд., стереотип. – Мн.:«ТетраСистемс», 2001.

4. Большой толковый социологический  словарь (Collins). Том 2 (П-Я): Пер. с  англ.– М.: Вече, АСТ, 2001. – 528с. 

5. Девятко И.Ф. Методы  социологического исследования. –  3-е изд. – М.: КДУ, 2003. – 296с., ил.

6. Зборовский Г.Е., Шуклина  Е.А.Прикладная социология: Учебное  пособие. – М.: Гардарики,2004. –  176 с.

7. Кравченко А.И. Социология:Общий  курс: Учебное пособие для вузов.  – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2000. – 640с.: ил. –(Современное образование).

8. Основы прикладной социологии.Учебник  для вузов. Колл. авторов. Под  ред. Ф.Э. Шереги и М.К. Горшкова. М.:Интерпракс, 1996. – 184с.

9. Рабочая книга социолога.  Под ред. Рудкевича М.Н. –  М., 1983.

10. Сикевич З.В. Социологическое  исследование: практическое руководство.  – СПб.: Питер, 2005. – 320с.

11. Шикун А.И. Социологический  практикум:Учебное пособие. –  Мн.: Амалфея, 2000. – 208с. 

12. Ядов В.А., В.Я. Беляев, В.Ф.Марарица, П.Н. Оконешников Общая  социология: теория и прикладные  исследования.– СПб, Санкт-Петербургское  философское общество, 2001. – 440с.

 
 
 
 
 
 


Информация о работе Выборка, выборочный метод, понятия