Возрождение философских идей в классической социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 00:14, лекция

Описание работы

Эмиль Дюркгейм (1858—1917) представляет новую и важную главу в развитии социологии. Он первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии — «социальную сферу». Им разработаны методология и методы социологических исследований. Его основные работы: «Правила социологического метода» (1895); «Метод социологии» (1899); «Самоубийство. Социологический этюд» (1897); «О разделении общественного труда» (1912).

Содержание

Социология Э.Дюркгейма
Философские идеи гуманизма в социологии К.Маркса и его последователей
Особый тип философской рациональности в социологии М. Вебера
Теория мобильной стратификации П. Сорокина
Общая теория действия Т. Парсонса
Синтез макро и микросоциологии в теории средне¬го ранга Р. Мертона

Работа содержит 1 файл

Маркс Вебер Сорокин.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

Глава третья ВОЗРОЖДЕНИЕ  ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ В КЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

3.1. Социология Э.Дюркгейма

     Эмиль Дюркгейм (1858—1917) представляет новую и важную главу в развитии социологии. Он первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии — «социальную сферу». Им разработаны методология и методы социологических исследований. Его основные работы: «Правила социологического метода» (1895); «Метод социологии» (1899); «Самоубийство. Социологический этюд» (1897); «О разделении общественного труда» (1912).

     Дюркгейм, будучи продолжателем контовской позитивистской традиции в социологии, во многом руководствовался образцами естественнонаучного  анализа (особенно на ранних этапах своей научной деятельности), ставя во главу угла своего научного метода необходимость эмпирической обоснованности, точности и доказательности теоретических положений.

     Для понимания дюркгеймовского «социологизма» необходимо выделить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический.

     Онтологическая  сторона «социологизма», т. е. концепция  социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях:

     Социальная  реальность включена в универсальный  природный порядок. Она столь  же устойчива, основательна и «реальна», как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.

       Общество - это реальность особого  рода, не сводимая к другим  ее видам.

Идея  дихотомии индивида и общества проходит через все научное творчество французского социолога. Человек для него — это двойственная реальность, homo duplex, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная.

     Онтологическая  сторона «социологизма» не сводится к автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным.

     Социальные  факты, по Дюркгейму, обладают двумя  характерными признаками:

     - внешним существованием по отношению к индивидам;

     - принудительной силой по отношению  к ним. 

     Общество  в его интерпретации выступает  как независимая от индивидов, вне- и надындивидуальная реальность. Оно — объект всех религиозных и гражданских культов и источник всех высших ценностей. Суть этой философско-социологической концепции состоит, скорее, в утверждении определенной исходной позиции: признание первостепенного и исключительного значения социальной реальности в бытии человека, а также использования социологических методов для объяснения этого бытия.

     Теоретико-методологической базой, на которой Дюркгейм строил систему  своих социологических взглядов, стал так называемый "социологизм". Методологический аспект «социологизма» тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему, его считают одной из разновидностей социологического реализма. Поскольку общество  часть природы, постольку наука об обществе - социология - подобна наукам о природе. Ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Основная особенность этого направления заключалась в противопоставлении себя номинализму. Социологический реализм провозглашает в качестве своей парадигмы необходимость и требование признавать в качестве особой реальности (наряду с реальностью природной среды и реальностью внутреннего психического мира человека) человеческое общество. Этой социальной реальностью в качестве специального предмета изучения до появления социологии не занималась ни одна из научных дисциплин. Общество противостоит нашим мыслям и желаниям, потому что оно обладает объективностью, которая сравнима с объективностью природы, хотя и не есть то же самое.

     Содержание  социальной реальности, считает Дюркгейм, составляют социальные факты, которые не следует сводить ни к экономическим, ни к психологическим, ни к правовым и т.п. фактам действительности.

     Социальные  факты обладают следующими самостоятельными характеристиками:

     • объективны, т.е. независимы ни от одного отдельно взятого индивида;

     • реально существующие, поэтому, утверждает Дюркгейм, «...социальные факты следует рассматривать как вещи; это все, что нам дано, что представляется или, скорее, навязывается наблюдению».

     • способны оказывать давление на отдельно взятого индивида, т.е обладают принудительной силой, т.е. могут детерминировать его (или ее) действия.

     Регуляция поведения индивида в обществе определяется отнюдь не индивидуальными причинами и побудительными мотивами, а совокупностью социальных фактов, действующих в том обществе, в котором он живет, и подталкивающих его на совершение именно таких, а не иных поступков.

     К примеру, мода - это типично социальный факт, поскольку каждый одевается определенным образом не потому, что таков его каприз на данный момент, а вследствие того, что именно таким образом в данном месте и в данное время одеваются те, кто его окружают и воспринимают. В качестве одной из важнейших задач социологической науки Дюркгейм определял изучение этих социальных фактов, которые, по сути дела, обесценивали объяснения социального действия с точки зрения "свободной воли". Мысль, которая пронизывает многие из работ Дюркгейма, такова: «индивид возникает из общества, а не общество из индивидов».

     Всю совокупность социальных фактов Дюркгейм подразделял на две основные группы: морфологические и духовные. Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, как объективным критериям, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки.

     Первое  правило состоит в том, чтобы  «рассматривать социальные факты как веши».

     Второе  правило состоит в том, что:

     • социология должна порвать свои связи с идеологиями и личностными пристрастиями;

     • она также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.

     Третье  правило состоит в признании  того, что:

     • источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов;

     • общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.

     Для того, чтобы возник социальный факт, необходимо, чтобы несколько индивидов объединили свои действия и неизменно имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознании каких-либо образцов поведения, способов действий, ценностей и т. д., которые существуют объективно.

     Структуру социологии, по Дюркгейму, должны составлять три основные отрасли: морфология, социология и общая социология.

     Социальная  морфология, подобно анатомии, должна заниматься изучением того, как устроено общество, каковы материальные формы проявления его структуры: социальные организации, состав народонаселения, его плотность, распределение по занимаемой территории и т.д.

     Социальная  физиология изучает различные сферы жизнедеятельности общества и разделяется на ряд частных социологических теорий: социологию религии, социологию морали, социологию права, экономическую социологию и т.п.

     Общая социология синтезирует достижения и выводы двух первых разделов и устанавливает наиболее общие социальные законы.

     Дюркгейм  считал, что в основе общественного  кризиса, имеющего главным образом моральную природу, лежит изменение характера и содержания общего сознания. Быстрое изменение норм и ценностей влечет за собой утрату былой дисциплины и порядка в обществе, вследствие чего оно ввергается в моральный хаос, во многом тождественный социальной смуте. Выход из кризиса - в усилении моральной регуляции.

       Помимо теоретических концепций  и исследований, посвященных различным формам общественного сознания, широкую известность приобрел анализ Дюркгеймом такого явления, как самоубийство. Эта тема позволяет ему применить к эмпирическому материалу принципы социологического метода: изучения социального факта как внешнего по отношению к индивиду, признания существования особой реальности - общественной, определяющей поведение индивида и не зависящей от его воли. Факторы несоциального порядка - возраст, климат, время года, а также психология индивида - могут оказывать на процент самоубийств только косвенное влияние, будучи пропущены сквозь призму состояния социальной среды.

     Дюркгейм  вводит понятие аномии, которым обозначает состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состояний в развитии обществ, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились.

     Девиантное  поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе.

     К основным видам девиантного поведения  относятся: преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля.

     Природа социальной связи является центральной  во всем научном творчестве Дюркгейма. Обращаясь к проблемам типологии обществ или к выявлению социальных факторов самоубийства, к изучению общественного разделения труда или раскрытию роли религии и сущности ритуалов, — везде возникает вопрошание: что заставляет людей сплачиваться воедино, притягиваться друг к другу, а что разъединяет их? Отвечая на эти вопросы, Дюркгейм различает две формы социальной солидарности: механическая и органическая. Эти понятия он вводит в своей первой работе "Об общественном разделении труда", считая, что именно характер и глубина разделения труда адекватно отражает общий уровень развития общества и формирует тот или иной господствующий тип социальной связи.

     Механическая  солидарность преобладает, по Дюркгейму, в архаических или примитивных обществах. Члены общности или общины притягиваются друг к другу благодаря тому, что у них очень много общего - язык, обычаи, верования, даже общие исторические воспоминания (например, в виде изустных преданий), в одинаковых ситуациях они испытывают одни и те же чувства. Такие же механизмы ведут к отталкиванию от представителей других племен. Это солидарность по принципу «свой-чужой».

     Органическая  солидарность — продукт более развитых обществ. Дифференциации функций его членов, углубления разделения общественного труда. Разделение труда здесь понимается не только как чисто экономическое, но, скорее, универсальное, всеобъемлющее социальное явление. Такой тип солидарности называется "органическим" по аналогии с органами живого существа, каждый из которых не похож на другие и выполняет свои специфические функции, и лишь только все вместе они создают возможности для функционирования организма как целого. При господстве механической солидарности индивидуальное сознание поглощается коллективным. Возникновение же человеческой индивидуальности возможно лишь в тех обществах, где доминирует органическая солидарность. Здесь мы имели дело именно с идеальными типами. Национальные, религиозные и даже партийно-политические отношения также в основе своей во многом есть не что иное как проявления механической солидарности, поскольку строятся на основе взаимосвязей типа «свой-чужой».

     Основываясь на идее конструирования идеальных  типов обществ, Дюркгейм считает, что между ними существует определенная историко-логическая преемственность. Солидарность же рассматривается как высший универсальный принцип, высшая моральная ценность. Поэтому морально и само разделение труда. 

     Природа общества и его кризис, интегративное  социальное начало, значение общественной солидарности и разделения труда, сущность и функции общественного сознания, методы социологического исследования и статус социологии как науки - все эти проблемы, решаемые Дюркгеймом несомненно принадлежат к числу фундаментальных проблем теоретической социологии, которые продолжают оживленно дискутироваться и в настоящее время.

     Дюркгейм  внес важнейший вклад в становление и утверждение профессиональной социологической этики. Своей собственной деятельностью он демонстрировал высокий образец этой этики в сфере социальной науки. Социологическая этика Дюркгейма - это этика честного, непредвзятого и компетентного исследования.

Информация о работе Возрождение философских идей в классической социологии