Возраст социологии как науки, предпосылки её возникновения. Объект и предмет социологии. Отличие социологии от других общественных наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:40, контрольная работа

Описание работы

Социальный институт - совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни.

Содержание

Введение 3
1.Возраст социологии как науки, предпосылки её возникновения 4
2.Объект и предмет социологии 8
3.Отличие социологии от других общественных наук 10
4.Понятия: социальное, общественное, социетальное 11
5.Структура социологического знания 12
Заключение 14
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

Контрольная по социологии..doc

— 87.50 Кб (Скачать)

                                                                                                                                                                            
 
 
 
 
 
 

     Реферат 

     Вариант 1 

     Возраст социологии как науки, предпосылки её возникновения. Объект и предмет социологии. Отличие социологии от других общественных наук. Понятия: социальное, общественное, социетальное. Структура социологического знания 
 
 
 
 
 

 

      

     Содержание: 

     Введение 3 

     1.Возраст социологии как науки, предпосылки её возникновения 4

     2.Объект и предмет социологии 8

     3.Отличие социологии от других общественных наук 10

     4.Понятия: социальное, общественное, социетальное 11

     5.Структура социологического знания 12

     Заключение  14

     Список  литературы 15

 

      Введение

     Обычно слово "социология" ассоциируется с проведением опросов, изучением общественного мнения. Этому убеждению во многом способствуют телевизионные передачи, статьи в газетах, в которых приводятся результаты опросов и сведения о процентах высказавших свое мнение относительно того или иного события, признания или непризнания политического деятеля или об удовлетворенности либо неудовлетворенности условиями существования. При сведении социологии к проведению опросов сознательно упрощается ее глубокое содержание и не оставляется ей права быть наукой. Судить о социологии только как об опросах общественного мнения значит уподобляться тем, кто сводит всю радиоэлектронику к работе осциллографа. Конечно, опросы - важный инструмент исследования в социологии, однако основной задачей ученых-социологов следует считать анализ и осмысление проблем, связанных с функционированием и развитием как общества в целом, так и отдельных социальных групп и институтов.

     Так значит социология - это наука об обществе как единой социальной системе. Она изучает закономерности развития и функционирования общества, его структуру организацию, поведение людей в нём. Особенность социологии (от лат. societas-общество + греч. logos-слово, учение ) в том ,что она исследует общество в целом, всю социальную(общественную) жизнь людей во всём её реальном многообразии. А значит, эта наука значима и касается любого из нас.

     Цель  исследования: охарактеризовать отдельные аспекты социологии, как науки.

     Структура социологического знания ставит перед нами такие задачи исследования:

  1. Определить возраст социологии как науки;
  2. Определить объект и предмет социологии;
  3. Найти отличия социологии от других общественных наук;
  4. Рассмотреть понятия: социальное, общественное, социетальное;
  5. Описать структуру социологического знания.

1.Возраст  социологии как  науки, предпосылки её возникновения 

     Первые  упоминания об обществе и отношениях между людьми зафиксировано в мифах, но в них не давалось даже примитивного научного объяснения социальных фактов и явлений. Основное место в мифах занимают идеи рождения и развития человека, связи его с мирозданием. Наблюдения людей этого периода зафиксированы в древних письменах. Постепенно мифы уходили в прошлое, и им на смену приходили первые примитивные научные знания. Философия стала исторически первой формой теоретического знания.

     Развитие  социологии претерпело множество этапов, но большинство социологов сводят развитие социологической мысли к трем основным периодам:

- донаучному (III тыс. до н.э.- 40-е годы ХIХ  века),

- классическому  (50-е годы ХIХ века – начало  ХХ века),

- современному (начало ХХ века – до настоящего времени).

     Для каждого этого периода характерны свои особенности. Первыми социальными философами, которые изучали общество, его традиции, обычаи, нравы, взаимодействия людей были античные ученые:

1. Сократ (ок. 470-399 до н.э.).

2. Демокрит (ок. 460 до н.э.).

3. Платон (427-347 до н.э.).

4. Аристотель (384-322 до н.э.).

     Эти ученые и их труды оказали значительное влияние на

дальнейшее  развитие науки об обществе. Сократ первым из ученых исследовал общество теоретическими методами, в системе научных категорий. Закон, по мнению Сократа, является основой функционирования общества, а главным в обществе являются личностные человеческие проблемы. Он первым из ученых

осуществил  попытку систематизации существующих государств и управления в них. Демокрит осуществил попытку проанализировать истоки и причины возникновения общества, изучить процессы его функционирования и развития, определить причины и условия разделения общественного труда. Высокую оценку Демокрит давал нравственным качествам граждан, а лучшим государственным

устройством полагал – рабовладельческую  демократию.

 «Государство» Платона - первый труд о социальном устройстве государства, истоках возникновения, развития, путях совершенствования и построения идеального государства. При этом Платон не разделял понятие «общества» и «государства», которые основываются на разделении общественного труда. Управлять государством, по мнению Платона, должны нравственные, образованные и мудрые люди. Базироваться идеальное государство должно на законах, а не на воле и власти правителя. Аристотель утверждает, что главная задача государства – обеспечение счастья граждан. Впервые сделал попытку стратификации общества, полагая, что в управлении государством должны принимать участие все слои общества. Государство должно принимать меры, направленные на образование, воспитание и нравственное совершенствование граждан. Частная собственность должна быть у всех людей, она развивает здоровый эгоизм людей, а значительное неравенство опасно в государстве. Основное место в государстве Аристотель отводит среднему классу. В дальнейшем, развитие социологической мысли проявилось в трудах ученых средневековья - Аврелия Августина (IV – Vвв.) и

Фомы  Аквинского (ХIII века).

     По  Августину - противостояние двух начал грешного и божественного составляет основу общественной жизни. Вся общественная жизнь зависит от божественного проведения. Неравенство – необходимое условие существования общества, и людям следуют жить согласно предначертанному положению, любой

протест против существующего порядка – великий грех перед государством и церковью.

     Главным тезисом учения Фомы Аквинского стал тезис – «Философия – служанка богословия». Во всех своих трудах он обосновывал приоритет божественного творения, его неизбежность, закономерность и справедливость. Описывая дифференциацию современного ему общества, он утверждал, что это результат божественного закона, и всякая попытка выйти из свого сословия - греховна. Верховная власть принадлежит церкви. Фома Аквинский был одним из идеологов «священной инквизиции» как инструмента борьбы за чистоту веры.

     Эпоха возрождения и новое время  дали новый импульс в развитии теории об обществе. Николо Макиавелли (1469-1527гг.) в своих трудах «Государь», «История Флоренции» обращается к трудам Платона и Аристотеля и разрабатывает оригинальную теорию общества и государства. Рассматривая интерес людей, как главную движущую силу развития общества, он отказывается от идей приоритета «божественного произвола». Республика, по мнению Макиавелли – лучшая форма государственного устройства, а главный интерес людей – частная собственность.

Любые средства допустимы при достижении цели построения сильного централизованного монархического государства.

     Эпоха Возрождения является временем возникновения  нового направления социально-политической мысли – утопического социализма, представителями которого являются: Т. Мюнцер (1590- 1525гг.), Т. Мор (1478-1535гг.), Т.Кампанелла (1568-1639гг.). Эти ученые осуществили попытку создания моделей социального государства в своих трудах, где нет частной собственности, труд

обобществлен  и обязателен для всех, люди равны, нравственны и счастливы.

Люди  счастливы и благополучны, потребности  их удовлетворяются за счет равного распределения и рационального управления производством. Работа Т.Мора 1516 года - «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии», или коротко «Утопия», дала название новому направлению социально-политической мысли – утопическому социализму.

Образец идеального общества создал в своем труде «Город Солнца» теолог, монарх, социальный мыслитель и философ Томазо Компанелла (1568-1639гг.)

Период  нового времени ознаменован трудами  ученых Г. Гроция (1583-1645гг.), Т.Гоббса (1588-1645гг.), Б.Спинозы (1632-1677гг.). Эти социальные философы высказывали идею общественного договора как причины возникновения государства и послужившей основой учения о гражданском обществе. Гражданское общество – высший этап развития общества, которое основывается на юридических законах, признаваемыми всеми гражданами.

     Эпоха Просвещения (ХVIII век) представлена трудами  ученых: Дж.Локка (1632-1704гг.), Ш.Монтескье ( 1689-1755гг.), Ж.Ж .Руссо (1712-1778 гг.), Д. Дидро (1713-1784гг), Гельвеция (1715-1771гг), Гольбаха (1723-1789гг.) и др. Эти просветители стали основателями теории либерализма. Так же значительный вклад в развитие обществознания внесли классики немецкой философии И. Кант (1724-1804), Г.Ф.Гегель (1770-1831) и др. И.Кант обосновывает в своих работах приоритет общечеловеческих ценностей, и ценностей личности как главной, центральной. Гегелевское учение о диалектике определяет источники развития общества. Главные среди них – внутренние общественные противоречия. Среди ученых ХIХ века необходимо выделить социалистов - утопистов А.Сен-Симона (1760-1825гг.), Ш.Фурье (1772-1837гг.) и Р.Оуэна (1771-1858гг.).

      Выдающимся  вкладом П.А.Сорокина в социологию является создание им соц-ой аналитики, соц-ой механики (процессы взаимодействия людей) и соц-ой генетики (рождение и развитие соц-ой жизни и ее институтов), практической социологии (куда он внес теорию стратификации и соц-ой мобильности). Социокультурная динамика П.Сорокина объясняла исторический процесс как движение типов культур, основанное на чувственном, рациональном и идеалистическом познании реальности .

     Подводя итог, можно сказать, что название науки "социология" (буквально - наука  об обществе), столь удачно примененное  Огюстом Контом, впоследствии было насыщено научным, теоретическим содержанием  благодаря трудам К. Маркса, М. Вебера и Э. Дюркгейма. Именно в результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории .

 

      2.Объект и предмет  социологии

     Социология, как любая другая наука, имеет свой объект и предмет исследования. Объектом социологического знания является общество. И в этом отношении все социологи солидарны, что же касается предмета социологии - то здесь мнения ученых расходятся.

     О.Конт считает, что социология - это позитивная наука об обществе, способствующая рациональной организации общественной жизни. Другой основоположник социологии - австрийский ученый М.Вебер писал, что предмет социологии - социальные действия, которые она должна понимать и объяснять. До настоящего времени ведутся дискуссии учеными, представителями разных школ и направлений о предмете социологии, и одного единого мнения по этому вопросу до

сих пор  нет .

     Общество - объект изучения многих наук, которые имеют каждая свой предмет исследования. Это философия, антропология, история, политология психология, демография и другие– все они, в широком смысле, являются науками об обществе. В общем виде – объектом изучения является все то, на что направлена деятельность исследования, то, что противостоит деятельности исследования. В

социологии - это та объективная и субъективная реальность, которая нас окружает.

     Предметная  часть науки - это изучаемая часть, составляющая этой объективной и субъективной реальности, которая нас окружает и подлежит изучению. Все общественные науки имеют свой, специфический , особенный предмет исследования. Что же отличает и выделяет предметную область социологии?

Информация о работе Возраст социологии как науки, предпосылки её возникновения. Объект и предмет социологии. Отличие социологии от других общественных наук