Возникновение теоретической социологии XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 22:58, контрольная работа

Описание работы

Экономический уклад капитализма с необходимостью требовал и добивался освобождения своей основной производительной силы — рабочих от традиционных для феодального общества кастовых, сословных, религиозных и других ущемлений и преследований. Понятно, что данные изменения происходили не сразу и весьма болезненно, что определялось специфическими традициями и укладом страны, порождая разного рода социальные конфликты. Кроме того, именно с середины XIX в. формируется статус науки в ее современном понимании как производительной силы. Поэтому среди других наук об обществе в тот период именно социология с ее универсальным и методологическим, и прикладным характером формировалась и развивалась наиболее ощутимо.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..…………..3
1. Основные социологические идеи позитивистской теории О. Конта.……………………………………………………………………………………….………..…….5
2. Эволюционная социология Герберта Спенсера …………………………...9
3. Практическое задание………………………………………………………..…………14
Заключение……………………………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

Задача социологии, по Спенсеру, - изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся  независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений. Этим социология отличается от истории, которую интересуют конкретные факты. Отрицание социологии, утверждает Спенсер, часто происходит от смешений двух групп явлений: массовых, типичных, повторяющихся и индивидуальных, случайных, единичных. Размышляя о специфике социологии, Спенсер выделяет объективные и субъективные трудности социального познания. Социологические факты нельзя измерить с помощью приборов, наблюдать под микроскопом. Их можно установить лишь опосредованно, путем сравнения множества данных. Социальные факты для Спенсера - это такие явления, в которых проявляются эволюционные процессы, например дифференциация структуры и функций, усложнение политической организации. 
Он  много  времени  уделял   взаимосвязи   природы   и   общества.

Основываясь на научных  фактах и данных, Спенсер распространил  идею  эволюции на  все  без  исключения  явления  и  процессы  в  природе  и   обществе   — космические, химические, биологические  и  социальные.  Спенсер  считал,  что даже психология и  культура  естественны  по  происхождению  и  поэтому  все естественное и природное развивается по законам  природы,  а,  следовательно — эволюции. Общество, будучи  формой  природного  бытия,  подчиняется  тем  же законам эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился  одной  из методологических основ  исследования  общества  и  его  процессов.  Эти  два начала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции  — определили  тот  факт,   что  Спенсер   считается   основоположником   двух направлений в социологии: органицизма и эволюционизма.  В теории эволюции он выделил две  стороны:  интеграцию  и дифференциацию:

  1)интеграция — в объединении индивидов в группы  (органы  по  аналогии  с биологическим организмом), каждый из которых  выполняет  свойственные  ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в  связи  с  ростом численности  или  постепенным  слиянием  маленьких  владений  в   крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.

  2)дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному,  в усложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное.  Но  впоследствии возникают новые социальные  функции,  происходит  разделение труда, происходит  дальнейшая  разнородность структуры и функций,  что приводит к возникновению другого более сложного типа общества. Спенсер рассматривал  эволюцию  как единство  этих  двух  процессов.[5, С. 41].

          Спенсер  был последователем Конта, но его учение принципиально отличалось ориентацией на индивидуализм и социологический номинализм. В социологии Спенсера гораздо сильнее выражена натуралистическая тенденция. Вся его теоретическая система была насыщена внутренними противоречиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Практическое задание

 

Прокомментируйте отрывок  из работы английского позитивиста  Д. Милля: «Конт не был творцом  социологии. Кроме его анализа  истории, к которому многое можно  прибавить, но который, как мы думаем, сохранится навсегда в своих главных чертах, Конт не сделал в социологию ничего такого, что не требовало бы новой и лучшей обработки. Тем не менее, он значительно продвинул вперед этот раздел знания. Помимо большого запаса мысли разной истинности, какими он обогатил этот предмет, его понятие метода социального исследования настолько превосходит, в истине и глубине, понятия всех его предшественников на этом поприще, что составляет новую эру в истории развития этого отдела нашего знания». (Д. Милль О. Конт и позитивизм. СПб. 1906. с. 105).

Можно ли согласиться с автором? Есть ли рациональный смысл в методах социальных исследований, предложенных Контом? Какие это методы?

С автором можно согласиться  в том плане, что, по большому счету, творцом социологии в своей мере является каждый из ученых, которые внесли вклад в данную науку.

Именно в силу актуальности проблем, поставленных в социологии Конта, и научной продуктивности их решения, его учение было усвоено и продолжено многочисленными последователями. Область социологических исследований открылась Контом очень широко. Она впитала в себя те исследования, которые выходят за пределы компетенции других абстрактных наук, включенных в его классификацию.

Значение личности Огюста Конта в истории социологии заключается  в том, что он стал первым систематизатором социальных закономерностей. Он сумел связать зачатки социальных знаний в определенную целостность – социологию, разработал модель новой науки. Конт предложил несколько исследовательских принципов, сформулированных в 4 методах новой науки: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический анализ. 
Рассуждения о методах социологии является наиболее рациональной частью его системы. В своих рассуждениях о методах социологии Конт исходит из представлений о существовании естественных законов общественной жизни, открытие которых должно обеспечить возможность создания науки об обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Французский социолог Конт Огюст и английский социолог Г. Спенсер  существенно обогатили предмет  науки своими трудами. Огюст Конт в свою очередь был выдающимся философом, социологом, основателем школы позитивизма, а также ввел в употребление сам термин “социология”. Основными трудами стали «Курс позитивной философии» в шести томах, а также «Система позитивной политики» в четырёх томах. Позитивистскую социологию Конта составляют две основные концепции. Одна из них – социальная статика – раскрывает взаимоотношения между социальными институтами. Согласно Конту, в обществе, как и в живом организме, части гармонично согласованы между собой. Но, будучи уверенным, что обществам в большей мере присуща стабильность, Конт проявлял также интерес к социальной динамике, к процессам социальных изменений. Изучение социальной динамики важно, так как она способствует реформам и помогает исследовать естественные изменения, происходящие в результате распада или переустройства социальных структур.

Герберт Спенсер, в свою очередь, был выдающимся британским социологом, философом и религиоведом, внес свой вклад практически во все  области гуманитарного знания. В своих работах английский философ в основном осветил вопросы эволюции в живой природе и обществе. Этим вопросам посвящены его обобщающие исследования в области биологии, психологии, социологии. Г. Спенсер – один из родоначальников позитивизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века.  Стоит оценить актуальность данных высказываний Спенсера, глубину и четкость его суждений. Картина распада  общества отражена им всесторонне и глубоко и дает немало для понимания современных процессов, происходящих также и в нашем обществе. Можно с полным основанием сказать, что многие суждения и взгляды Г. Спенсера могут помочь нашим современникам глубже разобраться в содержании сегодняшней жизни. Это касается его органической теории общества как целостной системы, обоснования путей достижений социального равновесия, гармонии и стабильности, его учения о социальной эволюции как закономерного и прогрессивного развития общества, а также решения многих проблем более частного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Западная теоретическая социология Громов И.А, Мацкевич А. Ю., Семенов В.А. уч. пос. 1996 - 286с.
  2. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. Ответственный редактор — академик Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001. — 576 с.
  3. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./ Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. -640 с.
  4. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. - 592 с.
  5. Социология Герберта Спенсера / В. Ф. Коломийцев . – 2004 // Социологические исследования (СОЦИС): Ежемесячный научный и общественно-политический журнал. – 01/2004. – N1. – с.37-45. – Статья о крупнейшем представителе в позитивистской социологии XIX в. английском мыслителе Герберте Спенсере.
  6. Социология: история и современность /  Волков Ю.Г, Нечипуренко В.Н, Самыгин С.И, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999 – 672 с.

Данная работа скачена с сайта Банк рефератов http://www.vzfeiinfo.ru. ID работы:21359

 


Информация о работе Возникновение теоретической социологии XIX века