Возможности государственного регулирования и управления природопользованием и их пределы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:12, реферат

Описание работы

Цели данной работы – раскрытие методологических основ управления
природопользованием, изучение целей, задач и методов управления
природопользования, а также специфики формирования информационной базы для управления природопользованием.
В работе также рассмотрена проблема оптимизации управленческих решений с точки зрения экологии и ответственности за эти решения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
I Цели и задачи управления природопользованием…………………………..4
1.1 Цели и организационные основы управления природопользованием..4
1.2 Основные направления развития управления природопользованием…7
II Методы, используемые в процессе управления природопользованием…..9
III Особенности формирования информационной базы для управления процессами
в эколого-экономических системах……………………………13
Заключение…………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ природопользование.docx

— 44.85 Кб (Скачать)

 

                                   РЕФЕРАТ

                  На тему: «Возможности государственного регулирования и управления природопользованием и их пределы.»

 

                                 Содержание

 

  Введение……………………………………………………………………….3

I  Цели и задачи управления  природопользованием…………………………..4

  1.1  Цели и организационные  основы управления природопользованием..4

  1.2 Основные направления  развития управления природопользованием…7

II  Методы, используемые  в процессе управления природопользованием…..9

III Особенности формирования  информационной базы для управления  процессами

  в эколого-экономических  системах……………………………13

  Заключение…………………………………………………………………….19

  Список литературы……………………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     В условиях  устойчивого экономического развития  важное значение имеет не только  получение прибыли любой ценой,  но  и управление  современным экологически безопасным производством.

     Надо отметить, что для этого нужны достаточно  внушительные инвестиции в переоборудование  всех  видов  производств,  которые   бы  предусматривали переработку  и самих отходов от основной  деятельности.

Природопользование –  это одно из  самых  сложных  объектов  управления.

Поэтому  немало  важное  значение  приобретает исследование   управления

экологическими процессами и экономикой природопользования.

Предметом рассмотрения является управление природопользованием.

Цели  данной  работы  –  раскрытие  методологических  основ  управления

природопользованием,  изучение  целей,   задач   и   методов   управления

природопользования, а также  специфики  формирования  информационной  базы для управления природопользованием.

В работе также рассмотрена  проблема оптимизации управленческих  решений с точки зрения экологии и ответственности за эти решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I  Цели и  задачи управления природопользованием

1.1  Цели и  организационные основы управления  природопользованием

    Цель управления  природопользованием -  обеспечение   выполнения  норм  и требований, ограничивающих  вредное  воздействие   процессов  производства  и  выпускаемой  продукции  на  окружающую  среду,   обеспечение   рационального использования природных  ресурсов, их восстановление и  воспроизводство.

    Управление    природопользованием     осуществляется     Правительством

Республики, министерствами  и  ведомствами,  местными  органами  управления, предприятиями  и  организациями,  непосредственно   занятыми   эксплуатацией природных ресурсов.

    Управление  природопользованием   осуществляется   посредством   научно обоснованного планирования  рационального использования природных  ресурсов  и охраны окружающей  среды, разработки организационно-технических  и  экономико-экологических мероприятий  по обеспечению  равновесия  в  природной  среде  и  контроля за их выполнением.

    В государственных  программах охраны окружающей  среды  и  рационального  использования природных ресурсов  определены главные задачи в  области  охраны природы   и   рационального   природопользования   и   основные   направления  природоохранной деятельности на  современном этапе. В них   поставлены  задачи настойчиво  и последовательно проводить линию на  сохранение  и приумножение природных ресурсов,  улучшение состояния окружающей  среды.   Борьба   за экологическую безопасность на  земле  должна  рассматриваться  как  одна  из самых ответственных и благородных задач всех людей.

    Для   управления   охраной   природы   и   обеспечения    рационального

использования природных  ресурсов образованны соответствующие  ведомства,  на которые возложено решение следующих задач:

  • осуществление комплексного управления природоохранной деятельностью;
  • разработка и проведение  единой  научно-технической  политики  в  области охраны  природы  и  рационального   использования   природных   ресурсов, координация деятельности в этой области;
  • государственный  контроль   за   использованием   и   охранной   земель, поверхностных и подземных  вод,  атмосферного  воздуха,  растительного  и животного мира, морской среды и природных ресурсов  территориальных  вод, континентального шельфа и  экологической  зоны,  а  также  всех  полезных ископаемых;
  • подготовка и представление правительству предложений и  рекомендаций  для включения их  в  Государственную  программу  охраны  окружающей  среды  и рационального  использования  природных  ресурсов,  обеспечение  принятой программы;
  • разработка  предложений  по  совершенствованию  экономического  механизма природопользования,      утверждение      экономических       нормативов, правил, стандартов по регулированию использования природных ресурсов  и охране природной среды от загрязнения и других вредных воздействий;
  • осуществление государственной экологической экспертизы  генеральных  схем развития и размещения производительных сил республик и отраслей народного хозяйства, контроль за  соблюдением экологических норм  при разработке новой техники и технологии, материалов и веществ,  а также проектов  на строительство и реконструкцию предприятий,  оказывающих воздействие на состояние окружающей среды и природных ресурсов;
  • совместно    с     территориальными     органами    управления     выдача

разрешений на захоронение  и складирование промышленных и  бытовых отходов, на     выбросы     вредных     веществ     в     окружающую     среду, водопользование и потребление атмосферного воздуха, предоставление недр в пользование  для   проведения   геологоразведочных   работ,   утверждение расчетной лесосеки и осуществление контроля за  отводом земель  под все виды хозяйственной деятельности;

  • руководство заповедниками и осуществление  государственного  контроля  за ведением  охотничьего  хозяйства,   а  также   ведение   государственного кадастра животного мира и Красной книги;
  • распространение  знаний  о  природе  среди  широких   слоев   населения, воспитание граждан в духе бережного отношения и любви к природе;
  • планирование и осуществление сотрудничества по вопросам охраны природы  с зарубежными странами и международными организациями.

    При ведомствах  действуют общественные советы, в которые входят  ученые, общественные   деятели,   представители    местных    органов    управления, руководители предприятий. Эти советы созданы  для  всестороннего  обсуждения крупных проблем природопользования и выработки рекомендаций по их решению.

    Ведомствам по  охране природы и  его   органам  на  местах  предоставлено

право  налагать  запреты  на  строительство,  реконструкцию  или  расширение объектов  промышленного  или   иного   назначения,   проведение   работ   по эксплуатации    природных    ресурсов,    осуществляемых    с    нарушениями природоохранительного     законодательства,     приостанавливать      работу промышленных или  других  предприятий,  грубо  нарушающих  нормы  и  правила охраны окружающей среды, предъявлять иски  предприятиям  и  организациям,  а также гражданам о  взыскании  средств  на  возмещение  ущерба,  причиненного

государству загрязнением окружающей среды  и  нерациональному  использованию природных ресурсов.

    Решения  комитетов   по  охране  природы,  принимаемые   в  пределах   их

компетенции, являются обязательными  для  исполнения  всеми  предприятиями  и

организациями.

 

1.2 Основные направления  развития управления природопользованием

    В настоящее  время управление природопользованием  должно быть направлено на:

  • снижение загрязнения окружающей среды;
  • сокращение потребления природных ресурсов;
  • не истощительное использование возобновляемых природных ресурсов;
  • формирование необходимого развития резерва минеральных ресурсов;
  • эффективное использование первичного природного сырья;
  • создание экономических условий для предпринимателей;
  • международное сотрудничество.

    От  сырьевой  экономики  –  к  инновационной.  Значительный   ресурсный

потенциал таит и  опасность  –  при  таких  природных  богатствах  возникает

соблазн  повременить  с  дорогостоящим  переводом  экономики  с   привычного экстенсивного на интенсивный путь развития с  глубокой  переработкой  сырья. Но в перспективе  экстенсивный  путь  ведет  в  тупик.  При  таком  сценарии развития Казахстан обречен на все большее  отставание  от  передовых  стран. Поэтому уже сейчас необходим комплекс мер, способствующих  перестройке  всей экономики. В Казахстане сегодня есть два богатейших источника сырья.  Первый – ее  уникальные  природные  ресурсы,  второй  –  транжирящее  их  хозяйство (только  энергосбережение  могло бы  сократить   энергопотребление   вдвое; похожая  ситуация  и  с  другими  ресурсами).  Все  сильнее  сказывается   и нерациональная   структура   экономики   с   множеством   отраслей,   низкая производительность труда в  промышленности  и  сельском  хозяйстве,  высокий износ  основных  фондов,  достигший  на  многих   предприятиях   критической величины. Так что без структурной перестройки экономики  и  ее  технического перевооружения нам все равно не обойтись. По сравнению с развитыми  странами Казахстан запоздал с техническим перевооружением промышленности и  сельского хозяйства, но сегодня главное – не упустить возможности, минуя  эту  стадию, осуществить  прорыв  к  высокотехнологическим,   наукоемким   производствам, позволяющим получать продукцию выше качеством при  меньших  затратах  труда,

энергии, сырья и давления на окружающую среду. Для этого потребуется:

  • государственное  кредитование  технического  перевооружения  предприятий (размер кредита определяет количество  сэкономленного  сырья и разница мировой и внутренний цен на  него;  возврат  произойдет  за  счет  роста экспорта сырья, так что государство ничего не теряет;
  • прогрессивный налог на перерасход ресурсов (нормы  определяются  лучшими мировыми  достижениями;  экономически  налог  обоснован  –   допустившие перерасход  возместили  бы  обществу  упущенную  выгоду   в   результате удорожания первичного природного сырья);
  • совершенствование экологических платежей (экологические  платежи  должны определяться исходя из затрат на  устранение  ущерба  окружающей  среде; пока же предприятиям выгоднее платить штрафы, чем вкладывать средства  в охрану природы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Методы, используемые в процессе управления природопользованием

    Природопользование - один из самых  сложных   объектов  управления,  оно находится на стыке взаимодействия  естественных  и  общественных  процессов. Отсюда  -  чрезвычайно  важная  роль  научного  обоснования   управленческих решений на всех уровнях управления природопользованием.

    Эффективность  системы управления природопользованием   в  решающей  мере определяется состоянием  контроля  и  нормирования  использования  природных ресурсов. Необходимо разработать комплексную систему контроля,  нормирования и стимулирования природопользования.

    В   управлении   природопользованием   используют   различные    методы

воздействия на коллективы предприятий и организаций, отдельных  работников  и население страны. Среди них наиболее широко распространены  административно-правовые, организационные, социально-психологические и экономические  методы управления.  Все  эти  методы  в   управлении   природопользованием   должны применяться комплексно, в  системе,  при  приоритете  экономических  методов управления.

    Административно-правовые  методы управления заключаются  в  разработке  и издании  правовых  и  административных  актов,  регулирующих  организацию  и управление в  сфере  природопользования,  права  и  обязанности  руководящих работников, должностных лиц и населения страны по  экономному  использованию и воспроизводству природных ресурсов и обеспечению  равновесия  в  природной среде. Административные  акты  имеют  обязательную  силу  и  непосредственно

воздействуют на коллективы предприятий, организаций, отдельных  работников  и население данного района.

    Особое  место   в  системе  рационального   природопользования   занимают

организационные  методы,  охватывающие  процессы  подготовки,   принятие   и реализацию решений, направленных на предотвращение и  ликвидацию  нарушений, загрязнений  окружающей  среды,  организацию  малоотходных   и   безотходных технологий при  использовании  природных  ресурсов.  Организационные  методы обеспечивают  распределение  функций   в   сфере   управления,   поддержание технологической  дисциплины,  контроля,  обобщения   опыта,   рационализацию управления на основе достижения науки и техники.

    Социально-психологические методы управления представляют собой  систему средств   социального   и   психологического   воздействия   на   коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население  данного  района с целью обеспечения  благоприятных  погодных  условий  проживания  человека, снижения заболеваемости населения, увеличение продолжительности жизни  людей и  способности  их  к  труду,  сохранение  эстетической  ценности  природных ландшафтов, заповедных зон и т.п.

Информация о работе Возможности государственного регулирования и управления природопользованием и их пределы