Востребованность российского образование среди студентов-иностранцев

Автор: Виктория Ситдикова, 10 Июня 2010 в 22:25, реферат

Описание работы

В подготовке иностранных специалистов в Российской Федерации после распада СССР произошли определенные изменения. Они касались мотивов приезда на учебу в России иностранных студентов, источников информации о российских вузах, степени удовлетворенности качеством получаемого образования, перспектив трудоустройства с российским дипломом.

Работа содержит 1 файл

фокус-группа.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

    Введение

    В подготовке иностранных специалистов в Российской Федерации после  распада СССР произошли определенные изменения. Они касались мотивов  приезда  на учебу в России иностранных  студентов, источников информации о  российских вузах, степени удовлетворенности качеством получаемого образования, перспектив трудоустройства с российским дипломом.

    Согласно  ведомственной статистике Министерства образования РФ, профессию инженера иностранцы предпочитают получать в  вузах Москвы, Санкт-Петербурга, других городов Европейской части России; профессии врача они осваивают прежде всего в Европейской части страны. Изучение гуманитарных специальностей осуществляется в основном в региональных вузах, а профессии менеджера, экономиста – наоборот, приобретаются в столичных вузах.

    В советский период отечественная  высшая школа готовила, и в целом  достаточно успешно, иностранные кадры  специалистов для развивающихся  стран (почти 9/10 иностранных студентов  составляли выходцы из Азии, Африки и Латинской Америки), а также  для стран Восточной Европы. Однако после распада СССР их число резко уменьшилось (к 1993 году в вузах России осталось всего 32 тысячи из стран дальнего зарубежья). Одновременно значительно сократилась и численность граждан стран СНГ, начавших свое обучение в советских, ставших затем российскими, вузах и автоматически попавших в категорию иностранных студентов.

    Перед нами стоит задача провести социологическое  исследование среди иностранных  студентов МПГУ с целью выявить  значимость получения российского  образования для них. А также выяснить оправдываются ли ожидания иностранных студентов и как они относятся к русской культуре. 
 
 
 
 
 

    План  подготовки и проведения социологического или  маркетингового исследования с использованием метода фокус-групп 

    Подготовительный  этап включает в себя:

    1) написание программы, в которой формулируются цели исследования, могут проверяться в рамках маркетингового или социологического проекта, где фокус-группы являются вспомогательным методом; а также гипотезы могут вырабатываться в ходе проектов, в которых фокус-группы являются единственным методом сбора информации), фиксируются задачи, определяется обследуемая совокупность и дается характеристика метода фокус-групп, определяется количество дискуссий;

    2) подготовку исследовательской команды (проведение тренинга с учетом специфики изучаемой социальной группы);

    3) набор респондентов в фокус-группу;

    4) написания сценария (гайда) для фокус-группы (выбор тем для групповой дискуссии, определениеих числа и степени формализованности фокус-группы);

    5) проведение пилотажного исследования (одну-две фокус-группы) с целью апробации инструментария (сценария проведения фокус-групп);

    6) анализ результатов пилотажного исследования и необходимую корректировку инструментария.

    Полевое исследование включает в себя:

    1) проведение фокус-групп;

    2) ведение дневника исследования, в котором модератор отмечает  особенности проведения фокус-групп  и делает предварительный анализ  полученной информации;

    Анализ  данных и представление  результатов включает в себя:

    1) расшифровку и представление в печатном виде аудиокассет с записью фокус-групп;

    2) анализ расшифровок фокус-групп,  просмотр видеозаписи и написание  предварительного отчета;

    3) обсуждение предварительного отчета, выводов и рекомендаций по  результатам исследования с модераторами фокус-групп;

    4) написание окончательного отчета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Сценарий (гайд) 

    1. Вступление (5-10 мин)

    Цели  групповой дискуссии, правила проведения и участия в ней.

    Знакомство  участников с правилами проведения дискуссии:

    «Здравствуйте, давайте познакомимся. Меня зовут Милана. Я учусь на социолога. Мы проводим  социологическое исследование с целью выявления значимости российского образования среди иностранных студентов. Как вы, наверное, знаете, существуют различные способы сбора социологической информации, в частности с помощью анкет.

    Мы  сегодня проводим своеобразную беседу за круглым столом. Я расскажу вам  о том, как она будет проходить. Не стесняйтесь, пожалуйста, говорить то, что вы думаете. Правильных и  неправильных ответов быть не может, так как мнения людей и отношение к этим вопросам разное. Нашу с вами беседу я буду записывать на видеокамеру и диктофон. С этими записями буду работать только я, они не будут показаны в какой-либо другой аудитории. Вы согласны принимать участие? У вас есть какие-нибудь вопросы?»

    Знакомство.

    «Сначала  я попрошу вас представиться  и рассказать немного о себе. (Как  вас зовут? Сколько вам лет? С  какой страны вы приехали?

    Отвечайте, пожалуйста, по очереди, после представления  не ждите обращения к вам ведущего, и если вы готовы, отвечайте). 

    2. Основная часть (80 минут).

    Информация  о целевой группе.

    Цель: выяснить значимость получения российского  образования среди иностранных  студентов. 

    3. Заключение (10 минут)

    Что, по вашему мнению, очень важное мы не сказали и не обсудили сегодня? 
        Что вам показалось самым интересным и важным?

    Спасибо вам за ваше участие и подробные  ответы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Фокус-группа 

    Разговор  с респондентом

    1. Введение

    1) Объяснение цели дискуссии. Тема;

    2) Объяснение правил участия –  не правильных и неправильных ответов, возможность согласиться или не согласиться с другими участниками, подтверждение конфиденциальности и продолжительности дискуссии;

    3) Оборудование: видеокамера, диктофон;

    4) Представление участников: имя, возраст,  увлечения. 

    2. Разогревающая дискуссия (10 минут)

    1) Откуда вы приехали?

    2) Почему выбрали именно Россию?

    3) Из каких источников узнали  про ВУЗ?

    4) Какие трудности вы испытали  в первую очередь? 

    3. Отношение к городу России, в  который вы приехали (Москва)

    1) Ваше впечатление о Москве?

    2) Как давно вы приехали?

    3) Охарактеризуйте город тремя  словами?

    4) Что вам нравится в нем, и  за что вы его цените?

    5) Что не нравится в городе? Почему?

    6) Где вы проводите свободное  время?

    7) Какое место вы считаете идеальным  в Москве? Почему?

    8) Есть ли места, которые вы  не посещали и не хотите  посещать? Почему?

    9) Есть ли места, характерные  только для Москвы? 

    4. Обсуждение университета (МПГУ)

    1) Нравится ли вам, выбранный  вами ВУЗ? Почему?

    2) Хотели бы вы вернуться домой,  не окончив учебы?

        (если да, то объясните почему)

    3) Испытываете ли вы трудности  с русским языком?

    4) Считаете ли вы, что вам необходимы  дополнительные курсы по русскому  языку?

    5) Довольны ли отношением преподавателей?

    6) Удовлетворены ли полученными  знаниями в МПГУ?

    7) Назовите критерии, отличающие вас  от русских студентов, обучающихся  в вашем ВУЗе?

    8) Возникало ли у вас желание  перейти в другой ВУЗ? Почему?

    9) Как по вашему: востребовано ли  российское образование в других  странах? Почему? 

    Материальные  и технические средства, необходимые для проведения фокус-группы (в расчете на одну фокус-группу) 

    Помещение

    • Комната для проведения фокус-группы (должна быть не очень большой, так как в противном случае будет сильный резонанс и ухудшится качество записи);
    • Комната для заказчика (специально оборудованная для наблюдения за фокус-группой).
 

    Оборудование

    • Круглый стол;
    • Удобные стулья и кресла;
    • Видеокамера с штативом;
    • Телевизор и магнитофон (для демонстрации роликов или иных стимулов участникам фокус-группы);
    • Телевизор и шнуры для камеры (для демонстрации фокус-группы заказчику в другой комнате при отсутствии специального стекла);
    • Магнитофон с выносным микрофоном;
    • Часы для модератора;
    • Доска.
 

    Вспомогательное оборудование

    • Видеокассета (120 минут) 1 шт.;
    • Одна аудиокассета (120 минут или две по 90минут);
    • Таблички с именами участников фокус-группы;
    • Батарейки для магнитофона (для диктофона нужно брать батарейку из расчета две штуки на одну кассету);
    • Удлинители;
    • Ручки (обязательно для модератора и ассистента);
    • Блокноты для ассистента;
    • Листы бумаги для модератора;
    • Большие листы бумаги и фломастеры;
    • Сувениры или денежное вознаграждение в конвертах для участников фокус-группы;
    • Прохладительные напитки;
    • Стаканы или чашки;
    • Легкая закуска (бутерброды, печенье).
 
 
 
 
 

    Пилотажное  исследование

    Для пилотажного исследования мы провели необходимый логический анализ.

    Проведя пилотажное исследование, мы выявили  некоторые ошибки.

    Уточнили  гипотезы и проверили инструментарий анкеты. Проверили язык анкеты, понятен  ли он будет респонденту. В вопросе  №5 добавили еще один пункт (ответ «д» - другой вариант ответа). В вопросе №19 добавили варианты ответов. Вопрос №13 переделали в открытый. В вопросе №6 добавили дополнительный вариант ответа.

    Затем, просмотрев всю анкету от начала до конца, проверили, не является ли она утомительной и скучной. Также исключили все сложные слова, предложения с двойным отрицанием, вопросы с повторением слов. Просмотрели, не влияет ли один вопрос на другой. Убрали из текста все сложные и непонятные слова. Отказались от ложных терминов.

    После проведения пилотажного исследования, приступили к анкетированию респондентов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Отчет о проведенном  исследовании

    После того, как был проведен опрос среди  иностранных студентов МПГУ, мы подвели  статистику (так как мы опросили 100 респондентов, наш опрос можно считать объективным). Для того, чтобы выявить все проценты точно, разобрали каждый вопрос подробно.

Информация о работе Востребованность российского образование среди студентов-иностранцев