Воспитание. Профессиональная адаптация специалиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 19:26, реферат

Описание работы

ВОСПИТАНИЕ - это целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

Тема  №1. Воспитание

 
  1. Дайте определение  понятий  «воспитание» и «воспитательная  работа».
 

ВОСПИТАНИЕ -  это целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию  жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др.

Воспитание – это процесс комплексный. Существует философия воспитания, социология воспитания, психология воспитания. В педагогическом плане воспитание – это процесс формирования и непрерывного совершенствования воспитанности личности – одного из важнейших педагогических и социально-значимых свойств. Сущность воспитания – в придании воспитанности характеристик:

  • Цивилизованных социально ориентированных отношений к жизни, обществу, людям, труду и соответствующего поведения;
  • Активности в самоформировании для полной реализации себя в жизни и самоутверждении при безусловном соблюдении норм морали и права;
  • Гражданственности, любви к Родине, трудолюбии, гуманизме, демократизме, культурном отношении к природе, семье, здоровью и таком же удовлетворении потребностей.

Подлинно  воспитан не тот, кто знает, как вести себя, и умеет это сделать, а тот, кто вести себя иначе не может. Цель воспитания и выступает формирование такой воспитанности, а задачами  - формирование её компонентов. Последнее определят существование в системе воспитания взаимосвязанного комплекса видов воспитания: патриотического, гражданского, нравственного, гуманистического, демократического, экономического, трудового, экологического, эстетического, семейного, физического, в духе здорового образа жизни.

Являясь  подсистемой в общей системе формирования личности, воспитание само должно быть системно, обладать всеми присущими педагогическим системам элементами, где всё должно быть взаимосвязано, взаимообусловлено, согласовано. Воспитание становится подлинно педагогическим, превращается в педагогическую систему, в процесс, в вид педагогической деятельности, когда осознаётся его цель, организуется и проводится подчинённая цели система педагогической работы, характерная особым, воспитывающим содержанием, формами, условиями, методами, приёмами, средствами, апробированными в опыте и разработанными педагогической наукой. Принципы воспитания основаны на понимании их и опыте воспитания людей. Они отвечают на три педагогических вопроса: чему воспитывать? Как организовать? Какими методами достигнуть? Отсюда и три группы принципов: содержательные, организационные и методические.

Содержательные  принципы:

  • Воспитательной целеустремлённости
  • Цивилизованности и созидательности
  • Связи с жизнью и деятельностью
  • Содержательной преемственности и непрерывности
 

Организационные принципы:

  • Подчинённости воспитания интересам целостного формирования личности и его взаимосвязи с обучением и развитием личности
  • Единства воспитания и самовоспитания, педагогического руководства с инициативой и самостоятельностью личности
  • Единства воспитывающей среды, коллектива и деятельности
  • Согласованности воспитательных воздействий
 

Методические  принципы:

  • Терпеливой настойчивости, оптимизма и доброжелательности
  • Авторитета воспитателя и педагогического сотрудничества
  • Сознательности и активности
  • Уважения, заботы о человеке и разумной требовательности к нему
  • Воспитывающей деятельности
  • Гибкого комплексирования методов и такта в воспитании
  • Индивидуального подхода.

Воспитание  в узком смысле – специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Воспитательная  работа представляет собой целостный комплекс, в состав которого входят цели воспитания, участники воспитательного процесса – дети и педагоги, реализующие деятельность по достижению этих целей, методы и способы организации воспитания.

Под методами воспитания понимается совокупность средств и приёмов однородного педагогического воздействия на воспитывающихся в целях достижения определённого педагогического результата. Средства воспитания – всё то, с помощью чего осуществляется воздействие: слова, факты, примеры, документы, фотографии, действия, условия и пр. Приёмы воспитания – частные способы (операции) использования методов  и средств. 

Методы  воспитания:

К методам  воздействия на сознание относятся: разъяснение, словесное убеждение, убеждение на опыте, пример.

К методам  воспитания привычек поведения принадлежат: следование примеру, участие в совместной работе, упражнение  в правильном поступке, помощь в совершении поступков, приучение, требование, принуждение.

Группа  методов стимулирования должного поведения: соперничество, состязание (соревнование), поддержка, показ перспектив, авансирование доверия, требование, одобрение, поощрение, осуждение, критика, наказание.

Каждому методу свойственны свои методические приёмы.  
 

  1. Каковы  цели и задачи гуманистического воспитания?
 

Основной  водораздел между системами воспитания издавна проходит по линии, разделяющей авторитарное и гуманистическое воспитание. Концепция авторитарного воспитания основана на подчинении воспитанника воле воспитателя.

Использование методов гуманистического воспитания имеет целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса.

В гуманистической  традиции развитие личности рассматривается  как процесс взаимосвязанных  изменений в рациональной и эмоциональной  сферах, характеризующих уровень  гармонии её самости и социумности. Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания.

Общепринятой  целью гуманистического воспитания является идеал личности всесторонне  и гармонично развитой. Это статическая  характеристика личности. Динамическая характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и обществом.

Задачами  гуманистического воспитания являются:

  • Понимание интересов людей
  • Умение ориентироваться в жизненных ситуациях
  • Сознательное, критическое отношение к себе
  • Опора на собственную индивидуальность, творчество
 
 
  1. Дайте аксиологическую  характеристику личности.
 

АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia — ценность и logos — слово, учение), учение о ценностях.

ЦЕННОСТЬ, положительная  или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности.

Аксиологический подход  присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В центре аксиологического мышления находится концепция  взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир - это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека.

Основная  цель формирования личности состоит  в том, чтобы каждый человек самоформируясь и с помощью других стал всесторонне и гармонично развитой личностью, образованной, воспитанной, обученной и развитой в соответствии с идеалами и ценностями  человечества, гуманности, морали, мира, интернационализма патриотизма, трудолюбия, созидания, демократии, гражданственности, высокой1 эстетической, этической, экологической культуры, культуры се6мьи, быта и здоровья.  Только таким образом сформированная личность может стать подлинно свободной, способной самоопределиться и самореализовать себя в жизни, решить три основных задачи своей жизненной миссии. 
 

  1. Какова  сущность мотивационно-ценностного  отношения личности?

МОТИВАЦИИ (побуждения) в биологии, активные состояния мозговых структур, побуждающие высших животных и человека совершать наследственно  закрепленные или приобретенные опытом действия, направленные на удовлетворение индивидуальных (голод, жажда и др.) или групповых (забота о потомстве и др.) потребностей. 

Мотивации представляют собой те внутренние силы организма, которые побуждают его  к деятельности. Таким образом, можно сказать, что потребность энергетизирует поведение и ставит цели жизнедеятельности. Важным условием развития личности является создание самой личностью «новых» мотиваций. Мотиваций, связанных с самоактуализацией группы потребностей, направленных на реализацию духовных, моральных и интеллектуальных целей, норм и ценностей, приобретаемых человеком в процессе жизни. Эти мотивации занимают высшее место в иерархии мотивационных стимулов, управляющих деятельностью человека.

Деятельность  по построению планов, проводимая в рамках морально-этической сферы, непосредственно связана и прямо определяется структурой мотиваций человека. Причём только наличие мотиваций высшего порядка, определяемых потребностью к осуществлению действий, соответствующих духовным нормам и ценностям, способно обеспечить нормальное поведение человека. «Миром правят мотивации» – так коротко определено место мотиваций в общей системе человеческих ценностей, как материальных, так и духовных.

Сущностью мотивационно - ценностного отношения является совершение поступка. А основанием, базой поступка  служат высшие мотивации. Человек в ходе планирования и реализации  своих действий способен на совершение поступка, т.е. на личностно осмысленное, сознательно сконструированное поведение. Это не всегда действие, иногда поступком является только попытка достичь цели. Тем не менее осуществление внутреннего  выбора в соответствии с критериями и требованиями высших мотиваций составляет значительную часть работы по подготовке поступков.

Мотивационно-ценностное отношение характеризует гуманистическую направленность личности в том случае, если она, являясь субъектом деятельности, реализует в ней свой гуманистический образ жизни, готовность принимать на себя ответственность за других и за будущее общества, поступать независимо от частных обстоятельств и ситуаций, складывающихся в её жизни, творить их, наполнять гуманистическим содержанием, выработать гуманистическую стратегию и преобразовывать себя как гуманную личность. 

  1. В чём сущность воспитания как процесса интериоризации общечеловеческих ценностей?
 

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (от лат. interior — внутренний), переход  извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних  действий с предметами и социальных форм общения.

Общественные  нормы, требования, идеалы, ценности культуры воспринимаются и присваиваются (интериоризируются) личностью индивидуально и избирательно. Ценностные ориентации личности поэтому  не всегда совпадают  с ценностями, выработанными  общественным сознанием. Общественные ценности становятся стимулами только в том случае, если они осознаются и принимаются человеком, становясь его личностными ценностями, убеждениями, идеалами, целями.

Можно выделит  два способа организации воспитания как целенаправленного процесса интериоризации общечеловеческих ценностей. Первый заключается в том, что стихийно сложившиеся и специально организованные условия избирательно актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической активизации  постепенно упрочиваются и переходят в более устойчивые мотивационные образования. Такой способ организации процесса интериоризации общечеловеческих ценностей основывается на естественном усилении тех побуждений, которые по своему содержанию выступают как бы в качестве исходного момента. Это предполагает  стимулирование деятельности в основном изменением внешних условий воспитания.

Информация о работе Воспитание. Профессиональная адаптация специалиста