Внутриличностный конфликт

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни, сегодня уже признано всеми. Являясь важнейшей детерминантой человеческой активности, они давно обратили на себя внимание психологов. Психологические традиции изучения этого сложнейшего и интереснейшего явления складывались в психоаналитической и социологической школах и включали в себя большой арсенал методов распознавания, описания и исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..………..3
I раздел: Внутриличностный конфликт.
1. Понятие и виды внутриличностных конфликтов ……………………………….5
1.1. Основные научные концепции внутриличностного кон¬фликта …………5
1.2. Характеристики внутриличностного конфликта……………………….….11
1.3. Виды внутриличностных конфликтов ……………………………………...12
2. Причины и последствия внутриличностных конфликтов
2.1. Причины возникновения внутриличностных конфликтов………………..16
2.2 Социальная природа внутриличностных конфликтов……………………..19
2.3. Последствия внутриличностных конфликтов………………………….. ….21
3. Факторы и механизмы разрешения внутриличностных конфликтов
3.1 Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов……24
3.2. Механизмы преодоления внутриличностных конфликтов………………..26

II раздел: План эмпирического исследования:
1. Цели и задачи исследования………………………………………………....28
2. Самооценка характера по методике Р. Кэттела…………………………….28
3. Самооценка уровня притязаний по методике Шварцландера…………….28
4. Методика определения уровня тревожности Ч.Д.Спилберга……………..29
5. Игра-тренинг «Внутриличностные конфликты»…………………………...29

Заключение……………………………………………………………………….….32
Используемая литература…………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая по социальной.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………..………..3

I раздел: Внутриличностный конфликт.

1. Понятие и виды внутриличностных  конфликтов ……………………………….5

1.1. Основные научные концепции  внутриличностного кон¬фликта …………5

1.2. Характеристики внутриличностного конфликта……………………….….11

1.3. Виды внутриличностных конфликтов  ……………………………………...12

2. Причины и последствия внутриличностных  конфликтов 

2.1. Причины возникновения внутриличностных  конфликтов………………..16

2.2 Социальная природа внутриличностных  конфликтов……………………..19

2.3. Последствия внутриличностных  конфликтов………………………….. ….21

3. Факторы и механизмы разрешения  внутриличностных конфликтов 

3.1 Способы и условия предупреждения  внутриличностных конфликтов……24

3.2. Механизмы преодоления внутриличностных  конфликтов………………..26

 

II раздел: План эмпирического исследования:

1. Цели и задачи исследования………………………………………………....28

2. Самооценка характера по методике  Р. Кэттела…………………………….28

3. Самооценка уровня притязаний  по методике Шварцландера…………….28

4. Методика определения уровня тревожности Ч.Д.Спилберга……………..29

5. Игра-тренинг «Внутриличностные  конфликты»…………………………...29

 

Заключение……………………………………………………………………….….32

Используемая литература…………………………………………………..….…....35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Актуальность исследования. Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни, сегодня уже признано всеми. Являясь важнейшей детерминантой человеческой активности, они давно обратили на себя внимание психологов. Психологические традиции изучения этого сложнейшего и интереснейшего явления складывались в психоаналитической и социологической школах и включали в себя большой арсенал методов распознавания, описания и исследования.

Вместе с тем отношение к  конфликтам за последние годы существенно  изменилось. Западные психологи ведут огромную работу по психологическому оснащению достаточно широкого круга людей, прежде всего управленцев и педагогов.

Конфликт – всего лишь форма, в которой мы можем явить себе противоречие для того, чтобы попробовать  его разрешить.

Личность является предельным субъектом (оппонентом) конф¬ликта. В этом качестве она образует одну из его сторон. Но кроме этого каждый человек является самостоятельным генератором конфликта, внутри которого он и развертывается. Другими словами – личность постоянно производит и воспроизводит конфликты внутри себя – внутриличностные конфликты, носителем которых она и является. И можно без преувеличения сказать, что вся жизнь нормального человека – это конфликт, и прежде всего конфликт не внешний, а внутренний, от которого нам никуда не деться.

Внутриличностный конфликт один из самых сложных психологических  конфликтов, который разыгрывается  во внутреннем мире человека. C такими конфликтами человек сталкивается постоянно. Внутриличностные конфликты конструктивного характера являются необходимыми моментами развития личности. Но деструктивные внутриличностные конфликты несут серьезную опасность для личности, от тяжких переживаний, вызывающих стрессы, до крайней формы своего разрешения — суицида. Поэтому для каждого человека важно знать сущность внутриличностных конфликтов, их причины и способы разрешения.

Ситуация внутриличностного напряжения и противоречивости в известных рамках и степени не только естественна, но и необходима для развития и совершенствования самой личности. Любое развитие не может осуществляться без внутренних противоречий, а там, где есть противоречия, есть и основа конфликта. И если внутриличностный конфликт протекает в рамках меры, он действительно необходим, ибо недовольство собой, критическое отношение к собственному «Я», как мощный внутренний двигатель, заставляет человека идти по пути самосовершенствования и самоактуализации, тем самым наполняя смыслом не только свою собственную жизнь, но и совершенствуя мир.

 

Степень разработанности  проблемы основывается на трудах  ученых, которые внесли вклад в понимание внутриличностного конфликта: А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, А. Н. Леонтьев, З. Фрейд, К. Юнг, К. Хорни, А. Адлер, А. Маслоу, Э. Фромм, Курт Левин [15, 17, 14, 20, 26, 23, 3, 16, 21,10]

 

Цель исследования: изучение психологических условии разрешения  внутриличностного конфликта.

Обьект исследования: студенты 1 курса СГИ

Предмет исследования  - являются процессы, происходящие внутри личности при совершении такого конфликта и наступающие последствия.

Задачи исследования :

 

• овладеть понятием внутриличностного  конфликта опираясь на исследования учёных;

• изучить характеристики и виды внутриличностных конфликтов;

• изучить причины  и последствия внутриличностного  конфликта;

• изучить способы  и условия предупреждения внутриличностных конфликтов;

• изучить способы  и методы разрешения внутриличностных конфликтов

 

 

 

 

Методы исследования

Методология исследования

Теоретическое и практическое значение

Структура работы

Объем работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Внутриличностный конфликт

1.1 Понятие и виды внутриличностных конфликтов

Внутриличностный конфликт — это  конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов).

Внутриличностному конфликту присущи некоторые особенности, которые важно учитывать при его выявлении. Такими особенностями являются:

• Необычность с точки зрения структуры конфликта. Здесь нет  субъектов конфликтного взаимодействия в лице отдельных личностей или групп людей.

• Специфичность форм протекания и проявления. Такой конфликт протекает  в форме тяжелых переживаний. Он сопровождается специфическими состояниями: страхом, депрессией, стрессом. Часто  внутриличностный конфликт выливается в невроз.

• Латентностъ. Внутриличностный конфликт не всегда легко обнаружить. Часто человек и сам не осознает, что он находится в состоянии конфликта. Более того, иногда он может скрывать свое состояние конфликта под эйфорическим настроением или за активной деятельностью.

1.2. Основные научные концепции внутриличностных конфликтов

Научное изучение внутриличностных конфликтов началось в конце XIX в. Исследование конфликта на уровне индивида неизменно  сопряженно с изучением психологических  характеристик человека.

В первую очередь изучение внутриличностного конфликта было связано с именем основателя психоанализа – австрийского ученого Зигмунда Фрейда (1856–1939), раскрывшего биопсихологический и биосоциальный характер внутриличностного конфликта. Согласно 3. Фрейду, человек конфликтен по своей природе. В нем от рождения борются два противоположных инстинкта, определяющих его поведение. Такими инстинктами являются: эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения) и танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения). Внутриличностный конфликт и является следствием извечной борьбы между эросом и танатосом. Эта борьба, по 3. Фрейду, проявляется в амбивалентности человеческих чувств, в их противоречивости. Амбивалентность чувств усиливается противоречивостью социального бытия и доходит до состояния конфликта, который проявляется в неврозе. Фрейд в своей теории не только раскрывает причины внутриличностных конфликтов, но и вскрывает механизмы защиты от них. Основным механизмом такой защиты он считает сублимацию, то есть преобразование сексуальной энергии человека в другие виды его деятельности, в том числе и в его творчество.[]

Положения, сформулированные и обоснованные в классическом психоанализе 3. Фрейда, получили дальнейшее развитие и интерпретацию  либо подверглись критике в работах его последователей и оппонентов, в частности в теориях А. Адлера, К. Юнга, К. Хорни, Э. Фромма и др.

Так, А. Адлер считает принцип  единства личности главным при анализе, а социальные факторы — определяющими  в процессе формирования личности. С его точки зрения, главными факторами при формировании личности являются воля к власти и потребность компенсации и сверхкомпенсации комплекса неполноценности [3].

А. Адлер, как и 3. Фрейд, считал, что  характер личности формируется в  первые пять лет жизни человека. В детском возрасте личность испытывает влияние различных неблагоприятных факторов, в результате чего у нее формируется комплекс неполноценности, который впоследствии существенно влияет на поведение, активность, образ мыслей индивида. Это во многом объясняет причину и содержание испытываемого личностью внутриличностного конфликта, который она стремится преодолеть.

К. Юнг в объяснении внутриличностных конфликтов исходит из признания  конфликтной природы самой личностной установки. В опубликованной в 1921 году книге «Психологические типы» он дал типологию личности, которая до сих пор считается одной из самых убедительных и широко используется как в теоретической, так и в практической психологии. Типологию личности К. Юнг осуществляет по четырем основаниям (функциям личности): мышлению, ощущениям, чувствам и интуиции. Каждая из функций психики, по К. Юнгу, может проявляться в двух направлениях — экстраверсия и интроверсия. []

Один из виднейших представителей неофрейдистского направления Э. Фромм  обращается к проблемам внутриличностного конфликта, рассматривая его в аспекте "экзистенциальной дихотомии". Он делает вывод о наличии противоречий, содержащихся в сути человека. Поэтому они не могут быть преодолены: проблемы жизни и смерти, ограниченность жизни, огромные потенциальные возможности человека и ограниченные условия их реализации.

Э. Фромм развил теорию социального  характера, согласно которой к типам  социального характера отнесены рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный. Типы характеров реализуются через действия психических механизмов: мазохистского, садистского, деструктивного и конформистского [21].

В психике человека заложен конфликт двух начал: жизни и смерти. Биофильство  — это глубинная жизненная  ориентация человека. Она противостоит смерти. Некрофильство — страсть к уничтожению. Это другой аспект натуры человека. Некрофил — антипод биофила. Некрофильские тенденции укрепляются по мере ухода человека от природы в мир вещей, техники, индустриализации, обостряя противоречивость и конфликтность психики человека.

К. Хорни, принимая учение З.Фрейда, в  то же время подвергла критическому анализу многие его положения, в  том числе и относящиеся к  проблеме внутриличностного конфликта. Соглашаясь с выводами З.Фрейда о  том, что поведение личности определяется бессознательным, она считала, что бессознательные побуждения имеют аффективный, эмоциональный характер.

Внутриличностный конфликт, по К. Хорни, проявляется в отношениях:

• любви, привязанности и расположения человека (как к другим людям, так и с их стороны);

• связанных с оценкой "Я";

• связанных с самоутверждением;

• связанных с агрессией;

• связанных с сексуальностью.

К. Хорни выделяет три основные модели поведения как результат  разрешения внутриличностного конфликта:

• стремление к людям — через сопричастность к другим, к обществу личность пытается обезопасить себя;

• стремление от людей — выражается в желании уйти от людей, от общения  с ними, удалиться от общества, при  этом создается собственный иллюзорный мир;

• стремление против людей — обретение установки на разрушение мира, борьбу против него.[23]

Большой вклад в изучение проблемы внутриличностного конфликта внес немецкий психолог К.Левин, который определил его как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно-направленные силы равной величины. [10]

 

Дальнейшее развитие теория внутриличностного  конфликта получила в трудах представителей гуманистической психологии. Один из лидеров этого направления − американский психолог К.Роджерс. Фундаментальным   компонентом структуры личности, считает он, является «Я-концепция» − представление личности о самой себе, образ собственного «Я», формирующийся в процессе взаимодействия личности с окружающей средой. На основе «Я-концепции» происходит саморегуляция поведения человека.

Но «Я-концепция» часто не совпадает с представлением об идеальном «Я». Между ними может происходить рассогласование. Этот диссонанс между «Я-концепцией», с одной стороны, и идеальным «Я» − с другой, и выступает как внутриличностный конфликт, который может привести к тяжелому психическому заболеванию.[9]

Широкую известность получила концепция  внутриличностного конфликта одного из ведущих представителей гуманистической психологии американского психолога Абрахама Маслоу. Согласно Маслоу, мотивационную структуру личности образует ряд иерархически организованных потребностей:

1) физиологические потребности;

Информация о работе Внутриличностный конфликт