Внешняя политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ внешней политики России и выявление ее места в системе международных отношений.
Дать определение внешней политике государства (сущность, формирование, функции и методы осуществления);
систематизировать типологию международных отношений;
дать теоретическое обоснование международных отношений;
выявить глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику.
определить место России в системе международных отношений;
установить основные тенденции развития внешней политики современной России;
определить и охарактеризовать современные геополитические реалии России;
охарактеризовать геополитическое положение современной России.

Содержание

Введение 3
Политика и международные отношения 4
Международные отношения 5
Типология международных отношений 6
Теоретическое обоснование международных отношений 7
Глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику
Россия в системе международных отношений 11
Внешняя политика современной России 14
Геополитическое положение современной России 15
Заключение 17
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 47.79 Кб (Скачать)

Содержание. 

  1. Введение                                                                                                    3
  2. Политика и международные отношения                                            4
  3. Международные отношения                                                                 5
  4. Типология международных отношений                                             6
  5. Теоретическое обоснование международных отношений                7
  6. Глобальные проблемы современности и их влияние на                     8  международную политику
  7. Россия в системе международных отношений                                 11
  8. Внешняя политика современной России                                          14
  9. Геополитическое положение современной России                          15
  10. Заключение                                                                                          17
  11. Список литературы                                                                            18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Внешняя политика России и  международные отношения

Введение.

Для защиты своих  национальных интересов любое государство  проводит определенную (успешную или  безуспешную) внешнюю политику. Это  деятельность государства и других политических институтов общества по осуществлению своих интересов  и потребностей на международной арене.

Я считаю, что  внешняя политика являет собой продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с другими государствами. Как и внутренняя политика, она теснейшим образом связана с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем общества и выражает их на мировой арене. Главная ее цель – обеспечение благоприятных международных условий для реализации интересов того или иного государства, обеспечения национальной безопасности и благополучия народа, предотвращение новой войны.

На основе внешнеполитической деятельности отдельных государств, складываются определенные международные отношения, то есть совокупность экономических, политических, культурных, правовых, военных и других связей и взаимоотношений между народами, государствами, экономическими, политическими, научными, культурными религиозными организациями и учреждениями на международной арене.

Целью данной курсовой работы является анализ внешней политики России и выявление ее места в системе международных отношений.

Дать определение  внешней политике государства (сущность, формирование, функции и методы осуществления);

систематизировать типологию международных отношений;

дать теоретическое  обоснование международных отношений;

выявить глобальные проблемы современности и их влияние  на международную политику.

определить место  России в системе международных  отношений;

установить основные тенденции развития внешней политики современной России;

определить и  охарактеризовать современные геополитические  реалии России;

охарактеризовать  геополитическое положение современной  России. 
 
 
 
 
 
 
 

Политика  и международные  отношения

Внешняя политика государства: сущность, формирование, функции и методы осуществления.

Вешняя политика обладает рядом собственных специфических  особенностей. Она имеет более  широкое пространственное и социальное измерение, так как характеризует  собой взаимодействие, по меньшей мере с двумя и более странами. Ее функционирование связано не только с какой-то конкретной формой власти, но и с широким спектром международных норм и ценностей, созданных человечеством в ходе его длительного эволюционно-революционного развития.

Специфика внешней  политики обуславливается и тем, что в мире существуют различные  государства (в настоящее время около 200) с их несовпадающими интересами и программами, целями и задачами. Это вызывает необходимость согласования, стыковки этих интересов, независимо от их государственных различий. Ныне, как никогда, возрастают роль и значение глобальных, а также региональных проблем, особенно в сфере обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, развития экономических отношений. Поэтому нужны не только скоординированные действия, но и определенная корректировка внутренней политики государств. Тем самым внешняя политика рационализирует внутреннюю политику, нивелирует ее, приводя в большее или меньшее соответствие с международными реалиями, закономерностями и критериями функционирования мирового сообщества.

Я считаю, что  важнейшим средством проведения внешней политики является дипломатия, т.е. официальная деятельность глав государств, правительств, представительных органов власти, специальных органов внешних сношении по защите прав и интересов государства за границей. Внешнеэкономические цели государства реализуются также путем установления и расширения торгово-экономических, научно-технических, кредитно-финансовых и культурных связей. Эти связи поддерживаются как на официальном уровне, так и с помощью общественных и частных организаций и учреждений.

Я думаю, что  в современных условиях внешняя политика в растущей степени становится искусством ведения переговоров, достижения различных, взаимно приемлемых компромиссов. Одна из главных ее проблем – утверждение принципа мирного сосуществования государств, постепенного внедрения норм нового политического мышления, нахождений путей гармонизации интересов различных государств . 
 
 
 
 
 
 

Международные отношения

Формирование  международных отношений происходит под воздействием следующих факторов:

• достижений общественно-политических наук;

• складывающейся мировой экономической и политической ситуации;

• баланса военно-стратегических сил;

• деятельности международных организаций, учреждений (ООН, ЮНЕСКО, СБСЕ, НАТО и др.);

• влияния отдельных  государств;

• состояния  природной среды, сырьевых и природных  ресурсов.

В современных  условиях ведущими тенденциями развития международных отношений являются:

• рост взаимозависимости  и целостности мира;

• сохранение социальной неоднородности мира;

• обострение противоречий между новыми реальностями мирового развития и традиционными подходами  к решению проблем;

• возрастание  роли политических средств, в разрешении конфликтов и противоречий. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Типология международных отношений

В отечественной  и зарубежной литературе дается неоднозначная  типология международных отношений. Представители марксистской традиции, кладя в основу формационный и  классовый критерии, выделяют рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический типы, а также переходные типы –  от международных отношений господства и подчинения к отношениям товарищеского  сотрудничества и взаимопомощи. Последние  складывались между бывшими социалистическими  странами в рамках СЭВ (Совета Экономической Взаимопомощи) .

Иначе подходят к этому вопросу те западные ученые, которые не разделяют марксистской концепции. Одни из них придерживаются типологии, предложенной еще в конце XIX в. юристом-международником Ф. Мартенсом, суть которой состоит в хронологическом  подразделении международных отношений  на три типа: для первого типа, охватывающего период от античности до Вестфальского мирного договора 1648 г., характерны «разобщенность народов  и господство физической силы»; для  второго (до Венского конгресса 1815 г.) характерно «политическое равновесие», для  третьего (вплоть до наших дней) характерен «принцип национальности», дополненный  в XX в. принципом «господства права».

Другие западные ученые (американцы П. Морган, Дж. Модельский и др.) в основу типологии кладут доминирующее влияние «мировой державы» и характер формируемой ею «глобальной  системы». По их мнению, история международных  отношений с XV в. и до наших дней выглядит в виде пяти этапов господства четырех «великих держав»: Португалии, Нидерландов, Великобритании и США. Причем пятый цикл начался в 1914 г., получив название «американский век» .

Авторитетной  среди политологов мира является типология, предложенная польским ученым В. Маровецким, который подразделил  международные отношения на два  основных типа: отношения соперничества  и отношения сотрудничества. Он делает вывод, что доминирующим типом может  быть только взаимное приспособление государств друг к другу. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Теоретическое обоснование международных  отношений

Международные отношения нуждаются в анализе, и с моей точки зрения их теоретического обоснования осуществляются разными путями: Первый путь – это разработка глобалистско-футорологических концепций. Характерными чертами этих концепций являются следующие: общество будущего прогнозируется устойчивым и стабильным как с экономической, так и политической точек зрения; его духовно-политическую основу составляет планетарное сознание и соответствующий ему тип политического мышления, определяющую роль в котором занимают общечеловеческие нормы и ценности; необходимыми предпосылками служат структуры гражданского общества, и прежде всего человеческие ресурсы и знания. Наиболее полное выражение эти черты нашли в концепции «жизнестойкого общества», которая выдвинулась на одно из первых мест в современной зарубежной, прежде всего американской, глобалистике.

Второй путь теоретического обоснования международных  отношений связан с созданием  общеметодологических теорий. К их числу относятся: теория войны и  мира Р. Арона, теория факторов К. Райта, теория «равновесия» Дж. Ласки, теория мировых систем Й. Галтунга и др. Важное место среди этих теорий занимает теория прагматизма и политического  реализма Г. Моргентау. Ее содержание составляют следующие основные положения:

• международная  политика должна разрабатываться на основе современных политологических теорий и тем самым увеличивать  надежность предвидения, избавляться  от непредсказуемости. Рациональная международная  политика хороша, если она минимизирует риск и максимизирует выгоду, т.е. когда она опирается на разумность и требования успеха; важнейшим ориентиром, позволяющим политическому реализму найти разумный путь в области международной политики, является «понятие интереса, определяемого в категориях власти». В мире, разделенном конкуренцией и борьбой за власть различных суверенных наций, внешняя политика любой нации должна обеспечивать удовлетворение первоочередного интереса выжить, выстоять перед лицом опасности извне;

• моральные  принципы могут применяться к  действиям государств и наций  не абстрактно, а лишь в соответствии с конкретными обстоятельствами места и времени. Прагматизм и  политический реализм Г. Моргентау  не допускают устремлений отдельных  государств и наций идентифицировать себя с носителями моральных законов  всего мира. Если допустить возможность  такой ситуации, то тем самым будет  открыт путь к порождению «безумия неистовых крестовых походов» . Третий путь – конструирование специальных концепций, позволяющих анализировать состояние международных отношений. Примером такого рода концепций могут служить теории мировых систем, международных организаций, международного конфликта, национального интереса, всеобщей безопасности и т.д. Концепция всеобщей безопасности представляет собой не новый комплекс идей, а скорее новую совокупность принципов подхода к проблемам безопасности в ядерном мире. Серьезный вклад в формирование концепции всеобщей безопасности внесла Независимая комиссия по вопросам разоружения и безопасности, созданная по инициативе бывшего премьер-министра Швеции Улафа Пальме и объединявшая общественных, политических и государственных деятелей 17 стран Европы, Азии, Америки и Африки . Главная идея этой доктрины в том, что она обосновывала необходимость отказа от обеспечения международной безопасности на принципе «сдерживания путем устрашения»: «Государства более не могут стремиться к укреплению своей безопасности за счет друг друга: ее можно добиться только путем совместных усилий». 

Глобальные  проблемы современности  и их влияние на международную политику.

Глобальные проблемы современности – это совокупность наиболее острых мировых проблем, решение  которых требует массового осмысления и объединения усилий всех народов  и государств. Особенность их состоит  в том, что каждая из этих проблем  носит комплексный и всеобщий характер, что обусловлено растущей целостностью современного мира.

Информация о работе Внешняя политика России