Влияние телевизионных героев нв самоидентификацию подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время российское общество представляет собой мозаичное идентификационное пространство, предоставляющее множество способов социальной самоидентификации личности. Одним из источников моделей идентификации является телевидение. По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы, являясь каналом интенсивной социализации.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 2

Глава 1. Теоретические основы изучения процессов социализации и самоидентификации в социологии XX века

1.1. Самоидентификация личности как объект социологического анализа……………………………………………………………….……6

1.2 Телевизионные герои как «значимые другие» для старших подростков………………………………………………………………..21


Список литературы

Работа содержит 1 файл

Глава 1 и Введение.docx

— 91.57 Кб (Скачать)

       Оглавление

       Введение………………………………………………………………… 2

       Глава 1. Теоретические основы изучения процессов  социализации и самоидентификации  в социологии XX века

    1.1. Самоидентификация  личности как объект социологического  анализа……………………………………………………………….……6 

    1.2 Телевизионные  герои как «значимые другие»  для старших подростков………………………………………………………………..21 
     

       Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

                 Актуальность темы исследования.

                  В настоящее время российское общество представляет собой мозаичное идентификационное пространство, предоставляющее множество способов социальной самоидентификации личности. Одним из источников моделей идентификации является телевидение. По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы, являясь каналом интенсивной социализации. Поэтому телевидение вызывает интерес семьи, других институтов общества, в связи популяризацией на телеэкране аморальных  и безнравственных моделей поведения. Подобное обстоятельство требует специального социологического исследования, учитывающего влияние  телевизионного контента на самоидентификацию личности.

     Современное российское общество на протяжении последних 20 лет находится в состоянии «межформационного перехода» системной и структурной трансформации, изменения социальных норм и ценностей. Что, естественным образом, влечет за собой кризис, который переживают социальные институты и общественная система в целом. Сильное влияние подобные трансформации оказывают на молодое поколение, как наиболее мобильную социальную группу. Это влияние усиливается в ситуации разрыва с ценностями предшествующего поколения. Подростки, лишенные традиционно сложившихся на протяжении многих лет ориентиров, оказались подвержены самым разнородным влияниям, играющим существенную роль в формировании системы ценностей.

     Подростковый  возраст, по мнению психологов, считается  самым сложным этапом в развитии ребенка. Это связано с тем, что  в этот период у индивида появляется ярко выраженная потребность в самопознании и в самоопределении.  Успешно  преодолеть подростковый этап  помогают так называемые «агенты социализации» – действующие лица, группы и институты, которые создают основные среды социализации и заинтересованы в ее результатах. Выдающийся английский социолог современности Энтони Гидденс относит к основным социализирующим агентам семью, общение в группе сверстников, школу и средства массовой информации. СМИ сегодня являются для подростков  одним из главных  каналов передачи новых смыслов, образов, моделей поведения. Телевидение, будучи одним из основных средств массовой коммуникации, влияет не только с помощью трансляции определенной информации, но и через создание и представление образцов поведения людей – героев сериалов, фильмов, телепередач. В подростковом возрасте индивид наиболее склонен идентифицировать себя с теми или иными героями, перенимая при этом их качества, манеру поведения, стиль, образ жизни. Долгое время телевидение считалось безопасным занятием, однако в последнее время на страницах газет, журналов и интернет – порталов все чаще появляются негативные высказывания по отношению к тому или иному телепроекту. Такая реакция вызвана тем, что посредством телевидения пропагандируются агрессивные модели поведения,  насильственные методы разрешения конфликтов, потребительское отношение к жизни, нездоровый  интерес к сексу. При том, что в телевизионном контенте практически не отражается ценность ума, благородства, солидарности, творчества. Такое положение дел может привести к дегуманизации молодого поколения и, как следствие, общества в целом. Указанные обстоятельства вызывают необходимость изучать степень влияния и роль средств массовой информации в формировании «я – образа» у подростка.

     Степень изученности проблемы.

     Развитие  личности подростка, в том числе, в аспекте самоидентификации – сложная, комплексная проблема, предмет исследования многих наук.  Сегодня  ее изучают  философы,  этнографы,  социологи,  психологи, криминологи и представители других наук. Сформировалось множество дисциплинарных подходов к ее изучению. Наиболее распространенные: биологический, когнитивный, психосексуальный и социальный. С точки зрения биологического подхода главную роль в процессе развития индивида  играют не социокультурные условия, а биологические факторы. Яркими представителями этого подхода являются Дж. Стэнли Холл и Арнольд Гезелл. В основе когнитивного подхода лежит идея о том, что мыслительные процессы являются определяющими в становлении личности. Наиболее влиятельный представитель этого подхода – Жан Пиаже. Психосексуальный подход наиболее полно отражен в работах Эрика Эриксона, который считал, что становление позитивной самоидентификации  является важнейшей задачей развития в подростковом возрасте. Четвертый подход к изучению подросткового возраста – социальный, который направлен на  исследование  длительного процесса усвоения социальных норм, ценностей, моделей поведения. Также данный подход предполагает изучение  способности подростков разбираться в социальных отношениях. Важное значение для понимания  процесса социализации подростка имеют теории К. Левина, Р. Селмана, М. Мид и Р.Бенедикт. Однако основной вклад в разработку данной проблемы внесли ученые Т.Парсонс, Р. Мертон, Т. К. Леви-Стросс, Г. Лассуэл, М. Маклюэн, И.С.Кон, Б.А.Грушин и З.Бауман.

       Они рассматривали социализирующий аспект и говорили о влияния телевидения на сознание человека. Но в трудах выше указанных ученых была описана и проанализирована роль телевидения в середине ХХ века. За последние 20 лет произошли существенные изменения. Значительно улучшилось качество изображения и звука. Увеличилось число телеканалов.  И, что наиболее важно,  телевизионный контент претерпел серьезные изменения, связанные с активным внедрением идей рыночной экономики, массовой культуры и потребления. Произошедшие перемены  ставят новые задачи перед наукой и предполагают качественно новое исследование проблемы.

     Цель моей работы состоит в выявлении характера и особенностей влияния телевизионных образов на понимание подростком самого себя.

     В соответствии с целью,  поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть различные подходы к изучению феномена идентичности и процесса идентификации.
  2. Раскрыть сущность образов телевизионных героев как «значимых других».
  3. С помощью количественных методик охарактеризовать востребованность телевизионного контента подростками.
  4. С помощью качественных методик исследовать характер  воздействия образов телевизионных  героев на формирование  «Я - образа» у подростков.

     Объект данного исследования - процесс самоидентификации подростка в условиях коммуникативных взаимодействий современного общества.

     Предмет исследования - особенности влияния телевизионных образов на конструирование социальной идентичности у подростков.

     Гипотезы:

  1. Телевидение в наши дни не утратило своих позиций и продолжает занимать одно из основных положений в сфере досуга подростков.
  2. Телевизионные герои играют существенную роль в формировании ценностных установок  молодых людей.
  3. Образы телевизионных героев влияют
    • на  внешний облик подростка, 
    • на модели его поведения
  1. Опираясь на бытовые наблюдения и структуру тематики телевизионных передач, можно предполагать особое отношение подростков к юмору вообще и чувству юмора как одной из важных черт характера личности. 

     Теоретико-методологическая база

     Основные подходы для проведения исследования - символический интеракционизм (Дж. Мид,  Ч. Кули, Г. Блумер) и феноменологический подход (А. Шюц, П. Бергера и Т. Лукмана).

     Базовые понятия: «значимый другой», социализация, агенты социализации, конструирование идентичности, самоидентификация, самосознание.

     Методы исследования, конструирование методик: теоретическая часть работы строится на изучении специальной литературы; в эмпирической части применяются методы анкетного опроса, прожективного самоопределения и глубинного интервью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 1. Теоретические основы изучения процессов  социализации и самоидентификации  в социологии XX века

    1. Самоидентификация личности как объект социологического анализа

                    В период социальной трансформации общества проблема протекания процессов самоидентификации представляет собой актуальную задачу, требующую подробного рассмотрения и анализа. Поэтому представляется важным изучение  социальной самоидентификации, как одного из механизмов социализации личности. Американский социолог Ф. Г. Гиддингс, в 1887  году  впервые употребил термин «социализация»  в книге «Теория социализации». Социализация определялась  Гиддингсом  как «развитие социальной  природы   или   характера   индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни»1. К середине  ХХ  века  социализация   превратилась  в самостоятельную междисциплинарную область исследований.  В ней рассматриваются два механизма, с помощью которых общество решает нелегкую проблему формирования чувств, стремлений и желаний индивида, соответствующих  потребностям социальной группы. Ими являются социальный контроль и социализация.

  Существует  множество определений понятия  социализация.

       А.В. Мудрик, определяет ее как «развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества»2.

       Г.М. Андреева дает такое определение социализации – «двусторонний процесс, в котором индивид не просто усваивает социальный опыт путем вхождения в социальную среду и систему социальных связей, но преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации»3.

     Социализация  охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и образования, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни, обеспечивая передачу культуры от поколения к поколению. Некоторые из факторов социализации действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, другие — на отдельных стадиях жизни.4

     Социологи, опираясь на психологический подход (теорию психоанализа Фрейда и теорию идентичности Эриксона) говорят о двух основных механизмах социализации: имитации и идентификации. Термин «идентификация» был введен в 1921 году  З.Фрейдом в работе «Психология масс и анализ Я».

     Фрейд трактует идентификацию как центр, механизм, обеспечивающий способность «Я» к саморазвитию, бессознательное отождествление субъекта с объектом, мотивом которого могут быть страх потери любви, страх перед наказанием. Идентификация – группообразующий фактор, помогающий выйти за пределы «Я» и почувствовать переживание других. Идентификация способствует социализации, то есть делает человека готовым принять социальные нормы в качестве своих внутренних установок, как руководство к действию, а также способным на объективную и дифференцированную самооценку5.

     Самоотождествление, в рамках теории психоанализа З. Фрейда, влечет за собой подсознательное выделение  различных групп как «своих», так и «чужих», на основе  функционирования  универсального психологического механизма. В ходе этого процесса, индивид, приобретают нормы, ценности, социальные роли, моральные качества представителей тех социальных групп, к которым принадлежит или стремиться принадлежать.

     Последователи Фрейда уточняли и расширяли понятия  идентичности: М. Клейн предложил  понятие «проективной идентичности», А Фрейд – «защитной идентичности». М. Эйнсворт, Дж. Боулби, М. Малер, Р. Шафер, У. Мейсснер рассматривали идентификацию как уровень интернализации, протекающий в контексте объектных отношений, допускающий возможность идентификации с другими лицами, помимо родителей6. Э. Эриксон отмечал, что «фрейдовская картина человека неполна, поскольку в ней доминирует то, что лежит внутри и внизу, но игнорируется то, что соотносится с миром вовне, что ведет человека вперед и вверх»7. «Фрейд явно недооценивает мир человеческой деятельности, работы целесообразной активности»8.

     Важным  вкладом в изучении человеческого  Я  стали три новых положения  Эриксона:

  1. Наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития существуют и психологические стадии развития «Я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.
  2. Становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, но растягивается на весь жизненный цикл.
  3. Каждой стадии присущи свои собственные параметры развития9.

      Э.Эриксон, основное внимание уделял проблемам  формирования идентичности человека. Определял социальную идентичность как чувство органической принадлежности индивида к его исторической эпохе  и типу межличностного взаимодействия, свойственному данной эпохе10.

Э. Эриксон  выделяет групповую идентичность как  включенность в различные общности, подкрепленную субъективным ощущением  внутреннего единства со своим социальным окружением; и психосоциальную идентичность, которая дает человеку ощущение значимости своего бытия в рамках данного  социума11.

Идеи  Э. Эриксона о том, что идентичность – изменчива на протяжении жизни; идентичность не есть автономия, были восприняты во всех философских, психологических  и социологических школах. «Если  Я абсолютно автономен, то Я больше не идентичен даже самому себе, т.к. индивидуальное Я как непрерывная  самость не может больше сформироваться, если она в каждый момент принимает  решение автономно»12.

Информация о работе Влияние телевизионных героев нв самоидентификацию подростка