Влияние современной музыки на подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Неприкрытая агрессия пошлости и безнравственности со стороны многих СМИ, особенно телевидения, приводит к серьезным изменениям идеалов и представлений современных подростков. По мнению Е.А.Петровой, смещенными являются и тендерные имиджи, и представления о семейных и любовных отношениях, а также широкий круг многих исконно почитавшихся в менталитете российского народа качеств: честности, порядочности, вежливости и т.д.

Содержание

I. Методологический радел
Актуальность исследования
Степень научной разработанности
Объект.
Предмет исследования
Цель и задачи исследования
Определение понятий
Операционализация и гипотеза исследованияI
I. Процедурно-методический раздел
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

готовое.docx

— 72.04 Кб (Скачать)

федеральное агенство по образованию

государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

«вятский  государственный  гуманитарный университет»

Социально-гуманитарный факультет кафедра  социальной работы 
 
 

Аналитический отчет

по  результатам социологического исследования

на  тему:«Влияние современной музыки на подростков» 
 
 

                                                         

Выполнила: студентка гр. СР-11 Перминова О. А.

                                                                Проверила: кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и философии Митягина Е.В.  
 
 

Киров, 2009

Содержание:

I. Методологический радел

  • Актуальность исследования
  • Степень научной разработанности
  • Объект.
  • Предмет исследования
  • Цель и задачи исследования
  • Определение понятий
  • Операционализация и гипотеза исследованияI

    I. Процедурно-методический раздел

Заключение

Список литературы

Приложение

 

    1. Методологический  раздел.

Актуальность  темы исследования

     Музыка, прежде всего современная, является неотъемлемой частью жизни подростков и молодежи. Именно они — основные потребители музыкальной продукции.

     В наше время подростки активно  слушают музыку: в транспорте, на улице, дома, на занятиях и т.д. Кто-то с помощью музыки расслабляется, кому-то наоборот, музыка помогает сконцентрироваться и найти верное решение в определенной проблеме. В мире существует множество  разновидностей стилей музыки: классика, поп, реп, металл и т.д. И вся эта  музыка так или иначе влияет на эстетическое воспитание подростков, на формирование жизненных идеалов и принципов. А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Макаренко, Кабалевский, Сухомлинский, Ушинский) – особенно важно в наиболее благоприятном подростковом или школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни,  обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психологические процессы. Как показывают психологические и социологические исследования, выхолощенные в моральном и эстетическом отношении многие направления массовой культуры отрицательно влияют на социализацию подростков, что требует активного вмешательства науки для социально-психологического изучения всех последствий влияния этой культуры на формирование психики современного подростка. Серьезные деформации, сложившиеся в последние два десятилетия в сфере формирования идеалов, нравственно-ценностная дезориентация значительной части населения, особенно молодежи, диктует необходимость поиска путей конструктивных изменений, как на уровне личности, так и на уровне различных молодежных групп. (Б.С. Волков, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, А.В.Семенов, В.Э.Чудновский, Т.И. Шульга, Н.М. Шкурко, Д.И. Фельдштейн и др.).

     Неприкрытая агрессия пошлости и безнравственности  со стороны многих СМИ, особенно телевидения, приводит к серьезным изменениям идеалов и представлений современных  подростков. По мнению Е.А.Петровой, смещенными являются и тендерные имиджи, и  представления о семейных и любовных отношениях, а также широкий круг многих исконно почитавшихся в менталитете  российского народа качеств: честности, порядочности, вежливости и т.д.

     Подростковый  возраст, в силу своих психофизиологических особенностей, характеризуется потребностью в интенсивных физических и психических  нагрузках, поэтому-то современная  ритмичная музыка в большей мере способствует реализации этой потребности. Кроме того, подростковый возраст  характеризуется необходимостью в  интенсивном общении.

Степень научной разработанности

     Вопросом  о влиянии современной музыки на подростков занимались многие ученые. Они проводили различного вида исследования по данной проблеме и выявляли определенные закономерности влияния музыки на подростков.

     Из  исследования Исхаковой Надии Рофхидовны (кандидат социологических наук, доцент Набережно-челнинского филиала Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета) видно, что одним из факторов, воздействующих на духовную жизнь общества, является музыка. "Изучение музыкальных вкусов молодежи имеет прогностическое значение. Сегодняшние предпочтения молодого поколения становятся завтра массовыми и общепринятыми. Молодежный досуг в значительной степени связан с музыкой (прослушивание записей, посещение концертов, дискотек и т.п.). Посредством музыки молодежь очерчивает свое жизненное пространство. Зачастую "стены" из звуков используются молодежью как способ отгораживания от окружающих - семьи, учителей, сверстников. Избирательность в потреблении музыкальных произведений характеризует музыкальный вкус. Выявляя музыкальные предпочтения молодежи, характеризуются социально-культурный облик, настроения молодых людей. Сравнительный анализ музыкальных предпочтений школьной молодежи позволил сделать следующие выводы. Под влиянием современной популярной культуры молодежные приоритеты в сфере музыки стремительно изменяются. При педагогически грамотном выборе методов обучения и высоком уровне профессионализма преподавателя школа может стать центром общего музыкального образования и воспитания подрастающего поколения. Мы далеки от мысли, что школа на данном этапе ее развития может дать учащимся всестороннее эстетическое и в том числе музыкальное воспитание, но установка на определенные эстетические ценности в значительной мере формируется именно в школе"

Н.Р. Исхакова  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ МОЛОДЕЖИ [текст] / Н. Р. Ихакова //Социс. – 2006. - № 2/ - c. 35-37

     Одним из центральных понятий исследования было "приобщенность к различным музыкальным жанрам". С помощью этого понятия были выделены типологии приобщенности респондентов к различным музыкальным жанрам, что позволило провести достаточно подробный анализ взаимоотношений молодежи и музыки.

     Не  смотря на кажущуюся утрату культурных традиций в нашем обществе, были получены результаты, фиксирующие определённое их сохранение. Прежде всего следует  отметить связь приобщённости к  музыке академических жанров с уровнем  образования молодежи(наибольший интерес к этим жанрам фиксируется у инженеров и студентов). Существенна так же связь с социальным статусом и уровнем образования родителей, т.е. можно сказать, что приобщенность к аналитической музыкальной традиции характерна, по-прежнему, преимущественно для интеллигенции. Влияют на приобщённость к музыке и традиции городской или сельской культуры. Так, среди коренных горожан больше для приобщённых к музыке академических жанров, чем среди выходцев из села, и наоборот, среди молодёжи, родившихся и выросших в сельской местности фиксируется больший интерес к народной музыке. Анализ зависимости приобщённости молодёжи к народной музыке от образования родителей даёт картину, противоположную той, которая была зафиксирована в случае с музыкой академических жанров. С ростом образования родителей увеличивается доля молодёжи с отрицательным отношением к народной музыке, и уменьшается доля респондентов с положительной установкой по отношению к этой музыке.

     Было  выявлено, что каждый пятый молодой  человек реально приобщён к искусству. В то же время, среди молодёжи с  разной потребностью в искусстве  доля социально активной молодёжи одинакова, по сравнению с другими группами, поскольку на взгляд исследователей, приобщённость к культуре является одним из главнейших условий действительной самостоятельности мышления и способности к принятию взвешенных, хорошо продуманных решений. Задача приобщения молодёжи к культуре, да и не только молодёжи, приобретает помимо очевидного общественного значения ещё и отчётливо выраженный политический смысл.

Н.Р. Исхакова  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ МОЛОДЕЖИ [текст] / Н. Р. Ихакова //Социс. – 2006. - № 2/ - c. 35-37

     Объект  исследования:

     Подростки в возрасте 14-18 лет

     Предмет исследования:

     Влияние современной музыки на подростков 
 

     Цель  исследования:

     Изучить влияние современной музыки на подростков с целью выявления духовных потребностей и интересов подростков.

     Задачи  исследования:

    1. Обзор литературы о влиянии современной музыки на подростков
    2. Рассмотрение понятий, относящихся к теме "Влияние современной музыки на подростков"
    3. Выявление духовных потребностей и интересов подростков через анкетирование
    4. Обобщить полученные данные о влиянии современной музыки на подростков и сделать выводы

    Определение понятий

    Подростки - мальчики или девочки в переходном возрасте от детства к юности (12-18 лет).

    Музыка – искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками, а также сами произведения этого искусства.

    Субкультура- часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей – носителей субкультур.

    Идеалы – то, что составляет высшую цель деятельности, стремления.

    Принципы – основная особенность в устройстве чего-нибудь.

    Воспитание – навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

    Жанр – род произведений в области какого-нибудь искусства, характеризующийся тем или иными сюжетными и стилистическими признаками.

    Интеллигенция – работники умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.

    Социальный  слой – та, или иная группа людей, населения, общества.

    Образование – совокупность знаний, полученных специальным обучением.

    Культурная  норма – совокупность ожидаемых стандартизированных способов чувствования и действия, которого члены общества следуют более или менее точно.

    Традиции – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

    Фанаты – люди, страстно преданные какому-нибудь делу или известному человеку.

    Эстетическая  культура – целенаправленное развитие способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности.

Ожегов  С.И. Толковый словарь [текст]  

    Операционализация понятий

     

                Уровень  образования родителей

пол                     Традиции, соблюдаемые в семье                           Музыкальные предпочтения

                        Уровень материального обеспечения  семьи             
 
 

 Принадлежность к субкультуре

возраст дополн. музык образование музыкальные предпочтения

 Увлечение подростка

        
 
 

      Гипотеза  исследования:

Уровень образования  родителей, пол, традиции, соблюдаемые  в семье, ммузыкальные предпочтения, уровень материального обеспечения  семьи  - оказывают влияние на знания подростков о современной музыке, её понимании и отношении к ней 
 
 

Метод исследования:

Опрос - как метод социологического исследования 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Процедурно-методический раздел.

        Приступая к исследованию, передо мной стоял  ряд задач, и одна из них – это  изучить литературу о влиянии современной музыки на подростков.

        Над данной темой работали множество ученых разного периода времени – Макаренко, Сухомлинский, Ушинский т.д.

        Глобальная  распространенность, вездесущность  массовой культуры приводит сегодня  к снижению роли институтов семьи  и образования в музыкально-воспитательном процессе, выдвигая на первый план СМИ. Сила их воздействия так велика, что создается прецедент: познавательный материал и творческий импульс молодые  получают от экранной культуры, а не из традиционных источников. СМИ, главным  образом, формируют рекреативные музыкальные  потребности у молодежи, и мир  музыкальных грез заменяет им подлинное  искусство. Информационному звуковому  потоку легче функционировать в  лишенной жестких нормативных установок  среде подростков, где он становится все более значимой социализирующей  инстанцией.

Информация о работе Влияние современной музыки на подростков