Влияние семьи на социализацию ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 22:31, реферат

Описание работы

Семья - первичная ячейка общества, его социально-бытовая основа, находящаяся в тесной взаимосвязи и взаимодействии с социально-производственной его основой. На своем уровне она концентрирует в жизнедеятельности своих членов весь комплекс отношений, существующих в обществе.

Работа содержит 1 файл

Влияние семьи на социализацию ребенка.docx

— 19.72 Кб (Скачать)

     Влияние семьи на социализацию ребенка 

     Семья - первичная ячейка общества, его  социально-бытовая основа, находящаяся  в тесной взаимосвязи и взаимодействии с социально-производственной его  основой. На своем уровне она концентрирует  в жизнедеятельности своих членов весь комплекс отношений, существующих в обществе.

     При этом семья активно участвует  в формировании ценностных ориентаций и поведений своих членов, в  реализации их статуса.

     В младенчестве семья играет главную  роль, которую не могут заменить другие институты социализации. Но уже в подростковом возрасте роль семьи уменьшается.

     В семье происходят формирование психологического пола ребенка. В первые 3 года жизни это влияние определяющее, потому что ребенок усваивает атрибуты предписываемого ему пола: особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы. Поведенческие образцы мужчины и женщины. В дальнейшем развитии малыша семья продолжает помогать или мешать формированию психологического пола юноши или девушки.

     После того, как ребенок пойдет в детский  сад, он попадает в среду, которая  выступает как условие его  изменения и развития. Человек  сам создает среду, в которой  будет протекать его жизнь. Изменив  ее, личность меняется, меняются нравы, привычки, страсти и чувства. Здесь  фактором формирования личности и развития психологической структуры личности выступает система общественных отношений

     Но  приобретение своего опыта, пусть он и маленький, в семье в результате познания окружающего мира, переживаний  по поводу поведения близких людей  и его собственные действия в  ответ на их поведение - один из путей  формирования у ребенка качеств, необходимых ему в дальнейшем для успешного общения с другими  людьми.

     Говоря  о семье как о части системы  общественного воспитания новых  поколений, нельзя упускать из виду ее значимость в этой системе. Именно родители, семья в целом, - часто того не замечая - вырабатывают у детей комплекс базовых социальных ценностей, ориентаций, потребностей, интересов и привычек. Эти первые уроки жизни в семейном укладе создают основу, исходя из которой, ребенок, юноша (девушка) или подросток  избирательно воспринимает, перерабатывает, усваивает или отбрасывает социальную информацию в качестве руководства  к действию.

     Семейное  воздействие на ребенка уникально  по интенсивности и результативности. Ведь оно охватывает все стороны  формирующейся личности, продолжается многие годы непрерывно и основано на эмоциональных отношениях детей  и родителей между собой.

     Здесь речь идет не о чувстве любви и  доверии, а об ощущениях детьми своей  безопасности, защищенности, возможности  делиться своими переживаниями и  получать помощь. Семья - основная среда  обитания и жизнедеятельности детей  в ранний период их жизни. Во многом это качество сохраняется в подростковый период.

     Отношение и атмосфера в семье представляются в глазах детей не только как надежное убежище от невзгод, но и его модель. Жизнь предоставляет нам множество  примеров прочности убеждений, мотивов, стереотипов поведения, которые  люди воспринимают в детские годы от родителей и других старших  членов семьи. Но, к сожалению, не всегда такие примеры положительны.

     Социализация  ребенка. Социализация ребенка неотделима от воспитания. Ведь дети учатся не только на примерах взрослых, подражая им. Изменения в жизни, экономической, политической и прочих ее сферах настолько быстры, что малышам придется жить в том мире, который существенно отличается от мира родителей. Поэтому эффективность воспитания должна оцениваться не по тому, сколько передали опыта и знаний, а по тому, сумели ли мы подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых не могло быть в жизни родительского поколения. Любая семья имеет особые возможности задать детям ориентиры их социального поведения на всю последующую жизнь.

     В семье ребенок набирается уроков взаимоотношений полов и будущей  семейной жизни. Формируется характер, уровень самооценки и самокритичности. Здесь же он развивается умственно, физически, психологически. Интересы членов семьи, их образовательный уровень  сказываются на интеллектуальном развитии детей, закладываются стремления к  образованию и самообразованию.

     Помимо  этого семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами и ролями. Недостаток внимания со стороны родителей приводит к детским конфликтам и не появляется связь с ребенком.

     В процессе воспитания закладываются  и формируются ценностные ориентации человека, которые проявляются в  отношениях, определяющие его стиль  жизни, жизненные устремления, планы  и способы их достижения.

     Большую роль семья играет в процессе социального  развития человека. Так как одобрение, поддержка, безразличие или осуждение  влияют на детей, помогают адаптироваться к различным ситуациям, искать выход  из сложных жизненных ситуаций.

     От  того, какая семья (полная или нет, расширенная) зависит воспитание ребенка. Можно привести такой пример: отношение  родителей к дедушкам и бабушкам перенимаются и детьми. Поэтому, если Вы сами себе позволяете по отношению  к старшему поколению грубость, резкость, то и Ваши дети будут грубить. В последствии это обернется к Вам.

     Целью семьи можно считать - обучение: гигиене, бытовым умениям, культуре общения; развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств; развитию способностей (спортивных, художественных, образовательных).

     Современные разводы и рождение второго ребенка  или вне брака отражаются на психике  детей. Причинами такого могут быть - неразвитее чувство ответственности, долга, легкомысленное отношение к  браку, подозрительностью…

     Но  если в семье присутствует человек, который считается алкашом, наркоманом, то развод, с точки зрения воспитания, необходим. Ведь дети каждый день получают негатив, наблюдая пьяные скандалы и  драки. Во многих случаях такую модель поведения не удается изменить и  тогда ребенок воспроизводит  судьбу родителей.

     Расширение  бытовых удобств повлекло за собой  проблемы. Они ограничивают участие  детей от домашнего труда. Данную ситуацию усугубили и сами родители, когда стараются оградить ребенка  от труда и помощи по дому. Такие  дети вырастают эгоистами, которые  считают, что родители обязаны их обслуживать.

     Сложности семейного воспитания связаны с  деятельностью массовой информации, с формируемыми кино, прессой, телевидением, радио образами людей, которым хочется  подражать, считать идеалом, быть в  чем-то похожим.

     Так, хулиганы, антигерои, наркоманы, тунеядцы в фильмах и компьютерных играх воспринимаются как наблюдаемые в жизни. Таких героев подают без нравственной оценки, что приводит к дезадаптации общественного мнения подростков.

     Правильная  позиция семьи может нейтрализовать такие сложности в воспитании, как участие СМИ и пр. Или, наоборот, возрасти в результате ее ошибок. Если в семье четко стоят цели и  задачи, которые она стремиться достичь, то ребенок вырастет более уверенным  в своих силах, подготовленным к  жизни.

     В каждой семье есть две крайности. Одна, когда родители считают, что  ребенок еще маленький, чтобы  помогать по дому, сходить в магазин  и т.д. Они сознательно ограждают  его от работы. Или же, наоборот, заставляют его делать что-то с помощью «кнута»  и «пряника». Это не лучший метод  воспитания.

     Почему-то укоренилось мнение, что родители обеспечивают, а школа должна учить. Это не правильно. В такой семье  существует непонимание того, что  они перенимают, прежде всего, пример родителей, их поведение, атмосферу  и общение в семье.

     Вторя крайность - гиперопека. Когда детей отстраняют от дел семьи. От участия в зарабатывании и распределении средств. При этом сами родители лучше знают, что необходимо их детям и заставляют последних посещать кружки музыки, шахмат…. В то время, когда дети не хотят этим заниматься. Это приведет к тому, что навязанный образ жизни отторгнется, появится отчуждение у ребенка, срывы в поведении, жалобы. В таких условиях малыш растет неуравновешенным, неискренним, замкнутым.

     В семье, где стоит постоянный контроль и присутствует авторитарный стиль, происходит отчуждение взрослых от младших, враждебность по отношению к окружающим, агрессия и протест. Это связано  с тем, что контроль над мыслями, желаниями, поведением приводит к сопротивлению  ребенка. За это его наказывают и  бьют. Дети, вырастающие в таких  семьях, бывают озлобленными, пассивными и апатичными.

     В демократической семье родители стараются установить хорошие отношения  с детьми, привлекают их к решению  проблем, поощряют инициативу и самостоятельность. В таких условиях все обсуждается, объясняется. Ценится независимость  и послушание. Ребенок вырастает  самостоятельным, активным, дружелюбным, ответственным.

     В реальности эти стили воспитания в чистом виде встречаются редко. Обычно, встречаешь смешанный стиль  или компромиссный.

     Доброжелательная, здоровая атмосфера создает условия  для развития ребенка и взрослого. Дает пристанище среди невзгод, где  можно получить помощь и поддержку, любовь и признание. Каждый человек  стремится к самосовершенствованию, саморазвитию.

     И от того, какие культура, атмосфера, цели и принципы, финансовые возможности  и отношения царят в семье - зависит самореализация и развитие полноценного человека. Цели семьи  переходят и к ребенку. Он начинает стремиться к ним, старается оказать  помощь в достижении их своим родителям. 
 

     Семья - это неотъемлемая ячейка общества. Ни одна нация, ни одно общество не обходилось без семьи. Поэтому развитие ее, укрепление, стабилизация - дело не только государства  и общества, но и, прежде всего самих  супругов. Это важно. Ведь именно в  семье начинается формироваться  личность будущего члена общества.

     Перенимание традиций сплачивает семью. Живой пример родителей очень важен в развитии ребенка.

     Развитие  человека во взаимоотношениях и под  влиянием окружающей среды можно  определить как результат его  социализации, т.е. усвоение и воспроизводство  культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвитии и самореализации том обществе, в котором он живет.

     Социализация - развитие, обусловленное конкретными социальными условиями, т.е. в процессе воспитания. Она начинается с семьи.

     Социологическими  исследованиями выявлено, что влияние  семьи на ребенка сильнее, чем  влияние школы, улицы и СМИ. Таким  образом, от социального климата  в семье, духовного развития и  физического становления в ней  детей зависит успешность процессов  развития и социализации ребенка.

     В семье закладываются взаимоотношения  с окружающими, границы власти и  ответственности, которые становятся нормой.

     В конфликтной семье дети низкоорганизованы и не имеют собственного потенциала разрешения кризисных ситуаций. А в криминальных семьях дети не имеют элементарных условий для воспитания, по отношению к ним допускаются насилие, жестокое обращение. Часто вовлекаются в преступную деятельность родителей. Как правило, таких детей ждет бродяжничество, побеги из дома.

Информация о работе Влияние семьи на социализацию ребенка