Влияние подростковой субкультуры на десоциализацию подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Выявить влияние молодежной субкультуры на десоциализацию подростков.
Объект исследования: Подростковые субкультуры.
Предмет исследования: Влияние субкультуры на десоциализацию подростков.
Задачи исследования:
Изучение литературы по проблеме влияния молодежной субкультуры на десоциализацию подростков.
Раскрыть понятие «неформальные молодежные объединения» и «подростковая субкультура».
Раскрыть сущность десоциализации подростков.
Выявить влияние подростковой субкультуры на десоциализацию подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Подростки и подростковая субкультура
§1.1. Подростковый возраст как период развития……………………………………..5
§1.2Типы и виды подростковых объединений. Классификации неформальных подростковых объединений………………………………………………………………...9
§1.3. Мотивы участия подростков в неформальных группировках и объединениях………………………………………………………………………………14
Глава 2. Влияние субкультуры на десоциализацию подростков.
§2.1. Понятие социализации и десоциализации. Особенности десоциализации подростков…………………………………………………………………………………17
§2.2.Прямые и косвенные десоциализирующие влияния на личность подростков.………………..……………………………………………………………20
§2.3. Факторы влияние подростковой субкультуры на десоциализацию подростков…………………………………..………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………………..29
Список литературы……………….................................................................................31

Работа содержит 1 файл

КР. Юля Черникова..doc

— 189.00 Кб (Скачать)

  Министерство  Образования и науки РФ

  ОГОУ  СПО «Новосибирский педагогический колледж № 2» 
 
 
 
 
 
 

        Черникова Юлия Сергеевна

  «Влияние подростковой субкультуры на десоциализацию подростков»

  050711 «Социальная педагогика» 

  Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 

  Научный руководитель:

  преподаватель социально-педагогических

  дисциплин 1 КК

  Алиева  Э. Б 
 
 
 

  Новосибирск – 2009 

  Содержание.

  Введение…………………………………………………………………………………3

  Глава 1. Подростки и подростковая субкультура

  §1.1. Подростковый возраст как период развития……………………………………..5

  §1.2Типы и виды подростковых объединений. Классификации неформальных подростковых объединений………………………………………………………………...9

  §1.3. Мотивы участия подростков в неформальных группировках и объединениях………………………………………………………………………………14 

  Глава 2. Влияние субкультуры на десоциализацию подростков.

  §2.1. Понятие социализации и десоциализации. Особенности десоциализации подростков…………………………………………………………………………………17

§2.2.Прямые и  косвенные десоциализирующие влияния  на личность подростков.………………..……………………………………………………………20

§2.3. Факторы  влияние подростковой субкультуры на десоциализацию подростков…………………………………..………………………………………….23

  Заключение……………………………………………………………………………..29

  Список  литературы……………….................................................................................31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Введение

        Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации – усвоение ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

  Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурной. Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства.  Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов группы.

    Элементы субкультуры обнаруживаются  и в культуре современных подростков в России. Под подростковой субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

  Ее  определяющей характеристикой в России является феномене «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).

  Подростковая  субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в сегодняшнем обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.

  Кардинальным  отличием современной ситуации является отсутствие в обществе единой идеологии  и даже единой культурной идентичности. Особое место занимают субкультуры подростков как особая среда десоциализации. Подростковые субкультуры, как правило, оказываются барьером на пути к  полноценной социализации, т.к. процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. 

  Цель  исследования: Выявить влияние молодежной субкультуры на десоциализацию подростков.

  Объект  исследования: Подростковые субкультуры.

  Предмет исследования: Влияние субкультуры на десоциализацию подростков.

  Задачи  исследования:

  1. Изучение литературы по проблеме влияния молодежной субкультуры на десоциализацию подростков.
  2. Раскрыть понятие «неформальные молодежные объединения» и «подростковая субкультура».
  3. Раскрыть сущность десоциализации подростков.
  4. Выявить влияние подростковой субкультуры на десоциализацию подростков.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1. Подростки и подростковая субкультура

§1.1. Подростковый возраст как период развития.

  Подростковый  возраст – важнейший этап жизни, во многом определяющий последующую  судьбу человека.

  Подростковый возраст является периодом жизни, когда в организме происходит перестройка в ЦНС, усиленная действием гормонов, что и лежит в основе изменений  психики. Вместе с тем, подростковый возраст остается именно периодом кризиса, для которого характерна неустойчивость эмоций, суждений и поведения. Существуют разные подходы к возрастной периодизации подросткового возраста. И.С.Кон подростковый возраст определил как 13-16 лет для мальчиков и 12-15 лет – для девочек. По его мнению, психологическая периодизация жизненного пути должна отражать те социальные и нормативно-ценностные характеристики, которые предстоит усвоить индивиду, достигшему того или иного возраста, с тем, чтобы своевременно и успешно перейти в следующую фазу жизни и возрастную категорию.

  А.В.Петровский и др., границы подросткового возраста устанавливают между 11-12 и 14-15 годами, а возраст между 14-15 и 17 годами определяется ими как ранняя юность. При этом акцент делается не только на особенностях физического и полового созревания, но, прежде всего, на смене ведущих форм деятельности, общественном положении и уровне социализации личности в целом.

  В.В.Ковалев, в свою очередь, выделяет эмоционально-идеаторный возрастной промежуток от 11 до 17 лет, исходя из принципа преимущественного нервно-психического реагирования.

  Известный психолог А.Е.Личко определяет пубертатный  период продолжительностью примерно от 10-11 до 18-19 лет;

  В данном исследовании мы будем рассматривать возрастные рамки подросткового возраста от с 13 до 16 лет. В подростковом возрасте начинает ярко проявляться самостоятельность. В этот период подростки многое могут делать самостоятельно и стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения развивающейся потребности быть и считаться взрослым. Потребность быть и считаться взрослым превращается в этот период в доминирующую.

  Именно  в подростковом возрасте происходит ломка многого из того, что являлось привычным, уже сложившимся у подростка. Это касается почти всех сторон его жизни и деятельности. Особенно заметные изменения претерпевает характер учебной деятельности, – в подростковом возрасте начинается систематическое усвоение основ наук. Это требует изменения привычных форм работы и перестройки мышления, новой организации внимания, приёмов запоминания. Изменяется и отношение к окружающему: подросток уже не ребёнок и требует иного к себе отношения.

Подростковый  возраст, особенно с 13-15 лет – это возраст формирования нравственных убеждений, принципов, которыми подросток начинает руководствоваться в своём поведении. В этом возрасте появляется интерес к мировоззренческим вопросам, таким, как возникновение жизни на Земле, происхождение человека, смысл жизни. Формированию у подростка правильного отношения к действительности, устойчивых убеждений необходимо придавать первостепенное значение, т.к. именно в этом возрасте закладываются основы сознательного, принципиального поведения в обществе, которые дают о себе знать и в будущем. Нравственные убеждения подростка складываются под влиянием окружающей действительности. Они могут быть ошибочными, неправильными, искаженными. Это имеет место в тех случаях, когда они складываются под влиянием случайных обстоятельств, дурного влияния улицы, неблаговидных поступков.

Именно  в подростковом возрасте возникает направленность на познание и оценку морально-психологических качеств окружающих. Наряду с ростом такого интереса к другим людям у подростков начинают формироваться и развиваться самосознание, потребность в осознании и оценке своих личностных качеств.

Формирование  самосознания – один из важнейших моментов в развитии личности подростка. Факт формирования и роста самосознания накладывает отпечаток на всю психическую жизнь подростка, на характер его учебной и трудовой деятельности, на формирование его отношения к действительности. Потребность самосознания возникает из потребностей жизни и деятельности. Под влиянием растущих  требований со стороны окружающих у подростка возникает потребность оценить свои возможности, осознать, какие же особенности его личности помогают им, наоборот, мешают быть на высоте предъявляемых ему требований.

       Прежде всего, это проявляется  в стремлении подростка приобщиться  к жизни и деятельности взрослых. При этом в первую очередь  перенимаются более доступные,  чувственно воспринимаемые стороны  взрослости: внешний облик и манера поведения (виды отдыха, развлечения, косметика, разные украшения, лексикон и др.). Усвоение внешних признаков «мужской» или «женской» взрослости делает его взрослым в собственных глазах, а также, как ему кажется, и в глазах окружающих, что очень существенно в плане самосознания

Переоценивая возможность своих возрастных способностей, подростки приходят к убеждению, что они ничем не отличаются от взрослых людей. Отсюда их стремление к самостоятельности и известной «независимости», отсюда – болезненное самолюбие и обидчивость, острая реакция на попытки взрослых, недооценивающих их права и интересы. Следует отметить характерную для подросткового возраста повышенную возбудимость, некоторую неудовлетворенность характера, сравнительно частые, быстрые и резкие смены настроения.

  У подростков появляется желание изучать свое «Я», понять, на что они способны. В этот период они стремятся себя утвердить, особенно в глазах сверстников, уйти от всего детского. Все меньше ориентируются на семью и обращаются к ней. Но зато возрастает роль и значение референтных групп, появляются новые образы для подражания. Подростки, потерявшие ориентир, не имеющие поддержки среди взрослых, стараются найти идеал или образец для подражания. Зачастую таким образцом становится или некий собирательный образ, или старший товарищ, или взрослый, которого устраивает роль «учителя»

  Потребность в самоутверждении настолько  сильна в этом возрасте, что во имя  признания подросток готов на многое: он может даже поступиться  своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многочисленные нарушения норм и правил поведения. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство – это самая большая трагедия для подростка.

        У подростка еще нет обобщенного и устойчивого представления о себе. Он еще не может отделить существенное от несущественного в своем поведении и характере.

        Сочетание зрелости в одних отношениях и незрелости в других, разнообразие форм, в которых могут проявляться эти сочетания, делают разработку жестких стандартов для подросткового периода весьма проблематичной.

     Проблема  формирования личности подростка –  одна из наиболее сложных и наименее разработанных в возрастной психологии. И.С.Конн обосновано подчеркивает, что, говоря о личности подростка, мы должны постоянно иметь в виду не только хронологический возраст или фазу развития изучаемого индивида, но также:

  1. Общие свойства культуры и общества, к которым он принадлежит.
  2. Его социально-экономическое положение.
  3. Историческую ситуацию, в которой происходит его развитие и особенности его поколения.

  Вывод: Подростковый возраст – важнейший этап жизни, во многом определяющий последующую судьбу человека.

  Подростковый период – этап бурного физического и полового развития.

    В подростковом возрасте начинает  ярко проявляться самостоятельность.  Потребность быть и считаться  взрослым превращается в этот  период в доминирующую.

Информация о работе Влияние подростковой субкультуры на десоциализацию подростков