Влияние манипуляции историей на общественно-политическую жизнь Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2012 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования выступает белорусская нация на современном этапе общественно-политического развития Республики Беларусь и за её пределами, где существуют значительные белорусские диаспоры, предметом - национальное самосознание белорусов как важнейший фактор экономической, политической и социальной стабильности общества. Цель работы - определить степень важности и составные части формирования национального самосознания белорусов на современном этапе.
При выполнении работы были использованы методы анализа документов, контент-анализа, наблюдения, сравнительный метод, анализ исторических работ, метод социологического опроса и другие.
Областью возможного практического применения является составление новых учебников по истории Беларуси, формирование нового, исторически объективного образа белорусской нации через общественно-политическое обсуждение в СМИ, идеологической работы.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение
1. Методологическая часть
2. Практики конструирования национальной принадлежности
3. Национальное самосознание белорусской молодёжи
4. Исторические аспекты проблемы
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Влияние манипуляции историей на общественно-политическую жизнь Беларуси.docx

— 75.32 Кб (Скачать)

С.Л. Франк национальное самосознание считал универсальной всечеловеческой  категорией. Понимая его как национальный дух, в котором раскрывалось своеобразие  духовных тенденций. Факторами развития национального самосознания он определят  культурный и жизненный опыт, формирующийся  на принципах общности, единства и  переплетения духовных ценностей. Исходя из этого, можно предположить, что  национальное самосознание складывается как система ценностей, осмысленных  личностью с точки зрения своей  национальной самобытности. [8,с.374]

С.Н. Булгаков рассматривает  национальное самосознание как признак  нации, имеющий историческое происхождение, особое бытие и самобытность. По его мнению, формирование национального  самосознания возможно путем изучения национального творчества, объективированною  в отдельных ею продуктах.

Национальное самосознание - это особый социокультурный и  социально - психологический феномен, результат сложного процесса самоопределения  человека в социальном пространстве относительно многих других этносов. Национальное самосознание - это не только осознание  и понимание, но и восприятие, эмоциональное  оценивание, переживание своей принадлежности к этой этнической общности.

Для большинства людей  в неустойчивой ситуации переходного  общества семейная и национальная принадлежность (восприятие себя членом "семьи" - маленькой или большой) становится наиболее приемлемым способом вновь  ощутить себя частью некоего целого, найти психологическую поддержку  в традиции. Отсюда повышенное внимание к национальному самосознанию. Национальное самосознание включает в себя весь набор представлений человека о  своем этносе, а также чувства  и намерения, связанные с этими  представлениями.

Определение национального  самосознания позволяет выделить в  его структуре три основных компонента.

Когнитивный компонент включает в себя этническую осведомленность (объективные знания и субъективные представления об этнических группах - своей и чужих, их истории и  традициях, а также различиях  между ними) и этническую самоидентификацию (использование этнических "ярлыков" - этнонимов).

Эмоционально-оценочный компонент - это оценка качеств собственной  группы, отношение к членству в  ней, значимость для человека этого  членства.

Поведенческий компонент  этнической идентичности - реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом определенного этноса, как вовлеченность в его социальную жизнь, "построение системы отношений  и действий в различных этноконтактных ситуациях".

Таким образом, национальное самосознание - это, в первую очередь, результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определенная степень отождествления себя с ним и обособления от других этносов.

4. Исторические  аспекты проблемы

Белорусы - тот редкий народ  в Европе, говоря о котором, до сих  пор обычно надо начинать с доказательства, что такой народ существует. Народы-соседи белорусов, как правило, обладают разветвленной  системой представлений о себе и  других, в рамках которой белорусам  как особому народу места практически  нет.

Русское сознание и национальная философия, как правило, прочно связаны  с московским православием и восприятием  украинцев и белорусов в лучшем случае в качестве “ветвей” триединого русского народа.

Литовцы воспринимают Великое  княжество Литовское (ВКЛ), существовавшее в XIII - XVIII вв., как государство, созданное  литовцами, покорившими некоторые  русские (восточнославянские) княжества, и с трудом могут вписать в  эту схему белорусов в качестве особого народа. Литовская историография  не обладает разветвленной системой текстов о ВКЛ как государстве  двух народов или государстве, где  бы литовцы господствовали над именно белорусами.

Польское историческое самосознание часто помнит белорусов в качестве “забитых” крестьян и с трудом адаптируется к белорусам в качестве образованного народа, обладающего  собственным отношением к истории  Польши и Речи Посполитой. Польская историческая традиция так же, как  правило, разделяет точку зрения о ВКЛ как результате завоевания литовцами части русских княжеств. [1,с.456]

Украинская традиция ориентирована  на осмысление тех моментов украинской истории, которые мало касаются белорусского культурного компонента: противостояния Степи и кочевникам, казачеству, украинско-польским взаимоотношениям.

Народы-соседи белорусов  не обладают развитой системой негативных представлений о белорусах на массовом уровне, связанных с межэтническими столкновениями между ними и белорусами. В массовой памяти этих народов насилия, совершенные над ними на территории Беларуси или с участием белорусов, остались столкновением между этими  народами и некой иной, этнически  не совсем белорусской силой. Чаще всего  негативная память касается эпохи противостояния этих народов и Российской империи, этих народов и СССР.

Наконец, почти все соседние народы полагают значительные части  территорий, населенные белорусами, частью своего культурного ландшафта и  воспринимают местное белорусское  население как представителей своего народа, лишь временно изменивших этническую самоидентификацию, язык и историческую память. “Возвращение” назад в  лоно “материнского” народа “виленских поляков”, “кресовых католиков” или  даже православных Поднепровья зачастую выглядит в уже устоявшейся культурной традиции литовцев, поляков или тем  более русских относительно легкой пропагандистской (просветительской) задачей.

Для констатации существования  белорусов как народа, представляется, проще всего отталкиваться от результатов Всеобщей переписи 1999 года. [1,с.487]

Разумеется, белорусы как  народ существовали и раньше, однако именно данные переписей позволяют  понятно объяснить факт существования  белорусов представителям иных народов. Аппеляция к белорусскому этническому  мифу - культурно-просветительская деятельность Ф. Скорины, Статуты ВКЛ, походы великого князя Витовта, Полоцкое княжество  и проч. - менее очевидна, ибо белорусский  исторический миф до сих пор активно  оспаривается как национально ориентированными интеллектуалами соседних народов, так и внутри страны. Всеобщая перепись 1999 года впервые за много десятилетий  проводилась на основании самоидентификации  каждого человека. Опрашиваемым задавались вопросы о национальности, родном языке, языке, на котором они обычно разговаривают дома. Белорусами определили себя 82% населения, белорусский язык в качестве родного назвали 73,7% (т.е. 86,5% белорусов, проживающих в РБ), белорусский язык в качестве языка, на котором разговаривают дома, - 36,7% населения (41,3% белорусов).

Эти данные коррелируют с  данными предыдущей всеобщей переписи 1989 года, где запись об этнической принадлежности опрашиваемых заносилась на основании  паспортных данных человека, однако пункт  о родном языке заполнялся на основании  заявления опрашиваемого. Белорусский  язык тогда назвали родным 65,6% населения.

Примерно те же данные на основании той же методики учета, как при Всеобщей переписи 1989 года, фиксируются и предыдущими переписями:

Год Всеобщей переписи 1959 1970 1979 1989 1999

Все население (тыс. чел.) 8065,7 9002,3 9532,5 10151,8 10045,2

Белорусы (тысяч человек) 6532 7289,6 7568 7904,6 8158,9

(Население Белоруссии  по переписи 1999 года.

То есть мы можем уверенно предполагать, что этническая самоидентификация  населения на протяжении как минимум  послевоенного периода не претерпела принципиальных изменений. Население  БССР массово самоидентифицировало себя в качестве белорусов на протяжении многих десятилетий. С другой стороны, идентификация себя в качестве именно белорусов четко связана с  восприятием белорусского языка  в качестве одной из отличительных  черт белорусской идентичности. Население  сознательно называло белорусский  язык родным, понимая его отличие  от иных распространенных в регионе  языков.

Хочется также отметить, что  белорусы в массе своей хорошо владеют как минимум двумя  языками уже в силу того, что  белорусский язык является обязательным для изучения в школах. В сельской местности образование практически  все послевоенные годы (а в восточной  Беларуси - и в довоенный период) практически полностью является белорусоязычным. Проблема выбора домашнего  языка между, скажем, русским и  белорусским не является проблемой  владения или невладения языком.

Иное дело, что разговорный  язык населения региона не всегда совпадает с родным языком и с  этнической самоидентификацией. Массовое использование в быту языков иных народов - прежде всего русского и  польского - является нормой для белорусов. В этом отношении они напоминают современные кельтские народы - с той разницей, что степень сохранности своего разговорного языка у белорусов в целом значительно выше, чем, например, у ирландцев или шотландцев.

Первой Всеобщей переписью, которая фиксировала родной язык опрашиваемых на основании их самоидентификации, была перепись 1897 года. Большинство  населения, проживавшего на территории современной Беларуси, определило своим  родным языком белорусский язык. Даже в католической Виленской губернии белорусы (по родному языку) составляли 56,05 % населения (литовцы - 17, 58%, евреи - 12,72%, поляки - 8,17%, русские (великороссы) - 4,94 %).

Всеобщая перепись 1897 года фиксировала также вероисповедание  опрашиваемых. Большинство населения  будущей Беларуси принадлежало либо к Русской православной церкви (РПЦ), либо к римско-католическому костелу, либо к различным направлениям иудаизма. Ни одна из конфессий не культивировала белорусский язык или не идентифицировала себя в качестве национальной церкви белорусов. Более того, практически  все церкви отрицали существование  белорусов в качестве особого  народа и идентифицировали себя в  качестве национальных церквей прежде всего русских, поляков, евреев. Немалая  часть населения региона также  указывала в качестве своего родного  языка не тот язык, который принят в качестве своего рода официального в той конфессии/церкви, к которой  они принадлежали2. Прежде всего, это  касается католиков, которые массово  указывали в качестве родного  языка как польский, так и белорусский  и литовский языки.

Таким образом, исходя из данных Всеобщей переписи 1897 года, мы видим, что  население хорошо представляло себе различия своего родного языка от иных языков. Прежде всего - от русского и польского как официальных  языков господствующих в регионе  церквей. Указание белорусского языка  в качестве родного языка было сознательным. Массовый би- или полилингвизм является одной из ярких черт белорусского культурного ландшафта, которая  отличает Беларусь от гораздо более  моноязычной в своей массе  России. При этом этническая самоидентификация  населения или его конфессиональная принадлежность часто не совпадали  с указанным родным языком.

Данные Всеобщих переписей  конца XIX - XX столетий в целом подтверждаются результатами этнографических и  языковых исследований, проведенных  как в рамках Российской империи, так и тех государств, в состав которых входила территория Беларуси после 1917 года.

Статус белорусского языка  как особого языка, а не диалекта иных языков был четко сформулирован  еще в 1903 году в труде “Белорусы” Е. Карского. Ныне этот статус филологами практически не оспаривается. На белорусском  языке существует обширная литература.

Итак, следует признать, что  белорусы как особый народ существуют и четко фиксируются по всем принятым в этнографии признакам на протяжении достаточно длительного периода. Белорусы составляют основную часть населения  современной Республики Беларусь. Конечно, и до проведения переписей белорусская  этническая целостность имела за собой длительный период развития. Следовательно, предметом анализа  должна быть специфика белорусской  идентичности и особенности истории  белорусов, а не сам факт их существования, а также, в контексте нашей  темы - причины плохого знания русскими белорусов, которое часто требует  рационального объяснения самого факта  существования белорусов как  народа.

Различия между русскими и белорусами касаются не только их этнической идентичности и отличий  между двумя языками и литературами. В конечном счете, любая идентичность может быть изменена с помощью  целенаправленного воздействия  пропаганды, язык общения при каких-то обстоятельствах достаточно легко  меняется основной массой населения, а  литература, случается, предается забвению и отмирает. История многих народов  знает много примеров такого рода. Соседние народы обычно разделяет некая  причина, которая поддерживает их взаимные отличия, позволяет этим отличиям вновь  и вновь возникать и развиваться. Мне представляется одной из важнейших  причин существования разной идентичности и культуры русских и белорусов  неодинаковый тип взаимоотношений  двух народов с тем пространством, в рамках которого они развиваются. [11,с.90]

Отметим важную черту: белорусы занимают небольшую по сравнению  с русскими территорию. Эта территория была освоена белорусами достаточно давно. Массовых освоений таких регионов, как Поволжье, Север, Сибирь, Дон, Кубань и иных обширных пространств, на которые  в ходе своего исторического развития приходили и расселялись русские, белорусы в течение примерно тысячи лет не знали. Те группы населения  современной Беларуси или же те белорусы, которые покидали свой регион (его  географические границы - между Полесьем и южной Прибалтикой), как правило, ассимилировались в местах своего нового расселения и не поддерживали тесной связи с местами, откуда пришли. Эти  люди терялись для белорусской культуры и идентичности.

Регион расселения белорусов  охватывает в основном территорию нынешней Республики Беларусь и некоторые  приграничные районы соседних стран. Заметные миграционные движения на этой территории были всегда, но имели специфические  особенности: миграции, как правило, не были связаны с массовым переселением иноэтничного населения в сельскую местность. Мигранты оседали преимущественно  в городах. Такая модель миграций была характерна почти для всех европейских  стран. Но в регионе Беларуси эта общая закономерность дополнялась почти полным отсутствием сельских территорий, которые были бы полностью колонизированы некими иноэтническими мигрантами. Беларусь не знала германизации Судет, мадьяризации ряда карпатских регионов, или польской колонизации некоторых территорий правобережной Украины.

Информация о работе Влияние манипуляции историей на общественно-политическую жизнь Беларуси