Влияние цвета на физиологию человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:55, реферат

Описание работы

Силу воздействия цвета на сознание и здоровье человека замечали еще жрецы древнейших религий, но ученые этот феномен стали изучать относительно недавно. Интерес к этой проблеме, а именно психологии цвета очень высок, так как цвет влияет на сознание, память и психику человека, а это влияние очень часто используется в рекламе и PR. Именно поэтому мы хотели бы рассмотреть влияние цветовой гаммы на эмоции и чувства человека, или, говоря иначе, изучить эмоциональную «окраску» и применить ее на практике.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 59.50 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 

     Мы  редко задумываемся над тем, какое  значение в нашей жизни имеет  цвет. Привычка видеть небо – синим, траву – зеленой, а кровь –  красной так сильна, что других сочетаний мы не можем себе представить. Наше настроение, поведение, самочувствие тесно связаны с цветовой гаммой.

     Давно известно, сколь велико значение цвета  в жизни человека. Жизнь полна  тогда, когда она наполнена красками, цветами и оттенками. Начиная  с древнейших времен цвет был сильной, но все же неуловимой силой, определяющей поведение человека.

     Как же пристрастие человека к определенному цвету влияет на его характер, отвечает такая наука как цветология. Современные психологические теории допускают то, что цвет оказывает тонкое вибрационное влияние на человеческие дела. Но здесь психологическое влияние подтверждается физикой: видимый цвет предмета зависит от длины волны, который он отражает.

     Силу  воздействия цвета на сознание и  здоровье человека замечали еще жрецы  древнейших религий, но ученые этот феномен  стали изучать относительно недавно. Интерес к этой проблеме, а именно психологии цвета очень высок, так как цвет влияет на сознание, память и психику человека, а это влияние очень часто используется в рекламе и PR. Именно поэтому мы хотели бы рассмотреть влияние цветовой гаммы на эмоции и чувства человека, или, говоря иначе, изучить эмоциональную «окраску» и применить ее на практике. 
 
 
 
 
 
 
 

     1) Теории и учения о взаимосвязи цвета и эмоций человека

     В «Учении о цвете» И.В. Гете писал: «цвет — продукт света, вызывающий эмоции». Когда мы говорим: «почернел от горя; покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха», то не воспринимаем эти выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека, со способным выразить их цветом. Первым фактом, с которым сталкивается каждый исследователь отношения эмоции — цвет, является то, что оно не носит случайного произвольного характера, эмоции и цвет «сцеплены» между собой на очень глубокой основе. Цвета не являются знаками эмоций, способными ассоциативно вызывать или выражать то или иное чувство, они предстают перед человеком сами, как эмоции, точнее, как объективно воплощенные эмоции. Почему это так?

     Один  из родоначальников экспериментальной  психологии В. Вундт в «Основах физиологической  психологии» (1880) описывает органическую взаимосвязь ощущений и чувств. Филогенетически ощущения и чувства неразрывно связаны между собой. Для ряда модальностей, особенно интерорецептивных (органических), характерно, по выражению Вундта, почти «совершенное поглощение чувством» всех остальных частей ощущения. В первую очередь, это чувства удовольствия и неудовольствия. Воздействие раздражителя вызывает не только ощущение (сенсорный компонент), но и чувство по отношению к этому ощущению. Можно сказать, что ощущение «пристрастно». Психика человека преимущественно ориентирована на внешнюю реальность. Экстерорецептивные ощущения в отличие от интерорецептивных, имея четкую предметную отнесенность (особенно в зрительной и слуховой модальностях), а также в силу своего большего количественного и качественного разнообразия, оказываются более адекватными для воплощения всего многообразия чувств и настроений человека, как это отмечает Вундт.

     Проведя анализ цветовых модальных характеристик  эмоциональных процессов, Вундт  указывает на различие физических основ эмоциогенного действия цветов и звуков. Пространственная симультанность зрительных модальных компонентов эмоций в отличие от временной сукцессивности слуховых компонентов дает первым определенное преимущество за счет своей пространственной стабильности и симультанной данности. Поэтому цвет как экстерорецепторный раздражитель не только вызывает ту или иную эмоцию, но и является исключительно удобным средством для объективации эмоциональных переживаний человека.

     Л.М. Веккер (1981) считает описание Вундтом  различных цветовых характеристик соответствующих эмоциональных состояний предвосхищающим все дальнейшее развитие приемов цветового тестирования эмоций, а применение цветовых методик изучения эмоциональной сферы человека имеющим большие возможности, чем звуковысотных.

     Вторым  существенным фактом является достаточно жесткая степень «закрепленности» за определенным цветом определенной эмоции. Психически здоровый человек, как взрослый, так и ребенок, начиная  с 3-4-х лет, когда он может вербализовать  свои впечатления, понимает эмоциональное содержание основных цветов и может их дифференцировать по эмоциональному знаку.

     Сотрудницей проф. Кравкова Л.А. Шварц (1947-1948) было выявлено заметное изменение цветовой чувствительности (порогов цветоразличения) в зависимости от эмоционального состояния человека. Положительные эмоции, например, радость, оказались связанными с повышением чувствительности к красному и желтому и с понижением — к синему и зеленому. При переживании отрицательных эмоций наблюдалась обратная картина: чувствительность к синему и зеленому возрастала, а к желтому и красному снижалась. Интересно, что указанные изменения цветовой чувствительности, отмечались не только при актуальном переживании эмоций, но и при воспоминаниях о приятных, либо неприятных событиях. Тем самым, экспериментальные исследования Л.А. Шварц подтверждают положение Вундта об органической связи ощущений и эмоций.

     Следуя  задаче, нарисовать нечто «красивое», «приятное», «хорошее» дети 3-4-х лет, как это показано в работе В.С. Мухиной (1981), чаще всего используют светлые, яркие краски — желтую, красную, оранжевую, голубую, изумрудно-зеленую. Как указывает В.С. Мухина: «цветовое решение красивого у детей всех стран сходно: цвета в большинстве случаев теплые и уж обязательно чистые, локальные» (с. 205). Проведенный сравнительный анализ использования «неподражательных» цветов детьми разных стран показал удивительное постоянство в выборе цвета для изображения красивого и некрасивого. Дети, знакомясь с рисунками своих сверстников из других стран, безошибочно по колориту рисунка определяли, где изображено «красивое», а где «некрасивое».

     В работе В.Н. Ворсобина и В.Н. Жидкина (1980) изучалась динамика цветовых предпочтений дошкольников в зависимости от переживаемых ими эмоций. В случаях переживания детьми эмоций радости значимо по сравнению с фоновыми выборами увеличивалось предпочтение красного, желтого и оранжевого цветов и уменьшалось — зеленого и голубого (анализ проводился по цветовым сочетаниям). При переживании эмоции страха дети достоверно реже предпочитали сочетание красный-синий-фиолетовый, а чаще — зеленый-голубой. Авторы работы приходят к выводу, что отношение у детей данного возраста к красному цвету достаточно специфично для дифференциации эмоций радости и страха. По их мнению, метод выбора цветовых сочетаний несет большую информацию об эмоциональных состояниях, чем выборы отдельных цветов.

     Результаты  этих работ показывают, что цвет связан с эмоциями на самых разных уровнях психической деятельности человека уже с раннего детства, а, следовательно, утверждаемая рядом исследователей ведущая роль фактора научения в образовании цветоэмоциональных связей не может быть принята. Что же касается эмоционально-эстетического отношения к цвету, то, как указывает В.С. Мухина, обучение ребенка устойчивым, предметным ассоциациям цветов, как правило, приводит к стереотипному, косному восприятию красок, снижает способность непосредственно чувствовать цвет.

     Ядро  цветоэмоциональных значений является принципиально схожим у детей и взрослых.

     В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко (1988) изучалась возможность диагносцирования эмоциональных состояний испытуемых методом цветовых предпочтений (тест Люшера). В целях верификации результатов, эмоциональные состояния вызывались у испытуемых с помощью гипнотического внушения. Находясь во внушенном состоянии «радости», испытуемые чаще всего предпочитали красный и желтый, а отвергали коричневый и черный. Внушение «чувства вины» вызвало предпочтение серого и синего цвета, а красный и желтый, наоборот, отодвинулись в конец цветового ряда.

     А.Е. Ольшанникова выделяет три «базисные» эмоции — страх, гнев и радость. Предполагается, что соотношение этих эмоций между  собой, определяет индивидуальные особенности  эмоциональности человека, т.е. устойчивые эмоциональные свойства. Было выявлено, что для лиц с преобладанием базисной эмоции страха характерно предпочтение фиолетового цвета и отвержение зеленого, синего и коричневого. Отношение к фиолетовому цвету оказалось показательным для дифференцирования между собой групп испытуемых с преобладанием эмоций «гнева» или «радости». Первые предпочитали фиолетовый значительно чаще. Испытуемые с доминированием «радости» в сравнении с испытуемыми двух других групп, по данным И.А. Переверзевой, отличались более частыми предпочтениями желтого и коричневого.

     Таким образом, взаимосвязь цвета и  эмоций является многоуровневой. Во-первых, цвета и их сочетания являются символами эмоций, их внешним воплощением, опредмеченной формой; во-вторых, эмоциональные  состояния человека влияют на ситуативное  отношение к цвету (изменения цветовой чувствительности, цветовых предпочтений и т.д.); в третьих, устойчивые эмоциональные особенности (свойства) субъекта также находят свое отражение в различных вариантах цветовых предпочтений. Подобная полифункциональность цвета, с одной стороны, делает его уникальным средством изучения эмоциональной сферы человека, но с другой, — лежит в основе неоднозначности в оценках наблюдаемых феноменов, что требует от исследователей особой тщательности при принятии решения относительно того, на каком конкретном уровне он рассматривает и анализирует эти феномены. 

     2) Влияние цвета на физиологию человека 

     Красный. Длина волны самая большая, поэтому его влияние максимально. Возбуждающий, согревающий, активный и энергичный цвет, проникает и активизирует все функции организма. Стимулирует нервные центры, заряжает энергией мышцы и печень. Используется для лечения ветряной оспы, некоторых кожных заболеваний. На короткое время увеличивает мышечное напряжение (допинг), повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Можно подпитываться энергией красного при медитации, простудных заболеваниях, пневмонии, астме и т.д. Противопоказан полным людям, плохо воздействует на гипертоников, нервных людей,  рыжеволосых. Не рекомендуется при воспалительных процессах, т.к. он еще больше их активизирует.

     Является  зодиакальным для овнов, львов, весов, скорпионов, стрельцов. 

     Оранжевый. Тонизирующий цвет. Действует в том же направлении, что и красный, но в меньшей степени, улучшает пищеварение, способствует омолаживанию, раскрепощению, укрепляет волю, освобождает от чувства подавленности. Укрепляет легочную ткань, обладает антиспазматическим свойством, улучшает кровообращение и цвет кожи, но избыток оранжевого может вызвать перегрев организма (т.е. он более тепловой чем красный).

     Является  зодиакальным для овнов, львов, близнецов, дев и весов. 

     Желтый. Тонизирующий цвет. Физиологически оптимальный. Наименее утомляющий, стимулирует зрение и нервную деятельность, активизирует двигательные центры, вызывает радостное настроение, генерирует энергию мышц, используется для лечения диабета, при нарушении пищеварения, для исправления косоглазия, косорукости. В лечебной практики медитация желтого стимулирует интеллектуальные способности, восполняет минеральный недостаток, снижает кислотность в организме.

     Является  зодиакальным для близнецов, дев, весов  и львов. 

     Зеленый. Физиологически оптимален. Уменьшает кровяное давление, расширяет капилляры, успокаивает и облегчает мигрень,  повышает мышечную работоспособность на долгое время. Воздействует противоположно красному.  

     "Говорят,  тот, кто не любит зеленого (кому он не нравится), боится  жизненных трудностей, его страшат  превратности судьбы, и любые  перемены в жизни. А тот,  кто его предпочитает боится  оказаться под чьим-то влиянием, постоянно самоутверждаясь. Люди, которым нравится зеленый цвет отличаются сильной волей, упрямством, настойчивостью, которые позволяют им преодолевать трудности жизни. Если вам по душе светлые зеленые тона, для вас характерна мягкость и нежность, вы энергичны, умеете сотрудничать и всегда прийти на помощь к ближнему, возможно в вас скрывается целитель". Гете

     Зеленый цвет оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические свойства, рекомендуется при лечении нервной  сердечно-сосудистой системы, астме, бессонницы.

     Является  зодиакальным для тельцов, раков, дев, стрельцов. 

     Голубой. Успокаивающий цвет, снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, успокаивает пульс, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит, успокаивает боль, обладает жаропонижающим антисептическим действием, помогает при бессоннице, нервных расстройствах.

     Является  зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов, водолеев. 

     Синий. Успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, обладает антисептическими и бактерицидными свойствами, содействует росту, лечит отеки, ожоги, облысение, ревматизм, головную боль, воспаление глаз. Рекомендуется в терапии для эмоциональных и нервных людей. Длительное воздействие синего может вогнать в депрессию.

     Является  зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов. 

     Фиолетовый. Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему. 
 
 

     ВЫВОДЫ 

     Каждый  человек временами дает волю своему гневу. Когда это «справедливый  гнев», его проявление самое сильное. Именно тогда мы более всего склонны  его ощущать. Это относится и  к другим настроениям, которые должны быть достаточно интенсивными, чтобы их заметить. Мы можем получать повторяющуюся время от времени цветовую вибрацию от кого-либо другого. Цветовая «радиация» может быть и просто дополнительным сообщением к нормальному выражению человеческих отношений.

Информация о работе Влияние цвета на физиологию человека