Владение в римском праве: обычное владение и аномальные случаи

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 10:11, контрольная работа

Описание работы

Институт владения в римском праве последние двести лет находится под пристальным вниманием исследователей, став в XIX в. фактологической основой для нескольких правовых концепций общего характера. Современное учение о владении, отраженное в гражданских кодексах континентальной системы, является одним из плодов этого изучения: редкий современный юридический институт обязан своей конструкцией результатам историко-правовой разработки понятия в той же степени, как владение

Содержание

Введение
Владение в римском праве
Обычное владение
Аномальные случаи

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по римскому праву.docx

— 17.69 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по римскому праву:

 

Владение в римском праве: обычное  владение и аномальные случаи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение
  2. Владение в римском праве
  3. Обычное владение
  4. Аномальные случаи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Институт владения в римском  праве последние двести лет находится  под пристальным вниманием исследователей, став в XIX в. фактологической основой для нескольких правовых концепций общего характера. Современное учение о владении, отраженное в гражданских кодексах континентальной системы, является одним из плодов этого изучения: редкий современный юридический институт обязан своей конструкцией результатам историко-правовой разработки понятия в той же степени, как владение. Именно изучение римского права и интенсивные дискуссии в области романистики привели к пересмотру многих унаследованных от древности положений и утверждению в континентальной системе принципиально нового вещного права, остающегося одним из самых своеобразных явлений в цивилистике.

Само же римское право владения отличается столь очевидной спецификой, настолько явно противоречит требованиям  логики и юридической догматики, что его интерпретация в современных  правовых понятиях практически невозможна. Правовед постоянно вынужден прибегать  к метафорам, жертвовать юридической  четкостью языка ради фактической  точности, отказываться от логических и аналитических в пользу исторических и гипотетических квалификаций и  обоснований. Создается впечатление, что собственно институт владения в  гражданском праве, т. н. юридическое  владение было создано только юриспруденцией XIX в. и современными гражданскими законодательствами.

Единство и взаимозависимость  между современной разработкой  понятия владения и римским наследием  оказывается в противоречии с  понятийным и конструктивным разрывом между двумя институтами. Именно это обстоятельство может, однако, указывать  на существование глубоких различий между самими правовыми системами, связанных с качественными переменами в обществе и его гражданско-правовых основаниях.

Юридическая специфика института  владения в римском праве стимулирует  поиск релевантного метода историко-правового  исследования, который бы позволял найти адекватные юридические понятия  и концепции, соответствующие исторической реальности и закономерностям эволюции права в связи с развитием  общества. Именно изучение института владения в римском праве стало одним из триумфов главы исторической школы права Ф.К. Савиньи в самом начале XIX в., основанием для критики учения о праве для Р. Йеринга в середине XIX в., одной из важнейших составляющих эволюционистской теории права, развиваемой П. Бонфанте и его школой в первой половине XX в. и остается основным испытательным полем для исторического подхода к праву сегодня.

Понимание юридического института  можно считать достигнутым, если наряду с догматической (юридико-аналитической) трактовкой представлена историческая: социальная цель и юридическая конструкция  института получает определенность только тогда, когда с исторической и логической точек зрения показана необходимость его возникновения  как особого момента в регуляции  общественных отношений на основе принципов  формального равенства, признания  автономии воли и самостоятельности  участников отношений, эквивалентности  предоставлений.

В структуре римского института  владения (possessio) - ситуации, управомачивающей лицо на обращение к высшему судебному и административному должностному лицу (магистрату) - претору или губернатору провинции - за защитой в случае нарушения силой его контроля над определенной вещью, - своеобразно сочетаются волевой и фактический, публичный и частный моменты. Отсюда признанные трудности классификации этого института как особого вещного права - права на фактическое обладание вещью. В суждениях римских юристов нередки противопоставления владения как права (res iuris) владению как факту (res facti), которые современные исследователи зачастую совмещают с противопоставлением владения собственности.

Господствующее в современной  доктрине понимание владения как  одного из признанных полномочий собственника, когда владение представляют чуть ли ни одним из определений собственности, ведет к отрицанию у этой юридической ситуации собственного качества и не только затемняет трактовку данного института, но искажает само понятие вещного права, поскольку укрепляет научно несостоятельную тенденцию представлять все вещные права как особые модификации права собственности.

За основу при изучении римского права традиционно берется классический период (I-III вв. н. э), когда основные институты правовой системы, регулировавшей отношения между частными лицами в пределах римской державы, получили наиболее законченное выражение  и " детальную разработку в трудах римских юристов. Однако внимание к  генетической стороне изучаемого явления  заставляет переместить акцент на предклассический период (III-I вв. до н. э) - время, когда были разработаны основы юриспруденции как науки и большинство институтов римского права получило первичную фиксацию и формальную определенность. Расхождения в трактовках владения среди предклассических юристов, а также между ними и классиками, - дают значительную информацию для исторической интерпретации явления и адекватной квалификации института с высоты современных представлений о праве.

Изучение доклассических периодов римского права в сравнении с классическим позволяет также фиксировать важные перемены в развитии социального значения отдельной личности и юридическом оформлении индивидуализма по мере преодоления групповых форм социальных отношений.

Учет постклассической истории римского права (IV-VI вв. н. э) необходим для правильного понимания классических текстов, многие из которых подверглись переработке и искажениям в эту эпоху упадка юридической теории и практики.

Одной из важнейших проблем современной  романистики в области права  владения остается феномен избирательности  защиты владения в римском праве, с которым тесно связаны два  других вопроса, которые в подавляющем  большинстве исследований неоправданно выходят на первый план: является ли владение в римском праве правовым или фактическим отношением и  какова роль индивидуального волеизъявления в квалификации ситуации фактического держания как владения.

Представляется, что споры о  том, является ли владение фактом или  правом, неосновательны: если принять  во внимание то, что в римском  праве не всякое фактическое держание признавалось владением, отличие юридического владения от фактического становится очевидным.

Проблема волевой квалификации отношения (т. н. animus possidendi) вызвана именно поиском примиряющей конструкции между фактической и юридической сторонами отношения, хотя первоначально она была поставлена в связи с критерием избирательности защиты владения в римском праве.

Непризнание держания владением не поддается догматическому объяснению, необходимость историко-генетической трактовки феномена общепризнанна. Предшествующие шаги в этом направлении  не принимали во внимание важнейшую  составляющую исторического процесса - становление свободного индивида - и были закономерно обречены на неудачу.

Игнорирование в определенных ситуациях  самого факта непосредственной связи  лица с вещью, отказ в признании  социальной значимости индивидуальной воли ведет к интерпретации этого  явления как институционального выражения неразвитости индивидуализма.

Интерпретированный в эволюционистской перспективе, факт избирательной защиты владения в римском праве становится важнейшим свидетельством о развитии схем индивидуальной принадлежности в  предклассическую эпоху и первоначальных формах социально значимого взаимодействия индивидов по поводу вещей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЛАДЕНИЕ  В РИМСКОМ ПРАВЕ

 


Информация о работе Владение в римском праве: обычное владение и аномальные случаи