Вклад ученых Древней Греции Платона, Аристотеля и Конфуция в Китае в развитие организаторской мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 09:45, реферат

Описание работы

Теоретические основы построения организаций как часть общей науки об управлении разрабатывались на стыке разных отраслей знаний — менеджмента, социологии, антропологии, психологии, юриспруденции и др.

Развитие точных наук, наук о человеке послужили основой для разработки научных подходов к организациям, принципов и методов управления ими. Это вызвало к жизни множество идей о закономерностях развития, построения, основных чертах и стимулах функционирования.

Содержание

Введение Вклад ученых Древней Греции Платона, Аристотеля и Конфуция в Китае в развитие организаторской мысли 1.Основы теории организации государства и права в трудах Платона и Аристотеля 2. Античная парадигма становления организаторской мысли Конфуция Заключение Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Вклад.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

 

Итак, делает вывод Аристотель, «все мысли Платона, хотя чрезвычайно изысканы и остроумны, оригинальны и глубоки, но при всем том трудно сказать, чтобы были верны»; то есть платоновский идеал невозможен.

2. Античная парадигма становления организаторской мысли Конфуция

Конфуций высказывал несколько своих пожеланий  об  устройстве   и  принципах руководства идеальным государством.  Именно в этих положениях мы можем проследить становление организаторской мысли Конфуция.

 

   Все управление государством должно базироваться на “ли”.  Значение  “лиздесь очень объемно.  Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам, и   честность,   и    искренность,    стремление    к    собственному самоусовершенствованию, вежливость и пр., причем  вежливость,  по  мнению Конфуция, обязательный элемент  для  людей,  исполняющих  государственные функции.

 

   Согласно схеме Конфуция, правитель возвышается над  главой  своей  семьи лишь  на  несколько  ступенек.  Подобный  универсальный  подход  превращал государство в обычную семью, только большую.  Следовательно,  править  в государстве  должны  те  же  принципы,  что  и  в  обществе,   то   есть проповедуемые Конфуцием отношения гуманности, всеобщей любви и  искренности.

 

   Исходя из этого, Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то  время  в некоторых царствах Китая фиксированным законам,  считая,  что  равенство всех перед законом базируется на насилии над личностью и, по его  мнению, нарушает основы управления государством. Была и еще одна причина  неприятия Конфуцием законов,  он  считал,  что  все,  насильственно  навязываемое человеку сверху,  не дойдет до души  и  сердца  последнего,  а  значит, неспособно  эффективно  функционировать.  Каркас  модели  государственного устройства, предложенной Конфуцием, - Правила. Принципом, придающим  им жизнеспособность, является принцип “хэ”.

 

   К тому же в создании их, по мысли Конфуция, принимали участие все члены общества.  В  условиях,  когда   управление   государством   и   народом предполагалось на основании “ли”, эти Правила выполняли роль закона.

 

   Правитель обязан следить за выполнением Правил, а также смотреть, чтобы общество не сошло с истинного пути. Концепция за данности с ориентацией  на древность оказала огромное влияние на дальнейшее  ход развития  политической мысли Китая.  Политики  искали  решения  насущных  проблем  в  “идеальном” прошлом.

 

   Людей Конфуций разделил по отношению к управлению  государством   на  две группы:

 

   1) Управляющие

 

   2) Управляемые

 

   Наибольшее внимание в этой части Учения уделяется первой группе  людей.

 

Под управляющими он понимал цзынь-цзы как "благородного чиновника". Но это не значит, что только аристократы могли быть такого рода чиновниками, но он также допускал и приток "новой крови" из других социальных групп.  Но в общем он хотел, чтобы "пахари возделывали землю, а способные управлять управляли". Представление о "благородном чиновнике" Конфуций как обычно раскрывает на конкретном примере. "Учитель сказал о Цзы Чане (самый выдающийся дипломат и политик Древнего Китая): "Он обладает четырьмя дао (сферы деятельности, направления в деятельности, качества) благородного мужа: в своих поступках он проявляет чувство самоуважения, находясь на службе вышестоящих, он проявляет чувство ответственности, воспитывая народ, проявляет чувство доброты, используя народ, проявляет чувство справедливости". Теперь попробуем расшифровать значения этого высказывания.

 

Первым по важности из всех дао цзынь-цзы Конфуций считает личную независимость, т.к. это выделяет личность от общей массы. Второе определяет цзынь-цзы как человека уважающего принцип подчинения вышестоящему, более старшему. Это делает систему управления государством более надежной.

 

Два последних касаются взаимоотношений "благородного чиновника" с народом. Третье дао - воспитание народа, т.е. воплощение в жизнь одной из важнейших составных частей Учения Конфуция. Сановник, если он истинный "благородный муж", должен быть учителем народа, т.е. должен воздействовать на него только добротой и личным примером, а если он начнет опираться на закон (как легист), то это будет не воспитание народа, а народ потеряет сыновья чувства к такому правителю (чиновнику), а сам он перестает быть конфуцианцем.

 

Четвертое дао - использование народа. Речь идет о том, каким образом, какими методами следует использовать народ на государственных повинностях (трудовых, воинских), какую налоговую политику проводить, как вершить суд. Во всей этой сфере контактов с народом претендент на звание цзынь-цзы должен всегда исходить из принципа и справедливости. Только сочетание четырех перечисленных дао дает в итоге право называться цзынь-цзы.

 

Также для получение права называться цзынь-цзы надо быть человеком в высочайшей степени образованным. Это условие Конфуция произвело на свет культ знания в Китае. Конфуций тем самым открыл путь в цзынь-цзы для всех, обладающих стремлением и упорством в получение знаний (т.к. для земледельцев не по средствам было получать образование, то аристократия была единственным источником пополнения чиновничества в Китае).      Возвышение правителя в государстве осуществлялось путем знамений Неба(культ которого тогда зарождался в Китае) и проводилось чиновниками и из чиновников(если они были цзын-цзы) . Бюрократия являясь носителем ли в государстве получила в конфуцианстве своего верного покровителя и дало ей право на законное (легитимное) свержение неустраивающего их правителя(этим бюрократия часто пользовалась) , путем выгодного для себя толкования правил или природных явлений.

 

"Благородный муж (правитель) боится трех вещей веления Неба, великих людей и совершенномудрых". Тем самым правитель постоянно находился под угрозой "совершенномудрых", которые по своему произволу могли сделать из правителя изгоя. Но с другой стороны и правитель наделялся по Конфуцию Жень (человеколюбием). И по словам Конфуция, "только обладающий человеколюбием по-настоящему любить [кого-нибудь из] людей, и ненавидеть [кого-нибудь из] людей". Эта часть трактовалась правителями ханьского периода следующим образом, что правитель имеет уникальное в государстве право казнить и миловать, кого сочтет нужным.

 

  Нетрудно заметить, что рассуждения о "благородном муже" на примере Цзы Чаня имеют самое непосредственное отношение к представлениям Конфуция о государственном устройстве и об обязанностях высшей администрации. Воззрения эти носили очевидный утопический характер: по конфуцианской модели государства чиновники и правитель обязаны, прежде всего, заботится о благе государства и народа, и для которых доверие народа высшее достояние.                                                                             

 

У Конфуция также существовало несколько концепций по истинному правлению. Двумя наиболее известными являются концепция "исправление (упорядочение) имен" и "правитель должен быть правителем". По сути, вторая есть прямое следствие первой.

 

"Исправление имен" - одно из важнейших положений Конфуция о принципах управления государством. Если вспомнить момент в биографии Конфуция, когда вейский правитель предложил Конфуцию пост своего верховного советника, то будет ясно, в чем суть этого принципа. Напомню, тогда сын правителя Вей изгнал с помощью интриг своего отца и сам стал царствовать. Чтобы восстановить доверие к власти он призвал к себе Учителя, который в то время находился в том царстве на высокий пост, но Конфуций (хоть и очень желая получить столь высокий пост) демонстративно отказал ему. Вейский правитель для Учителя - человек, дважды нарушивший его основной принцип: он не только не "истинный правитель", но и не "истинный сын". А само Вей неблагополучно и названия не имеют под собой опоры. Это государство вскоре может развалиться из-за нравственного опустошения и государственного разложения. Чтобы предотвратить такой ход событий Конфуций предлагает пересмотреть название и привести их в соответствие с нормой его Учения.

 

"Правитель, должен быть правителем" надо понимать в сочетании с предыдущим принципом, т.к. они комплексно отражают главную мысль Конфуция об "истинном правление". Государь должен быть мудрейшим из совершенномудрых и, следовательно, в силу своей мудрости и приверженностью ли должен обладать народной любовью и признательностью.

 

Даже будучи сторонником авторитарной системы, Конфуций  был  противником излишней абсолютизации царской власти, и в своей модели  ограничивал  права царя, большое значение, придавая тому, чтобы основные  решения  принимались не одним человеком, а группой лиц. По  мнению  Конфуция,  это  исключало возможность субъективного подхода к ращению различных проблем.

 

   Выделяя главное место в своей системе человеку, Конфуций, тем не  менее, признавал высшую над людьми волю, Волю Неба. На его взгляд,  Цзюнь-цзы способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли.

 

   Уделяя основное внимание управляющим людям, Конфуций подчеркивал,  что главный фактор стабильности государства – доверие народа. Власть,  которой не доверяет народ,  обречена  на  отдаление  от  него,  а  значит,  на неэффективность управления и в этом случае неизбежен регресс общества.

 

В общем, конфуцианская концепция государства была очень популярна в Китае на протяжении многих веков. Под ее знаменем Китай объединился. На ее основе было создано и плодотворно существовало ханьское государство, ее принципы, будучи не столь безобидными, в сочетание с принципами легистов, как это уже было показано на примере их использования в личных целях, тем не менее, смогли обеспечить стабильное существование Поднебесной империи. Конфуцианство до сих пор является одной из крупнейших мировых религий и предметом исследования современных политологов, теологов, философов, лингвистов, историков и искусствоведов всего мира.

Заключение

 

Косвенным  путем  вклад  в  теорию  организации  внесли   специалисты,

 

работающие в таких отдаленных областях  знаний,  как  биология,  математика,

 

психология животных,  логика  и  философия.  Непосредственно  способствовали

 

созданию  теории  организации   социологи,   антропологи,   специалисты   по

 

социальной психологии человека, политическим наукам и истории.

 

Аристотель сумел  охватить  и  обобщить  огромный  познавательный

 

материал, накопленный в развитии античной  науки  и  философии.  Смелость  и

 

глубина постановки вопросов, широта охвата, живая, творческая, ищущая  мысль

 

сделали Аристотеля одним из  наиболее  выдающихся  мыслителей,  каких  знает

 

история философии. Все области знания, с которыми  соприкасался  Аристотель,

 

-  политика,  этика,  эстетика,  натурфилософия,  логика,  теория  познания,

 

метафизика – получили благодаря деятельности Аристотеля новый вид.  Стремясь

 

найти единство и систему в многообразии бытия, он в  то  же  время  старался

 

раскрыть  пути  превращения  бытия  из  одного  вида  в   другой,   старался

 

обнаружить противоречивые связи и взаимоотношения бытия. За это  философы  и

 

ценили высоко Аристотеля как  самую  всеобъемлющую  голову  среди  греческих

 

философов.

 

Из исследования отрицательных типов государства Платон извлек вывод, будто

 

   основная причина порчи человеческих обществ и государственных систем - в

 

   господстве материальных интересов, в их влиянии на поведение людей.

 

   Поэтому устроители наилучшего государства должны позаботиться о правильном

 

   воспитании воинов-стражев.

   Основные черты этого порядка - лишение воинов права на собственное

 

   имущество. Воины могут пользоваться только тем, что минимально необходимо

 

   для жизни, для здороовья, для выполнения своих функций в государстве.

   В утопии Платона есть ряд черт, которые, на первый взгляд кажутся

 

   чрезвычайно современными. Это отрицание личной собственности воинов и

 

   снабжение их государством, резкая критика к стяжанию и накоплению, критика

 

   торговли и спекуляций, мысль о необходимости нерушимого единства общества,

 

   полного единения всех его членов, воспитание в гражданах нравственных

 

   качеств, способных привести к этому единству.

Философское наследие Аристотеля весьма обширно, а влияние его  огромно

 

и прослеживается во всех областях духовной и научной жизни в течение  многих

 

лет. Созданные им философские системы нашли много последователей, вплоть  до

 

современности, а высказанные им идеи нашли своё отражение  в  трудах  многих

 

позднейших философов. Очевиден огромный вклад  Аристотеля  в  становление  и

 

развитие философии как науки, поэтому обращение к его  творчеству,  несмотря

 

на огромную дистанцию во времени и немалый прогресс философской мысли с  тех

 

времён, представляется вполне обоснованным.

Именно Конфуций первым на Востоке  высказал  мысль  о

 

том , что главное для человека - гармония с себе подобными  .  Высказав  это

 

предположение  ,  он  связал  воедино  совершенно  разные  до  него  области

 

человеческой исследовательской деятельности - государство  ,  общество  и  ,

 

наконец , самого человека . Три его учения  связаны    едиными  понятиями  ,

 

переходящими из одного учения в другое  и  приобретающими  в  каждом  учении

 

новые  свойства  .  Одним  из  первых  Конфуций   создал   реальную   модель

 

государственного устройства , способную  воплотиться  в  жизнь  при  наличии

 

определенного уровня духовного развития общества . Таким  образом  ,  создав

 

свое  учение  ,  Конфуций  стал  первым  человеком  ,  который  высказал   и

 

подтвердил первостепенность человеческой личности для всего общества .



Информация о работе Вклад ученых Древней Греции Платона, Аристотеля и Конфуция в Китае в развитие организаторской мысли