Виртуализация современного российского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования выступает теоретическое обоснование инновационного характера виртуализации, составляещей содержание трансформационных изменений в современном российском обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2
1. НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВИРТУАЛИЗАЦИИ. 3
1.1 Виртуализация. 3
1.2 Интернет. 10
1.3 Сетевое сообщество. 12
2. ВИРТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ. 16
3. ТЕНДЕНЦИИ ВИРТУАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 38

Работа содержит 1 файл

Виртуал совр росс общества.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

Ещё одним подтверждением развлекательного характера социальных сетей является, то, что несмотря на то, что подавляющее большинство молодёжи в первую очередь своё свободное время тратит на общение в Интернете (226 человек), 61% опрошенных респондентов заявляют, что используют социальные сети лишь как развлекательный ресурс, а не как помощь в решении своих социальных проблем – 39%24.

Основными причинами  использования социальных сетей  в решении своих социальных проблем, для тех, кому они действительно  помогают, являются – во-первых, вариант  ответа «так проще сформулировать свои мысли» (83 человека), на втором месте – предоставленная возможность подумать, «отодвинуть во времени своё решение» и понятие того, что в виртуальности всё легче и проще, чем в реальном мире – по 62 человека и на третьей позиции располагается мнение, что в виртуальном мире можно скрыть свои эмоции – 55 человек. Так же респонденты указывали на то, что в виртуальном мире всё проще свести к шутке – 31 человек, проще обмануть собеседника – 17 человек. Некоторые опрошенные респонденты заявили, что только в виртуальности они могут быть собой (5 человек). К тому же среди причин использования социальных сетей в качестве помощника в решении своих проблем указывались такие как – так проще общаться с друзьями, которые сидят дома – 3 человека, возможность пообщаться с человеком, которого не знаешь, и который не знает всех твоих проблем и в качестве средства профессионально общения (по 1 человеку)25.

На первый взгляд кажется, что вот они плюсы  общения в социальных сетях, однако если проанализировать эти результаты, то можно понять, что все эти положительные моменты быстро сводятся к негативным. Ведь всё это отрывает людей от реального общения, так необходимого для развития человека как полноценной личности. Так же это учит людей не борьбе в решении своих проблем, а путям избегания от проблемы. Всё это может привести к такому явлению как социальный аутизм. Такие люди противится социализации. Они воспринимают мир в статике и трактуют его: предмет - это предмет и ничего более. Аутичный человек стремиться быть "рядом" с другими, а не "вместе" с другими. Дети стремятся сохранить неизменным, а значит, предсказуемым, устойчивым, мир вокруг себя. Изменение привычного стереотипа порядка жизни вызывает страхи, беспокойство и в результате - отторжение изменчивого мира. У них нет модели сознания другого человека: как тот видит, как думает и почему. У таких людей отсутствует атмосфера контакта (феномен совместного внимания). У аутистов отсутствует внутренняя система отсчета (соотношения различных явлений и предметов), для него неестественно получать удовольствие от жизни. Поэтому он не отличает состояния «хорошо» и «не хорошо». У него нет того базового состояния равновесия, к которому можно вернуться, испытав некое потрясение.

Так же было выявлено, что 53,3% опрошенной молодёжи считает, что информация, полученная из социальных сетей оказывает незначительное влияние на их жизненную позицию, 25,5% вообще не воспринимают всерьёз полученную из социальных сетей информацию. Однако, для 18,2% опрошенных подобная информация всё же отчасти формирует их жизненную позицию, а 3% и вовсе считают, что информация оказывает значительное влияние и полностью формирует их жизненные установки26.

Для всестороннего  понимания, так же была установлена  зависимость, между тем, какое влияние  оказывает информация, получаемая из социальных сетей с возрастными категориями. Первые три возрастные категории отмечают, что данная информация оказывает незначительное влияние, а четвёртая возрастная категория в своём большинстве  вообще не воспринимает всерьёз полученную информацию.

Интересен тот  факт, что 80,7% опрошенных респондентов считают, что виртуальное общение  ни при каких обстоятельствах  не может быть заменено виртуальным, это при том, что при проведении своего досуга молодёжь на первое место  ставит общение в Интернете и проводит там как минимум несколько часов вдень.   Это говорит о том, что молодые люди, понимая, что виртуальное общение не может заменить реальное, продолжают тратить большое количество времени на пребывание в сети. Возможно, это является следствием нежелания признать свою зависимость27.

Материалы проведенного комплексного социологического исследования дают обильный материал для анализа  проблемы виртуальной социализации российской молодежи. Подводя его  итоги можно сделать следующие  выводы:

Социальные  сети оказывают значительное влияние на процесс социализации современной молодёжи. Их социализирующая роль  на наш взгляд несёт негативный оттенок. Социальные сети заменяют традиционных агентов социализации, вследствие чего молодые люди сами создают свой виртуальный социум, в котором действуют лишь ими же придуманные законы. 

2. Нормы и  правила, формируемые внутри социальных  сетей, не совпадают с общепринятыми  стандартами, за нарушение которых  следует вполне реальное наказание.

3. Те нормы  и правила, не всегда положительные, которые молодёжь усваивает в виртуальном мире, она переносит на реальный мир, разрушая сложившиеся общественные устои, тем самым усложняя реальный процесс социализации.

Сегодня расстояние уже не имеет значения. Люди теперь могут общаться из других городов и даже из разных стран. Да Интернет это безграничное общение, но стоит задуматься, какое оно. Большая часть молодых людей общаются на абсолютно примитивном уровне. «Привет, как дела? Чё делаешь?» В целом вот и весь разговор. Это и подтверждают результаты нашего исследования – в своём большинстве молодые люди не обсуждают ничего серьёзного в сети, просто болтают с друзьями, знакомыми. В этих переписках сплетни, бытовые проблемы, а порою и просто пустые разговоры. В связи с этим речь идёт о простой коммуникации, и теряется ценность самого духовного общения. У большинства молодёжи возникает зависимость. Они могут по нескольку раз за день заходить в социальные сети и сидеть там часами. Отсюда и возникает жестокость, агрессия, злость, лень, равнодушие ко всему окружающему. Хотя на самом деле без общения в сети человек продолжает оставаться полноценным человеком, но не замечает этого. Все кроется в психологии человека. Потому что, «живя» в социальной сети человек  может создать себе желаемый образ, который может мало, чем напоминать реальный. Тем самым повысить себе самооценку. Кроме того, в виртуальном мире всегда легче познакомиться и выдать желаемое за действительное.

 

3. ТЕНДЕНЦИИ ВИРТУАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО  РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.

В последние годы в России очень высокими темпами происходит распространение сети Интернет. Можно с уверенностью утверждать, что «всемирная паутина» становится неотъемлемым элементом жизни российского общества.

Одной из важнейших  функций сети Интернет в России является коммуникативная функция. На основе виртуальной коммуникации в русском сегменте сети Интернет начали формироваться совершенно новые социальные общности – так называемые сетевые сообщества: локальная сеть реально взаимодействующих в Интернете людей, использующих для этого общее средство общения, объединенных по принципу более-менее постоянных контактов на основе общего интереса. Также можно говорить о существовании внутреннего контроля отношений в сообществе.

Основную массу  Интернет-аудитории в России составляют молодые люди с высшим или незаконченным высшим образованием из крупных городов, с доходом выше среднего. Поэтому будущее сетевых сообществ в нашей стране во многом будет зависеть от интереса молодежи (особенно наиболее активной ее группы – студенчества) к данным виртуальным образованиям.

Российский  Интернет не отличается изоляцией как, например, Интернет в Китае, несмотря на очень популярные собственные  поисковики и почтовые сервисы. Российские пользователи Интернета пользуются и участвуют в работе таких  иностранных сайтов как Google, Википедия, YouTube, Facebook, LiveJournal, Twitter, Blogger.

По уровню доступа  к информационным технологиям Россия находится в верхней трети  рейтинга (на 48-м месте из 159 стран), и это лучший результат среди  стран СНГ. При этом темпы роста  превосходят западные.

По итогам весны 2010 года в России насчитывалось 43,3 млн интернет-пользователей (тех, кто выходил в Интернет хотя бы раз за последний месяц), недельная аудитория 39,2 млн человек, а ежедневная — 29,4 млн. Динамика роста российской интернет-аудитории с 2000 по 2010 гг. составила 1826 %.

По состоянию  на 2010 год каждая четвёртая семья в России обеспечена широкополосным доступом в Интернет (25,5 % квартир имеют интернет-доступ на скорости не менее одного мегабита в секунду)28.

В конце 2010 года согласно отчету Morgan Stanley, Россия вошла  в пятерку стран с самым большим интернет-рынком. Согласно данным интернет-аудитория в России составляет 60 млн пользователей или 42 % населения. Согласно этим же данным, интернет-аудитория, в России, за последний год, выросла на 31 % — это самый быстрый рост в пятёрке. При этом, внимание интернет-пользователей активно перемещается на мобильные устройства — охват скоростного мобильного Интернета (3G) вырос за год на 81 % и достиг 5 % аудитории.

У России есть два  доменных имени: .ru и .рф, также используется .su.

На российском рынке присутствуют крупные интернет-компании, такие как Google. Самыми популярными сайтами в России, по данным Alexa.com, являются следующие: Яндекс, Google, Почта@Mail.ru, В Контакте, YouTube, Facebook, Википедия, LiveJournal, Одноклассники.ru.

Согласно результатам исследования, вклад интернет-экономики в ВВП России к 2015 году может увеличиться более чем в два раза до 3,7 процента ВВП. В 2009 году доля интернет-экономики составила 1,6 процента ВВП или 19,3 миллиарда долларов. Сейчас Россия по доле интернет-экономики в ВВП находится на уровне Испании (2,2 процента) и Италии (1,9 процента)29.

В сентябре 2011 года Россия обогнала Германию по количеству интернет-пользователей и впервые  заняла первое место в Европе.

В России за последние 7-10 лет сформировались такие факторы социально-экономического, научно-технического и культурного развития, которые можно рассматривать как предпосылки перехода к виртаулизации общества. К таким предпосылкам следует отнести:

1. Информация становится общественным ресурсом развития, масштабы ее использования стали сопоставимыми с традиционными (энергия, сырье и т.д.) ресурсами.

2. Можно говорить о том, что в России сформировался и успешно развивается отечественный рынок телекоммуникаций, информационных технологий, продуктов и услуг. Объем средств, циркулирующих на российском рынке, достигает 5-7,5 млрд. долл./год.

3. В целом в стране, несмотря на экономический спад, растет парк ЭВМ, ускоренными темпами идет развитие систем и средств телекоммуникации. Растет количество корпоративных информационных сетей и непрерывно увеличивается число абонентов мировых открытых сетей. Количество российских пользователей Интернета приближается к миллиону. Интенсивно расширяется национальная сеть связи, использующая спутниковые каналы. Успешно осуществляется телефонизация страны и стремительно растет рынок средств мобильной связи.

4. В  значительной степени информатизированы  многие отрасли хозяйства, банковская  сфера и сфера государственного  управления.

5. В  общественном мнении складывается  понимание актуальности задачи перехода к информационному обществу с политической и экономической точек зрения. Об этом свидетельствует широкий общественный резонанс Концепции государственной информационной политики, которая может рассматриваться как политика обеспечения начального этапа перехода России к информационному обществу.

6. Сформирована и функционирует государственная структура, ответственная за создание и развитие информационно-технологического базиса обеспечение процессов перехода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Развитие и  консолидация общества будут зависеть теперь от создания привлекательных образов - экономических, политических, этических и т.д., а также от развития нового типа инфраструктуры социальных взаимодействий - коммуникационных сетей. В такой перспективе компьютеризация, развитие сети Internet предстают не просто как техническая или экономическая, а как первоочередная социально-политическая задача для российского общества. Можно конечно бросить все силы на «подъем промышленного производства», «укрепление вертикали власти» и т.п., но в России, так же как и в других индустриально развитых странах, процессы виртуализации станут доминирующими.

Социальная  технология формирования сетевых организаций  позволяет увеличить социальный капитал общества через механизм расширенного «производства доверия». Это достижение доверия обеспечивается за счет развития и укрепления сети неформальных контактов в максимально широких профессиональных, образовательных и культурных слоях общества. Накладываясь на новые технологические возможности, Интернет облегчает формирование новых коммуникационных связей. Это позволяет существенно повысить эффективность механизмов общественной самоорганизации, ускорить формирование и развитие гражданского общества.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Бюль А. Виртуальное общество. М.: Астрель. 2010.

Иванов Д. В. Виртуализация общества. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2010.

Иванов Д. В. К пониманию современности: критический  вызов // Проблемы теоретической социологии. Вып. 2. СПб., 2006.

Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. М.: 2007.

Козыревская А.В., Осипов В.Е. Современное информационное пространство, его влияние на образование и социализацию человека. // Вестник восточно-сибирской государственной академии образования: Иркутск, 2010. – Вып. 12.

Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. - М.: Academia, 1999.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние Постмодерна. СПб., 2008.

Омельченко  Е. Молодежный активизм в России и глобальные трансформации его смысла. Журнал исследований социальной политики, Том 3. N 1. 2011.

Плешаков В.А. Виртуальная социализация как современный  аспект квазисоциализации личности //Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей. Вып. 21. /Под ред. В. А. Сластёнина, Е. А. Левановой. — М.: МПГУ — МОСПИ, 2011.

Резанов А. К. Проблемы киберсоциализации современной  российской молодежи // Социологические  исследования. №5. 2011.

Информация о работе Виртуализация современного российского общества