Вильгельм Максимилиан Вунд: труды и жизнь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:07, доклад

Описание работы

Вильгельм Максимилиан Вундт (16 августа 1832— 31 августа 1920) — немецкий физиолог и психолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии. Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов, которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Вильгельм Максимилиан Вундт.docx

— 19.23 Кб (Скачать)

Вильгельм Максимилиан Вундт (16 августа 1832— 31 августа 1920) — немецкий физиолог и психолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии. Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов, которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности. 

Биография 

Ранние годы

     Вундт родился в городке Некарау в семье лютеранского пастора. Окончил школу в 1851 г. и до 1856 г. обучался в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах. На последнем году учебы в Гейдельберге Вундт был практически при смерти от серьёзного заболевания. После получения диплома по медицине в Гейдельберге Вундт короткое время учится у Иоганна Мюллера и вскоре стал сотрудником университета — ассистентом выдающегося физика и физиолога Гельмгольца. В это время он пишет работу Статьи по теории чувственного восприятия (1858—1862).(Также в Гейдельберге Вундт женится на Софи Мау)

     В этот период Вундт начинает читать первый в мире курс по научной психологии, постоянно подчёркивая в нем  использование экспериментальных  методов, взятых из естественных наук. В своём курсе он подчёркивает физиологическую связь между  мозгом и разумом. Знания и опыт Вундта в физиологии имели огромное значение для становления новой науки  — психологии. Его лекции были опубликованы в виде книги Лекции о разуме человека и животных в 1863 г. В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге.

     Вундт начинает работу, которая привела  его к публикации в 1874 г. одной  из самых важных работ в истории  психологии, книги «Принципы физиологической  психологии». Принципы строят психологию как исследование непосредственного  опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с  помощью метода интроспекции, или  самонаблюдения.

     В 1875 Вундт получает ставку профессора в  Лейпцигском университете, а через 4 года основывает первую в мире психологическую  лабораторию. Учёные со всего мира собираются в лаборатории Вундта. Позднее, студенты Вундта основывают психологические  лаборатории в Университете Пенсильвании, Колумбийском университете и др.

      Вундт жил в Лейпциге до самой смерти и был научным руководителем  у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным  дисциплинам.

      В последние годы жизни Вундт фокусируется на социальной и культурной психологии, и до самой смерти пишет фундаментальный 10-томный труд «Психологию народов».

      Научное наследие Вундта колоссально по объёму и составляет около 54000 страниц в виде книг и статей. Некоторые особо выдающиеся его работы: Лекции о психологии человека и животных, Эссе, Этика: исследование фактов и законов моральной жизни, Гипнотизм и внушение (1892) и Введение в психологию. 

Концепции Вундта в  психологии

      Вундт пытался понять человеческий разум, изучая составные части человеческого  сознания, также как при изучении сложного химического вещества его  разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял  психологию наукой, схожей с физикой  и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Эти идеи Вундта были развиты  Эдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепции структурализма (Структурализм — направление и интеллектуальное движение в современной (в основном континентальной) философской мысли.) в психологии. Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской науки функционализмом, созданным на основе идей Уильяма Джемса, и в настоящее время распространён, в основном, в европейской науке.

      Хотя  Вундт полагался в своих исследованиях  на научный и физиологический  методы, он часто использовал и метод интроспекции(Интроспекция (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов. 

Интроспекция —  метод углубленного исследования и  познания человеком моментов собственной  активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание), который сегодня не рассматривается как научный, так как он не является эмпирическим и не дает воспроизводимые результаты.

      Вундт работал в огромном количестве областей знания, он публиковал работы по философии, психологии, физике, физиологии. Необъятность его печатного наследия за продолжительную 65-летнюю научную карьеру такова, что даже трудно построить единую картину его деятельности.[4] Несомненно, однако, Вундт был верным поклонником  фундационализма, неустанно работая над построением непротиворечивой и единой картины естественного мира, понимаемого с точки зрения атомизма. 

Психология  народов 

Термин «этническая психологиябыл предложен во 2-й половине 19 в. немецкими философами и лингвистами Г. Штейнталем и М. Лацарусом, пытавшимися обосновать понятие этнической психологии и сформулировать её задачи. Опираясь на психологию И. Гербарта и трактуя с позиций концепцию «народного духа» , они пытались доказать на страницах своего журнала «Психология народов и языкознание», что язык, религия, право, искусство, наука, быт, нравы и т. п. получают конечное объяснение в психологии народа как носителя коллективного разума, воли, чувств, характера, темперамента и т. п. Согласно такому пониманию, все явления социальной жизни представляют собой своеобразную форму «эманации народного духа». Задача психологии народов как отдельной науки — познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народов.

      В. Вундт подверг критике интеллектуализм  воззрений Г. Штейнталя и М. Лацаруса и выдвинул столь же идеалистическое волюнтаристское понимание сущности и задач этнической психологии. Он отказался от неопределённого понятия «дух целого» и придал психологии народов более реалистичный вид, предложив программу эмпирических исследований языка, мифов и обычаев — своего рода социологию обыденного сознания. В его варианте психология народов — это описательная наука, не претендующая на открытие и создание законов, но фиксирующая особенности «глубинных слоев» духовной жизни людей. Для Вундта народное сознание представляло собой «творческий синтез» индивидуальных сознаний, порождавший качественно новую реальность, обнаруживаемую в продуктах надындивидуальной деятельности.

      Психология  народов, со своей стороны, является частью общей психологии, и результаты ее часто приводят к ценным выводам  и в индивидуальной психологии, так  как язык, мифы и обычаи, эти продукты духа народов, в то же время дают материал для заключений также и  о душевной жизни индивидуумов.

      Таким образом, в языке, мифах и обычаях  повторяются, как бы на высшей ступени  развития, те же элементы, из которых  состоят данные, наличные состояния  индивидуального сознания. Однако духовное взаимодействие индивидуумов, из общих  представлений и влечений которых  складывается дух народа, привносит  новые условия. Именно эти новые  условия и заставляют народный дух  проявиться в двух различных направлениях, относящихся друг к другу приблизительно как форма и материя – в  языке и в мифах. Язык дает духовному  содержанию жизни ту внешнюю форму, которая впервые дает ему возможность  стать общим достоянием.

      Язык  не только служит вспомогательным средством  для объединения духовных сил  индивидуумов, но принимает сверх  того живейшее участие в находящем  себе в речи выражение содержании; язык сам сплошь проникнут тем  мифологическим мышлением, которое  первоначально бывает его содержанием. Равным образом и мифы, и обычаи всюду тесно связаны друг с  другом и относятся друг к другу  так же, как мотив и поступок: обычаи выражают в поступках те же жизненные воззрения, которые таятся в мифах и делаются общим достоянием благодаря языку. И эти действия в свою очередь делают более прочными и развивают дальше представления, из которых они проистекают. Исследование такого взаимодействия является поэтому, наряду с исследованием отдельных  функций души народа, важной задачей  психологии народов.

Информация о работе Вильгельм Максимилиан Вунд: труды и жизнь