Виды учреждений социального обслуживания населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 00:48, курсовая работа

Описание работы

Создание системы социального обслуживания призвано помочь снять многие проблемы, лежащие в сфере воспитания, ухода за нетрудоспособными членами семьи, реабилитации, организации быта, досуга, проблемы, связанные с конфликтностью в отношениях, снижающей способностью к самообеспечению, способствующей маргинализации и другим асоциальным явлениям, что позволит поднять уровень социального обслуживания должны способствовать координации усилий в этом направлении государственных органов и различных социальных структур, включая негосударственные, частные, благотворительные, церковные и тому подобные организации, осуществляющие социальную помощь.

Содержание

Введение
Глава 1. Правовой статус учреждений социального обслуживания населения в РФ и Пермском крае
1.1. Понятие социальной службы и социального обслуживания в российском законодательстве
1.2. Документация учреждений социального обслуживания населения в Пермском крае
Глава 2. Учреждения социального обслуживания населения в Пермском крае: виды и специфика деятельности
2.1. Функции, финансирование и проблемы развития системы учреждений социального обслуживания в Пермском крае
2.2.Учреждения социального обслуживания молодежи, детей и женщин
2.3. Учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
2.4. Политика органов государственной власти Пермского края в отношении социальных услуг
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Глава 1.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

Сложившаяся ситуация требует от государства и неправительственных организаций, общественных объединений, принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности.

       Из Пояснительной записки к проекту Федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений":

«Мероприятия по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений направлены на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг при условии сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их оказание. Должны быть созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения (легализации) ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также возможности и стимулы для органов исполнительной власти по оптимизации подведомственной сети»

 

       Цели преобразования учреждений в новые организационно-право­вые формы некоммерческих организаций:

                  внедрение в бюджетной сфере новых экономических механизмов;

                  обеспе­чение основы для реализации социальных гарантий при сохранении объектов социальной сферы в государственной (муниципальной) собственности;

                  привлечение инвестиций в отрасли социальной сферы и расшире­ние источников финансирования текущей деятельности этих организаций;

                  по­лучение необходимых стимулов и условий для существенного повышения эффек­тивности использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов;

                  создание конкурентных способов распределения бюджетных средств, развитие соперничества между организациями за получателя социальных услуг;

                  повы­шение качества предоставляемых населению услуг.

 

       Также в Пермском крае существует программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г.

Целями данного направления Программы являются:

                  повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других социально-значимых сферах;

                  создание условий для оптимизации бюджетной сети;

                  привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;

                  снижение неустановленных видов оплаты услуг государственных (муниципальных) учреждений;

                  развитие материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;

                  внедрение в деятельность государственных и муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений.

 

 

        Смысл реструктуризации бюджетных учреждений заключается в обеспечении установленных для населения социальных гарантий, для чего организациям со­циальной сферы, находящимся в собственности государства (муниципалитета), устанавливаются государственные задания, за ними закрепляется выполнение определенных социальных функций. При этом механизм функционирования этих организаций должен обеспечить как обязательное развитие их материаль­но-технической базы, так и использование ими новых технологий и методик.

       Основной экономический эффект от реструктуризации учреждений можно ожидать за счет повышения преобразованных учрежде­ний в оптимизации структуры расходов и их объемов, поскольку это позволит расходовать сэкономленные средства на те нужды, которые учреждение счита­ет для себя приоритетными.

         В Пермском крае ведется активная региональная политика в отношении инвалидов. Это касается изменения инфраструктуры, обеспечивающей инвалидам возможность беспрепятственного доступа к объектам и услугам, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных учреждениях, создания новых рабочих мест для инвалидов и увеличения финансовой поддержки соответствующих общественных организаций.

        Более 91% детей-сирот и детей в Пермском крае, оставшихся без попечения родителей, устроены в семьи. Но тем не менее, продолжает оставаться острой проблема обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Каждый второй ребенок-сирота не имеет закрепленного жилья и нуждается в его получении. Количество детей-сирот и лиц из их числа, признанных нуждающимися в получении жилья, растет из года в год. Так, 2009 году их число достигло 9017 человек, из них претендуют на его предоставление – 2388 детей. В 2009 году дополнительно выявлено 175 лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

        Екатерина Бербер в своем интервью подчеркивает, что если за 2008-2009 годы жилье получили 548 человек, то в 2010-2011 годах жильем предполагается обеспечить 1155 детей-сирот. Таким образом, все принимаемые меры с учетом эксперимента по предоставлению сертификатов и выплат позволят увеличить количество обеспеченных жильем детей-сирот в 2 раза.
          Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков в своем докладе отмечает, что в политике краевого правительства появились положительные тенденции в вопросе обеспечения жильем одной из самых незащищенных категорий граждан – детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. Но даже такое существенное увеличение финансирования покрывает только треть потребности сирот в жилье. Екатерина Бербер, будучи еще министром социального развития Пермского края, говорила о том, что общая потребность средств для решения проблемы – 2,5 млрд. рублей.

          Одна из мер социальной поддержки выпускников детдомов – это предоставление единовременного пособия при выпуске из учреждения и продолжения обучения. Размер выплаты на выпускника в 2009 г. составляет 16 429 рублей (в 2008 г. – 14 159 рублей). Количество получателей в этом году – 460 человек. Общая сумма выплат превышает 7,5 млн рублей. Годом ранее сумма выплат из краевого бюджета составила 6,7 млн рублей.

            Кроме того, с этого года выпускники детских домов могут пойти постинтернатное сопровождение. Суть этого нововведения в следующем. Постинтернатные воспитатели оказывают содействия ребятам в получении образования, трудоустройстве, обеспечению реализации прав на жилое помещение и др.

          Итогом работы по проекту «Реабилитация семей и детей, находящихся в трудном социально опасном положении» является то, что по данным ИЦ ГУВД подростковая преступность в Пермском крае снизилась на 23,2%.

Министерством культуры и массовых коммуникаций реализуется долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 гг.».

        Основными целями Программы являются создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы, улучшение демографической ситуации в Пермской области, стимулирование сознательного трудоустройства молодых граждан.Реализация мероприятий Программы предполагает оказание государственной поддержки участницам Программы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.

         Также в крае действует целый комплекс мер, направленных на поддержку предприятий, организаций и жителей края. Работает Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда, в рамках которой организуются общественные и временные работы, переобучение работников предприятий и др.

          Рассмотрев и проанализировав некоторые аспекты политики Пермского края в отношении социальных услуг, мы можем сделать вывод о развитии социальных учреждений в Пермском крае и об улучшении социальной сферы общественной жизни, благодаря активным действиям органов государственной власти.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время становится очевидным, что плодотворным путем решения многочисленных задач социального обслуживания является внедрение в практику результатов теоретического осмысления социальной работы. Однако незнание или недостаточное знание основных парадигм социальной работы, слабость разработки данных вопросов в современной отечественной науке, дефицит социальных технологий и частных методик социального обслуживания, недостаточная инициативность в овладении знаниями рядом специалистов и сотрудников учреждений и органов социального управления, предпочитающих научным рекомендациям традиционный эмпирический опыт, предопределяют недостаточную эффективность деятельности социальных служб.

Совершенно очевидно, что уже сегодня необходимо провести подготовительную работу по созданию в Пермском крае служб лицензионной деятельности в области социального обслуживания населения, обеспечению контроля за соблюдением учреждениями социального обслуживания государственных стандартов. Важнейшим направлением социальной политики (в том числе системы социальной защиты населения) является государственная поддержка в области развития системы социального обслуживания:

      развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания;

      разработка научно-методических основ функционирования сети учреждений социального обслуживания;

      государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания;

      разработка проектной документации для строительства учреждений нового типа; развитие межрегионального и международного сотрудничества;

      информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Большое значение имеет также государственная поддержка кадрового обеспечения сети учреждений социального обслуживания населения.

Современные требования к социальным службам и высшим учебным заведениям, которые осуществляют подготовку и переподготовку специалистов указанного профиля, обусловили реформы социального обслуживания населения и высшего профессионального образования потребовали адекватной перестройки системы подготовки кадров для социальных служб. Особое значение сегодня приобретает качество обучения, профессионализм профессорско-преподавательского состава вузов обеспечение оптимального сочетания традиционных и новых подходов при акценте на активные методы обучения будущих специалистов в области социальной работы.

По мере формирования территориальных служб социального обслуживания появляется потребность в управлении сетью учреждений, оказывающих населению услуги. Эта сфера, как и всякая другая, не может развиваться стихийно, она объективно нуждается в управлении, целью которого является все более полное удовлетворение потребностей людей в услугах.

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Нормативно-правовые документы:

1.      Конституция Российской Федерации (с гимном России). – М. : Проспект, 2009. – 32 с.

2.      Гражданский кодекс РФ: части первая, вторая, третья и четвёртая. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 476 с.

3.      ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10.12.1995 № 195-ФЗ // Программа информационной поддержки Российской науки и образования «Консультант-плюс: Высшая школа»: учебное пособие.- 2009. – Выпуск 13.

4.      Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ// Программа информационной поддержки Российской науки и образования «Консультант-плюс: Высшая школа»: учебное пособие.- 2009. – Выпуск 13.

5.      ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ // Программа информационной поддержки Российской науки и образования «Консультант-плюс: Высшая школа»: учебное пособие.- 2009. – Выпуск 13.

6.      Письмо Минтруда РФ от 5 января 2003 г. № 30-ГК «О Номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» // журнал «Социальная защита», 2003 г., № 3.

7.      Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. N 532-ст) // Программа информационной поддержки Российской науки и образования «Консультант-плюс: Высшая школа»: учебное пособие.- 2009. – Выпуск 13.

8.      Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Документация учреждений социального обслуживания. ГОСТ Р 53060-2008» утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2008 г. № 437-ст. // Программа информационной поддержки Российской науки и образования «Консультант-плюс: Высшая школа»: учебное пособие.- 2009. – Выпуск 13.

9.      Указ Губернатора Пермского края от 04.04.2006 N 48, Постановлений Правительства Пермского края от 22.09.2006 N 38-п, от 06.07.2007 N 131-п, от 12.11.2007 N 271-п.

10.  Постановление Правительства Пермского края от 25 марта 2010 г. № 113-п «Об утверждении Регламента формирования и ведения реестров государственных услуг в Пермском крае»

11.  Постановление Правительства Пермского края от 18.05.2007 N 99-п "О Государственном стандарте социального обслуживания населения Пермского края.

 

Литература:

12.  Байгереев М.В. Анализ российской бедности: причины, особенности, методика счета // Человек и труд. 2007.  №8. С. 55-60.

13.  Бочарова В.Г. Личность, семья, община становятся центром социальных служб // Социальная работа. 2009. №1. С. 3-12.

14.  Григорьев С.И. Теория и методология социальной работы.  Москва 2004.

15.  Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста.  М.,2008.

16.  Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому. Учебное пособие. Издательство: Дашков и К, 2009.

17.  Зайнышев И. Г. Технология социальной работы. Издательство: Владос, М., 2007.

18.  Мачюльская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебное пособие. М., 2008.

19.  Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: Организация педагогической и социальной помощи неполным семьям. Издательство: Владос, 2006

Информация о работе Виды учреждений социального обслуживания населения