Виды опроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:29, контрольная работа

Описание работы

Социологический опрос — это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.
Суть метода сводится к общению исследователя прямо или косвенно через его представителя (интервьюера, анкетера) с совокупностью людей (респондентов) в форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой — исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.

Содержание

Введение 3
1. Виды опроса 4
1.1. Анкетирование 4
1.2. Интервьюирование 7
2. Достоинства и недостатки 10
Заключение 13
Список используемой литературы 14

Работа содержит 1 файл

Контрольная по социологии.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

     1) наличие надежного инструментария, обоснованного программой исследования;

     2) создание благоприятной, психологически комфортной обстановки опроса, что далеко не всегда зависит только от подготовки и опыта лиц, его проводящих;

     3) тщательная подготовка социологов, которые должны обладать высоким интеллектуальным быстродействием, тактом, умением объективно оценивать свои недостатки и привычки, что прямо сказывается на качестве опроса; знать типологию возможных ситуаций, тормозящих проведение опроса или провоцирующих респондентов на неточные или неверные ответы; обладать опытом составления анкет по социологически корректным методикам, позволяющим перепроверять достоверность ответов, и т. д.

Чем же отличается социологический опрос  от опросов, проводимых другими специалистами?

     Первая  отличительная особенность социологического опроса — количество опрашиваемых. Специалисты имеют дело, как правило, с одним человеком. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и лишь затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. Почему он так поступает? Когда опрашивают одного человека, то узнают его личное мнение. Журналисту, интервьюирующему эстрадную звезду, врачу, определяющему диагноз пациента, следователю, выясняющему причины гибели человека, большего и не нужно, поскольку им необходимо именно личное мнение опрашиваемого. Социолог же, опрашивающий множество людей, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения, обработанные статистически, взаимно погашаются. В результате социолог получает усредненную картину социальной реальности. Опросив, например, 100 менеджеров, он выявляет среднетипичного представителя данной профессии. Вот почему в социологической анкете не требуется указывать фамилию, имя, отчество и адрес: она анонимна. Итак, социолог, получая статистическую информацию, выявляет социальные типы личности.

     Вторая  отличительная особенность социологического опроса — достоверность и объективность получаемой информации. Эта особенность фактически связана с первой: опрашивая сотни и тысячи людей, социолог получает возможность обрабатывать данные математически. А усредняя разнообразные мнения, он получает более достоверную информацию, нежели журналист. Если строго соблюдены все научно-методические требования, эту информацию можно называть объективной, хотя получена она на основе субъективных мнений.

     Третья  особенность социологического опроса заключается в самой цели опроса. Врач, журналист или следователь  не стремятся к обобщенной информации, а выясняют то, что отличает одного человека от другого. Конечно, все они добиваются правдивой информации от опрашиваемого: следователь — в большей степени, журналист, которому заказали сенсационный материал, — в меньшей. Но ни один из них не нацелен на расширение научного знания, обогащение науки, выяснение научной истины. Между тем полученные социологом данные (например, о закономерностях связи труда с отношением к работе и формой досуга) освобождают его коллег-социологов от необходимости еще раз проводить обследование. Если подтвердилось, что разнообразный труд (например, руководителя-менеджера) предопределяет разнообразный досуг, а однообразный труд (например, рабочего на конвейере) связан с однообразным, бессодержательным времяпрепровождением (выпивкой, сном, просмотром телепередач), и если такая связь теоретически доказана, то мы получаем научный социальный факт, универсальный и всеобщий. Однако журналиста или врача подобная универсальность мало удовлетворяет, поскольку им нужно раскрыть индивидуальные особенности и отношения. 
 
 
 

                                      
 
 

                                             Заключение 

     Анализ  публикаций, содержащих результаты социологических  исследований, показывает, что почти 90 % имеющихся в них данных получены с помощью той или иной разновидности социологического опроса. Поэтому популярность этого метода обусловлена целым рядом достаточно веских причин.

     Во-первых, за методом социологического опроса стоит большая историческая традиция, в основе которой — проводившиеся издавна статистические, психологические и тестовые исследования, что позволило накопить огромный и уникальный опыт.

     Во-вторых, метод опроса отличается относительной  простотой. Поэтому именно ему нередко  отдается предпочтение в сравнении  с другими методами получения  эмпирической информации. В этой связи  метод опроса стал настолько популярным, что его часто отождествляют с социологической наукой вообще.

     В-третьих, метод опроса обладает определенной универсальностью, что позволяет  получать информацию, как об объективных  фактах социальной действительности, так и о субъективном мире человека, его мотивах, ценностях, жизненных планах, интересах и т. д.

     В-четвертых, метод опроса можно эффективно применять  при проведении как крупномасштабных (международных, общенациональных) исследований, так и для получения информации в малых социальных группах.

     В-пятых, метод социологического опроса весьма удобен при количественной обработке полученной с его помощью социологической информации. 
 

 

                         Список используемой литературы 

  1. Ю.П. Сурмин Н.В. Туленков "Методология и методы социологических исследований"
  2. Г.В. Щекин "Система социологического знания"
  3. Н.П. Лукашевич Н. В. Туленков "Социология"
  4. Журнал «Социум и власть»
  5. Добренков В.И. – Социология. – М., - 2007

                                    Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3

1.Виды опроса………………………………………………………………………4

1.1.  Анкетирование..…………………………………………………………………………...4

1.2.  Интервьюирование…….…………………………………………………………………7

2.Достоинства  и недостатки…………………………………………………………………10

Заключение…….………………………………………………………………………………...13

Список используемой литературы…..…………………………………………………….14 
 
 

 

   

Информация о работе Виды опроса