Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:57, контрольная работа
Согласно классическому определению, кризисная интервенция представляет собой действия, которые прерывают серию событий, приводящих к нарушению нормального функционирования человека. В данном случае работа направлена на изменение одного из основных последствий ситуации.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ
(ДВГГУ)
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра теории и практики социально-гуманитарных технологий
Контрольная работа
Выполнил: студент 3 курса
Афанасьев К.
Хабаровск 2011
Список заданий
Интервентная теория социальной работы.
Модель кризисной интервенции.
Согласно классическому
В основе модели кризисной интервенции лежат идеи психологии личности и проблемно-ориентированной индивидуальной работы со случаем. Таким образом, она относится к индивидуал-реформистской традиции и не уделяет большого внимания социальным изменениям. Появление этой модели было продиктовано потребностью в развитии методов краткосрочной интервенции, поскольку для психодинамической работы были характерны неопределенные, а также зачастую длительные отношения в работе с людьми. В модели используются когнитивно-поведенческие методы.
Теоретической основой кризисной интервенции является психодинамическая психология личности. Кризисная интервенция предполагает воздействие на эмоциональные реакции, возникшие под влиянием внешних событий, и активизацию рационального контроля. В качестве теории эта модель развивалась в то время, когда социальная работа превратилась из неразвитой области деятельности в профессию, служащую целям достижения социального благосостояния
Джеймс и Джиллилэнд выделяют три модели кризисной интервенции:
модель равновесия. Согласно этой модели, люди находятся в состоянии нарушенного психологического равновесия, поэтому им необходима помощь по возвращению в устойчивое состояние, при котором они смогут эффективно справляться с происходящими в их жизни проблемами;
когнитивную модель, которая раскрывается в работе Робертса. Согласно этой модели проблемой являются ложные представления людей о событиях, сопровождающих кризис;
психосоциальную модель переходных
стадий, связанную с концепцией
Эриксона (1965) о кризисах развития, возникающих
на протяжении жизни.
Согласно этой модели, серьезные психологические
и социальные изменения являются неотъемлемой
частью человеческого развития.
Модель кризисной
интервенции отражает
Успешное применение модели кризисной интервенции в социальной работе обусловлено привлекательностью и практической полезностью идей, лежащих в их основе, а именно представлений о «кризисе» Значение теории кризисной интервенции по-прежнему велико, несмотря на то что она является узконаправленной, поскольку связана с ситуационным кризисом, она представляет собой общую технологию для работы с проблемами индивидов.
Сравнение подходов к социальной работе М. Ричмонд и Дж. Адамс.
Дж. Адамс
Mary E. Richmond
1861-1928
Jane Addams
1860-1935
(индивидуальная социальная
работа).
Движение благотворительности возглавляла Мэри Ричмонд, и оно непосредственно не выступало за социальные реформы.
Идейной основой этого движения было признание того, что при- чина бедности и социальных проблем человека заключена в нем самом.
Визиты добровольцев с целью установления контакта были наиболее предпочтительной формой общения с бедняками.
Добровольцы, наносившие визиты, видели в своих клиентах объект воспитательной работы, чье несчастное и скромное положение является результатом невежества или отсутствия присущих среднему классу ценностей и стиля жизни, прежде всего умеренности, трудолюбия, бережливости, сдерживающих моральных начал.
Благотворительные организации занимались изучением условий жизни людей, главным образом тех, кто к ним обращался за помощью, , а также жилищными вопросами и посещаемостью в школах. |
Движение поселенцев (сеттльментов) и Дж. Адамс выступали за социальные реформы.
Основная идея движения заключалась в том, что окружающая среда больна, и ее необходимо менять, чтобы покончить с бедностью и несчастьями людей.
Работа осуществлялась в американских кварталах, волонтеры переселялись в кварталы бедняков и жили по соседству с нуждающимися в помощи людьми
дом эмигрантов Халл-Хаус в Чикаго, созданный Джейн Адамс и Элен Стар в 1889 году, был наиболее известным. Он обслуживал людей 19 национальностей, давал жилище работающим девушкам, имел дневные ясли, музей, клуб для мальчиков, небольшой театр
представители движения сеттльментов занимались, в основном, образовательной деятельностью, приобщая к профессии, и организацией досуга. |
Занимаясь одним делом – оказанием помощи бедным и несчастным людям –
благотворительные организации и сеттльменты использовали разные методы работы. Однако, не-
смотря на различие в деятельности, члены общества благотворительности и движения поселенцев
в определенной мере сотрудничали. Например, работники сеттльментов могли выступать в роли
дружеских визитеров в программах благотворительных организаций.
Первые практические шаги в области теоретического осмысления социальной работы были предприняты Джейн Адамс, (по мнению американских ученых, движение сеттльментов положило начало групповой социальной работе), но наибольших успехов в области теоретических исследований добилась М.Ричмонд.
Мэри Ричмонд в своей
Адаптируя к практике индивидуальной работы медицинские подходы диагноза и лечения, М.Ричмонд разрабатывает оригинальный метод, позволяющий анализировать социальные и психологические проблемы клиента.
Выделив общественные и личные ситуации в качестве приоритетных проблемных областей познания в социальной работе, М. Ричмонд считала, что социальная работа — это «искусство помощи», своеобразно определив процесс взаимодействия социального работника и клиента «как использование здравого смысла в бессмысленной ситуации».
Опираясь на изученную мной информацию, указанную выше, я пришёл к выводу что индивидуальный подход более совершенен, так как теоретические разработки М. Ричмонд имели большое значение не только для практики, но и для развития теории социальной работы. Теоретическое осмысление личности в ситуации, актуальных проблем социального взаимодействия в обществе дали толчок к развитию «помогающей науки».
Как сочетаются принципы
В зарубежной философской парадигме идеи альтруизма находят свое развитие в логике идей индивидуализма, где чувства мысли и желания отдельного человека выступают как высшая самоценность. Отсюда специфика рефлексии помощи, когда клиентом выступает как индивид и отдельная группа, которым отдается преимущество, так и сообщество и община, которые рассматриваются в логике субъектности. Процесс помощи рефлексируется как духовное преображение, которое «предполагало внутреннее изменение, обновление духа, что вело к «воскрешению» и «возрождению» и превращало грешника-нарушителя в достойного члена общины». В этих подходах виделся индивидуальный путь спасения отдельного человека. Причем характерно, что общественные отношения, общественные идеалы выступают в качестве нормы. А отсюда стремление к формированию социально необходимого поведения, которое воспитывается и рефлексируется в христианской парадигме мышления Запада.
К.Поппер, размышляя о синтезе индивидуализма и альтруизма в западной цивилизации, писал: «Этот объединенный с альтруизмом индивидуализм стал основой нашей западной цивилизации. Это — ядро христианства («возлюби ближнего своего», — сказано в Священном Писании, а не «возлюби род свой»), а также всех этических учений, получивших развитие в нашей цивилизации и ускорявших ее прогресс».
Закономерность зависимости
содержания социальной работы
от социальной политики
Одним из многих направлений функционирования общества как целостного организма является социальная работа. Социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязаны.
Социальная работа -
это своеобразная форма,
Вместе с тем их
единство нерасторжимо. Социальная
политика является одним из
важных факторов, оказывающих влияние
на социальную работу в