Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 04:02, реферат
П. Сорокин – его называют русско-американским ученым. Он выступил сторонником концепции мирового правительства. Он считал, что часть суверенитета государствам следует отдать всемирной организации, которая будет решать глобальные международные проблемы. Он участвовал в создании отечественного социологического общества, занимался теорией социальной мобильности, показывал, как влияет на изменение статуса человека школа, армия, церковь и т.д.
Введение:_______________________________________________________3стр.
I. Природа социальной мобильности________________________________4стр.
II. Характеристики социальной мобильности_________________________7стр.
III. Проблемы социальной мобильности_____________________________8стр.
IV. Каналы социальной мобильности_______________________________10стр.
V. Индивид и социальная мобильность_____________________________12стр.
Заключение____________________________________________________14стр.
Список литературы______________________________________________15стр.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОУ ВПО УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА
ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ
РЕФЕРАТ
По предмету: Социология
На тему:
Теория социальной мобильности.
Выполнил:
студент 305 группы
Слепцов Прокопий Николаевич
Проверил:
проф.
Э. Н. Грибакина
г. Екатеринбург 2008 г.
Содержание.
Введение:_________________
I.
Природа социальной мобильности___________________
II.
Характеристики социальной мобильности___________________
III.
Проблемы социальной мобильности___________________
IV.
Каналы социальной мобильности___________________
V.
Индивид и социальная мобильность___________________
Заключение________________
Список
литературы____________________
Введение.
П. Сорокин – его называют русско-американским ученым. Он выступил сторонником концепции мирового правительства. Он считал, что часть суверенитета государствам следует отдать всемирной организации, которая будет решать глобальные международные проблемы. Он участвовал в создании отечественного социологического общества, занимался теорией социальной мобильности, показывал, как влияет на изменение статуса человека школа, армия, церковь и т.д. Он ввел понятие социального статуса (совокупность прав и обязанностей, привилегий и ответственности, власти и влияния доступа к материальным и духовным ценностям). Выступил с идеей социо-культурной динамики. Он доказывал, что исторические процессы – это ничто иное, как движение типов культур.
Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в другое, переход из одной религии в другую, изменение семейного положения. Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в социальном пространстве. Однако существуют таки перемещения индивида, которые трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например, сложно определить изменение положения индивида в связи с ростом престижа, увеличением или уменьшением возможностей использования власти, изменением дохода. Вместе с тем такие изменения в позиции человека в конечном итоге сказываются на его поведении, системе отношений в группе, потребностях, установках, интересах и ориентациях.
В
связи с этим важно определить,
как осуществляются процессы перемещения
индивидов в социальном пространстве,
которые получили название процессов
мобильности.
I.
Природа социальной
мобильности.
Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов их одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы. Обычный ребенок из семьи представителей творческой интеллигенции с меньшей вероятностью будет усваивать привычки и нормы, помогающие ему впоследствии работать крестьянином или рабочим. То же можно сказать о нормах, помогающих ему в работе в качестве крупного руководителя. Тем не менее, в конечном счете, он может стать не только писателем, как его родители, но и рабочим или крупным руководителем. Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение "различие в стартовых возможностях". Скажем, у сыновей министра и крестьянина разные возможности для получения высоких должностных статусов. Поэтому общепринятая официальная точка зрения, состоящая в том, что для достижения любых высот в обществе нужно только трудиться и иметь способности, оказывается несостоятельной.
Приведенные
примеры свидетельствуют о том,
Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П.Сорокина, " под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой". П.Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность - это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Но наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта их одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение, существенное улучшение благосостояния или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти.
Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальные мобильности, или социальный подъем и социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем, или инфильтрация индивидов из низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и понижение социальных статусов целой группы. Примером второй формы нисходящей мобильность может служить падение социального статуса группы инженеров, которая некогда занимала весьма высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической партии, теряющей реальную власть. по образному выражению П.Сорокина, "первый случай упадка напоминает падение человека с корабля; второй - корабль, затонувший во всеми находящимися на борту".
Механизм инфильтрации в вертикальные мобильности. Для того чтобы понять, как происходит процесс восхождения, важно изучить, каким образом отдельный индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и подниматься вверх, то есть повышать свой социальный статус. Это стремление достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в той или иной степени имеется у каждого индивида и связан с его потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация этого мотива порождает в конечном итоге силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз. Реализация силы достижения зависит от многих причин, в частности от ситуации, складывающейся в обществе. Анализ проблем, возникающих при анализе мотива достижения, полезно рассматривать, пользуясь терминами и идеями, высказанными К.Левиным в его теории поля.
Для
того, чтобы достичь более высокого статуса,
индивид, находящийся в группе с более
низкими статусами, должен преодолеть
барьеры между группами или слоями. Индивид,
стремящийся попасть в более высокую статусную
группу, имеет определенную энергию,
направленную на преодоление этих барьеров
и расходующуюся на прохождения расстояния
между статусами более высокой
и более низкой групп. Энергия индивида,
стремящегося к более высокому статусу,
находит выражение в силе F, с которой
он пытается преодолеть барьеры
перед высшим слоем. Удачное прохождение
барьера возможно только в том случае,
если сила, с которой индивид стремится
достичь высокого статуса, будет больше
силы отталкивания. Измерив силу,
с которой индивид стремится проникнуть
в верхний слой, можно с определенной вероятностью
предсказать его попадание туда.
Вероятностный характер инфильтрации
обусловлен тем, что при оценке процесса
следует учитывать постоянно меняющуюся
ситуацию, которая складывается из
многих факторов, в том числе их личностных
отношений индивидов.
II.
Характеристики социальной
мобильности.
Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности социальной мобильности. Под скоростью мобильности понимается "Вертикальная социальная дистанция или число страт - экономических, профессиональных или политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени". Например, некоему индивиду в течение трех лет после окончания института и начала работы по специальности удается занять должность заведующего отделом, а его коллеге, закончившему институт вместе с ним,- должность старшего инженера. Очевидно, что скорость мобильности выше у первого индивида, так как за указанный промежуток времени они преодолел больше статусных уровней. С другой стороны, если какой-либо индивид в результате сложившихся обстоятельств или личной слабости с высокого общественного положения скатывается на дно общества, то говорят, что у него высокая скорость социальной мобильности, но направленная вниз по статусной иерархии.
Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов какой-либо социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля, в общей численности данной социальной общности показывает относительную мобильность. Например, если мы будем учитывать число индивидов в возрасте до 30 лет, разведенных и перешедших в другие семьи, то речь пойдет об абсолютной интенсивности горизонтальной мобильности в данной возрастной категории. Если мы будем рассматривать отношение числа перешедших в другие семьи к численности всех индивидов в возрасте до 30лет, то речь пойдет о относительной социальной мобильности в горизонтальном направлении.
Часто
возникает необходимость рассмотреть
процесс мобильности с точки зрения взаимосвязи
ее скорости и интенсивности. В этом случае
используется совокупный индекс мобильности
для данной социальной общности. Таким
путем можно, например, сравнить одно общество
с другим с целью выяснения, в каком из
них, или в какой период мобильность по
всем показателям выше. Такой индекс
может быть рассчитан отдельно по экономической,
профессиональной или политической
области деятельности.
III.
Проблемы социальной
мобильности.
Характер процессов мобильности во многих обществах и социальных группах различен и зависит от особенностей структуры общества или группы. Одни общества имеют сложившиеся опциальные структуры, препятствующие различным вида социальной мобильности, другие более или менее свободно допускают как социальные подъемы, так и социальные падения. В открытых классовых обществах каждый их член может подниматься и опускаться по статусам, составляющим структуру, на основе собственных усилий и способностей. В закрытых классовых обществах каждая социальная позиция предписана индивиду от рождения, и какие бы усилия он ни предпринимал, общество исключает для него достигаемый социальный подъем или социальное падение. Очевидно, что оба эти общества представляют собой идеальные типы структур и в реальной жизни в настоящее время не существуют. Однако существуют социальные структуры, близко стоящие к идеальным открытым и закрытым классовым обществам. Одним из обществ, близким к закрытому, было кастовое общество в Древней Индии. Оно делилось на ряд каст, каждая из которых обладала собственной социальной структурой и занимала строго определенное место среди других каст.