Теория социального неравенства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:51, реферат

Описание работы

Каждое современное общество должно обладать сложной внутренней структурой. Причиной внутренней сложности общества следует считать многообразие обычаев, верований, интересов и установок, в соответствии с которыми люди образуют группы в обществе. Кроме того, люди, составляющие человеческое общество, занимают определённое место в социальных структурах, где позиции и социальные статусы имеют свойство группироваться. Например, такая группировка может осуществляться по национальному, имущественному и других признаках. Следовательно, общество представляет собой неоднородное образование.

Содержание

Введение 2
Сущность социального неравенства и его причины. 4
Происхождение теории социального неравенства 6
Социальная мобильность 19
Классовая система современных обществ 22
Стратификация современного российского общества 25
Значение социальных классов 28
Заключение 30
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

Теория социального неравенства.docx

— 59.83 Кб (Скачать)
 

План

Введение 2

Сущность социального неравенства и его причины. 4

Происхождение теории социального неравенства 6

Социальная мобильность 19

Классовая система современных обществ 22

Стратификация современного российского общества 25

Значение социальных классов 28

Заключение 30

Список литературы 32 
 
 

Введение

    Каждое  современное общество должно обладать сложной внутренней структурой. Причиной внутренней сложности общества следует  считать многообразие обычаев, верований, интересов и установок, в соответствии с которыми люди образуют группы в  обществе. Кроме того, люди, составляющие человеческое общество, занимают определённое место в социальных структурах, где  позиции и социальные статусы  имеют свойство группироваться. Например, такая группировка может осуществляться по национальному, имущественному и  других признаках. Следовательно, общество представляет собой неоднородное образование. Каждый член человеческого общества, входя в различные группы, находится  сразу в нескольких социальных пространствах, которые тесно связаны друг с  другом.

    Изучение  неоднородности общества осуществляется с помощью двух главных базовых  характеристик - гетерогенности и неравенства.

    Гетерогенность  представляет собой совокупность показателей, которые показывают степень пестроты, разнородности общества, подчёркивают богатство оттенков этого общества. Это означает, что по этим показателям  нельзя сказать, выше или ниже находится  индивид, занимающий социальную позицию  в группе, по отношению к индивиду, занимающему позицию в другой группе. Другими словами, гетерогенность говорит нам только о различиях  в позициях индивидов, но не об их ранге.

    Гетерогенность  описывается системой номинальных  параметров, иллюстрирующих систему  горизонтальной дифференциации человеческого  общества. Примерами номинальных  параметров могут быть пол, национальность, вероисповедание и другие. Все  эти параметры являются номинальными только в рамках данной культуры и  в рамках конкретного исторического  периода. Так в нынешней культуре, в современном обществе нельзя сказать, что человек выше или ниже другого только потому, что у него другая национальность или другой пол. При употреблении понятия « гетерогенность» всегда указывается тот номинальный характер, по которому производится разделение людей в обществе.

    Гетерогенность  показывает, насколько устойчиво  и непротиворечиво данное человеческое общество. Общество с низкой степенью гетерогенности (или однородное по многим номинальным показателям) является более устойчивым социальным образованием по сравнению с обществом с  высокой степенью гетерогенности. Это  объясняется самой природой ингрупповых  и аутгрупповых отношений. Другими  словами, люди стараются поддерживать те группы, которые они считают  своими, и ставить их выше других групп.

    Второй  базовой характеристикой общества считают неравенство. Неравенство  является естественным различием состояния  членов современного общества по некоторым  показателям. Такие показатели описываются  ранговыми параметрами. По ним мы можем сказать выше или ниже стоит  данный индивид или группа по отношению  к другим индивидам. Нынешняя культура допускает наличие такого неравенства. Например, неравенство по доходам  или по должностным статусам не вызывает у нас никаких возражений, в  отличие от неравенства по национальному  признаку. Неравенство закрепляется в любом обществе с помощью  социальных институтов. При этом создаётся  система норм, согласно которым люди должны включаться в отношения неравенства, принимать эти отношения, не выступать  против них.

    Показатели, характеризующие неравенство, должны обязательно отслеживаться и  оцениваться в каждом обществе. Это  необходимо сделать по той причине, что степень неравенства может  превышать некоторые допустимые пределы. Увеличение степени социального  неравенства связано с протекающими в обществе неравноценными социальными  обменами. Изначальное неравенство  людей по физическим данным, по энергетике, целеустремлённости, уровню мотивации  позволяет одним группам вступать в неравные обмены с другими группами. Превышение допустимой степени неравенства приводит к большому различию в уровне жизни отдельных статусных групп общества, которое может расцениваться как дискриминация, ущемление некоторых групп населения. Это обстоятельство часто приводит к возникновению социальной напряженности в обществе, служит благоприятной почвой для возникновения, развития и распространения социальных конфликтов. В связи с этим каждое общество должно вырабатывать систему регуляторов для снижения степени социального неравенства.

    Мой реферат целиком посвящен проблеме неравенства в обществе. Моя задача раскрыть истоки происхождения социального  неравенства, сущность неравенства  и его причины, а также рассмотреть  виды социального неравенства.

Объектом  моего исследования является общество, а предметом - изучение неравенства

Сущность  социального неравенства  и его причины.

 

     Разнообразие  отношений ролей, позиций приводят к различиям между людьми в  каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким - то образом упорядочить эти отношения  между категориями людей, различающихся  во многих аспектах.

     Что же такое неравенство? В самом  общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при  которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального  и духовного потребления. Для  описания системы неравенства между  группами людей в социологии широко применяют понятие  “социальной  стратификации”.

     При рассмотрении проблемы социального  неравенства вполне оправдано исходить из теории социально - экономической  неоднородности труда. Выполняя качественно  неравные виды труда, в разной степени  удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.

     Именно  социально - экономическая неоднородность труда не только следствие но и  причина присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих знаков продвинутости в  общественной иерархии у других. Каждая из групп вырабатывает свои ценности и нормы и опираются на них , если они размещаются по иерархическому принципу, то они являются социальными  слоями.

     В социальной стратификации имеет  тенденцию наследование позиций. Действие принципа наследования позиций приводит к тому, что далеко не все способные  и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные, обладающие высокими принципами и хорошо оплачиваемые позиции. Здесь действуют два  механизма селекции: неравный доступ к подлинно качественному образованию; неодинаковые возможности получения  позиций в равной степени подготовленными  индивидами.

     Социальная  стратификация обладает традиционным характером. Поскольку при исторической подвижности формы ее сущность, то есть неравенство положения разных групп людей, сохраняется на протяжении всей истории цивилизации. Даже в  примитивных обществах возраст  и пол в сочетании с физической силой был важным критерием стратификации.

     Учитывая  неудовлетворенность членов общества существующей системой распределения  власти , собственности и условий  индивидуального развития, все же  нужно иметь в виду универсальность  неравенства людей.

     Стратификация, как и любая другая наука имеет  свои формы. До сих пор мы говорили о неравенстве без учета его  формы, Между тем от формы зависит  и интенсивность стратификации. Теоретические возможности здесь  колеблются от такой крайности, когда  любому статусу приписывается одинаковое количество и того и другого и  третьего. Крайних форм стратификации  не было ни в одном историческом объекте.

     Сопоставим  ситуацию, когда в обществе многочисленны  социальные слои, социальная дистанция  между которыми невелика, уровень  мобильности высок, низшие слои составляют меньшинство членов общества, быстрый  технологический рост постоянно  повышает “ планку” содержательного  труда на нижних ярусах производственных позиций, социальная защищенность слабых, помимо прочего, гарантирует сильным  и продвинутым спокойствие и  реализацию потенций. Трудно отрицать, что такое общество, такое межслоевое взаимодействие скорее по своему идеальная  модель, чем обыденная реальность.

      Большинство современных обществ далеки от этой модели. Или присущи концентрация власти и ресурсов у численно небольшой  элиты. Концентрация у элиты таких  статусных атрибутов как власть, собственность и образование  препятствует социальному взаимодействию между элитой и другими стратами, приводит к чрезмерной социальной дистанции  между нею и большинством, Это  означает, что средний класс немногочислен  и верх лишен связи с остальными группами. Очевидно, что такой социальный порядок способствует разрушительным конфликтам.

Происхождение теории социального  неравенства

 

     История всей социологии как науки, так же как и история ее важнейшей  частной дисциплины - социологии неравенства, насчитывает полтора столетия. Но задолго до XIX века ученые задумывались над природой отношений между  людьми, над тяжелой участью большинства  людей, над проблемой угнетенных и угнетателей, над справедливостью  или несправедливостью неравенства.

     Еще древний философ Платон размышлял  над расслоением людей на богатых  и бедных. Он считал, что государство  представляет из себя как бы два  государства. Одно составляют бедные, другое - богатые, и все они живут  вместе, строя друг другу всяческие  козни. Платон был “первым политическим идеологом, мыслившим в терминах классов”, - считает Карл Поппер. В таком обществе людей преследует страх и неуверенность. Здоровое общество должно быть иным.

     В своем труде “Государство” Платон утверждал, что правильное государство  можно научно обосновывать, а не искать ощупью, страшась, веря и импровизируя.

     Платон  предполагал, что это новое, научно спроектированное общество будет не только осуществлять принципы справедливости, но и обеспечивать социальную стабильность и внутреннюю дисциплину. Именно таким  он представлял общество, руководимое правителями (блюстителями).

     Аристотель  в “Политике” также рассмотрел вопрос о социальном неравенстве. Он писал, что ныне во всех государствах есть три элемента: один класс - очень богат; другой - очень беден; третий же - средний. Этот третий - наилучший, поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы следовать рациональному принципу. Именно из бедняков и богачей одни вырастают преступниками, а другие мошенниками.

     Реалистически размышляя о стабильности государства, Аристотель отмечал, что необходимо думать о бедных, ибо у государства, где множество бедняков исключено  из управления, неизбежно будет много  врагов. Ведь бедность порождает бунт и преступления там, где нет среднего класса и бедных огромное большинство, возникают осложнения, и государство  обречено на гибель. Аристотель выступал как против власти бедняков, лишенных собственности, так и против эгоистического правления богатой плутократии. Лучшее общество формируется из среднего класса, и государство, где этот класс  многочисленнее и сильнее, чем оба  других, вместе взятых, управляется  лучше всего, ибо обеспечено общественное равновесие.

    По  мнению социологов всех идейных направлений, никто в истории общественной мысли столь определенно как  К. Маркс не подчеркивал, что источником социального развития выступает  борьба между антагонистическими общественными слоями (классами). По Марксу, классы возникают и противоборствуют на основе различного положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной структуре общества.

    Но  сам К. Маркс справедливо отмечал, что ему не принадлежит заслуга  открытия существования классов  и их борьбы между собой. И действительно  со времен Платона, но, конечно, особенно с тех пор, как буржуазия властно  вступила в XVIII веке на сцену истории, многие экономисты, философы, историки прочно вводят в обществоведение  Европы понятие социального класса ( Адам Смит, Этьен Кондильяк, Клод Сен - Симон, Франсуа Гизо,Огюст Минье  и др.).[4]

Информация о работе Теория социального неравенства