Автор: a*********@me.com, 27 Ноября 2011 в 16:57, реферат
Анализируя теории элит Парето, Моски и Михельса можно придти к выводу, что в этой области гораздо более плодотворнее не абсолютизировать различия между классовым анализом и дихотомией элита - масса, и использовать понятие "политическая элита" не как альтернативу классовой дифференциации, а, напротив, для обозначения ее стороны и момента.
Социально-политические
преобразования последнего десятилетия
в нашей стране, нарушив монополию
марксистко-ленинской
Роберто Михельса. Итальянская социология
формировалась в лоне политических и юридических
наук, а ее классики Вильфредо Парето,
Гаэтано Моска и Роберто
Михельс основное внимание уделили исследованию
политической организации общества. Их
взгляды принято относить к «классической
школе элит».
Понятие "элита" и его основные синонимы всегда играли важную роль в теориях и концепциях гуманитарных и военно-политических дисциплин и особенно в политических науках. Обоснование роли политической элиты в жизни российского общества приобретают сегодня особую актуальность. Для России это обусловлено еще и своеобразием переживаемого исторического периода. И одним из путей выхода из кризиса, стабилизации обстановки, подъема России является эффективная деятельность элитных групп, которые определяют стратегию развития общества. При этом важно отметить, что элитные группы необходимо в любой сфере деятельности, будь то наука, политика, армия или управление экономикой.
Становление зарубежной
социологии в период 70— 90-х годов
XIX в. представляет собой процесс, на
который оказали влияние
Платону, Аристотелю, Макиавелли. Заслуга
В.Парето, Г.Моски, Р.Михельса
- основателей современной элитарной теории
- состоит в том, что они пытались вычленить
и систематизировать вопросы, связанные
с ролью элиты в политическом процессе,
сделать их объектом специального исследования.
Из истории политической элиты
Что подразумевается под термином «политическая элита».
Слово "элита"
в переводе с французского означает
"лучшее", "отборное",
"избранное". В повседневном языке
оно имеет два значения. Первое из них
отражает обладание какими-то интенсивно,
четко и максимально выраженными чертами,
наивысшими по той или иной шкале измерений.
В этом значении термин
"элита" употребляется в таких словосочетаниях,
как "элитное зерно",
"элитные лошади", "спортивная
элита", "элитные войска", "воровская
элита" и т.п. Во втором значении слово
"элита" относится к лучшей, наиболее
ценной для общества группе, стоящей над
массами и призванной в силу обладания
особыми качествами управлять ими. Такое
понимание слова отражало реальности
рабовладельческого и феодального общества,
элитой которого выступала аристократия.
(Сам термин "аристос" означает "лучший",
соответственно, аристократия — "власть
лучших".)
Вот какое определение
дает энциклопедический словарь
«Политология»:
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА - понятие, отражающее
особую роль верхушки господствующего
класса, прежде всего той его части, которая
непосредственно осуществляет политическое
руководство обществом, стоит у руля государственного
управления (11, стр. 288). Постановка этой
проблемы имеет давнюю традицию, восходящую
к Платону, Макиавелли.
Научное употребление категории "политическая элита" основывается на вполне определенных общих представлениях о месте и роли политики и ее непосредственных носителей в обществе. Теория политической элиты исходит из равноправности и равноценности или даже приоритета полигики по отношению к экономике и социальной структуре общества. Поэтому эта концепция несовместима с идеями экономического и социального детерминизма, представленного, в частности, марксизмом, трактующим политику всего лишь как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики и классовых интересов. Из-за этого, а также вследствие нежелания правящей номенклатурной элиты быть объектом научных исследований, понятие политической элиты в советском обществоведении рассматривалось как псевдонаучное и буржуазно-тенденциозное и в позитивном значении не употреблялось.
Наиболее распространенными подходами к теории политических элит в современной западной политологии является ценностной, объясняющий существование политической элиты неким "превосходством" - интеллектуальным, моральным и т.п. (для Ортеги-и-Гасета это -большее чувство ответственности) и структурно-функциональный, объясняющий существование политической элиты важностью функций управления, детерминирующих особую роль людей, их выполняющих (Келлер). Первый - аксиологический - подход оказывается уязвимым, вырождается в апологетику; норматив - высокие качества политической элиты - противоречит действительности, исследования ее показывают, что это - часто циничные, корыстолюбивые, не брезгающие никакими средствами люди. Второй подход к политической элите - люди, обладающие властными позициями (Этциони, Дай) грешит тавтологичностью (на вопрос: кто обладает властью в обществе его сторонники отвечают: тот, кто возглавляет институты власти), абсолютизацией формальных механизмов власти, уходом от анализа ее социально-классовой природы.
Объектом полемики
является вопрос о том, является ли
политическая элита. внеклассовой социальной
группой, выражающей интерес общества
в целом, или же это - верхушка экономически
господствующего класса, осуществляющая
руководство обществом во имя
поддержания социальной системы, которая
ставит этот класс в привилегированное
положение. Нельзя согласиться с
утверждением элитаристов о том, что марксизм
всю проблему властно- политических отношений
сводит к вопросу о том, какой класс господствует
в данной социально-политической системе,
элиминируя проблематику элитаризма:
объектом марксистского анализа политических
систем является и распределение власти
внутри господствующего класса. Карл Маркс
анализировал роль бюрократии, которая
считает себя конечной целью государства
и выражает совокупный интерес господствующего
класса, причем, этот эгоистический интерес
она стремится представить как всеобщий,
защищая т. обр. "мнимую всеобщность
особого интереса" (К.Маркс и Ф.Энгельс.
Соч. T.I С.270). По
Карлу Манхейму элитная система стоит
как бы над системой классов, выполняя
необходимые для любого общества функции.
Американские политологи Прюит и
Стоун пишут: "Элитарные теории находятся
в конфликте с марксистской теорией классовой
борьбы. Если "Манифест коммунистической
партии" провозглашает, что история
всех до сих пор существовавших обществ
была историей борьбы классов, то кредо
элитаристов заключается в том, что история
до сих пор существовавших обществ была
историей борьбы элит" Первоначально
в политической науке французский термин
"элита" получил распространение
в начале XX в. благодаря трудам Сореля
и Парето, хотя идеи политического элитизма
возникли вне Франции в глубокой древности.
Еще во времена разложения родового строя
появляются взгляды, разделяющие общество
на высших и низших, благородных и чернь,
аристократию и простой люд.
Наиболее последовательное обоснование
и выражение эти идеи получили у
Конфуция, Платона, Макиавелли, Карлейля,
Ницше. Однако такого рода элитарные теории
сколь-нибудь серьезного социологического
обоснования еще не получили. Первые современные,
классические концепции элит возникли
в конце XIX — начале XX в. Они связаны с именами
Гаэтано Моски, Вильфредо
Парето и Роберта Михельса.
В трудах Моски, Парето и Михельса понятие политической элиты получило уже достаточно ясные очертания. Были намечены ее важнейшие свойства, параметры, позволяющие разграничивать н оценивать различные элитарные теории современности (эти параметры будут использоваться ниже). К ним относятся: 1) особые свойства, присущие представителям элиты; 2) взаимоотношения, существующие внутри элитарного слоя и характеризующие степень его сплоченности, интеграции; 3) отношения элиты с неэлитой, массой; 4) рекрутирование элиты, т. е. как и из кого она образуется; 5) роль элиты в обществе, ее функции и влияние. (12, стр. 78)
Концепции элит
Моски, Парето и Михельса дали толчок широким
теоретическим, а впоследствии (преимущественно
после второй мировой войны) и эмпирическим
исследованиям групп, руководящих государством
или претендующих на это. Современные
теории элит разнообразны. Исторически
первой группой теорий, не утративших
современной значимости, являются уже
вкратце рассмотренные концепции макиавеллистской
школы (Моска, Парето,
Михельс и др.). Их объединяют следующие
идеи:
1. Особые качества
элиты, связанные с природными
дарованиями и воспитанием и
проявляющиеся в ее
2. Групповая
сплоченность элиты. Это
3. Признание
элитарности любого общества, его
неизбежного разделения на
Так, например, в ходе истории сменялись
вожди племен, монархи, бояре и дворяне,
народные комиссары и партийные секретари,
министры и президенты, но отношения господства
и подчинения между ними и простым людом
сохранялись всегда.
4. Формирование
и смена элит в ходе борьбы
за власть. Господствующее
5. Руководящая
и господствующая роль элиты
в обществе. Она выполняет необходимую
для социальной системы
Макиавеллистские
теории элит подвергаются критике за преувеличение
значения психологических факторов, антидемократизм
и недооценку способностей и активности
масс, недостаточный учет эволюции общества
и современных реальностей государств
"всеобщего благоденствия", циничное
отношение к борьбе за власть. Такая критика
во многом не лишена оснований.
(ссылка - Пугачев)
Вильфредо Парето родился 15 июля 1848 г. в Париже в семье итальянского маркиза, выходца из Генуи, вынужденного эмигрировать из-за своих либеральных и республиканских убеждений. Мать Парето была француженкой, и он с детства одинаково хорошо владел языками обоих родителей; однако всю жизнь он ощущал себя прежде всего итальянцем. В 1858 г. семья Парето возвращается в Италию. Там он получает прекрасное образование, одновременно классическое гуманитарное и техническое; большое внимание он уделяет изучению математики. После окончания Политехнической школы в Турине Парето в 1869 г. защищает диссертацию «Фундаментальные принципы равновесия в твердых телах». Тема эта воспринимается как предзнаменование, учитывая важное место понятия равновесия в его последующих экономических и социологических трудах. В течение ряда лет он занимал довольно важные должности в железнодорожном ведомстве и в металлургической компании.
В 90-е годы он
предпринимает неудачную
1923 г. в Селиньи (Швейцария), где он жил
последние годы своей жизни; там он и был
похоронен.
Как уже отмечалось,
первые научные труды Парето были
посвящены экономике. В качестве
экономиста он занимает видное место
в истории науки.
Он внес важный вклад в исследование распределения
доходов, монополистического рынка, в
становление эконометрии и т.д. [1, 248-260].
Но постепенно он осознает недостаточность
и неадекватность представлений о человеке
как о homo oeconomicus. В свою очередь это осознание
было связано с его общим отрицательным
отношением к рационалистическим концепциям
человека, которое со временем усиливалось.
В поисках более адекватной и целостной
модели человека Парето обращается к социологии.
Обращение это происходит сравнительно
поздно, когда он был уже зрелым и известным
ученым, но происходит оно не сразу, не
вдруг, а исподволь, постепенно. Оно заметно
еще в его несоциологических по жанру
научных трудах, таких, как «Курс политической
экономии» (1896-1897), «Социалистические системы»
(1902) и
«Учебник политической экономии» (1906).
Уже в 1897 г. Парето читал курс социологии
в Лозаннском университете, который он
продолжал читать и впоследствии, даже
тогда, когда из-за болезни был вынужден
отказаться от преподавания экономики.