Стиль поведения социального работника

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:04, доклад

Работа содержит 1 файл

Стиль поведения социального работника.docx

— 16.92 Кб (Скачать)

Стиль поведения  социального работника, обусловленный  совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и  интересами, оказывает решающее воздействие  на систему отношений, которую он формирует. Некоторые социальные работники  чувствуют себя как рыба в воде в конфликтных ситуациях, другие — в ситуациях сотрудничества и взаимопомощи. Одни умело общаются со слишком говорливыми клиентами, другие успешно находят общий  язык с замкнутыми и молчаливыми. Одни выдерживают агрессивное, враждебное отношение к себе, другие нет. Одни отзывчивы к детям, другие более сочувствуют людям пожилого возраста.

Поэтому роль личностных качеств социального работника, несомненно, велика в его профессиональной деятельности. Среди них можно  выделить такие, как гуманистическая  направленность личности, личная и  социальная ответственность, обостренное  чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства  и уважение достоинства другого  человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.

Личностные качества социального работника можно  разделить на три группы. К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависят  способности к данному виду деятельности. Ко второй — психологические качества, характеризующие социального работника  как личность. К третьей группе — психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного  обаяния.

Качества первой группы, которые отражают психические  процессы (восприятие, память, воображение, мышление), психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, индифферентность, настойчивость, последовательность, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемыми профессиональной деятельности социального работника. Некоторые из этих психологических требований являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность. Другие играют, на первый взгляд, второстепенную роль. Если кто-то из социальных работников не отвечает психологическим требованиям, предъявляемым профессией, то отрицательные последствия такого несоответствия могут проявиться не так быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны.

Психологическое несоответствие требованиям профессии  особенно сильно проявляется в сложных  ситуациях, когда требуется мобилизация  всех личных ресурсов для решения  сложной, чаще всего нестандартной  задачи. В работе с людьми необходимы собранность и внимательность, умение понять клиента, такие волевые качества, как терпение, самообладание и  т.д. Без этих ведущих для данной профессии характеристик психики  невозможна эффективная работа.

Чем труднее  для освоения профессия, чем более  значима она в социальном отношении, тем крупнее должны быть блоки  личностных свойств, принимаемых в  качестве основы профессиональной пригодности. Когда же дело касается специалиста  социальной сферы, то при подборе  кадров следует оценивать целостный  образ личности, в формировании которой  существенную роль играет, с одной  стороны, опыт работы с людьми, а  с другой — установки и ценностные ориентации кандидата.

Ко второй группе качеств относятся такие психологические  качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также  стрессоустойчивые качества — физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт  с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); аттрактивность (внешняя привлекательность личности); красноречие (умение внушать и убеждать словом) и другие.

Социальный работник профессионально помогает людям, поэтому  он должен иметь навыки педагогической деятельности. Знания, умения и навыки социальной работы составляют фундамент  педагогической культуры специалиста  социальной сферы. К числу ее структурных  элементов также относят психолого-педагогическую направленность личности, педагогические способности и мастерство, искусство  делового общения и культуру служебного поведения. /15, с.192/. Педагогическая культура социального работника. Предпосылкой для формирования педагогической культуры социального работника являются его педагогические способности. Их задатки считаются врожденными. Они проявляются в склонности человека работать с людьми, проявлять  к ним интерес, терпение, выдержку и т.д. Но задатки еще не сами способности, а лишь анатомо-физиологические  особенности, лежащие в основе их развития. Как и всякие другие способности  личности, они могут стать ее сформировавшимся качеством, если личность постоянно  работает над ними. Педагогическая способность предполагает такую  черту, как педагогическая наблюдательность. Она проявляется в умении дать характеристику объекту, выявить его  сильные и слабые стороны, предположить реакцию клиента на оказываемое  на него воздействие и т.д. Хорошо развитая педагогическая наблюдательность сильна в сочетании с даром  педагогического предвидения. Точная диагностика состояния клиента  — лишь изначальная сторона дела. Социальный работник должен видеть конечный результат, итоги предпринимаемых  действий. Работая с человеком, он обязан предвидеть последствия своей  деятельности и заранее прогнозировать их. Педагогическое предвидение помогает смоделировать этапы работы, учесть основные проблемы и возможные противоречия. Педагогической наблюдательностью  и предвидением обычно обладают люди с развитым творческим воображением и гибким умом. Возникающие в социальной работе ситуации, как правило, неповторимы  и требуют каждый раз нового, своеобразного  подхода к их разрешению. Педагогические способности раскрываются при условии, если социальный работник досконально знаком с технологией осуществляемого воздействия и обладает необходимыми для этого знаниями. Без психолого-педагогической грамотности нет педагогического мастерства, включающего в себя педагогическую технику и педагогический такт. Эти понятия обозначают комплекс навыков и умений, необходимых для применения знаний педагогики и психологии в работе с людьми. Основной навык любого социального работника общего профиля — это интервьюирование. Этот навык предполагает знание того, как разговаривать с человеком, имеющим ту или иную проблему, таким образом, чтобы он (или она) чувствовали себя в безопасности, чтобы могли раскрыться. Социальный работник должен уметь помочь клиенту, создав обстановку, способствующую доверию, получению необходимой информации. Понятие «клиент» может подразумевать не только одного человека, но и семью, группу, организацию, общину.

Для социального  работника важен и навык самообладания. В психологии этот навык рассматривается  как показатель социальной и эмоциональной  зрелости личности. Самообладание не столько качество личности, сколько  процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. С учетом того, что социальному работнику  часто приходится бывать именно в  таких ситуациях, ему необходимо развивать в себе способность  к самообладанию.

Эти и другие навыки объединяются понятием «педагогическая  техника». Эффективность ее применения будет гораздо выше, если она органически  сливается с педагогическим тактом. Это понятие рассматривается  в педагогической литературе как  соблюдение принципа меры в общении  с людьми, чтобы педагогические средства воздействия при неумелом пользовании  ими не перерастали в свою противоположность. Педагогический такт проявляется в  способности чутко улавливать малейшие изменения в настроении и психологическом  состоянии клиента. Важнейший путь овладения педагогическим тактом —  постоянный самоконтроль и самоанализ поведения в любых ситуациях. При этом полезно учитывать тонкое замечание А.С. Макаренко: «Хотя люди понимают, что их воспитывают, но никто не любит подвергаться специальным педагогическим процедурам. Тем более люди не любят, когда с ними бесконечно беседуют о пользе воспитания и морализуют каждую фразу». В том и проявляется искусство социального работника, чтобы не выставлять на первый план свою воспитательную функцию, а действовать советом, добрыми пожеланиями, личным участием в решении проблем клиента.

Существует определенная этика в служебных отношениях, которая предъявляет четкие требования к методам работы с человеком. Социальный работник обязан следить  за такими «деталями», как тон в  разговоре, уметь владеть собой  в напряженных ситуациях, уважать  мнение собеседника и т.д.

Социальный работник должен всегда стремиться выразить свое отношение к случившемуся с клиентом: возмущение по поводу несправедливости, нечестности, хамства, удовлетворение и радость по поводу достигнутых успехов, беспокойство в связи с теми или иными затруднениями, сожаление, укор в связи с допущенными ошибками и т.д. Эмоциональное сопереживание, живое участие, открытое выражение своего отношения к делу позволяют социальному работнику создавать благоприятную обстановку общения, в которой между участниками устанавливается действительное взаимопонимание, более четко фиксируются их намерения и запросы.

Информация о работе Стиль поведения социального работника

Описание работы

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Некоторые социальные работники чувствуют себя как рыба в воде в конфликтных ситуациях, другие — в ситуациях сотрудничества и взаимопомощи.