"Социальное конструирование реальности" Бергер и Лукман

Дата добавления: 18 Февраля 2013 в 20:41
Автор: l********@mail.ru
Тип работы: реферат
Скачать полностью (19.23 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Реферат 'Социальное конструирование реальности'.docx

  —  21.57 Кб

Московский Государственный  Университет им. М.В. Ломоносова

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по книге Бергера и Лукмана «Социальное конструирование реальности»

 

 

 

 


 

 

 

 

г. Москва, 2011 год

 

В рамках курса социологии на базе факультета государственного управления мы, студенты 2 курса, изучали современные социологические теории. Список общей литературы включал в себя трактат по социологии знания Питера Бергера и Томаса Лукмана «Социальное конструирование реальности». Эта книга, написанная доступным языком, довольно четко раскрывает и объясняет позицию авторов касательно социального конструктивизма как социологической теорией познания. Данный реферат содержит в себе основные идеи и мысли, которые Бергер и Лукман, выразили в ней о социологии знания.

Основное новаторство Бергера и Лукмана в социологии заключается в выявлении двойственной фактичности общества. Авторы в своих рассуждениях исходят из того, что общество обладает объективной фактичностью, которая выражается в трех основных суждениях: «Общество – человеческий продукт. Общество – объективная реальность. Человек – социальный продукт». С житейской точки зрения это можно объяснить следующим образом: общество создается людьми,  люди воспринимают общество косвенно  и сами при этом являются частью общества. Но в своей работе я хотела бы раскрыть идею двойственной фактичности общества именно категориями Бергера и Лукмана.

Всемирно известная в социологических  кругах (и не только) книга Питера Бергера и Томаса Лукмана «Социальное конструирование реальности» была написана в 1966 году. На тот момент  это были первый социологический трактат,  исследовавший вопрос о том, что классические социологические парадигмы вошли в противоречие с характером исторических перемен. Бергер и Лукман признали абсолютными обезличенные социальные механизмы и игнорировали субъективные факторы. В своих исследованиях они рассматривали развитие как прогрессивное, от стадии к стадии, и не брали во внимание хаос общества и факты развития от высшего к низшему, то есть примитивному.

Несовершенство классической социологии в сравнении с социологией  Бергера и Лукмана состоит в том, что она исходила из однородного видения мира, не рассматривая его разнообразие. Что особенно важно в сравнении – классическая школа не давала модели анализа действующих субъектов. Бергер и Лукман, напротив, показали возможность субъектов самих конструировать реальность, а также оказывать влияние на общество и его институциональные структуры. Можно сделать вывод, что именно такой новаторский подход помог преодолеть кризис социологический науки в XX веке. Это стало возможным благодаря тому, что Бергер и Лукман рассматривали социальный мир в соотнесении с представлениями индивидов, их мотивами, особенно знаниями повседневности. По мнению авторов,  социология знания имеет дело с анализом социального конструированием реальности.

Характер знания и, самое главное,  осознание действующим социальным субъектом результатов своего конструирования, творения реальности, позволяют сделать  более гуманным самого индивида, его отношения с другими людьми, и в целом гуманизировать весь социальный мир.

Как я уже оговаривала во введении, в своих исследованиях Бергер и Лукман ключевой делают следующую мысль: общество обладает объективной фактичностью. Они рассматривают общество, как человеческий продукт, общество, как объективную реальность и, наконец, человека, как социальный продукт. Причем все три направления рассматриваются в единстве.

Общество создается благодаря  деятельности индивидов,  обладающих знанием в виде субъективных значений и коллективных представлений, которые члены общества считают реальными. По мнению Бергера и Лукмана, рядовой человек обычно не затрудняет себя вопросами что для него «реально» и что он «знает», о тех пор, пока он не сталкивается с проблемой какого-либо рода. Человек обычно считает свое «знание» и свою «реальность»  само собой разумеющимися. Хотя бы по причине того, что для людей в разных обществах само собой разумеющееся разное, социолог не может мыслить подобным образом. Из этих рассуждений можно сделать вывод, что от знания людей в конечном счете зависит каково будет общество и его институты. Таким образом,  социальная реальность конструируется конкретными субъективными значениями людей в процессе их деятельности.

Как следствие, двойственный характер общества обусловлен объективной фактичностью и конструирующей деятельностью  человеческого сознания, производством  определенного знания. Бергер и Лукман такими рассуждениями ставят вопрос о том, каким образом субъективные значения становятся объективной фактичностью. Именно этот вопрос они ставят во главу феноменологической социологии.

В связи с постановкой такого вопроса, обратимся к теме агентов  производства и поддержания субъективной реальности. Бергер и Лукман рассматривают повседневную жизнь людей как реальность, которая интерпретируется людьми и в качестве цельного мира имеет для них колоссальную значимость. Под цельным миром понимается мир,  который создается в их мыслях и действиях и переживается ими в качестве реального. Хотя у каждого индивида могут быть свои знания о реальности, он в то же время осознает, что мир повседневной жизни столь же реален для него как и для других. Индивид становится социализированным, когда начинает жить в обществе с другими людьми и таким образом вливается в объективный мир общества. Бергер и Лукман рассматривают в своей книге первичную и вторичную социализацию. Под первичной социализацией они понимают  самую первую социализацию, которой индивид подвергается в детстве и, благодаря этому становится членом общества, а под вторичной – каждый последующий процесс, позволяющий уже социализировавшемуся индивиду входить в новый сектора объективного мира его общества.

В процессе социализации создается  некий интерсубъективный мир. Он может продолжать свое существование, нон нуждается в поддержке. Функцию поддержки, по мнению Бергера и Лукмана, выполняет легитимация, представляющая собой способы объяснения и оправдания социальной реальности. Говоря об агентах поддержания субъективной реальности в индивидуальной жизни, Бергер и Лукман вводят такие понятия, как значимые другие – главные агенты и «хор» - менее значимые.

Также авторы отмечают, что в поддержании  реальности отношения между этими  двумя категориями являются подвижными, так как они взаимодействуют  с друг другом наряду с взаимодействием с субъективной реальностью, поддержанию которой они служат. В своей книге авторы приводят довольно емкий пример, отражающий смысл этой идеи: для верующего католика реальности его веры совсем не обязательно будут угрожать его неверующие сослуживцы, зато неверующая жена скорее всего будет представлять такую угрозу. По этой причине католическая церковь либерально относится к межконфессиальным организациям, но неодобряет межконфессиальные браки.

Говоря о религии, Бергер и Лукман рассматривают ее как феномен, вполне эффективно поддерживающий реальность социально сконструированного мира. При возникновении конкуренции между различными реальностями, сохранение терпимости возможно до тех пор, пока одна реальность постоянно утверждается вопреки конкурентам.

По мнению Бергера и Лукмана, субъективная реальность всегда зависит от таких факторов, как вероятностные структуры, специфический социальный базис и требуемые для его поддержания социальные процессы. Также в качестве наиболее важных средств поддержания социальной реальности авторы выделяют общение и употребление родного языка. Именно благодаря им реальность удерживается и воспроизводится в сознании людей, индивиды сохраняют в памяти реальность именно через общение и речь. Если человек прекращает общаться с теми, кто разделяет соответствующую ему социальную реальность, велик риск крушения субъективной реальности. Контакты с альтернативной реальностью могут подорвать первоначальную субъективную реальность индивида, что доказывает, что социальная реальность индивида может трансформироваться.

Но прежде чем происходит изменение  субъективной реальности. Появляется эффективная вероятностная значимая структура, в которой присутствуют значимые другие. Именно эта вероятностная структура должна стать новым миром индивида. При трансформации социальной реальности индивида, он обычно утрачивает контакты с прежним окружением и начинает общаться с новыми значимыми партнерами. Ввиду переосмысления индивидом своей биографии, новая субъективная реальность должна  легитимироваться. Этот процесс переосмысления своей биографии и приспосабливания ее к новому жизненному миру Бергер и Лукман назвали ресоциализацией. В процессе ресоциализации прошлое перетолковывается для того, чтобы оно стало соответствовать новым реалиям.

Вторичная же социализация подразумевает, что индивид входит в новые  сектора объективного мира его обществ и интерпретирует настоящее таким образом, чтобы оно находилось в последовательном взаимоотношении с прошлым. Так, например, трансформация субъективной реальности имеет место в связи с индивидуальной  социальной мобильностью или профессиональной подготовкой.

В целом Бергер и Лукман анализируют роль знания в контексте диалектической взаимосвязи человека и общества. В этом аспекте следует также проанализировать тему релятивности знания  и субъективно сконструированных жизненных миров. Бергер и Лукман в своей книге раскрывают идею, согласно которой человек выступает одновременно и творцом социальной реальности и ее жертвой, так как оказывается в плену созданного когда-то знания и вынужден играть навязанные ему роли. Авторы  затронули эту тему говоря о ситуации в современном обществе, отмечая, что растет общее осознание релятивности всех миров. Свой собственный мир теперь рассматривается как один из миров, поэтому собственное институциональное поведение индивидов  понимается как роль, которой можно следовать, но отделятся от нее в своем сознании.

Бергер  и Лукман считают, что люди могут адаптироваться к неизбежности осуществления такого выбора, хотя и признают что это не просто для индивидов, привыкших к существованию единых однозначных сил. Решение проблемы авторы видят в признании равенства всех жизненных миров, в уважительном отношении к знаниям других людей. Понятно, что люди из разных социальных групп видят объекты и явления иначе. Из этого, бергер и Лукман выводят факт относительности социальных представлений и социальной реальности.

Реземируя все выше сказанное, хотелось бы снова вернуться к категориям: Общество – человеческий продукт. Общество -  объективная реальность. Человек – социальный продукт.

Бергер и Лукман  опирались на то, что социальный мир отмечен объективностью в человеческом восприятии, тем самым он не приобретает онтологический статус, независимый от человеческой деятельности, в процессе которой он и создается. Они считали, что взаимосвязь между человеком, как создателем,  и социальным миром , как его продуктом, является  развивающейся и будет продолжать развиваться. Экстернализация и объективация – два момента непрерывного диалектического процесса. Третьим моментом этого процесса  является интернализация, посредством которой объективированный социальный мир переводится в сознание в ходе социализации. Именно в этом можно видеть  фундаментальную взаимосвязь трех диалектических моментов социальной реальности. Каждый из них соответствует существенной характеристике социального мира: Общество – человеческий продукт. Общество – объективная реальность. Человек – социальный продукт. 

Книга Бергера и Лукмана «Социальное конструирование реальности дает понять, что анализ социального мира, который исключает хотя бы один из этих трех моментов, будет неполным и искажающим. Можно также добавить, что лишь с передачей социального мира новому поколению (т.е. с интернализацией его в процессе социализации) фундаментальная социальное познание приобретает завершенность.


Описание работы
Всемирно известная в социологических кругах (и не только) книга Питера Бергера и Томаса Лукмана «Социальное конструирование реальности» была написана в 1966 году. На тот момент это были первый социологический трактат, исследовавший вопрос о том, что классические социологические парадигмы вошли в противоречие с характером исторических перемен. Бергер и Лукман признали абсолютными обезличенные социальные механизмы и игнорировали субъективные факторы. В своих исследованиях они рассматривали развитие как прогрессивное, от стадии к стадии, и не брали во внимание хаос общества и факты развития от высшего к низшему, то есть примитивному.
Содержание
содержание отсутствует