Шведская модель социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:58, реферат

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть шведскую модель социальной работы.
Объект исследования: социальная работа с населением.
Предмет исследования: шведская модель социальной работы.
В соответствии с целью исследования, поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «шведская модель»;
2. Изучить формы социальной работы с населением в Швеции;
3. Изучить историю становления социальной работы в Швеции;
4. Исследовать опыт подготовки специалистов по социальной работе;
5. Рассмотреть структуру органов социального ведомства.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы социальной работы.…………………………………………….…………………………….4-13
1.1. Понятие «шведская модель» ………………………………………………4-7
1.2. История становления социальной работы. Опыт обучения социальной
работе в Швеции. ………………………………………………………………7-13
2. Формы социальной работы с населением………………………………. .13-30
2.1. Сферы деятельности социальных работников. Виды социальных выплат населению……………………………………………………………………..13-27
2.2. Структура органов социальной защиты в Швеции……………………27-30
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………..…….…….32

Работа содержит 1 файл

Шведская модель социальной работы.docx

— 44.19 Кб (Скачать)

Оглавление 

1. Введение………………………………………………………………………...3

1. Теоретические  основы социальной работы.…………………………………………….…………………………….4-13

1.1. Понятие «шведская  модель» ………………………………………………4-7

1.2. История становления  социальной работы. Опыт обучения  социальной 

работе в Швеции. ………………………………………………………………7-13

2. Формы социальной  работы с населением………………………………. .13-30

2.1. Сферы деятельности  социальных работников. Виды социальных  выплат населению……………………………………………………………………..13-27

2.2. Структура  органов социальной защиты в  Швеции……………………27-30

Заключение……………………………………………………………………….31

Список литературы…………………………………………………..…….…….32 

Введение

В мире существует множество моделей социальной работы. У каждой из них есть свои преимущества и недостатки. Каждая страна уделяет  внимание лишь определённым проблемам  в социальной сфере, как правило, не охватывая их все. В данной курсовой работе представлена на рассмотрение  Шведская модель социальной работы, с  её отличительными чертами и процессом  становления. Также в данной работе рассмотрены: формы работы с населением в Швеции и структура органов  социальной защиты.

       Актуальность исследования: Данная  работа, по модели шведской системы  социальной работы является актуальной, поскольку в настоящее время, многие специалисты выбирают путь развития нашей страны, опираясь на опыт зарубежных стран. 

       Цель исследования: рассмотреть  шведскую модель социальной работы.

       Объект исследования: социальная  работа с населением.

       Предмет исследования:  шведская  модель социальной работы.

       В  соответствии  с целью  исследования, поставлены следующие  задачи:

        1. Раскрыть понятие  «шведская  модель»;

        2. Изучить формы социальной работы  с населением в Швеции;

        3. Изучить историю становления  социальной работы в Швеции;

        4. Исследовать опыт подготовки  специалистов по социальной работе;

        5. Рассмотреть структуру органов  социального ведомства. 

1.Теоретические  основы социальной работы в  Швеции 

1.1.Понятие «шведская  модель»

      Термин  «шведская модель» появился в  конце 60-х годов в связи с  приобретением Швецией статуса  государства, одного из самых развитых в социально-экономическом отношении. В самом широком смысле, шведская модель - это весь комплекс социально-экономических  и политических реалий в стране с  ее высоким уровнем жизни и  широким масштабом социальной политики. Шведская модель социальной защиты формировалась  исторически. Она основана на принципе всеобщего благосостояния: “общество  отвечает за предоставление государственных  услуг хорошего качества всем гражданам  в ряде важных областей: образования, здравоохранения, социальных услуг” [1, с. 120]. Даже кризисные явления в  экономике Швеции  в 90-е гг. XX века не привели к отказу от действовавшей  модели социальной защиты. Например, в  Швеции в условиях массовой безработицы  и финансовых затруднений были лишь незначительно уменьшены отдельные  социальные выплаты и ужесточены условия их получения. По данным некоторых  специалистов, социальная поддержка  населения сократилась тогда  не более, чем на 10%. При этом не пострадали основные принципы Шведской социально ориентированной модели общественного устройства. Сохранение принципа всеобщего благосостояния стало возможным благодаря наличию значительного государственного сектора экономики и высокого уровня налогообложения. Однако  сейчас принцип всеобщего благосостояния имеет широкое политическое и общественное понимание и поддержку.          Отличительные черты модели:

1) Наличие стандартной  базовой системы государственной  социальной защиты, охватывающей  широкие слои населения.                                                                                          2)Финансирование социальных расходов  за счет общих налоговых доходов  бюджета, прогрессивная налоговая  система; приоритет принципов  равенства и солидарности в  осуществлении социальной политики; упреждающий характер мер по  недопущению длительной безработицы.                                           3) Основополагающее значение универсальной  государственной системы базовой  защиты;                       4)Наличие дополнительного корпоративно – страхового компонента системы социальной защиты.                                                                           5)Вспомогательная роль муниципалитетов и частных социальных служб в сфере социальной помощи.                                                                               Наибольшую известность получила шведская доктрина социального государства, которую часто называют эгалитарной. Она возводит заботу государства о своих гражданах в ранг национального культа, обещая обеспечивать им «безопасность, надежность и защиту в угрожающих ситуациях, а также организацию и руководство защитой. Шведам нет необходимости зависеть от родни или благотворительности, а тем более от рынка. От колыбели до могилы о них будет заботиться государство». [6,27]  Социальная политика – это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения. Главная задача социальной политики в Швеции состоит в гармонизации общественных отношений, обеспечении политической стабильности и гражданского согласия. Это достигается подержанием баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; созданием условий для решения жилищной проблемы; удовлетворением спроса населения на количество и качество товаров и услуг; созданием базы для укрепления здоровья населения; роста его духовности, образованности и культуры. Социальная политика играет огромную роль во внутренней политике Швеции, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества. Основными индикаторами общественного развития, находящимися под воздействием социальной политики, являются:                   1)доходы как материальные источники существования;                               2)занятость;                                                3)здоровье;                               4) жилье;                                                                                                                         5) культура;                                            6) образование;                            7)окружающая среда.        Оказываемая помощь в Швеции, обеспечивает социальную защиту населения на уровне нормального жизненного стандарта.  Понятия социальная защита и социальное обеспечение родственны, но не тождественны. При их использовании в качестве научных определений социальная защита включает в себя социальное обеспечение как составную часть, а кроме того охватывает гарантии по охране труда, здоровья и природной среды, минимальной оплате труда и др., обеспечивающие нормальные условия жизнедеятельности человека.       Социальная работа, будучи новой областью для исследований, имеет дело с профессиональным осуществлением социальной политики. Она включает анализ основных причин возникновения социальных проблем, касающихся людей, групп, общин и т.д., а также изучение проблем в отношениях между индивидуумами и окружающей их социальной средой. 

  Социальная политика в Швеции в современном понимании развивалась вместе с промышленным ростом в XX в. и в большей степени, чем в большинстве других стран, формировалась для всего населения. Исходным пунктом явилось решение о всеобщей народной пенсии, принятое в 1913 г.   С тех пор менялся характер перераспределения экономических средств. Это была гарантия обеспеченности в интересах тех, чьё положение было наихудшим («основополагающая социальная безопасность»), которая постепенно превращалась в гарантию определённого уровня обеспеченности. Налицо было стремление выравниванию доходов, например, между здоровыми и больными, работающими и безработными, а не между богатыми и бедными. Здравоохранение, социальные услуги и обслуживание, насколько возможно, стали доступными для всех вне зависимости от дохода и профессии.           Социальная работа в Швеции очень многогранна. В этой работе можно выделить различные направления. В национальных программах участвуют практически все граждане страны. Они высоко ценят свой образ жизни и глубоко привержены сложившейся практике универсального социального обеспечения. 

1.2. История становления  социальной работы. Опыт обучения  социальной работе     в  Швеции.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Основы работы по социальному благосостоянию были заложены в Швеции примерно в 1851 году. Шведское общество дьяконов начало подготовку дьяконов – женщин – первый курс такого рода в Скандинавии. Курс был организован в стокгольмском районе Кунгехольмен. В программах обучения использовались навыки социальной работы, применявшиеся в ранних христианских обществах.                                                                                             В 1883г. Армия спасения начала подготовку «христианских сестёр». Затем конфессиональное обучение было дополнено другими видами учёбы и подготовки, которые основывались на требованиях и потребностях социальной деятельности в шведских комуннах и губерниях.                            В 1908 г. по инициативе Шведского общества бедноты была начата подготовка социальных менеджеров для домов престарелых и детских домов. В 30-е годы это общество было переименовано в шведское общество социального ухода. С таких курсов в Швеции началась подготовка специалистов по социальному уходу и социальной педагогике при высших социальных курсах, которые финансировались на уровне губерний.                                               Другой тип обучения возник в 1921 году в рамках Социального института в Стокгольме. Была учреждена должность профессора по национальной экономике и социальной политике. Уровень обучения стал более высоким, значительно возросло общественное признание социальных работников, расширилась география действующих учебных центров. В 1944 году в Гетеборге был создан Социальный институт, а в 1947 году аналогичный учебный центр возник в Лунде. Затем образовался институт в Умео (1962), Эребру (1966) и Эстерсунде (1971). Соответственно, появились новые общественные потребности и новые требования к обучению. В 1964 г. социальные институты были переданы в государственное ведение и получили статус высших школ. В то время они ещё оставались независимыми единицами, имея свой специальный Национальный совет по обучению социальной работе и государственной администрации. Согласно шведскому закону об образовании 1977 г., все школы социальной работы и другие независимые школы, которые имели статус вузов, были реорганизованы в единую университетскую систему во главе с Национальным советом университетов и колледжей. Кроме прочего, это означало, что школы или департаменты социальной работы должны следовать общим правилам в том, что касается вопросов обучения социальной работе, и должны иметь финансовую систему в пределах лимитов, утвержденных правительством. С того времени правительство  начало определять число обучающихся студентов, однако определённая степень свободы в принятии решений сохранялась. Появилась новая научная дисциплина – социальная работа. Таким образом,  служба социальной работы в Швеции начала складываться с начала XX века. 

Опыт обучения социальной работе в Швеции.

 Учебные программы  социальной работы имеются в  университетах шести шведских  городов (Гетеборг, Лунд, Стокгольм,  Умео, Эребру и Эстерсунд).              Каждая школа или факультет (департамент) имеет комитет по учебной программе, состоящий из представителей школы, преподавателей, студентов. Он решает вопросы учебной программы, содержания учебников, экзаменационной формы и т.д. Приём в школы ограничен. Каждый год в Швеции принимают на обучение около тысячи студентов. Например, в университете Лунда в год принимают 150 студентов.                                     Полная учебная программа занимает 3-3,5 года в зависимости от периода практики. Специалист, получивший диплом бакалавра науки по социальной работе, называется социономом.                                                                                                               Кроме общих требований, применяемых во всех университетах Швеции,  студент должен обладать определёнными знаниями в области социальной науки и математики.                                                                                     Имеются также определённые критерии для великовозрастных студентов и студентов со стажем работы более четырёх лет. Иностранные студенты должны доказать свои знания шведского языка.

Учебная программа  социальной работы в Швеции

Семестр Дисциплина

1-2 Социальная структура и социальная политика, право, в частности социальное право, политические науки, психология, методы социальной работы.

3 Практика под наблюдением инструктора

4-5 Социальная работа, психосоциальная работа, социальное право, социальные проблемы и планирование.

6 Практика под руководством инструктора

7 Глубокое изучение предметов, один из трёх спецкурсов по выбору: социальная работа с группами населения.

Обучение студента начинается с основного учебного курса, который включает (см. предметы 1-2 семестра). После первого года обучения в течение одного семестра студент проходит практику под наблюдением  инструктора. Практика проходит в различных  местах, инструкторы назначаются  школой. На практике студенты работают вместе с консультантами, которые  обеспечивают индивидуальное планирование работы каждого студента и осуществляют контакты в течение всей практики со студентами и инструкторами. Студенты, не имеющие опыта работы с клиентами, должны проходить практику в течение  двух семестров и под наблюдением  инструкторов. Студенты, имеющие опыт социальной работы, проходят упомянутую программу в течение одного семестра. В этом случае второй семестр, который  был отведён для практики, будет  посвящен вопросам изучения теории социальной работы. На практике студент получает возможность применить свои теоретические  знания и наметить план для последующих  теоретических исследований. Задача состоит в том, чтобы передать студенту профессиональный опыт и помочь работать самостоятельно. После первой практики в течение двух семестров  изучается сама дисциплина социальной работы, состоящая из психосоциальной  работы, социального права и социальных проблем и планирования. Затем  студент проходит вторую практику, после чего он выбирает один из трёх курсов. Эта практика предполагает изучение различных направлений  и областей работы с группами населения. В завершении учебной программы  студент получает диплом бакалавра  социальной работы.     

Подготовка исследователей социальной работы.

 До реформы  1977 г. исследовательские возможности  в шведских школах социальной  работы были ограничены. После  реформы ситуация изменилась. Была  создана новая академическая  дисциплина – социальная работа  на основе объединения соответствующих   разделов традиционных академических  дисциплин. В университетах Гетеборга,  Стокгольма, Лунда и Умео была  введена должность профессора  социальной работы.    Шведский профессор социальной работы должен решать следующие задачи:           1)Изучение социальных проблем и разработка мер по их решению  2)Анализ социальных причин этих проблем    3)Анализ различных типов решений, развитие знаний, результатом которых могут быть профилактические меры и их практическое применение.  Сюда же включены такие виды деятельности, как социальное планирование, социальные услуги для специальных групп, работа в общинах, деятельность в соседних округах и социальная психологическая терапия.   В Швеции, население которой составляет примерно 8 млн. человек, насчитывается примерно 20 тыс. профессионально подготовленных специалистов – социальных работников.      Социальные работники имеют разный уровень подготовки и образования. Условно можно выделить три основные группы социальных работников в Швеции: первую составляют те, кто занимается уходом за больными людьми и инвалидами. Они в основном работают в лечебных заведениях. Вторая группа представлена социальными педагогами и третья группа собственно социальные работники (патронаж). Понятие «социальные проблемы» является ключевым в описании области исследования патронажа. Патронаж может быть определён как различные методы осуществления социальных перемен с акцентом на решение тех социальных проблем, с которыми работники патронажа имеют дело. Эта группа представляет наиболее эффективно действующую, разветвлённую многочисленную группу социальных работников. Научные работники в этой группе, имея образование исследователей, ведут и исследовательскую работу. Отделение патронажа ежегодно принимает около 200 новых студентов по большей части в возрасте 19-25 лет. Эти студенты, после 3,5 лет обучения сдают экзамен на диплом. После достижения этой степени они будут обычно заняты в качестве профессиональных работников патронажа (социальные работники) в отделах патронажа или социального обеспечения муниципалитетов и окружной администрации, а частично – в правительственных органах и агентствах, на частных предприятиях, в добровольных и филантропических организациях. Ежегодно около 1000 студентов сдают экзамен в шести отделениях патронажа.     Самый низкий уровень образования может быть у тех, кто осуществляет уход за больными, инвалидами на дому. Количество специалистов, имеющих высшее образование невелико. Так, в Гетеборге из 10 тыс. социальных работников только 600 имеют высшее образование по квалификации «социальный работник» Из 20 тыс. социальных работников в Швеции 55% специалистов трудятся в комуннах. Шведская комунна – административно – территориальная единица чуть меньшая, чем область в России. В Швеции основная работа проводится на уровне, соответствующем району (в терминах России).         Часть специалистов с высшим образованием (45%) распределена следующим образом: примерно 15% от этого количества находятся в аппарате областного руководства;  широко представлены в Шведском парламенте: из 120 парламентариев 15 человек являются социальными работниками по образованию. Остальные работают в медицинских учреждениях, больницах, часто занимая высокие административные должности; в исправительно-трудовых заведениях, занимаясь непосредственно с правонарушителями; в центрах социальной реабилитации в отношении неблагополучных семей, трудных подростков и молодёжи, пожилых людей, инвалидов, алкоголиков и наркоманов; в бюро по поиску рабочих мест (5%), где проводится большая работа с нетрудоспособными людьми, длительно болеющими, социально слабо защищенными людьми; в школах и заведениях, занимающихся подготовкой социальных работников; в специальных учреждениях в качестве специалистов по планированию семьи и т.д.             Некоторые социальные работники специализируются на работе с индивидуумом и семьёй, что получило английское название «social work».     В основе работы таких специалистов лежат идеи З.Фрейда с его психотерапией. Социальный работник составляет тщательно продуманный план беседы с клиентом и систему консультаций с ним. Кроме того, в Швеции применяется также общинный метод социальной работы, т.е. работа сразу с группой людей, имеющих аналогичные проблемы.     Социальные работники в Швеции имеют статус одной из крупнейших и общественно важных профессиональных групп. Они оказывают «человеческую помощь и помогают людям оказать помощь самому себе». Это означает, что на основе анализа общей ситуации человека, попавшего в тяжёлое положение, необходимо дать ему возможность выйти из него.        Его специализация зависит от условий работы. Важно, что социальная работа проводится в Швеции на различных уровнях: индивидуально, в семье, в общине, на муниципальном, общенациональном и даже международном уровнях. И везде её основная цель состоит в ограничении, уменьшении болезненности различных проблем, возникающих в жизни.

Информация о работе Шведская модель социальной работы