Шпаргалка по "Социология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 06:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 18 экзаменационных вопросов по "Социология"

Содержание

Социология Огюста Конта, основные принципы и понятия.
Эволюционная социология Спенсера.
Социология Э.Дюргейма.
Формационная теория Карла Маркса.
Социология Тенниса (основные работы, принципы, понятия).
Социология Зиммеля (принципы и понятия).
Социология М.Вебера (основные работы, принципы).
Классификация наук Огюста Конта.
Социология Вильфредо Парето (1848-1923)
Социально-психологическая теория «толпы» Густава Лебона.
предмет социологии.микро и макро-социология
Социология знания Карла Мангейма.
теория культурно- исторических типов Н я данилевского
Социально-психологическая теория «толпы» Густава Лебона
социология марксизма и неомарксизма
Теория локальных цивилизаций Тойнби
восстание масс
Питири́м Алекса́ндрович Соро́кин

Работа содержит 1 файл

shpora_po_istorii.doc

— 154.50 Кб (Скачать)
 
Социология  Огюста Конта, основные принципы и понятия.

Основоположник  научной социологии Исидор Огюст  Мария  Франсуа Ксавье Конт (1798-1857): “План научных работ необходимых для реорганизации общества” - 1822, “Курс позитивной философии” - 1842, ”Система позитивной политики”- 1854 (социальная статика и социальная динамика). К, полагал, что законы развития общества схожи с физическими и биологическими законами. Признаками общества являются территория, население, совершенная власть и правительство. В иерархии наук  1) каждая высшая ступень зависит и низшей, 2) с каждым новым этапом знание усложняется 3) социология занимает ведущее место в системе наук. Для социологии характерны 4 метода познания: наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический метод. Выводы должны не зависеть от позиции исследователя. Такой подход он назвал позитивным (позитивизм).

     Общество  представляет собой “коллективный  организм” в основе развития которого лежит развитие всех членов коллективности, ориентированного на достижение консенсуса. Социальный прогресс проявляет себя как увеличение специализации функций. Индивиды - компоненты социального организма и части социальной ткани - неизменны, общество развивается через совершенствование (гармонизацию) связей между индивидами. Стадии прогресса: 1)теологическая 2)метафизическая 3)научная. Главную ценность социологии К. видел в применении к обществу научных принципов реформизма. Механизмами социальных реформ К. считал три силы и класса: материальную (деловые люди и лидеры о-ва), интеллектуальную (ученые социологи и священники) и моральную (женщины).

Эволюционная  социология Спенсера.

Герберт Спенсер (1820-1903) -”Социологическая статика” и “Принципы социологии”. Продолжил и развил социологическую традицию К., хотя не считал его своим учителем. С. считают основоположником социал-дарвинизма. Согласно С. - общество - сверхорганический агрегат, развивающийся по законам эволюции. Эволюция - осуществляется в борьбе за существование между обществом и окружающей средой и различными обществами. В этой борьбе страх перед живыми и мертвыми  выливается в конфликт. Страх перед живыми порождает политические действия, выражающиеся в милитаризме и порождающие социальную организацию и государство; страх перед мертвыми - религию, как основу культуры. Социальная политика призвана исходить из эмпирического изучения социально-культурного контекста явлений, ее значение в том, чтобы дать естественный ход процессу эволюции, освободив его от произвола отдельных индивидов и групп. Исходя из этого С. сформулировал закон “равной свободы”. Главная задача государства - обеспечение соблюдения закона равной свободы.

Социология  Э.Дюргейма.

Э.Дюркгейм (1858-1917) “Правила социологического метода”- - ввел понятие “социального факта”, которые он считал независимыми от воли и сознания людей и являющихся принудительной силой, заставляющих людей действовать определенным образом. Д. подразделял сой. факты на материальные (демографические, географические и т.д.) и духовные -коллективные представления (привычки, традиции, обычаи, правила поведения). Общество по Д. - самостоятельное бытие, наделенное превосходством над индивидом. Главным критерием соц. развития Д. считал “социальную солидарность”, а силой созидающей социальное целое - разделение труда. Солидарность покоится на коллективном сознании - традициях и верованиях, которые разделяют члены общества. Коллективное сознание отражает характер народа, но независимо от него. Разделение труда обуславливает обмен, юридической формой которого является договор и взаимные обязательства членов общества, созидающие сотрудничество и кооперацию.  Д. различает механическую и органическую солидарность. Первая покоится на принуждении, вторая на терпимости и демократии. Значительное место в системе коллективных представлений и механизмах солидарности Д. отдавал религии, включив в нее всю систему верований, развил концепцию “религии без Бога”.

Формационная  теория Карла Маркса.

К.Маркс (1798-1883) и Ф.Энгельс - критик капитализма - считается творцом концепции социального конфликта: уничтожения общества и замены его более справедливым. М. выступал за революционный путь преобразований. Развитие общества по М. происходит путем качественных скачков  от одной общ,-экон. формации к другой (Перв.-общ, об-во, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм). Развитие общества -объективно-исторический процесс, независимый от воли и сознания людей, в его основе лежит развитие экономических отношений. Каждая формация характеризуется определенным уровнем развития производительных сил (технологии и машины) и производственных отношений (классы и институты), характеризуемых понятием способ производства. Противостоянию классов  он придавал абсолютное значение. Вся история до капитализма рассматривалась, как история нарастания антагонизма между эксплуатирующими (присваивающими общественное богатство) и эксплуатируемыми (создающими общественное богатство) классами. Отсюда следует, что дальнейшее общественное развитие возможно только путем  уничтожения одних классов другими, отменой частной собственности и заменой классового общества бесклассовым.

     Рассмотренные социологические концепции в  той или иной мере относятся к  позитивистскому направлению в  социологии - утверждению примата  общества и его структур над человеком. Человек рассматривается как  универсальное существо, а его  природные способности и мотивы - оказываются вне внимания социолога. Противоположное направление в социологии, исходящей из природных свойств и мотивов людей, носит название “понимающей социологии”. Родоначальником этого направления можно считать  Ф. Тённиса. 

 
     Социология  Тенниса (основные работы, принципы, понятия).

Фердинанд Тённис (1855-1936) -  “Общность и общество”, “Введение в социологию” -  рассматривает социологию как науку о человеке, его физической, психической и социально-природной сущности. Соц. сущность человека по Т. заключается в его мыслительных способностях, определяющих существование людей. Человеческие мысли находят выражение в формах человеческого бытия: обществе,  церкви, государстве. Общество является выражением взаимосвязи людей, к которым относятся симпатии и антипатии, доверие и недоверие, свобода и обязанности. Эти социальные связи Т. определяет как общественные сущности, определяющие общественное поведение и сущности индивидов. Связи порабощают человека если он не осознает их, осознание помогает представить зависимость как естественную, как взаимозависимость и управлять ей, освобождаясь от  порабощения. Результатом осознания является появление общественной воли, составляющей основу общества и общности (общины). Воля проявляет себя в двух формах - простой (сущностной или эмоциональной) и рациональной -  осознанной. Высшим выражением эмоциональной воли является   творчество, рациональной - производство. Тённис разделяет понятие общества, где господствует рациональная воля и общности (общины), где господствует естественная, эмоциональная воля. Ассоциации, где перемешаны общество и общности (общины) Т. называет общественными системами и различает: социальные связи -общины (общности по духу), коллективы (симбиоз духа и выгоды) и организации (общности на основе выгоды). Социальность основанная на общности (коммунизм) в ходе исторического прогресса заменяется общественной социальностью (государством) , высшим выражением которой Т. считал  “международный социализм”.

Социология  Зиммеля (принципы и понятия).

Георг Зиммель ( 1858-1918) - Основатель формальной социологии, представитель “философии жизни”. Настаивал на противоположности законов природы и общества, так как “жизнь” понималась им как процесс “творческого становления”, неисчерпаемый рациональными средствами и постигаемый интуитивно. “Переживание жизни” объективируется в многообразных формах культуры. “Трагедия жизни” - противоречие между творчеством и застывшими формами культуры.

     З. считал, что над миром конкретного  бытия возвышается  мир идеальных  ценностей - чистая форма, фиксирующая  устойчивые, универсальные черты социальных явлений.. Чистая форма - это отношения индивидов изолированные от конкретных мотивов и др. психологических актов. В центре внимания соц. концепции З. находятся “человеческие взаимодействия” опосредованные формами обобществления (культурой). З. называл социологию “геометрией социального взаимодействия”, представляя ее как формально-логическую общественную теорию. Проявлениями человеческого взаимодействия З. считал подчинение и господство, специализацию и дифференциацию функций в процессе деятельности, явления конфликта и соперничества, образование  партий и т.д. Формами взаимодействия являются ассоциация и диссоциация. Ассоциация индивидов предполагает их права и обязанности, поэтому общество З. рассматривал как систему отношений, способную обуславливать обязанности индивидов.Процессам ассоциации противостоят процессы диссоциации, выливающиеся в конфликт.  Высшей формой конфликта является конфликт между творчеством и культурой, обуславливающий обязанности и ограничение свободы индивида в ассоциации.

     Социология  М.Вебера (основные работы, принципы).

Макс  Вебер (1864-1920) “Протестантская этика и дух капитализма”, “Хозяйство и общество”. Вебера иногда называют капиталистическим Марксом, поскольку он разрабатывал социологию экономического поведения людей.  Исходным тезисом В. является тезис о том, что конкретно-историческая констатация действительности (социальные факты) не могут дать нам знания о ней. Главным инструментом познания у В. выступают т.н. - идеальные типы - теоретические категории. Они конструируются для соотнесения с реальностью и таким обр. служат инструментом исследования. Примерами И.Т. являются бюрократия, религия, капитализм  и т.д. Вместе с тем, социальные типы предшествуют социальному действию и определенным образом ориентируют его. В. выделил четыре типа социального действия: 1) целерациональный 2) ценностнорациональный  3) традиционный 4) аффективный

     На  основе своего метода В. дал интерпретацию  функционирования современного ему общества, которое он отождествлял с культурно-историческими рамками “западной цивилизации”. Участвуя в производстве индивид  проявляет свои личностные способности и компетенцию и играет роль в зависимости от этих качеств. Многообразие ролей складывается в систему социальных институтов, которые на определенном этапе приобретают свою логику бытия, независимую от воли составляющих их индивидов, становясь сверхличностными субъектами социального действия и развивая системы норм и правил, навязывают их индивидам,контролируют и подчиняют последних. Сами институты  эволюционизируют в суперорганизацию, цели которой уже не совпадают ни с целями индивидов, ни с целями общества в целом.

     В работе “Протестантская этика и  дух капитализма” В. проанализировал влияние протестантской этики (сам он считал ее целерациональной) на становление и развитие капитализма, раскрыв эволюцию аскетических принципов протестантизма до  функционирования системы капитализма в целом.

      Классификация наук Огюста Конта.

      Идея  объединения наук, сведения всей совокупности знаний к ограниченному числу  простых и ясных положений, например, к законам Ньютона, было популярно  еще в 18 веке. Однако Конт стремился  к органическому синтезу наук, при котором их законы, хотя и  связанные иерархически, не сводятся к простым законам физики. Конт пытался рассмотреть вопрос о том, как каждая из основных наук относится к своей позитивной системе и какое ее направление, то есть определить науку с двух сторон: ее существенные методы и ее основные результаты.

Огюст Конт классифицирует науки по нескольким основаниям:

историческому (но времени и последовательности возникновения), логическому (от абстрактного к конкретному), по сложности предмета исследования (от простого к сложному), по характеру связи с практикой. В результате основные науки расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология.

      Математика, по мнению Конта, меньше всего зависит  от других наук, является наиболее абстрактной, простой и отдаленной от практики и поэтому возникла раньше других форм научного познания. Социология, напротив, непосредственно связана с практикой, сложна, конкретна, возникла позже других, так как опирается на их достижения.

      Конт  выступает упразднителем философии  в старом традиционном смысле слова. В представлении Конта старая метафизичная философия не имеет ни своего метода, отличительного от методов науки. Позитивная же философия является систематизацией наук того, что есть «научного в науках».

      Чтобы изложить позитивную философию, нужно изложить систему наук, анализ из предметов, методов, законов, сходств и отличий. В основу классификации наук Конт положил из объективные признаки. Он разделил науки на абстрактные и конкретные. Абстрактные науки изучают законы определенных явлений, которые применяют эти законы к частным областям. Например, биология - общая абстрактная наука, применяющая общие законы биологии. Конт выделил 5 абстрактных, теоретических наук: астрономия, физика, химия, биология и социология, соответствующие науки. Социальные явления, по Конту, отличаются наибольшей сложностью и в то же время зависимостью от других, что объявляет позднее возникновение социологии. Следует заметить и то, что социология вначале называлась Контом социальной физикой, то есть позитивную науку об обществе Конт называл вначале социальной физикой, а позднее, когда он переосмыслил ее предмет и методы исследования, он назвал ее социологией. Это переименование он объяснил не своим причастием к неологизмам, а необходимостью создания новой дисциплины, посвященной позитивным исследованиям детальных законов, свойственным обществу и общественным феноменам.

      Конт  указывал, что социология должна быть теоретической наукой, в отличие  от описательной «социальной физики» - А. Кегле. Превращение социологии в позитивную науку завершает систему позитивной философии, тем самым знаменуя наступление позитивной стадии человеческого ума и человеческого общества. Итак, то означало, что Конт совершил настоящую позитивную революцию, победу науки над схоластикой и метафизикой.

 
 

 

 
Социология  Вильфредо Парето (1848-1923)

«Курс политической экономии, трактат по общей социологии»

Основу его  теории общественных процессов определяют человеческие поступки, определяемые иррациональными инстинктами. Общество-система  взаимодействующих индивидов. Все в человеке это «остатки» и «производные» (деревации). «Остатки» -это побуждения, желания, интерес, «производные» - это обоснование человеком его поведения. Социальное неравенство- неравномерное распределение остатков. Общество имеет вид пирамиды: наверху одаренные, внизу вожди. Общество постоянно в равновесии, разные интересы уравновешивают друг друга.  Концепция циркуляции элит. Элита делится на правящую (политическая и экономическая) и неправящую (творческая). Циркуляция заключается в том, что одаренные представители низов поднимаются в правящую, а из правящей элиты кто-то не выдерживает конкуренции и деградирует. Постоянная циркуляция – это неизбежно, не прекращаемо, это закон существования в общества. Наивысшим принципом политической жизни является власть. Идеология – это результат «производных». Идеология существует в разных формах. Идеология это средство борьбы элит.

 
Социально-психологическая  теория «толпы» Густава  Лебона.

«Психология народов  и рас» Толпа и раса – две  важнейшие категории. Считая, что ХХ век – век толпы. Все человеческая история ведет к уничтожению человека, с каждым веком человек становится все хуже. Толпа – это группа людей, охваченная общим настроением, стремлением и чувствами. Первым выделил основные черты толпы: заражаемость общей идеей, сознание непреодолимости своей силы, утрата чувства ответственности,  нетерпимость, догматизм, восприимчивость к внушению, готовность к импульсивным действиям и бездумному следованию за лидером. Толпу разделил на два типа: - разнородная (уличные группы) и однородная толпа  (секты, классы).

Габриель  Тард - теория «подражания»

 «Социальные  работы» , «Законы подражания»  Основу общественного развития  всех соц. Процессов составляют  межиндивидуальные отношения –  это есть основа социологии (по его мнению). «Идея подражания» - основная теория. Суть теории: стремление людей подражать. Она основная движущая сила прогресса. Это соизмерение своих поступков с другмим. Первичный социальный факт состоит  в в подражании, оно предшествует разделению труд, взаимопомощи. Оно – начало начал. Закон подражания действует всегда. «Прогресс невозможен без подражания» (перенимание знаний и умений) Существует три типа подражания в обществе: Взаимное (между людьми), подражание обычаям, традициям,   подражание идеалу. Межклассовой борьбы не существует, т.е. она должна быть в форме сотрудничества.

предмет социологии.микро  и макро-социология

    Микросоциология 
    - изучает общение людей в повседневной жизни. Исследователи, работающие в этом 
    ключе считают, что социальные  явления 
    можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным 
    явлениям при взаимодействии друг с другом. 
    Макросоциология 
    - основное внимание уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность 
    любого общества. Этими моделями являются такие общественные институты, как 
    семья, образование, религия и др. 
    Макросоциологические 
    теории: 
    Функционализм 
    (Г. Спенсер) - сравнение общества с живыми организмами. Всё выполняет 
    определенные функции в процессе жизни. Все связано между собой. 
    Теория 
    конфликта (К. Маркс) - в самой основе общества - классовый конфликт. Классовая 
    борьба является источником большинства политических конфликтов, движущей силы 
    истории.
     
     
     
     
     
     
     
     

Социология  знания Карла Мангейма.

Карл Маннгейм внес большой вклад в область социологических исследований, в развитие социологии знания; это наиболее ценная и выдержавшая испытание временем часть его работы. Социология знания изучает взаимоотношения между мышлением и обществом и относится к социальному познанию. Пока естественные взаимозависимости мышления и общества не были достаточно четко разработаны, Маннгейм на всех этапах своей работы обращал особое внимание на изучение структур, в которых они так или иначе присутствовали. Понятия структуры и взаимосвязи являются главными и присутствуют во всех его работах. Не углубляясь в отдельные идеи, он сконцентрировал внимание на том, что мышление есть деятельность, которая должна быть связана с социальной деятельностью, образуя структурную систему. Поисковый характер работ Маннгейма делает сжатое изложение его главных идей чрезвычайно трудным. Маннгейм был пионером, посягнувшим на границы познания, чего более осторожные мыслители избегали. Маннгейм определяет социологию знания как теорию социальной или экзистенциальной обусловленности мышления. Согласно его точке зрения, все познание и все идеи локализованы, хотя и в разной степени, внутри социальной структуры или исторического процесса. Иногда определенная группа может иметь более полный доступ к пониманию социального феномена, чем другие группы, но ни одна из них не может иметь абсолютного доступа к нему. Идеи имеют корни в различных отрезках исторического времени и социальной структуры, поэтому мышление неизбежно является перспективным.

 

  

теория  культурно- исторических типов Н я  данилевского 

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) родился 27 ноября 1822 г. в селе Оберец Орловской  губернии в дворянской семье. 1864 год.

Основными требованиями естественной системы  являются следующие:

1) Принцип  деления должен обнимать собою  всю сферу делимого, входя в нее как наисущественнейший признак.

2) Все  предметы или явления одной  группы должны иметь между  собой большую степень сходства  или сродства, чем с явлениями  или предметами, отнесенными к  другой группе.

3) Группы  должны быть однородными, т.е.  степень сродства, соединяющая их  членов, должна быть одинакова  в одноименных группах.

Существуют  следующие культурно – исторические типы (или самобытные цивилизации): 1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7)греческий, 8) римский, 9) ново-семитический, 10) германо-романский, или европейский, 11) мексиканский, 12) перуанский. Последние два погибли насильственной смертью и не успели завершить своего развития. Среди этих типов существуют уединенные и преемственные, результаты деятельности которых передавались от одного к другому «как материалы для питания, или удобрение… той почвы, на которой должен бы развиваться последующий тип». Преемственные типы: египетский, ассирийско-вавилоно-финикийский, еврейский, греческий, римский и германо-романский, или европейский. Ни один из культурно-исторических типов не может бесконечно развиваться. Результаты, достигнутые последовательными трудами преемственных цивилизаций, «получивших к тому же сверхъестественный дар христианства», должны превзойти результаты цивилизаций уединенных (китайская и индийская). Это и есть естественное объяснение западного прогресса и восточного застоя. Но уединенные типы развивали стороны жизни, не свойственные преемственным типам, и этим содействовали «многосторонности проявления человеческого духа – в чем, собственно, и заключается прогресс». К тому же многие изобретения (десятичная система счисления, компас, шелководство, порох) были перенесены в Европу с Востока. Индийская поэзия и архитектура по праву считаются обогащением 
 

Социально-психологическая  теория «толпы» Густава  Лебона.

«Психология народов  и рас» Толпа и раса – две  важнейшие категории. Считая, что  ХХ век – век толпы. Все человеческая история ведет к уничтожению человека, с каждым веком человек становится все хуже. Толпа – это группа людей, охваченная общим настроением, стремлением и чувствами. Первым выделил основные черты толпы: заражаемость общей идеей, сознание непреодолимости своей силы, утрата чувства ответственности,  нетерпимость, догматизм, восприимчивость к внушению, готовность к импульсивным действиям и бездумному следованию за лидером. Толпу разделил на два типа: - разнородная (уличные группы) и однородная толпа (секты, классы).

Габриель  Тард - теория «подражания»

 «Социальные  работы» , «Законы подражания»  Основу общественного развития  всех соц. Процессов составляют  межиндивидуальные отношения –  это есть основа социологии (по  его мнению). «Идея подражания»  - основная теория. Суть теории: стремление людей подражать. Она основная движущая сила прогресса. Это соизмерение своих поступков с другмим. Первичный социальный факт состоит  в в подражании, оно предшествует разделению труд, взаимопомощи. Оно – начало начал. Закон подражания действует всегда. «Прогресс невозможен без подражания» (перенимание знаний и умений) Существует три типа подражания в обществе: Взаимное (между людьми), подражание обычаям, традициям,   подражание идеалу. Межклассовой борьбы не существует, т.е. она должна быть в форме сотрудничества.

социология  марксизма и неомарксизма

Неомарксизм — термин, часто применяемый для обозначения различных социально-философских течений в марксизме, таких как франкфуртская школа, примыкающая к нейшкола праксиса и прочее.Впервые как явление получил свое развитие в западном марксизме, однако со временем распространился и на другие страны включая СССР. Концепции неомарксизма стали одной из составных частей теории новых левых.Неомарксизм возник в результате теоретической разработки ряда проблем, на которые не мог дать ответы традиционный марксизм. Среди таких проблем — вопрос о позиции левых партий относительно Первой мировой войны; вопрос о том, почему в Западной Европе не состоялись социалистические революции несмотря на развитое рабочее движение; почему в это же время в Европе произошёл подъём нацистского движения. Такие вопросы привели к серьёзным теоретическим поискам в рамках марксизма и привели к возникновению неомарксизма.Не существует формальных неомарксистских организаций, люди редко называют себя неомарксистами. Также не существует чётких рамок неомарксизма.Считается, что большинство направлений неомарксизма отказываются от идеи вооружённых революций в пользу более мирного развития событий — отойти от идеи насилия при сохранении идеи революции как таковой. Неомарксисты также стремятся создать новые экономические модели, трансформируя основные понятия классовой борьбы, как это сделал Ханс-Юрген Краль.К своим первым важным доcтижениям неомарксизм пришёл после Первой мировой войны через исследования Дьёрдя ЛукачаКарла Корша и Антонио Грамши. Из Института социальных исследований, основанного в 1923 году в качестве подразделения Университета Франкфурта-на-Майне выросло одно из важнейших направлений неомарксизма — междисциплинарная социальная теория, т. н. Франкфуртская школа. Её основателями стали Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно, чьи взгляды значительно повлияли на марксистскую теорию в целом, особенно их эмиграцию в Нью-Йорк после прихода нацистов к власти в Германии. 
 
 
 
 
 

Теория  локальных цивилизаций  Тойнби 

Арнольд Джозеф Тойнби (англ. Arnold Joseph Toynbee14 апреля 1889 — 22 октября 1975) — британский историк, философ историикультуролог и социолог, автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории», один из разработчиков цивилизационной теории

Тойнби описывал историю человеческого общества не прямой линией прогресса,

а представлял  в виде ряда цивилизаций, каждая из которых возникает,

развивается, а  затем деградирует и погибает. Он рассматривал цивилизации в

качестве «кирпичиков» из которых строится здание истории человечества. Под

цивилизацией  он понимал устойчивую общность людей, объединенных прежде всего

духовными традициями, а также географическими рамками. Духовные традиции по

его мнению —  это прежде всего религиозные  традиции и различал цивилизации:

шумерскую, вавилонскую, минойскую, эллинскую и ортодоксальная христианская,

индусская, исламская  и т.д. Согласно его классификации  в истории человечества

существуют около 30 локальных цивилизаций.

.

 
     восстание масс 

Хосе́ Орте́га-и-Гассе́т (исп. José Ortega y Gasset9 мая 1883Мадрид — 18 октября 1955) — испанский философ и социолог, сын известного литератора Ортеги-и-Мунийа.

В 1914 году Ортега опубликовал свою первую книгу — «Размышления о Дон-Кихоте» (Meditationes del Quijote) и прочитал знаменитую лекцию «Старая и новая политика» (Vieja y nueva politica), в которой изложил позицию молодых интеллектуалов того времени в отношении политических и моральных проблем Испании. Некоторые историки[кто?]считают это обращение существенно важной вехой в цепи событий, которые привели к падению монархии.Сочинения Ортеги, такие, как «Размышления о Дон-Кихоте» и «Бесхребетная Испания» (España invertebrada, 1921), отражают умонастроение автора как испанца и европейца. Его интеллектуальные способности и художественный талант очевидны в таких работах, как «Тема нашего времени» (El tema de nuestro tiempo, 1923) и «Дегуманизация искусства» (La deshumanizacion del arte, 1925). В прологе к «Размышлениям о Дон-Кихоте» можно найти главные идеи философии Ортеги. Здесь он даёт определение человека: «Я есть Я и мое окружение» («Yo soy yo y mi circunstancia»), то есть человек не может рассматриваться в отрыве от окружающих его обстоятельств истории.Международная известность пришла к Ортеге в 1930-х годах, когда появился его труд «Rebelión de las Masas» («Восстание масс»; опубликована на русском языке в журнале «Вопросы философии», 1989, № 3—4). Метафизика Ортеги, называемая им самим рацио-витализмом, обретает очерченность уже в труде «Meditaciones del Quijote» («Кихотовские размышления», Мадрид, 1914), где он объявляет единственной реальностью человеческое бытие-с-вещами: «Я есть я и моё окружение». Сам Ортега убежден, что своей метафизикой он на пятнадцатилетие предвосхитил «Бытие и время» Мартина Хайдеггера. В целом Ортега относится к последнему холодно, называя его даже «гёльдерлиновским чревовещателем». Преломление рацио-витализма в теории познания порождает гносеологию «перспективизма», которая утверждает, что «жизнь каждого есть точка зрения на универсум» и что «единственно ложная перспектива — это та, которая полагает себя единственной».

 
 
     Питири́м  Алекса́ндрович Соро́кин (23 января 1889[1], село ТурьяЯренский уездВологодская губерния[2]Российская империя — 10 февраля 1968ВинчестерМассачусетсСША) — российско-американский социолог и культуролог. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

     Научные принципы системы социологии: 1. социология как наука строится по типу естественных наук; 2. социология должна изучать мир таким, какой он есть; 3. социология должна быть "объективной дисциплиной"; 4. социология должна быть точной наукой; 5. разрыв с идеей монизма. Объекты неопозитивистской социологии Сорокина: 1. социальная деятельность и поведение людей; 2. социальные группы и структура общества в целом; 3. происходящие в обществе социальные процессы. Предмет социологии: общественная жизнь и ее процессы, которые могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. Подразделял социологию на теоретическую и практическую. Первая включает в себя: 1. социальная аналитика - изучает структуру социального явления и его основные формы; 2. социальная механика - изучает процессы взаимодействия людей; 3. социальная генетика - изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов. Практическая социология - прикладная дисциплина. Опирается на законы, формулируемые теоретической социологией. Создал теорию стратификации, согласно которой общество делится на страты, которые различаются между собой по: 1. уровню доходов; 2. видам деятельности; 3. политическим взглядам; 4. культурным ориентациям и т. д. Основные формы социальной стратификации (расслоения общества): 1. экономическая; 2. политическая; 3. профессиональная. Мобильность: меняя свое экономическое положение, профессию или политические взгляды, человек переходит в другой страт. Он выделял горизонтальную и вертикальную мобильность. Считал, что социальная стратификация и социальная мобильность - естественное и неизбежное явление.

Информация о работе Шпаргалка по "Социология"