Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:48, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Социология".

Работа содержит 1 файл

shpory_po_sots.docx

— 71.33 Кб (Скачать)

1. Социология- наука о соц системах, их функц, законах,функциониров и развития соц систем и общностей.Объект-это всё то на что направлен познават деятели ислед-ля.Он расмат как самост вещь,существ которой определено собствен закономер-ями и не связано нашим сознан.Объект изучен социологии – общество.Соц. исход из того что общество и обществ процессы реально сущ вне воли и вне сознан людей и развив по собств объективн законам. Задачей исследов явл выделение некоторых общих закономерностей развития общества, с тем чтобы на их основе сформировать строгую универс систему соц науки. Соц явл не единств наукой имеющей общество объектом своего изучения. До её появл общество изуч философ, эконом,история и др. дисципл. Отличие между ними сложно объяснить. Их отличают представлен об общем объекте исследов, котор внутри каждой из них не явл одинаков. Эти отличия по сравнен с друг науками об обществе определ-ся предметом её познания. Выделяя предмет той или иной науки мы предлогаем уникальн присущ лишь ей способ интерпритац объекта. Предметн особен каждой дисциплины состоят в характерном для неё наборе ислед-ких проблем и вопросов, в устойчивой совокупности используемых методов в особенностях терминологии и профес лексики.

 

4.Основн  задачи социологии, их иерархия. С появлением социологии открылись новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания её жизненных целей, интересов, потребностей. Причём социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир – социальную среду, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Это позволяет понять и объяснить причины социального поведения или взаимодействия социальных общностей, групп, индивидов и их результаты. Тем более, что в современных условиях многие люди испытывают чувство страха, которое вызвано их неумением разобраться в сложных проблемах жизни, в социальных явлениях. Это препятствует  их созидательной деятельности. Цель социологии состоит в том, чтобы помочь людям изменить в лучшую сторону общество, в котором они живут.

 

 

11. Програма социологич исследов.Любое соц иссл  должно начинаться с разраб  програм иссл. Програм соц иссл – это систематизиров изложение теоретико-методологич  предпосылок, общей концепции исследовател  проекта в соотв  с основн целями и задачами предпринимаем  работы, методич и процедурн основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логич последов операций их проверки. 1 часть програм - методологич. В ней должна быть четко определ научная проблема, ради которой провод соц исслед. Пути решения проблемы конкретизируются путем: - выдел объекта и предмета исслед;- опред целей и задач исслед;- формулировки гипотез и вариантов решения исследуемой проблемы.(Объект – это совок явлений, процес или определен сфера соц действит.Предмет исслед – это опред сторона или свойство, особен объекта, заданные для непосредств изучения именно в этом исслед. Цель исслед – это планир результат , на достижение которого направлена исслед  деятельность. Задачи исслед  формулир как конкретные целевые установки, определ основные направл и этапы решения поставл проблемы. Значит место в програм исслед занимает предварит  рассмотр  основн понятий, и их эмпирическая интерпретация. Заключ  операцией явл формулир рабочих гипотез.Гипотеза явл  формой предполож или допущения об изучаемом объекте, его структуре, особенностях, причинных связях и взаимод с другими объектами, в котором содержащееся знание носит вероятн характер и поэтому должно быть подтверждено или опровергнуто в процессе послед эмпирического исслед.)

Операционализация понятий  и формулир гипотез открывают  переход ко 2 методическ  разделу програм. Он включает в себя:                -определ общего плана исслед;- построен требуем планом типа выборки;- определ осн процедур сбора и анализа исходных данных.

 

 

12.Метод сбора соц информ:*Опросн метод-сбор информ об изучаем обекте путём регистрации ответов респондент на вопросы вытикающ из целей и задач исследован.   Её  использ когда необх получить инф о сфере сознан людей: их информирован, оценках окруж  действит-ти. Наибол распр метод.  Преимущ:массовость,относит дешевизна, универсал инф,возм использ технич средств для обраб получен данных. Недост:возможн воздейств на результ опроса со стороны исследов-ля. 2вида-анкетиров,интервью. *Метод наблюд-сбор инф путем непоср восприят и прямой регистрац всех фактов, касающ изуч объекта и значимых с точки зрения целей исследов.Задачи:получ дополн  инф об изучаем объекте,проверка данных, получ другими исследов-ми, предварит ознакамл с объектом для постр рабоч гипотез.Недост:моделиров характ ситуац, поскольку присутств наблюдателя оказывает определ воздейств на объект наблюдения,, неустраним  оценочн компон-та в восприятии изучаем объекта, не возмож повторн наблюден.Данный метод редко бывает основн метод.Примен рядом с друг методиками.*Анализ документ-при исл различ соц процесс   и явлен  следует подбиратьтакие данные котор в наибольш степени соотв решаем задачи.Важна степень надёжн докум. Доставерн документ зависит от его  статуса. Первичн надежн вторичн, Офиц надёжн неофиц,Безличн надежн личн, Докум юридич характ надёжн.

2 метода-традиц-позв преобразов первонач форму заложен в текст документа информац в ту при которой она макс соотв целям исслед.

Количеств- извлеч инф из больш масс докум источников, трудно поддающ традиц анализу.

 

 

 

 

 

 

3.Источники  социологич информации.

 вся информационная  среда делится на  три  типа  источников информации: документ,  человек  и  предметно-вещевая  среда. 1)Документ- Во всех современных обществах одним из важнейших средств оформления, фиксации, сохранения, передачи информации, обмена  ею являются документы. В своем отношении к документам социология  исходит из того, что они представляют собой важный источник социальной информации, и вместе с тем результат осмысления и определенного оформления знаний об определенной сфере, социальной структуре или ячейке общества, об их отношениях к другим структурам,  сферам и ячейкам. А.Д. позволяет социологу выявить определенные особенности, свойства и взаимосвязи тех или иных социальных явлений и процессов, специфику включения в них различных индивидов, групп и общностей, распознать нормы,  ценности,  идеалы,  которыми руководствуются на различных этапах развития общества и в различных социальных ситуациях, проследить динамику развития тех или иных социальных слоев и групп, их взаимоотношений друг с другом, а также с гос-вом,  культурой, религией, политическими партиями и т.п., выявить основные тенденции и пропорции социального развития.(анкеты, опросные листы, бланки интервью,  тесты,  протоколы наблюдений, данные контент-анализа,  выраженные в форме отчета.)

2) Предметно-вещевая среда-  обстановка,   которая   нас окружает. Предметы и вещи могут рассказать о событиях иной  раз не  меньше, чем человек. Главный вопрос для журналиста: где отыскать эти  источники.  (1.  Брифинги ;2.  Презентации .3.  Пресс-конференции .4.  Пресс-релизы  –  специальные  сводки   сообщений   для   прессы   о существенных  фактах  в  той  или   иной   сфере   действительности;5. Специальные информационные бюллетени о текущих событиях той или иной сферы  деятельности.6. Экстренные сообщения по факсу или электронной почте,  поступающие  в органы массовой информации от пресс-секретарей, пресс-служб. )

3) информационные  агентства-  информационные службы  обеспечивают  журналистскую  деятельность,  поставляя  им   «сырой», фактический материал, материал оформленный по типу жёсткой новости, но  сами они, как правило, не  вступают в контакт с аудиторией.

4) Человек является ключевым звеном в системе информационных источников. Действительно,  человек,  с  одной  стороны  –  свидетель  или  участник

происходящих вокруг нас  событий  и  потому  выступает  в  качестве  носителя информации об этих событиях. С другой стороны,  он  держатель  информации  о  себе, о своём внутреннем,  неповторимом  мире.  И,  наконец,  он  транслятор

информации, полученной от других.5) Интернет как источник журналистской информации.

 

 

13.Анкетн  опрос- метод сбора перв инф посредств заполнен респондентом анкеты.Анкета-объед един исслед замыслом система вопросов направл на выявл характеристик исследов. Опрос расчит на широк аудитор и на колич методы обраб инф.Виды опроса:1)раздаточн –когда анкета разд респонд для индивид заполн,2)почтов – рассыл потенц респонд по почте.(электрон опрос)+ низкая стоимость, относит простата организ,возможности одновремен охвата широких территорий.3)прессовые- по средств публикации анкеты в прессе.+те что и у почтов приболее низк с/с. – проблематичн возвращен заполн анкет.4)телеф – обзванив респонд.+оперативн получ инф,дешевизна проведен. – огранич объем получаемой инф.

5.Функции соц:*Позновател –направл на изучен и понимание общест его структ, особен взаимод в обществе индивидов и соц групп. Отвеч на вопрос Каково общ в котором мы живём.*Описател –предлог иследов-лю определ систему теорий, понятий, категор, а также правил описания, отраж особенности соц реальн.Отвеч на вопр Что происх в общ.*Объясн – даёт научн объяснение соц явлениям,событиям,процессам на основе выявленных тенденций и закономерностей.Отв на вопр Почему всё происх так а не иначе.*Прогностич – выявление на основе познан тенденций и закономерностей соц развития возможных вариантов состоян общ. Отв на вопр –Что может произ в будущ.*Управленч – связана с прикладн её уровнем, в рамках которого ислед-ся определ соц проблемы, и на основе их анализа, выявления тенденций их развития, вырабатываются и предлог практические рекомендации по их решению. Отв на вопр Как лучше эффективн управл соц процессами.

 

 

2. Уровни,структура,источники социологич  знания Уровни:Верхний уровень составляют дисциплины общего характера: история социологии; методология и методика социологического исследования; общая социология, направлениями которой являются социетальная социология, социология личности, теория социализации, социология коммуникаций, социальная стратификация и мобильность, социальные институты и организации, социальные процессы и изменения и др. Средний уровень включает дисциплины частного характера: социология культуры; социология семьи; этносоциология; социология религии; социология города; сельская социология; социология труда и экономическая социология; социология науки и образования; социология управления; политическая социология; социология международных отношений; социальное прогнозирование и проектирование и др. На нижнем уровне представлены прикладные дисциплины: социология менеджмента; социология маркетинга и рекламы; теория и практика социальной работы; социальная информатика и др

 

 

 

 

 

16.Ошибки  формулиров вопрос анкеты.  1)Неопределенность понятий -социологу введенные категории кажутся слишком очевидными и однозначными только потому, что он лично к ним привык и, составляя анкету, не учитывает, что в общественном мнении данная категория может не быть зафиксирована именно в том значении, которое подразумевал автор исследования.2) Неконкретность- При изучении фактов для получения сопоставимой информации довольно часто требуется конкретизация места, времени и субъекта, по отношению к которым фиксируется информация.3) Неоднозначность- К сожалению, слишком часто в анкетах встречаются вопросы, формулировки которых подразумевают два, а то и больше собственно вопросов. Ниже приводятся примеры довольно типичных формулировок сочетания двух вопросов, на которые обычно предлагается только одна шкала ответов. Ниже приводятся примеры формулировок вопросов, задуманных и оформленных авторами как один вопрос, а на самом деле заключающих в себе несколько вопросов, на которые респондент не имеет возможности дать ответы.4) Тенденциозность- В некоторых случаях пояснения к вопросу являются не необходимой конкретизацией, а подсказкой к ответу, отражающей авторскую гипотезу. Это так называемые «тенденциозные вопросы». Такие вопросы, содержащие тенденциозные пояснения в своей формулировке, являются «слишком однозначными», поскольку их результат можно с уверенностью предсказать заранее. Однако этот результат не представляет собой реальную информацию, а является следствием методической ошибки

 

14.Структура  анкеты:1)Вводн часть-содерж просьба принять участ в опросе, инстр по заполнен и благодарн за участие.2)Контактн вопросы-задача заинтерис, ввести в курс проблемы.3)Основн часть-содерж вопр по ислед проблеме.4)Паспортичка-данные о личн респондента.Разновидн вопросов:*Основн вопрос-получ больш часть интерес его инф.(открыт-сформ ответ самост, закрыт-выбир из предлож, полузакр- есть ответ другое,альтернат-да или нет)*Контрольн – использ для проверки надежности ответов.*Вопрос фильтры-примен в тех случ когда иском инф может быть получ только от некоторой части опрашив.*Заключ –снять психол напряжен.

 

 

9. Виды соц иследов .Соц исслед - это сист логически последов, методологич, методич и организац-технических процедур,подчин единой цели: получить точные объектив  данные об изучаемом соц явлении./ Исслед начинается с его подготовки: обдумыв целей, программы, плана, определ средств, сроков, способов обработки и т. д. /2этап - сбор первич соц информации. Это собранные в различной форме необобщенные сведения - записи исследователя,выписки из документов и т. д./3 этап - подготовка собран в ходе соц исследов информации к обработке на ЭВМ, сост программы обработки,сама обраб на ЭВМ./4 этап - анализ обработанн информации, подготовка научного отчета по итогам исслед, формулировка выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления.

Вид соц  исследования предопределяется характером поставленных целей и  задач, глубиной анализа соц  процесса и т. д. Различают 3 основных вида соц исследования:

1) разведывательное  исслед - самый простой вид соц анализа,  позволяющий решать ограниченные задачи;2) описательное иссл - более сложный вид соц анализа, с помощью которого получают эмпирическую информ, дающую относительно целостное предст об изучаемом соц  явлении;3) аналитическое иссл- наиболее серьезный вид соц анализа, который не только описыв элементы явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе.

 

 

15. Требования к оформлению анкеты: Графич оформ анкеты: четк  шрифт, достаточ место для записи свободн ответов, стрелки-указатели переходов от вопроса-фильтра к другим вопрос,поряд вопрос от прост к сложн, от общих к специал,от необязыв ни к чему к диликатным, вопросы-иллюстр помимо своей основн познават функции реш еще и методич  задачу: разнообр технику заполн анкеты, снижают ее монотон, уменьш психолог  нагрузку,число вопр в анкете обычно не  30-40, Формул  вопросов должна соотв исследов  задаче, Содерж  ясные для респонд  термины и понятия. А сама анкета должна соответст  возможн  респонд как источника информ. Логич контроль анкеты- позвол проверить ее на соответ  научным критериям качества.( правильн  формулир  вопрос и правильн  компоновки всей анкеты, ее композиц.)

 

 

10.  Этапы соц исследов :

    1. Подготов: на  этом  этапе  происходит  разработка  программы исследования– это  систематизиров изложение теоретико-методологич   предпосылок, общей концепции исследовател  проекта в соотв  с основн целями и задачами предпринимаем  работы, методич и процедурн основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логич последов операций их проверки.

    2. Основной: включает  в себя проведение самого исследования. Цель-   общая   направлен    социологич    исследов,

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"