Шпаргалка по социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 02:49, шпаргалка

Описание работы

Соц группа – совок-ть индивидов, вз/действующих м/д опр образом на основе разделяемых ожиданий одних членов группы по отнош к др

Работа содержит 1 файл

шпоры по социологии.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

18. Структура (от лат. – строить, соединять) – совок-ть относительно устойчивых связей м/д элементами системы, отражающих её существенные хар-ки и присущий данному общ-ву способ разделения и кооперации труда, уровень развития произв сил, производст и межличностных отношений. Соц структура рассматр в шир и узк смысле. В шир СС – совок-ть крупных соц структур (дух, соц, эк, пол подсистемы) и присущие им соц институты, т.е. совок-ть более мелких соц элементов (соц групп, индивидов) и соц связей и отн-ний м/д ними. В зависимости от этого различают тже макро- и микроструктуру. Макроструктура – хар-ный для данного общ-ва состав классов, слоёв, этн групп, проф-квалифик групп и соц-демограф групп, а тже совок-ть устойчивых связей м/д ними. Микроструктура – совок-ть устойчивых связей в малых соц группах. Элементами структурного анализа здесь выступают отдельные индивиды, их соц роли, статусы и груп нормы и ценности. В целом понятие СС отражает  3 идеолог концепции: 1) жизнь людей неаморфна, не подчиняется законам мех подчинения, отн-ния м/д людьми не произвольны и не случайны, а обладают нект регулярностью и постоянством; 2) регулярность и постоянство отн-ний м/ж людьми дифференц-на на соц группы, соц статусы, институты, к-ые вз/связаны и вз/функци-но обусловлены.; 3) при впечатлении, что кд из индивидов осущ своё поведение в силу личных стремлений, потребностей и т.д., на самом деле эти потребности, интересы обуславливаются соц средой, нормами и ценностями, к-ые в ней находятся. Понятие СС связано с элементами СС. На соврем уровне анализа СС в кач-ве её элементов выделяют: 1) соц компоненты, т.е. социнституты; 2) соц группы, общности разл типа; 3) баз компонент – индивид, личность. Связующий элемент СС – соц нормы и ценности.

 

26. Соц динамика – все виды изменений, происходящие в общ-ве и соц структуре. Раскрывается ч/з понятия: революция, эволюция, трансформация, прогресс, регресс.

 

29. Соц мобильность – внутр движение элементов соц структуры, изменение индивид или груп позиций в общ-ве. Показатель прогресса в общ-ве. 2 вида: -горизонтальная (обеспечивает изменения соц позиции в рамках одного слоя); -вертикальная (м.б. возвышающаяся – связана с переходом индивида из одного слоя в др по мере увеличения престижа этого статуса и падающая – перемещение индивида из верх соц слоя в низший).

19. Соц группа – совок-ть индивидов, вз/действующих м/д опр образом на основе разделяемых ожиданий одних членов группы по отнош к др. Осн черты СГ: 1) вз/действие индивидов; 2) разделяемое ожидание. СГ по хар-ру связи членов группы раздел на 3 типа: неустойчивые, кратковременные, спонтанные связи (квазигруппы, к-ые хар-ся мимолётностью); аудитории – соц общности людей, объединённые вз/действием с комуникатором, владеющим опр инф-ей и доводящим её до общности. Хар-но одностороннее вз/деёствие и слабая обратная связь. Толпа – врем собрание людей, объединённых в замкнутом пространстве, объединённых общностью интересов: случайная, обусловленная, респресивная (религ собрания, дискотеки), действующая, проявляющаяся, экстрим типы поведения. Соц круги – своеобр союзы, основанные на контакте с очень слабой связью, лишённые устойчивых отнош м/д их членами. Вз/действие происходит на основе обмена инф-ей. Отбор в эти круги происходит по 2 критериям: -общая заинтересованность в теме дискуссии; -принадлежность к опр субкультуре. Выделяют деловые круги, круги высших слоёв общ-ва, проф, культ круги. Контактные круги – соц общности людей, к-ые постоянно встречаются. Их хар-ная черта – оющие интересы, общ-ть инф-ции, эмоц привлекательность. Они не имеют дифференциации по возрасту и профессии. Проф круги – соц общноти, члены к-ых собираются для обмена инф-ей по проф признаку. Дружеские – для обмена инф-ей совместной деят-ти, объединённые отнош дружбой. Статусные – соц общности, образующиеся по поводу обмена инф-ей среди индивидов, имеющих общие или близкие соц статусы. 2) группа – общности людей с устойчивым вз/действием и наличием вз/ожиданий, координации действий, кооперации и солидарности по поводу общ цели. В этом типе 2 вида: –группы, разделяемые по принадлежности к ним индивидов (ингруппы, аутгруппы). Ингруппа – группа, к к-ой чел чувствует свою принадлежность, идентичность. С аут группой чел не ощущает свою идентичность. Референтная – реал или условная соц общность, с к-ой индивид соотносит себя как с эталоном, на нормы и ценности к-ой, он ориентируется. В рефер группе выделяют нормативную (источник соц груп поведения, а тже норм, установок и ценностей для отдел индивидов) и сравнительную (выступает в кач-ве эталона, с пом к-ого индивид оценивает самого себя). СГ различаются по х-ру отнош м/д членами. Виды: первичные – соц общности, в к-ых кд её член др её членов как личностей, инд-тей; отнош м/д членами базируются на интим, друж и эмоц отнош и личном опыте. Вторичные – соц общности, в к-ых контакты носят должн, иерарх х-р. Термины вторич и первич группа хар-ют тип вз/связи м/д людьми: в первич группе пр.вс. формир индивид особенности личности; во вторич – её соц роли и поведение. 3) соц общности людей, к-ые хар-ся относительной устойчивостью, объединённых общими интересами, ценностями, нормами сознания и поведения, складывающихся в конкрет условиях жизни, т.е. на опр этапе развития общ-ва (большие, средние и малые СГ). В зависимости от налич или отсутствия соц статуса – офиц (им соц статус, члены связ опр деят-тью и объединены иерарх-орг структурой) и неофиц (соц общности, к-ые не им фиксир юр статуса).

20. Соц общности людей, к-ые хар-ся относительной устойчивостью, объединённых общими интересами, ценностями, нормами сознания и поведения, складывающихся в конкрет условиях жизни, т.е. на опр этапе развития общ-ва (большие, средние и малые СГ). Малые – немногочисленные соц общности, находящиеся м/д собой в непосредственном межличностном отнош (семья, компания друзей, разл нежормал группы). Межличностные отнош строятся на общности интересов, деят-ти, чувствах, симпатии, дружбы, что не исключает различий м/д членами групп в их оценках, статусах. Средние – относительно устойчивая общность людей, работающих на одном предприятии или живущих на одной террит. Хар-ная черта – общая проблематика и цел направленность деят-ти. Эти соц группы – коллективы, прожив на террит. Террит ср СГ – их общность – проживание на одной террит, теснота связей небольшая (что касается городов). Осн условие объединения этих людей и устойчивости их вз/действия – какие-л происшествия, экстрим условия жизни. В сел местности б тесные связи м/д жителями. Большие – устойчивые совок-ти людей, действующих совместно в соц-значимых условиях, ситуациях, функционир-ие в масштабах общ-ва (классы, соц слои, этн, нац группы, соц-дем группы, статусные группы). Классы – большие СГ, к-ые объединяются и разделяются м/д собой по включённости в опред способ произв-ва, по хар-ру разделения и кооперации труда, по отношению к объёму и распределению мат благ (класс с/х работников). Промежуточные слои – интеллигенция, служащие, управленцы-менеджеры, руководители. Статусные слои – работники трансп связи, образования. Любая реал СГ включ след элементы: ядро (офиц и неофиц), периферия, нормы и ценности. Офиц ядро – лидеры, им офиц статус лидерства. Неофиц – небольшая сов-ть людей, к-ая явл носителями груп норм и ценностей, на мнение к-ой и манеру поведения ориентируются остальные члены группы. Офиц и неофиц лидеры м совпадать. В случае несовпадения офиц и неофиц лидеров – неустойчивость, конфликты, раздвоение норм, что приводит к состоянию аномии и девиантному поведению. Периферия – остальные члены группы, не входящие в ядро: центристский слой – наиб близко стоящие к лидеру; сред – в опр мере иденцифиц себя с нормами и ценностями ядра, но полностью они с ними не совпадают; дальний – находится в группе, но не иденфиц себя с нормами и поведением. Нормы – опр правила, установленные образцы поведения, дей-я, отнош. Опр устойчивая позиция членов группы по отнош к мат и дух благам, межличн отнош, предпочтение одних видов деят-ти по отнош к др – ценность. Исходя из внутр структуры, м сформулир социолог механизм упр-я СГ: выяснение офиц и неофиц лидерства; норм и ценностей в группе; предпочитаемых видов деят-ти; х-ра межличностных отнош в группе; формирование общих ценностей, норм; сплочение в группе.

 

27. Соц стратификация – обозначение неравенства м/д людьми в соотв с занимаемыми ролями, статусами. Сущность соц неравенства – люди имеют неравный доступ к огранич ресурсам мат и дух потребностей. Для обозначения всей гаммы различий – п-ти соц дифференциации, к-ая отражает различия м/д индив и груп разновид-ми, индивидами по объект и субъект хар-рам. Равенство – линое, равенство возможностей, достижения целей, рав-во шансов, рав-во условий жизни, результатов. Осн компоненты неравенства: власть, соб-сть. Власть – это способность соц субъекта в своих интересах определять цели и направлять деят-ть др соц субъектов без учёта их интересов + распоряжаться матер, информ, статус ресурсами общ-ва, формировать правила поведения, предоставлять услуги, привелегии. Соб-сть – осн экон отнош м/д индивид и групп субъектами общ процесса, опосредованное их отношением к средствами произ-ва. По субъекту отнош соб-ти м.б.: групповые, индивидуальные, гос, общ. Отнош соб-ти делят людей на неравные группы: управляющие – подчинённые; хозяева – работники; богатые – бедные. Соц престиж б зависить от суб, индив и групп оценок, чем от реал, суб положения вещей (в соотв с изменениями цен ориентаций общ-ва). Статификационные системы: 1) физико-генетическая (по естест соц-дем признакам); 2) рабовлад система (на прямом насилии, на воен-юр принуждении). Соц группы различаются по наличию прав и св-д (в основе – отнош соб-сти); 3) кастовая (этнич различия, к-ые закреп-ся религ нормами и традициями). Кд каста имеет замкнутую эндогамную группу, за к-ой закрепляется её религ-функц направленность. Выход за рамки касты не возможен; 4) сословно-стратифик: группы различаются юр правами, жёстко связанными с их обяз-тями. Возможна мобильность; 5) этакратическая (по власт-гос иерархии, по привилегиями, к-ые эти группы имеют в соотв с власт полномочиями). Сословный статус не передаётся по наследству; 6) соц-проф (по хар-ру и содержанию труда); 7) классовая (по хар-ру и ресурсам соб-ти на средства произв-ва, в уровне получения доходов и личном благосостоянии). Max соц мобильность; 7) культ-символическая (за счёт доступа или не доступа к соц-значимой инф-ции, б носителем опр сокрального знания); 8) культ-нормативная (на основе уважения и престижа).

28. В соотв с функц-ем к-л страт системы или нескольких вместе общ-во разделяется по признаку равенства или неравенство на страты (слои). Признаки, хар-щие страты: 1) Дарендорф – авторитет, к-ый характеризует отношения власти; 2) Уорнер – авторитет + отнош мобилизации ресурсов, отнош личного влияния. Выделяет в правящих соц кругах высший, высший промежуточный, средний высший, ср промежуточный, промежуточный высший и промежуточный низший слои; 3) Барбер – 6 показателей стратификации: -престиж, профессия, власть, могущество; -доход и богатство; - образование; -религ чистота; -положение родственников; -этнич принадлежность; 4) Тургейм – в основе доступ к инф-ции. Признаки, по к-ым классифиц страты: а) важнейшие: -эк положение людей; -разделение труда; -объём власт полномочий; -соц престиж, авторитет, влияние; б) скрытые признаки: -половозрастные; -этно-нац кач-ва; -религия; -культ-мировоззренч позиций; -хар-р семейных отнош; -место проживания; в) связанные с образом жизни и потребляемых благ. Потребление жизн благ: -район проживания; -место отдыха; -кач-во мед обслуживания; -формы рекреации; -доступ к мат благам. Свидетельствующие о потреблении дух благ: -объём и хар-р образования; -доступ к видам соц инф-ции; -доступ и х-р потребл культ продукции. Слоевая иерархия: элита (высшие страты) – лица бюракратич аппарата, крупн хоз-ки, интеллектуалы, финансисты (от 5 до 12%); ср класс – мелкие и ср предприниматели, врачи, учителя, инженеры, люди свобод профессий (до 20%); низший класс – рабочие разл профессий, занятые трудом низкой и сред квалификации (до 50%); самый низший – бомжи, безработные. В прогрес и регрес плане, наиб стабильное общ-во то, где ср класс и по проф положению и по отношению к соб-ти занимает ~65%.

 

39. В соотв с критерием сой значимости выделяют след типы соц отклонений и связанные с ними девиации: 1) деструктивное, причиняющее вред только самой личности и несоотв-ее общепринятым соц-нрав нормам (мазохизм, конформизм); 2) ассоциальное – вред личностям и соц общностям (семье, друзьям и т.д.) (алкоголизм, наркомания, нарушение нравственно-этич норм); 3) противоправное – нарушение морал, ПН (грабежи, убийства…). ДП выражается в виде: -поступка (нанесение физ ущерба челу); -деят-ти (пост занятие вымогательством); -образ жизни (прест, крим).

48. ССиБ – спец сициолог дисциплина, к-ая изучает типы сем отнош, численность и структуру сем общности, историю развития брачно-сем отнош, ф-ции семьи и брака, особенности семьи как соц института и малой соц группы, мотивы браков и разводов, специфику сем конфликтов и пути их преодоления, ф-ры, способствующие планированию семьи, связь семьи с др соц институтами и сферами. Осн категории ССиБ: 1) семья – соц институт и обладающая ист организацией малая соц группа, члены к-ой связаны брач или родст отнош, общностью быта, вз/морал отв-тью, что обусл-но общ потребностью воспроизв-ва чел рода, дух воссозд-ия членов общ-ва. Семья как соц институт (её особенности): -совок-ть общ ценностей: любовь, отнош к детям, сем жизнь; -общ процедуры: забота о членах семьи, о воспитании и физ р-тии детей, сем права и обяз-ти; -переплетение ролей и статусов, с пом к-ых осущ сем жизнь. Семья как соц институт базируются на след отношениях: -муж и жена; -родители и дети; -отнош детей др с др; -отнош родителей к своим родителям; отнош родителей м/д собой (бабушки, дедушки с 2-х сторон); -отнош родственников м/д собой; -отнош детей разных семей др с др. Здесь представлены институц-ые признаки, межличностные, интимные отнош, в основе к-ых чувство любви, привязанности, передача внутрсем соц опыта, традиций индив восприятие личности кд члена семьи как таковой. 2) брак – ист-изменяющаяся форма отнош м/д м и ж, посредствам к-ых общ-во регулирует их супруж жизнь, родит права и обяз-ти. 3) условия жизни семьи – вся совок-ть сопутствующих факторов, к-ые опосредованно или непосредственно влияют на всю сов-ть бр-сем отнош. Различ макроусловия (общ-пол в гос-ве, экол, матер, идеол, этн, проф, статусные) и микроусловия (соц-псих климат в семье, к-ый проявляется в отнош дружбы, любви или вражды, эмоц поддерке или эмоц натиске, дух стороны деят-ти семьи…). 4) структура семьи – сов-ть отнош м/д её членами, к-ая включает структуру родства, власти и лидерства, ролей и коммуникаций. 5) ф-ции семьи – способ проявления активности, жизнедеят-ти семьи и её членов. Наразрывно связаны со структурой, проявл-ся и обесп-ся кд их компонентов этой стр-ры. 6) образ жизни семьи – комплексная категория, позволяющая изучать в целом институц и груп хар-ки семьи: специфику власти и лидерства, ролей в семье, предпочитаемые виды деят-ти и т.д. 7) сем-брач идеология – сов-ть ценностей, норм, установок в бр-сем сфере. 8) успешность бр-сем отнош – кач хар-ка семьи, в к-ую входят х-р выполнения ф-ций в семье и суб оценки удовлетв-ти сем отнош. 9) этапы жизн цикла семьи хар-ют динамику всех сторон сем жизни от момента возникновения до распада.

50. Ф-ции семьи – способ проявления активности, жизнедеят-ти семьи и её членов. Наразрывно связаны со структурой, проявл-ся и обесп-ся кд их компонентов этой стр-ры. 1) репродуктивная – биол воспроизв-во членов общ-ва – удовлетворение потребности в детях; 2) воспитательная – соц-ция молодого покол-я, поддержание культ непрерывности общ-ва – удовлетворение потребности в родительстве, контактов с детьми, их воспитании и самореализация в детях; 3) хоз-быт – поддерж-е физ здоровья членов общ-ва, уход за детьми – получение хоз услуг одними членами семьи от др; 4) эконом – эк поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи; 5) сфера первичного соц контроля – морал регламентация поведения членов семьи в разл сферах жизнедеят-ти, отв-ти и обяз-в в отнош м/д супругами, родителями и дельми, представителям ст и ср поколениями – формир-е и поддерж-е пр и морал санкций за недожное поведение и напр-е морал норм вз/отнош м/д членами семьи; 6) сфера дух обогащения – р-тие лич-ти членов семьи – дух вз/обогащение членов семьи,укреп-е друж основ брачного союза; 7) соц-статусная – предост-е опр соц статуса членами семьи, воспр-во соц стр-ры – удовлетворение потребности в соц продвиж-и; 8) досуговая – орг-я рацион досуга, соц контроль в сфере досуга – удовлетв-е потребности в совмест проведении досуга, вз/обогащение досуг инт-сов; 9) эмоциональная – эмоц стабилизация инд-дов и их псих терапия – получ-е индивидами психол защиты, эмоц поддержки в семье, удовлетвор-е потребности в счастье и любви; 10) сексуальная – секс контроль – удовлетворение секс потребностей.

 

22. Соц деят-ть – специф форма чел отнош. Активная форма вз/действия, в процессе к-ого происходит воспроизв-во чела как существа социального, осущ целесообразные изменения природного и соц мира: проявление активности; творческих качеств, установок; осознанность; противопоставление. Структура соц деят-ти: 1) субъект – тот, кто осущ деят-ть (отдел личность, соц группа, соц институт); 2) объект – то, на что направлена деят-ть; 3) предмет – опредмеченная часть; 4) средства деят-ти – то при пом чего оказ-ся дей-е; 5) результат, к-ый м совпадать с целью. Различают продуктивную (изменения в к-л составе деят-ти) и репродуктивную (обеспечивается постоянным устойчивым составом) деят-ть. Атрибут св-во любой СД – разделение труда.

       
       
       

 

 

44. В социологии чётко различается деят-ть руководства и управления. Трапер и Пенс: деят-ть управления – ис-во карабкаться по лестнице успеха; деят-ть руководства – умение опр-ть к той ли стене поставлена лестница. Деят-ть руководства направлена на разработку стратаг целей деят-ти людей; деят-ть управления выраб-ет такт ср-ва достижения стратег целей и обеспеч-ет орган-ть деят-ти людей, ставя п/д ними задачи. Ф-ции: планирование, орг-я, мотивация, выработка и принятие упр решения, координация и контроль, вариативность выбора и прогноз. В опр мере эффективность упр-я занимает стиль рук-ва, т.е. стабильно проявл-еся особенности вз/дей-я рук-ля с коллективом, форм-щийся под влиянием об и суб ф-ров. Пр-ки к-л стиля упр-я: -распределение полномочий м/д руководителем и подчинёнными и предоставление им самостоятельности; -участие в информировании коллектива; -отнош рук-ля к советам, высказываниям и критике; -испол-мая тактика воздействия; -преобладающие формы обращ-я к подчинённым; -особ-ти соц контроля в коллективе; -х-р вз/дей-я с общ объед-ями: -позиция рук-ля в конфликт ситуациях. Осн стили упр-я: авторитарный, дем-ий, нейтральный. Лайгер – 4 стиля: эксплуат-авторит; благосклонно-авторит; консультат-дем; смешанный. Коно – 4 стиля (в основе концепция отнош с т.з. полезности произ-ва): новаторско-аналит; новат-интуитивный; консерв-аналит; консерв-интуит. Русс социологивыдвинули др подход – 2 осн плоскости: внутри самой упр организации (рук-ль – подчинённый) и рук-ль – рук-ль. Стиль упр-я во многом зависит и от психол мотивац особенностей рук-ля.

 

37. Поведение, к-ое соотв нормам – нормативное. К-ое не соотв нормам, расходится с ними – ненормативное – девиантное поведение – не только правонарушение, но и любое поведение, нарушающее господствующие в данном общ-ве правила и нормы. ДП определяется несоответсвием к-л поступков соц нормам и ожиданиям. Существуют разл критерии девиации, к-ые зависят от того, кто опр-ет ненормальность к-л поведения. Один из осн критериев – критерий соц значимости этого поведения.

51. Социология образования – спец социол теория, направленная на изучение соц института образования как системы, на воспитание и познание как социокульт деят-ти. Она рассматр соц институт образования как часть культуры, рез-т социокульт вз/действия людей, проявляемого в форме познания и его результатов. Предмет СО – состояние и динамику социокульт процесса в сфере образования, законы, принципы, механизмы, технологию учения, вз/действие системы отбразования с др сферами жизни. Методологич основа СО – концепции, учения как вида социокульт деят-ти, теория соц-ции личности, теория общ и личн-ых смыслов, т культуры, т личности и т цен ориентацией. В предмет СО входят тже част проблемы (соц познания, соц воспитания, з/мерности и тенденции развития системы образования, вз/дей-е образования с соц средой жизнедеят-ти учащихся и политика образ-я, реформирования). По своей структуре СО подразделяется на: теоретическую, прикладную, опытно-экспериментальную. Теорит СО занимается разработкой теоретико-методол проблем образ-я (его реформирования), выявление осн социокульт феноменов образ-я, осн и част факторов познания, воспит-я, вз/связь и вз/обусл-ть мат и дух феноменов, роль традиций и инновац деят-ти, вз/дей-е гос и общ органов в образ-и, соотн-е теорет, религ и филос знания. Приклад СО – диагностика соц-пед эффективности пр-са образ-я, традиций к-ры, форм соц общения и вз/дей-я в соц среде образ-я (вз/отнош м/д учащимися и учителями, м/д родителями и детьми, м/д руководителями и пед коллективом). Экспер-прикл СО неразрывно связ с соц педагогикой и направлена на разработку соц-пед, соц-культ детских образ-воспит центров, технологий соц-пед работы, проф квалификац хар-к педагогов, механизмов соц-пед работы в неформалн соц среде. Проблема жизн самоопр-я, самореали-и и самоутвер-я, выбора нрав и др ценностей, опр-е места в жизни, опр-е собств назначения – наиб актуальные. Осн задача СО – поиск ист-ков раскрытия познават воз-тей личности, её воспитание и обучение в реал соц условиях, поиск б совершенных способов раскрытия индив возможностей обучения в процессе учения и воспитания.

52. Осн ф-ции СО: 1) теоретико-познавательная – раскрытие новых зак/мерностей в социокульт процессах. Разработка новых теорий и мн/вариативных подходов; 2) инф-ая – получение новых соц фактов в сфере образ-я; 3) прогностическая – разработка соц прогнозов в обл развития образ-я на основе теор-методол анализа полученных фактов; 4) реформирование образ-я – обоснование и трансляция в гр общ-во, систему образ-я выявленных закономерностей и тенденций сущ-щего образ-я, инноваций; 5) соц контроль – изучение сущ-щих механизмов образ-я и воспитания, выявление п/воречий в них, обусл-ых общ-необход и наличносущ-щим ур-нем физ, псих, нравств и нтелект р-тия учащихся, разработка коррекции как системы образования или отдел её компонентов. Структура системы образ-я сост из след подсистем: 1) организационная – вертикал и гориз срез. Вертик срез – сов-ть субардинац связей м/д субъектами системы образ-я: высшие орг упр-я (През, отдел админ-ции През, НС и комиссия по образ-ю в нём, МОбраз-я и его отделы); обл, гор и райотделы образ-я, пед коллективы и коллективы учащихся. Гориз срез – координац связи в системе образ-я, к-ые направлены на объединение усилий всех субъектов системы образ-я безпроявл-я отнош подчинения и зависимости; 2) функц-содержательная – все виды образ-я по уровням (начальное, ср, высшее, научное); 3) нормативно-установочный компонент – система з/д-ых программ, инструктивных функц, ПА, реглам-щих, коорд-щих и напр-щих всю систему образования и её отдел компоненты; 4) мат-техн база – собственно мат база и кадр обеспечение; 5) науч-метод подструктура – система вз/связ-ых и вз/обусл-ых дей-й людей в сфере науки, образ-я, к-ры, напр-ая на созд-ие, разработку и практ прим-е в уч процессе соврам и ранее получ знаний, проведение иследований в сфере образ-я; 6) ценостно-ориентационная – совок-ть целей, установок, цен ориентаций, мотиваций объекта и субъекта воспитания, разработка стратег цен-ориентац основы. Все вместе эти подструктуры образуют 1) собственно систему образ-я; 2) обеспечивают связь системы образ-я с гос-вом, трудом, культурой, религией, семьёй, армией, правом и т.д.

43. СУ – специф отрасль социолог знания, изучающая соц основы, динамич систему и процессы управления, их соц ф-ции и принципы, особенности управленчиских решений и деят-ти, степень их эффективности в условиях сущ-щих в общ-ве соц отнош. Соц управление – осн категория СУ – основанное на достоверном знании сист-кое воздействие субъектов упр-я на соц объект (управляемая система), чтобы обеспечить сохр-е их качеств специфики и цел-ти, нормал функц-е, соверш-ние, р-тие, успешное движение системы к заданной цели. Социол подход к упр-ю: изуч-е его осн компонентов: 1) деят-ть органов упр-я (гос, общ) с т.зр. функц-я их в кач-ве соц с-м, вкл-я весь комплекс подбора, расстановки, подготовки, переп-ки кадров, их продвижение по служ лестнице, отнош м/д ап-тами упр-я при вып-и их упр-щих ф-ций, специфику их целей, предпочтений, ориентаций; 2) целенапр упр воздействие на управляем аппарат, вкл-щее целеполагание и целедостижение. Воздействие внешнее и внутр; 3) соц самоорганизация – сов-ть спонтанных процессов внутригруп регуляция; 4) система упр решений, направленных на обесп-е цел-ти, сохр и повыш качеств параметров управляемой системы...; 5) анализ и контроль функц-ния упр-мой подсистемы и субъекта, и объекта упр-я, позволяющие оперативно коррек-ть деят-ть упр-я в соотв с изменивш-ся внутр сос-ми или внеш воздейст-ми; оценка деят-ти упр-мой подсистемы с т.зр. соотв соц критериям, интересам, стремлениям упр-мой подсистемы. Совр т упр-я б сформулир пр.вс. амер промышленниками (Тейлор, Файоль, Форд…). Файоль выделил 5 осн упр принципов: предвидеть, орг-ть, распоряжаться, координировать, контрол-ть. Блейк и Мутон разработали след типы упр видов деят-ти: -жёсткий тип – max произв эффект; -упр-е в духе «загородного клуба» - min произв эффект, направлено на людей; -упр-е в духе «золотая середина» - стремление к надёжному ср произв-ву и небольшому, но стабильному превыш-ю и произв и соц эффекта; -груп упр-е – высокие произв результаты достиг-ся при max учёте потребностей и интересов. Упр-е как система включает: -субъект упр-я; -объект упр-я; -отнош субординации (прям и обратные связи); -содержательная сторона системы упр-я – цели, мн/образные технологии их достижения. Хар-ные черты упр-я: целесообразная деят-ть; пост деят-ть; цикличная деят-ть; саморег-мая деят-ть. Цикличность упр деят-ти и специфика этой цикличности хар-ся категорией «упр цикл», к-ый вкл-ет постановку целей, пути их достижения и оценку эффективности достижения цели. Осн специф особенность упр деят-ти – деят-ть базируется на инф-ции. Упр инф-ция – сов-ть свед-й и состоянии объекта упр-я, упр-щей системы и внеш среды, необход решениях. Требования к упр инф-ции: объективность, достоверность, оптимальность, своевременность, систематичность, логичность, лаконичность.

38. Миртон, Дарендорф, Дюркгейм – в основе любой девиации – состояние аномии, т.е. пренебрежение или отрицание сущ-щих в общ-ве норм. Согласно этим концепциям, соц поведение в форме девиации вырастает, когда в общ-ве пр.вс. ценятся такие символы успеха, как мат благополучие или когда наступает ситуация соц-эк кризиса. Мертон: осн причина – конфликт м/д с-мой к-ры, культ целями, диктуемыми общ-вом, и соцодобряемыми средствами их достижения. Психолог теория – причина девиации пр.вс. в том, что чел рождается с опр псих отклонениями и преоблад-ем таких биол псих потребностей как в разл видах удовольствия. Здесь причина: 1) стремление к удовольствию; 2) запреты общ-ва на средства, способы и формы удовлетворения этих удовольствий. Механизм девиации здесь – актуализация потребности, поиск средств её удовлетворения, соприкосн-е с разл формами общ удовлетворения потребности и стремление выйти за эти правила и нормы для удовлетворения потребности (Фрейд). Культоролог концепция – противоречия м/д общ, груп и индивид нормами, суть к-ых заключается в том, что чел социализируется в общ-ве в разл соц группах, к-ые помимо общ норм несут в себе инд груп нормы и ценности, к-ые не всегда совпадают. Механизм: чел в процессе своей жизни попадает в разнонапр-ые по-своему смыслу и образцу поведения, воздей-я др людей и с-мы цен ориентаций. Этот эффект на уровне личности, кт приводит к ДП – отсутствие сформ-ой стр-ры напр-ти (высшего личного проявления).

40. Соц контроль – средство возвращения престуника к норм, соотв нормам общ-ва, поведению. В дальнейшем термин б расширен и увязан с процессов соц-ции личности в целом. Соц контроль – способ саморегуляции соц системы, обесп-щей упоряд-щее вз/дец-ие её компонентов, т.е. инд-дов, групп и общностей, по средством норм регулировнаия. Включает в себя сов-ть норм и ценностей, к-ые обладают по отнош к инд-ду принудительной силой, а тже санкцией, применяемой в целях осущ этих норм и ценностей. Применительно к ДП соц контроль означает сов-ть усилий окр-щих индивидов, групп и соц институтов, напр-ых на предотващ-ие девиации, на помощь, наказ-е девиантов или их исправление. По Дюргейму, осущ соц контроля – коррекция поведения одних членов общ-ва взглядами, оценкам, санкциями др. членами общ-ва. Важная состав часть, способы осущ-я соц контроля - его методы. Изоляция – примен с целью отлучения наруш-ля от др индивидов, но не предусматр процесса его реориентации (заключение закоренелого преступника в тюрьму). Обособление – ограничение контактов девианта с др людьми, но не полную изоляцию. Реабилитация – подготовка деввианта к возвращению в норм жизнь и исполнение своих обычных ролей в общ-ве. Помимо методов в системе соц контроля сущ-ют опр, спец-орг-ые виды дефт-ти людей с опр функц заданностью, служ и иерарх отнош, т.е. соц институты, спец созданные в общ-ве: УП, милиция, тюрьма (ф-ции: изоляция девианта; перевоспитание), суд, соц работа.

41. Соц организация – сложная зв/связ-ая система соц позиций, статусов, к-ые д соответственно вып-ся и осущ-ся индивидами, становящимися в последствии этого его членами. Общ-во рассматр-ет соц организацию как инструмент достижения опр целей. Критерий оценки деят-ти любой соц орг-и – эффективность исп-я составляющих её элементов путём пост-го их совершенствования на основе данных науки ждя достижения стоящих п/д общ-вом соц целей. Соц орг-и имеют свои особенности: -иерархичность элементов; -усл общность, иерарх состояние, кт обуславливает достижение совмест цели; -высокая степень формал-ции в том смысле, что распорядок деят-ти охватывает всю сферу поведения членов орг-ции. Элементы соц орг-ии: 1) нормативная структура: ценности, нормы, рол ожидания установл в уч планах; 2) повед-ая стр-ра – система отнош м/д людьми, наход-ся в рамках норм стр-ры обусл-ая личными кач-вами. Формал (формирование соц позиций и чётко опр-ве вз/связи м/д членами орг-ции) и неформал (неофиц, личная, гр иерархия членов орг-ии) стр-ра. Цель осущ и форм-е организации. Институт – условное обозначение устойчивого комплекса формал и неформал правил, принципов, норм, установок, рег-щих разл сферы и орг-щих их соц системы и статусы. Испол-ся для рассм-я крупных группировок, пр.вс., формал ролей. В кач-ве опр-щей черты соц института выступает организ-ть. Важные эл-ты: нормы, роли, ожидания. М/д соц институтами и соц группами имеютсясущ-ные различия. Соц группа – сов-ть вз/дей-щих индивидов. Соц институт – система соц связей и сов-ть соц норм, сущ-щих в опр области чел деят-ти и реал-ых на практике. Соц институт – орг-ная система соц связей и норм, к-ые объединяет значимые общ ценности и продукты, удовлетв-щие потребности общ-ва. Система соц связей – сплетение ролей и статусов, по средствам к-ых это поведение удерживается в опр рамках. Институализация вкл в себя все элементы стан-я СИ и представляет собой замену спонтанного поведения на предсказуемое, к-ое модел-ся, ожидается. Рег-ся. Этапы процесса инст-ции: 1) возникновение потребности, удовлетворение к-ой требует совметн усилий; 2) форм-е общ цели; 3) появл-е опр норм и правил в ходе стихийного соц вз/действия, осущ м-дом проб и ошибок; 4) появл-е процедур, связ-ных с нормами и правилами, т.е. их принятие, практ прим-е, санкц-е; 5) содз-е системы статусов и ролей, охват-щей всех членов СИ; 6) инст-ция: роль – наиб постоянная в данном инст-те сов-ть поведения, ожид-й, отступление от к-ых наказ-ся. Черта инст-ой роли – постоянство. При прохождении выше перечисленных этапов образ-ся и орг-ся крупные груп-ки.

42. Механизм возн-я, стан-я и р-тия соц института включает в себя: -потребности; -способы удовлетворения ч/з объед-е отдел инд-дов или групп; -поиск образцов, шаблонов повед-я, их повтор-е и оценка; -стандартизация обычаев и традиций; -узакон-е в общ мнении предписаний; -разработка соц санкций. Признаки СИ: -установки и образцы поведения; -символичные культ пр-ки; -утилитарные культ черты – опр внеш вид, язык; -уст и пис кодексы; -идеология – сов-ть идей и ценностей, к-ые лежат в основе возн-я и р-тия всех выше перечисл-ых пр-сов. Чтобы институт развивался и функционировал нужно: 1) возн-е опр потребности, к-ые д.б. осознаны большинством членов общ-ва; 2) д.б. в наличии операц-ые средства для удовлетворения потребности; 3) необход ресурсы: матер, фин, труд, организационные; 4) д.б. опр-на соц среда – субкультура. Соврем СИ возникли на основе возн-е груп потредностей. Виды СИ: семья, право, мораль, культура, труд, армия, религия, г-во, связь… Ф-ции СИ: -закрепление и воспроизводство общ отнош; -рег-ая ф-ция (выработка шаблонов поведения); -интегративная (сплочение): консолидация (объединение усилий), мобилизация (вкл-е всех ресурсов), комфортность (подчинение своих личных целей общим); -транслирующая; -коммуникатив-ная. По хар-ру: -латентные осущ-ся на самом деле; -реальные (явные) записаны в уставах, формально заявлены и приняты большинством. Расногла-е м/д явными и латентными ф-ями приводит к сост-ю аномии, различности форм и идеалов, что лежит в основе девиантного поведения.

       
       

 

 

30. Человек – понятие родовое, общее. Индивид – это отдельный человек. Индивидуальность – сов-ть специфич особенностей отлич одного от др. Личность – неприродность сущности чела. Для того, чтобы чел стал личностью необходимо: 1) биологич или генетич предпосылки; 2) наличие людей или соц среды. Кд личность обладает наличием черт и кач-в, к-ые сост-ют её структуру. По типу: название подситемы – к данной системе относ – соотношение биолог и соц. 1) подструктура направленности – убеждение, мировоззрен-е, личные св-ва, интересы – соц уровень, биол отсутствует. 2) подсистема опыта – умения, знания, навыки, привычки – соц-биол. 3) подстр-ра форм отражения – особен-ти познават процессов (мышлен-я, памяти, вним-я) – биосоц ур-нь, больше биолог. 4) подстр-ра биолог констит св-в – скорость протекания нерв процессов, балланс процесса возбуждения и торможения, пол, возраст, физ св-ва – биолог ур-нь, соц практически отсутствует. Иерархия подстр-ры личности расположено сверху вниз по мере влияния биол и соц среды на форм-е личности.

31. Ч.Кули и  Дж.Мид – чел становиться личностью путём включения в разл соц группы и в связи с этим выполняет разл соц роли и занимает соц статусы. В основе т – сама личность рассматр ч/з призму 2-х категорий: соц статус и соц роль. Соц статус – кд из занимаемых челом позиций в общ-ве с момента его рождения до момента его смерти. Соц  статус отражается во внешнем облике, одежде, поведении, мотивации и мировоззрении чела. Различ предписанный (навязанный общ-вом вне зависимоти от усилий самой личности. Он обусловлен этнич происхождением, местом рождения, полож в семье) и приобретённый (определяется усилиями самого чела) статус. Различ естест (основание профессионального) и професс (основание приобретённого) статус. В соотв с занимаемым челов статусом у него формируется статусный набор, в к-ом первый статус – основной. Кд из занимаемых статусов предопределяет конкретные ожидания, к-ые предъявл ему общ-во и требует статус этим ожиданиям. Соответствие действия чела с занимаемым статусом и предъявляемое ожидание к соц статусу – соц роль. Сов-ть соц ролей в соотв с сов-тью статусов наз ролевым набором. Соотв роли предъявляемым ожиданиям - ролевое поведение, к-ое м.б. как в рамках предъявл требований или отклоняться от них. В общ-ве есть такой механизм как соц контроль. Т.о. ролевая т личности объясняет механизм становления личностью, т.е. процесс перехода от структуры биологич пропорциональности до направленности ч/з освоение статусов, ролей и систем соц регулирования. Фрейд – теория состоит из 3-х компонентов: 1. Оно (носитель биолог св-тв и качеств чела. Базовый элемент – стремление к удовольствию); 2. Я (процесс врастания чела в соц среду. Принятие или не принятие норм соц среды. Неприятие в том, что соц среда и условие её функционирования расматр «оно», как система запретов); 3. Сверх Я (сущ-ть чела, к-ый принял нормы соц существования). Они постоянно борятся м/д собой. Поведенческая концепция – 1 этап – воздействие на чела разл соц стимулов. 2 этап – простая ответная условно-рефлекторная реакция чела на стимулы и связанные с ним формы и способы поведния. 3 этап – выбор того способа поведения или той формы поведнеия, к-ые наиб хар-ны стимулирован. Маркауз концепция одномерного чела 1 сторона – воздействия на личность средств массовой пропоганды. В зависимости от направленности этого воздействия он выделяет оценку окр мира в ч/б тонах. Дополнение этой концепции – Дорендорф. 2 части: 1) культорологического закрепления за челом опр статуса. В традиц общ-ве чел трудящийся – личность, несущая опр ф-цию. Личность, сформир массовым общ-м – личность потребителя. Чел, способный заниматься разл видами деят-ти, т.е. универсальный, выходит за рамки потребителя. Чел, зависящий от гос-ва – госслужащий.

35. Социализация личности – процесс приобретения соц качеств, усвоение общ опыта и реализация собственной сущности ч/з усвоение соц ролей, конкретных видов деят-ти, культурных норм или ценностей. Общий механизм воздействия соц среды обеспеч воздействием на соц структуру общ-ва (включение людей в разл виды деят-ти, в разл сферы жизнедеят-ти). Под воздействием этих осн механизмов формируется личность ч/з адоптация… С одной стороны это первый механизм социализации, к-ый обеспечивает начальные этапы врастания чела в соц среду, с др стороны – адоптация продолжает в течении свей его жизни. 3 вида социализации в адоптации: 1) первичная; 2) вторичная; 3) рессоциал-ция. Первичная соц-ция как механизм адоптации им виды: 1) доучебную (с момента рождения до учёбы); 2) учебный этап (с момента учёбы в школе до выхода из неё); 3) трудовая; 4) послетрудовая. При прохождении всех этих этапов, внутри него развивается ещё один соц механизм – интериолизация – освоение чела правил, норм поведение, установок, ценностных ориентаций, формирование личных интересов, убеждений, мировоззрения, овладения знаниями, умениями и навыками. Экстериолизация – процесс внешнего воспроизводства установок, знаний, интересов, умений, навыков в реал жизни чела в виде поступков, деят-ти, поведения, выполнения своих соц ролей и пр.вс. в виде выполн своей професс роли и роли родителей. Рессоц-ция – процесс второй перестройки впитывания, формирования знаний, умений, навыков в случаях попадания чела в др соц среду или получения др соц роли. Осн механизмы соц-ции: культура – образование – соц среда – ближайшее неформальное окружение – сем воспитание – воздействие СМИ.

 

33. Всем даны соц задатки: ощущения, восприятие… Теория Мида – зеркальное Я. Проходя механизмы социализации ч/з этапы зеркального Я, обобщённого другого, значимого другого, у чела формируется социологическая структура, к-ая включает в себя ретроспективное Я, ролевое Я и перспективное. Ретроспективное Я – весь внутр мир чела, к-ый закладывается в челе его генетич памятью, опытом, традициями окруж его соц среды. ролевое Я – та часть внутр мира чела, к-ая формир в нём в ходе обучения и професс деят-ти. Перспективное Я – сочетание первого и второго, а др стороны – это самоформирование личностью системы своих интересов, различных видов деят-ти, целей и мировоззрения в целом.

36. В процессе всех механизмов и этапов социализации м формир все типы личности: 1) нормативная (базисная) – к-ая соотв по осн параметрам общепринятым нормам поведения, ценностным ориентациям ролевого поведения; 2) отклоняющаяся – к-ая по опр элементам своей структуры (знаниям, умениям) не соотв общепринятым нормам, но действует в целях, в рамках общепринятых номр, правил; 3) бунтующая – к-ая по осн элементам своей структуры не соотв общеприн, професс, межгрупповым правилам поведения; 4) эпикуристического типа – к-ая по большинству элементом своей структуры выходит за рамки нормы, но не вступает в активное противоборство с этой нормой, а уходит в свой мир.

 

34. Соц статус – кд из занимаемых челом позиций в общ-ве с момента его рождения до момента его смерти. Соц статус отражается во внешнем облике, одежде, поведении, мотивации и мировоззрении чела. Различ предписанный (навязанный общ-вом вне зависимоти от усилий самой личности. Он обусловлен этнич происхождением, местом рождения, полож в семье) и приобретённый (определяется усилиями самого чела) статус. Различ естест (основание профессионального) и професс (основание приобретённого) статус. В соотв с занимаемым челов статусом у него формируется статусный набор, в к-ом первый статус – основной. Кд из занимаемых статусов предопределяет конкретные ожидания, к-ые предъявл ему общ-во и требует статус этим ожиданиям. Соответствие действия чела с занимаемым статусом и предъявляемое ожидание к соц статусу – соц роль. Сов-ть соц ролей в соотв с сов-тью статусов наз ролевым набором. Соотв роли предъявляемым ожиданиям - ролевое поведение, к-ое м.б. как в рамках предъявл требований или отклоняться от них. В общ-ве есть такой механизм как соц контроль. При соотв в рамках соц контроля применяется соц стимулирование или соц поощрение. В случаях отклонения – все виды соц санкций от замечания до смертной казни. Т.о. ролевая т личности объясняет механизм становления личностью, т.е. процесс перехода от структуры биологич пропорциональности до направленности ч/з освоение статусов, ролей и систем соц регулирования.

5. О. Конт – основоположник социалистической науки. Огюст Конт – фр философ, основоположник позитивизма (от лат. положительный) и буржуазной социологии. Осн идея Конта отделение науки от метафизики (т.е. учение о сверхчувствах, парапсихологии) и теологии (т.е. наука о боге или богословие). По его мнению, истинная наука д отказаться от неразрешимых вопросов, т.е. таких, к-ые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты доступные эмпирическому наблюдению. Конт настаивал на исследовании взаимосвязей фактов, их функционирования в рамках больших целостностей, больших систем. Высшим видом систем он считал общество, человечество. Соц теория Конта состоит из 2 частей: "Соц статика" и "Соц динамика". Осн интерес фр мыслитель направил на динамику. Первичный фактор социальной динамики - это духовное и умственное развитие. Вторичные факторы - это климат, раса, средняя продолжительность жизни, прирост населения. Вторичные факторы обуславливают разделение труда и побуждают интеллектуальных и моральных черт человека. Позитивист О. Конт – предложил выделить социологию как отдельную науку в 1836 году. Его методы в социологии: Наблюдение соц фактов, Эксперимент, Сравнение. Развитие С шло по 2 направлениям: в виде теор и эмпирической (практической). По Спенсеру, процесс развития ("разрастания") любой единицы сопровождается прогрессирующей дифференциацией их структур и функций:

чем более развит организм, тем более он сложен. Далее, как  только его части становятся непохожими друг на друга, они начинают взаимозависеть др от др. Так, в простых обществах, где составные части однородны, они могут легко взаимоизменяться. В сложных же обществах неудачные действия одной части.не могут быть компенсированы др. Поэтому сложные общества более уязвимы и хрупки по своей структуре, чем их более ранние предшественники. Возрастающая взаимозависимость элементов в сложных обществах и, следовательно, уязвимость, привносимая этой взаимозависимостью, делает необходимым создание некоей регулирующей системы, которая контролировала бы действия составляющих частей и их координацию. Такая координация аналогична координации в живом организме.

6. Маркс внес большой вклад в теорию стратификации общ-ва, т.е. расслоение общ-ва, в основе к-ого лежит владение соб-тью, т.е. эк фактор. Экономика и эк фактор доминируют все социальные отношения в обществе. Любое общ-во разделено на имущие и не имущие классы. М/д этими классами существует непримиримые противоречия. Эти противоречия могут быть устранены в результате классовой борьбы, которая является движущей силой развития общ-ва. Равенство людей, а следовательно справедливое общ устройство, м.б. достигнуто в результате социальной революции. Задача которой перераспределение собственности, через передачу его во владение гос-ву. История показала, что эта схема Маркса утопична, а соц неравенство невозможно устранить, его можно только сгладить. Маркс и Энгельс создали концепцию истории становления и развития основных общественных формаций: первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической. Социологический интерес представляет также марксистское учение о классах и социальных группах современного им общества (пролетариат, буржуазия, крестьянство).

7. Первым социологом давшим узкую трактовку социологической науки, был Эмиль Дюркгейм – фр социолог и философов, создатель так называемой "фр социологической школы". С его именем связан переход социологии от науки тождественной общество знанию к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук. "Предметом изучения социологии является социологическая реальность, основанная на социологических факторах, существующих объективно, независимо от человека и способов оказывать на него давление. Теория образования человека зависит от внешних факторов, а не от него самого". Понимающая социология М. Вебера. Поведение – отношение или внут и внеш позиция личности на совершение или не совершение поступка. Если в это отношение вкладывают смысл, то поведение становится социальным. Если это поведение ориентировано на др человека, то это социальное действие. Если индивиды ориентируются друг на друга, то это социальная связь. Когда соц связи регулярны - это нравы.

Когда эти нравы узаконены  – это норма. Понимающая социология: "необходимо изучать мотивы поведения  людей и тогда мы сможем понять человека и воздействовать на его поведение". Историко-социологическое исследование М. Вебера. "Протестантская этика. Дух капитализма" - это историко-социологическое исследование, сравнивая проповеди, законы, выступления и т.д. Вебер пришел к выводу, что капитализм Западного образца стал возможен благодаря основным этическим принципам протестанткой религии: стремление к личному успеху, аскетизм, трудолюбие и т.д. Георг Зиммель подчеркивал отличие наук об обществе, где применяется социологический метод, и наук о природе. В кач-ве методологии соц наук Зиммель также утверждал понимание, т.е. "вчувствование" исследователя в предмет познания. Целью же социологического метода, по Зиммелю, является то социологическое видение, к-ое недоступно др наукам, а именно выявление в совокупном предмете социальных наук чистых форм "социации", или общения, за которым должны последовать систематизация, психологическое обоснование и описание их развития.

8. Признаком истинно соц существа Кули считает способность выделять себя из группы, сознавать свое Я, свою личность. Но непременное условие развития самосознания - общение с другими людьми и усвоение их мнений на свой счет. Сознательное действие - всегда действие соц. А действовать социально - значит сообразовывать свои действия с теми представлениями о своем Я, которые складываются у других людей. Наше Я формируется через суммирование тех впечатлений, которые, как нам кажется, мы производим на окружающих. Эти утверждения составляют теорию "зеркального Я" Кули. Человеческое Я включает в себя, во-первых, представление о том, "каким я кажусь другому человеку", во-вторых, представление о том, "как этот другой оценивает мой образ", в-третьих, вытекающее отсюда специфическое самочувствие вроде гордости или унижения. Т.о., каждый акт соц сознания, по Кули, есть одновременно акт самосознания. Общество раскрывается индивиду в виде социальных аспектов его собственной личности. Но социальное сознание не совпадает с сознанием всего общества. Последнее выходит за пределы внутреннего мира человека. Кули называет его "общественное сознание". Большой вклад внес Кули и в разработку теории малых социальных групп, которые играют решающую роль в формировании индивида. Первичная группа - это кооперация и ассоциация индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом лицом к лицу. Это небольшой круг людей, поддерживающих устойчивые тесные отношения, которые, как правило, отличаются интимностью, взаимной симпатией и пониманием. В первичную группу входят лица, о которых можно сказать "Мы". Примеры первичных групп: детский игровой коллектив, семья, соседство. Именно здесь индивид впервые обретает чувство социальной принадлежности и усваивает общие идеалы. Идеи Кули получили впоследствии развитие в символическом интеракционизме Дж. Г. Мида и исследованиях социализации и теории малых групп.

1. Цель преподавания предмета С – это формирование у студентов умения самостоят анализировать соц процессы и формир культуры. Задачи: -дать систематизир знания С и её соотношения с др дисциплинами; -познакомить студента с осн напр и урв соц знания; -показать соц проблему и место С в жизни; -сформир представление о методике и технике С и на этой основе приобрести опр умения и навыки о его критерии. Место С в учеб плане студентов ВУЗов обусловлены след факторами: 1) студент – осн элемент опр соц группы – студенчество, к-ая им свои условия и особенности вз/действия, структуру, идеологию и ценностную ориентацию; 2) кд студент – это будущий професс специалист – он б включён в специфич проф связи, к-ые имеют свои особенности и направленность; 3) кд молод чел – член семьи и в будущем владелец собств семьи и род отнош – знания ф-ции семьи и сем отнш тже явл компонентом его соц знаний; 4) в будущем у кд мол чела и профессионала возможны пол отнош и членство в разл пол организациях. Все эти факторы учитываются курсом С и направлены на созд у студентов необход системы знаний, понимания возможности анализа и упрвления разл соц процессами и явлениями. Термин «С» ввёл Огюст Конт (фр философ в 30-х гг 19в) и разработал задачи, цель, предмет и метод С, как науки: 1) изучение общ-ва в целом, как соу системы; 2) изуч соц процессов и явлений науч методом. Осн задача: выявить, институализировать соц группы людей, исследовать как они работают, развиваются, усложняются, вз/действуют, разлагаются и изчезают.

2. Развиваясь и совершенствуясь, С сохр 2 осн части: теор (система знаний об общ-ве) и прикладную (науч аппарат для изучения и сбора конкр соц фактов и первичной социолог инф-ции) С. Предмет: 1) Дюркгейм – соц институт (их генезис, функционирование, развитие, исчезновение); 2) немцы – соц предметы и первичные принципы; 3) Лавров – формы правления, усиления солидарности м/д разл сознательными соц особами; 4) …жизнь и деят-ть людей, живущих в общ-ве себе подобных; 5) Мостовая – о развитии и поведении организ и деят-х сообществ; 6) бел учёные – общ-во как целостная система, соуц институты, соц процессы, группы и общ-во, отнош личности и общ-ва, закономерности массового поведения людей. Методы в социологии: Наблюдение социальных фактов, Эксперимент, Сравнение.

3. Структура соц знания: фундаментальное и прикладное. 1-ое: занимается соц фил осмысливанием наиболее общих проблем развития и функционир общ-ва и место в нём личности. 2-ое: сбор многочисленных фактов, сведений, мнений, суждений, ориентаций и т.д., их последоват обработка, обобщение, их формирование первичных выводов относительно конкр явлений в соц общ-ве. М/д общесоц фундамент теориями и приклад социол исследованиями находятся теории сред урв. Они дел на 3 урв: 1) т соц институтов (С семьи, С образования, науки и религии, армии, политики и т.д.); 2) т соц обязанностей (С малых, ср и больш групп, проф категорий, толпы, деревни и города, этнич и нац отнош, межнац и гос отнош); 3) специализир соц процессы (С дезорганизации общ-ва, конфликтов, урбанизации, соц процессов коммуникации…). Отдельное место заним метоС, к-ая изуч саму С извне и изнутри. Извне метоС изуч сама себя с т.зр. роли С в системе общ наук, связи с др общ науками, структуру соц знаний, проблемы. Стоящие п/д С как наукой. Изнутри – изуч методику, технику и процедуру социол исследования, специфику развития и совершенствования. Цель и задачи С как учеб дисциплины.Ф-ции: 1) познавательная; 2) теорит; 3) рекламно-практическая; 4) воспит-идеологич; 5) интегративная; 6) методологическая; 7) организационно-управленческая; 8) соц контроль; 9) прогностическая.

 

 

 

9. Роберт Мертон внес вклад в разработку теории и методологии структурного функционализма. При структурном подходе сложный объект (общ-во, его состояние, соц институт или процесс) задается аналитическим вычислением входящих в его состав единиц (элементов, факторов, переменных). Все составляющие структуры оказываются заданными одновременно в отвлечении от механизмов временного существования и воспроизводства социального целого и его частей. Затем найденное статическое состояние может послужить исходным пунктом для анализа процессов социального изменения. Функциональный подход, в отличие от структурного, рассматривающего общество как сложную, статическую систему, состоящую из множества элементов, выясняет связи между элементами и целым, соотнося определенные структурные единицы со способами их функционирования. В результате получается разветвленная типология связей частей друг с другом и с целым, выясняются возможные и невозможные состояния системы, допустимые сочетания элементов в ней, определяются наборы функций как способов поведения, присущих системному образованию при условии сохранения его структурной целостности и т.п. Т.о., этот подход основывается на представлении о функциональном поведении индивидов, организаций и подсистем различных уровней. Общество, согласно функционализму, состоит из тесно связанных др с др компонентов; они взаимодействуют др с др и в целом поддерживают существование всей системы. Согласно Мертону, функциями надо считать те наблюдаемые следствия, к-ые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде. Одновременно дисфункцией надо считать те наблюдаемые следствия, к-ые ослабляют саморегуляцию данной системы или ее приспособление к среде, что необходимо должно привести к новому этапу в приспособлении системы и, следовательно, к ее изменению. В том случае, когда внутренняя смысловая мотивация совпадает с объективными следствиями, мы имеем дело с явной функцией, к-ая осознается таковой участниками поведенческой системы или ситуации. Скрытая (латентная) функция не планируется и не осознается участниками. Таким путем Мертон пытался ввести в функционализм идею изменения. Но он ограничил изменение "средним" уровнем - уровнем конкретной соц системы, связав его с проблематикой "разлада" системы, ее несогласованности и конфликта - с понятием аномии. Именно на основе этих разработок он и сформулировал свою известную идею о теориях "ср уровня", к-ые выполняют роль посредников между малыми рабочими гипотезами и широкими теоретическими спекуляциями. Связывая теор и эмпирич уровни социологического исследования, они являются противовесом тенденции к "чистому" эмпиризму.

10. В 1922г. опубликована работа Сорокина "Система социологии". В "Системе социологии" П.А. Сорокиным выдвигаются осн принципы, на базе к-ых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них. "Социология изучает общество с 3 гл точек зрения: 1) его строения и состава, 2) данных в нем процессов или его жизнедеят-ти, 3) происхождения и развития общества и общественной жизни - таковы основные задачи изучения социологии". Сорокин разделил социологию на теор и практическую. Теор социология изучает явления чел взаимодействия с т.зр. сущего. Теор социология подразделяется на: 1) соц аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений. 2) соц механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. 3) соц генетику; "Задача генетической социологии - дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей". Социология практическая изучает явления чел взаимодействия с т.зр. должного. Социология практическая, по Сорокину, включает в себя соц политику.

 

14. Соц система – упорядоченное целое, влючающее отдельных индивидов, соц группы, соц организации, соц институты, соц структуры, объединённые в целое соц связями и отнош. Всем этим признакам отвечает чел общ-во, представляющее собой собой слож систему организмич типа (супер систему), включающую в себя все виды соц систем и характеризующуюся структурно-функциональной целоностью, устойчивостью, равновесием, открытостью, динамизном, самоорганизацией, самовоспроизводством и эволюцией. В сорв социологии неск подходов к определению «общ-во»: 1) в узком смысле – общ-во – опред группа людей, объединённая на основе к-л интересов; 2) общ-во – опр этап в развитии человечества или страны (феод общ-во); 3) общ-во – качественное состояние опр этапа в развитии человечества (традиц общ-во); 4) филос подход – общ-во – для выделения специфич стороны живой природы; 5) социологоич категория – общ-во – целостная организация, в рамказ к-ой осущ совместное проживание людей; своеобраз организм, система, обладающая составными элементами, пространственными и временными границами. Общ-во как соц систему рассматр в 4-х аспектах: 1) как вз/действие индивидов; 2) групповое вз/действие; 3) иерархия соц статусов; 4) как сов-ть соц норм и ценностей, определяющих поведение индивида. Общ-во м представить на 2 урв:  -соц роли, к-ые вып-ся отд индивидами. Объединения ролей отд индивидов и задаёт стукт орг-цию общ-ва как соц систему; -объединение ролей отд индивидов в крупную группу соц ролей (соц институты). Общ-во: эк подсистема = (матер отнош), пол подсистема+ соц подсистема+ дух подсистема = (дух отнош) = = индивид или личность, его личностные атрибуты, индивид роли и статусы.

12. Существует мн определений на категорию общества. Амер соц-г Смелзер разработал аналитическую концепцию общества, и считал, что общесво – объединене людей имеющих опред геогр границы, общую законодат систему, определенную национ-ю идентичность и облад-е естественным воспроизводством. 2-я т.зр. атонистическая – представитель Дж Девис. В ней общ-во рассм-ся как совок-ть действующих личностей и отнош-й м/д людьми. Крайним выражением этой теории – систевая т Заммеля – в центре внимания ставит личностные атрибуты действующих индивидов (импульсы…). Ч/з личностные атрибуты люди взаимодействуют и это взаимодействие и вз/связь – есть общ-во. Знанецкий – т соц групп. Общ-во расматр как сов-ть разл пересекающихся групп людей, к-ые явл разновид-ю одной доминирующей группы(речь идет о народном общ-ве). Липсед и Мор – институциональная т: общ-во – вз/связь разл соц институтов. Функциональная концепция (Петерсон) – общ-во – группа чел существ, вз/действующих м/д собой как самообеспечивающая система. Концепция признаков общ-ва (Шилз). Он выделил признаки общ-ва: 1) объединение не явл частью к-л более крупной системы; 2) браки заключ м/д представителями данного объединения; 3) оно пополняется за счёт детей тех людей, к-ые явл его представителями; 4) объединение им террит, к-ую счит своей соб-стью; 5) у него есть своё название и история; 6) оно облад опр системой упр-я; 7) объединения существует дольше ср продолжительности жизни отдельного индивида; 8) его объединяет общ система ценностей, традиций, обычаев, норм, правил, мораль. Социологи по-разному подходили к пониманию первоосновы объединения людей: 1) Деркгейм – общность колл представлений (колл сознание); 2) Вебер – соц действие (активность людей, ориентированая на др); 3) Парсонс, Мертон – фундаментальные общечел ценности, к-ыми руководствуются люди в своей деят-ти; 4) Шилз – общность центр власти и её проявление в согласованности действий переферии и центра.

 

15. Типология общ-ва – опр хар-ка общ-ва на основе к-л признаков: 1) марксиская – способ произв-ва: рабовлад, феод, капиталист, социалистич, коммунист; 2) наличие письменности – допис и писменное; 3) признак языка – русскояз, англояз и т.д.; 4) пребладание религии – христианство, мусульманство; 5) признак добывания ср-тв к существованию – садовоческое, аграрное, индустриальное и т.д.; 6) коллективное сознание (Дюркгейм) – традиционне, современное.

13. Совр С исходит из понимания общ-ва как сложного системного объекта и опирается на общеметодологическую теорию систем. Теория – своего рада организмический подход, в основе к-оголежит рассмотр категорий целосности, организации и направленности развития слож систем. С философской т.зр. системный подход – рассматрение целосности, единства живой и неживой природы. Категория «система» представ собой целосностный комплекс вз/связ-ых элементов, находящихся в функциональных связях др с др. Системными кач-вами явл: 1) иерархия (соподчинение частей целого); 2) порядок (функционирование частей в строго заданных ролевых рамках); 3) организация, при к-ой организация целого выше, чем организация её частей. Системными св-вами явл: 1) интеграция – объединенние частей целого; 2) структурность – сеть связей и отнош элементов системы и возможность описания системы в целом ч/з установление её структуры; 3) функциональность – ролевая направленность назначения элементов в системе; 4) стабильность – состояние равновесия частей и целого, при к-ом она способна функционировать и развиваться, сохраняя устойчивость своей структуры и ф-ий к сильным воздействиям извне; 5) динамика системы – состояние количественного-кач-ных изменений во времени и пространстве, к-ой определяется внутр и внеш воздействием факторами; 6) целостность – объект форма существования системы.

 

56. Программа соц исслед-я – один из важнейших компонентов СИ, где опред все важные компоненты исслед-я до момента получения результата (конечной инф-ции) – обязательный атрибут. Теор часть прграммы: 1) формулирование проблемы, цели, гипотезы; 2) формул-е объекта и предмета исследования; 3) осн понятия исслед-я, их интерпритация; 4) вопрос «что будет изучаться?». Процедурная часть: 1) вопрос «как будет проводиться исслед-я?»; 2) методы исселед-я и их описание; 3) выборка исслед-я и стуктура выбор сов-ти (это часть ген сов-ти, к-ая непосредственно включена в предмет исслед-я). Для определения объёма выбора – форма выбора (увеличение этого кол-ва – увеличение пр-ков) – min – не менее 30 по одному признаку.

 

16. Динамика как св-во соц системы хар-ся след категориями, к-ые отражают суть изменений в общ-ве и её отд частей. Динамика  - противоположное состоянию статики (равновесия), кт предназначена для функционирования общ-ва в плане поддержания равновесия с окруж миромÞфункционирование общ-ва – постоянное воспроиз-во, устойчивый процесс воссоздания структуры общ-ва, его функциональных связей, состовляющих организацию её системы. Функционирование общ-ва направлено на самосохр-е, самовыживание – эквилибриум. Динамика соц системы им свои особенности: 1) субъект соц динамики – чел, соц группы – источник соц динамики – разл инновации, т.е. всю новое, что появл в общ-ве; 2) процесс соц динамики. Осн категории соц динамики: -соц изменения, -соц развитие. Частая категория  – соц эволюция, как аспект историческисвязанный с выявлением к-л целесных соц компонентов. В узком смысле – постепенные колич изменения. Соц изменение рассматр как: 1) прогресс – тип направленности эволюции от низшего к высшему; 2) регресс – от высшего к низшему; 3) деградация – снижение способности к выполнению ф-ций, застой, возврат к старым формам и методам; 4) революция – глубокое кач-нное изменение общ-ва; кач переворот во всех сферах функционирования общ-ва; 5) модернизация – измения, направленные на достижение совр урв развития произ сил; 6) трансформация – преобразование, замена сущ-щих ф-ций, ценностей, норм, правил.

54. Социологическое исследование направлено на получение системы фактов, к-ые составляют имперический базис любой соц теории или им конкретное самостоятельное значение удовлетворения потребностей какого-то заказчика. Цель любого СИ – общественная ориентация исслед-я, предпол-е достижение опр результата. Ф-ции формир-я цели исслед-я – подтверждение или опровержение любой науч гепотизы. Задача СИ – сов-ть конкр целевых установок, в к-ых формулир осн и доп требования к анализу и решению проблемы. Предполагается поэтапность, последовательность достижения цели. По уровню поставленных задач – исслед-е м.б. теоретическое, к-ое строится на базе теор задач и направлено на изучение внутринауч аспектов к-л соц проблемы, эмперикоприкладное, к-ое направлено на решение практич задач, выработку практ решений, построение соц прогнозов. Исслед-е – сов-ть действий и деят-ти исслед-ля на получ-е инф-ции о соц фактах. В зависимости от целей, задач исслед-я выдел виды: 1) описательное, направленное на изуч состоянич к-л соц объекта без выяснения причин этого состояния; 2) аналитическое – выясняеются причины опр состояния, мнение, суждение у конретного объекта исслед-я (треб более тщательное теор подготовки к исслед-ю); 3) комплексное – изуч состояния и причинно-следственных связей. В зависимости от функциональной роли получ инф-ции: 1) пилотажное (пробное) – для проверки всех составных частей исслед-я; 2) осн – сбор, изучение инф-ции, к-ая предполагается и ожидается. В завис от изуч динамики соц явлений: 1) точечное – разовое исслед-е, в к-ом зафиксировано конкр состояние соц явления в данный момент; 2) повторное – виды: -трендовое – проводится на аналогичных выборах или в рамках единой ген сов-ти в опр интервалом во времени с целью изуч изменений, происх в данном соц объекте; -кагортное – изучается опр возраст группа, к-ая остаётся постоянной; -историч – изуч опр возраст группа, к-ая явл конкретной, опр и постоянно изуч по одному и тому же вопросу; -панельное – проводится во врем плоскости ч/з заранееустановленные промежутки времени; -лангетюдное – направлено на изуч самой выбороч сов-ти (стр-ры и измен этой стр-ры во времени)

55. Исслед-е – сов-ть действий и деят-ти исслед-ля на получ-е инф-ции о соц фактах. Этапы СИ: 1) подготовительный (формулир проблемы исслед-я, выбор темы, разработка целей и задач, формул-я осн и раб гипотез, опр-я объекта и предмета и т.д. Он заверш разработкой программы соц исслед-я); 2) полевой (собственно исслед-е); 3) подготовка – обработка инф-ции для последующей матем обработки данных (праверка правильности заполнения всех документов исслед-я;  созд базы данных; проверка правильности заполнения всех символов в базу данных); 4) матем обработка знаний (соглас-ся с матем-программистом данные исслед-я; разраб программы матем обработки данных; матем обработка данных; разработка первичных статист таблиц, в кт отраж-ся перв соц инф-я); 5) анализ первичной соц инф-ции и формулирование выводов; 6) написание науч отчёта (описыв рез-ты исслед-я; наклевание картинок в тексте; формулир выводы и рекомендации» описыв 1-я часть науч исслед-я – тема, цель, задачи, предмет и т.д.). Формы науч отчёта: 1) собственно научно-законч документ; 2) тезисы по отд аспектам науч исселд-я; 3) науч статьи, сборники, журналы, материалы, конференции; 4) курс и дипл работа; 5) кандид или докт диссертация, монография.

57. Выборка – вз/связи и вз/обусловленности качест хар-к и признаков соц объектов. Генеральная сов-ть – микромодель целого. Выборочная сов-ть – опр число элементов генеральной сов-ти, отображённое по строго заданному правилу. Элементы (респонденты, анализ документов), элемент, подлежащий изучению и есть единица анализа, ими могут выступать как отдельные люди, так и целые группы. Выборка формируется: 1) выбирается труд коллектив; 2) отбираются элементы, им типичные для всей группы признаки (единицы отбора); 3) выбираются единицы анализа (идёт механич выборка. При такой выборке отбор м.б. произведён и ч/з 10, 20, 50 челов. Промежуток м/д отбираемыми – шаг отбора). Виды выборки: 1) серийная – генеральная сов-ть делится по заданному прицнаку (полу, возрасту) на однородные части (серии). Затем отбор идёт отдельно от кд серии; 2) гнездовая – в качве единицы исслед-я отбираются не отдельные респонденты, а целые группы и коллективы; 3) целенаправленная – используется метод стихийной выборки, осн массива и кватной выборки. Стихийная выборка – почтовый опрос телезрителей и читателей. Квотная – опрос общественно мнения.

       


Информация о работе Шпаргалка по социологии