Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:01, шпаргалка

Описание работы

1. Социология как наука. Предмет и функции социологии.
2. Структура социологии, ее место в системе других наук.
3. Становление и основные этапы развития социологии.
4. Возникновение социологии как самостоятельной науки в XIX веке (О. Конт, Г. Спенсер и др.).
5. Классический период в развитии социологии. М. Вебер, и его теории «социального действия», «идеальных типов», «понимающей социологии»
6. Э. Дюркгейм. Социальные факты как основа изучения социологии, концепция солидарности, понятие аномий.
7. Герберт Спенсер – основоположник эволюционного направления в социологии
8. Географическое направление в социологии (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Л. И. Мечников)

Работа содержит 1 файл

Шпоры социология.doc

— 369.00 Кб (Скачать)

24. Социальная связь, взаимодействие, социальные отношения.

Общество – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.

Общество представляет собой теснейшее сплетение разнообразных соц. связей и взаимодействий, исходной первоносной которого выступает соц. действие. Человеческое действие приобретает черты соц. действия только тогда, когда оно осознанно и сориентировано на поведение других, когда оно воздействует на них и в свою очередь испытывает влияние поведения других людей.

Соц. действие, выражающее зависимость и совместимость людей или их групп, выступает как соц. связь. Она включает такие основные элементы:

-- субъекты этой связи,

-- предмет связи, характеризующий содержание связей;

-- механизм осуществления связи и его сознательное регулирование.

Поведение человека, живущего в мире себе подобных, зависит не только от него самого, его физических качеств, а от совместно живущих и совместно действующих людей, оказывающих взаимное влияние на поведение друг друга. При этом с прогрессом общества такая зависимость неуклонно возрастает.

Соц. связь может выражаться в различных формах: как в виде соц. контакта – поверхностные связи людей, так и соц. взаимодействия.

Соц. взаимодействие – это система взаимообусловленных соц. действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других. Оно имеет место тогда, когда люди взаимно, сравнительно глубоко, устойчиво и регулярно влияют на поведение друг друга, в результате чего происходит не только возобновление, но обычно и изменение соц. отношений.

Соц. отношения - это одна из форм проявления соц. взаимодействий, которая отличается длительностью, устойчивостью и системностью соц. взаимодействий, их самовозобновляемостью, широтой содержания соц. связей.

Соц.взаимодействия могут классифицироваться по различным основаниям. Сорокин разграничил их:

1)по количеству субъектов взаимодействия на:

-- взаимоотношения двух людей друг с другом;

-- одного и многих;

-- многих и многих;

2)по характеру взаимоотношений субъекта взаимодействия на:

-- односторонние и

-- двусторонние,

-- а также на солидарные и

-- антагонистические;

3)по своей длительности на:

-- кратковременные и

-- долговременные;

4)по наличию или отсутствию организованности на:

-- организованные и

-- неорганизованные;

5)по сознательности взаимодействия:

-- сознательные и

-- бессознательные;

6)по материи обмена в процессе обмена на:

-- интеллектуальные,

-- чувственные и

-- волевые.

Важным подразделением соц. взаимодействий является и такое, как непосредственные и опосредованные взаимодействия.

25. Личность как социальный тип. Социализация, идентификация.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук: философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психологических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д. Социология же выделяет в личности социологическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессами формирования личности, ее социализации, ее общностей, связями личности и различных общностей и т.д. Формирование личность в социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов — идентификации и социализации. Социология имеет множество теорий личности. Все теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из социальных факторов. В основе одних доктрин лежит уверенность, что самореализация человека как личности возможна лишь через государство. Такой взгляд берет начало еще с Демокрита, провозглашавшего, что в государстве представлено общее благо и государство превыше всего. Таких же взглядов придерживались Гегель и Макиавелли. Существует, теория личности как субъекта и объекта деятельности и общения в марксистской социологии. Значительное место занимает ролевая теория личности (ее разрабатывали Кули, Дарендорфа, Мертона и др.). Сторонники теории ролей исходят из того, что личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе, и следовательно социальная роль выступает важнейшим элементом механизма взаимодействия индивида и общества.

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируются в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действиям.

26. Социальное поведение. Девиантное поведение.

Даже в самом высокоорганизованном обществе не удается достичь такого положения, когда бы все его члены строго следовали утвердившимся в нем нормам и правилам, неукоснительно выполняя предписанные им соц. роли. В результате происходит нарушение этих норм, с которыми общество не может мириться и использует для этого механизм контроля. Такие соц. отклонения, такое поведение в социологии называется девиацией (понятие ввел Дюркгейм, самоубийство - наиболее яркий пример).

Девиантное поведение - это отклоняющееся от общепринятых норм и вызывающее соответствующее реагирование со стороны общества или соц. группы поведение.

В широком смысле понятие девиантное поведение охватывает любое отклонение от соц. норм – как положительное (геройство), так и отрицательное (преступление). Чаще всего под этим понятием понимается только негативное отклонение от утвердившихся правовых, моральных и иных норм, т.к. именно это поведение угрожает подрывом соц. стабильности. В реальной жизни практически невозможно обеспечить полное соблюдение всех соц. норм. Поэтому девиации допускаются в определенных пределах, не нарушающих функционировании и целостность соц. систем. Одно дело, когда она проявляется в правонарушении, преступлении, нарушении не только моральных, но и правовых норм, а другое, когда речь идет об отклонении лишь от моральных норм.

Девиации могут проявляться как в явной, открытой форме(хулиганство), так и в скрытой (бюрократизм). Могут быть индивидуальными и групповыми, первичными и вторичными и пр. Девиации многолики, границы их подвижны и часто соотносятся с изменениями в соц. ценностях. Способны модернизироваться и адаптироваться к переменам в соц. условиях. Оценка девиации происходит с позиции культуры, принятой в данном обществе.

Причины девиации определяются неоднозначно: связано со слабостью и противоречивостью соц. норм и ценностей; с разрывом между социокультурными целями и социально одобряемыми институционализированными средствами их достижения. Девиация вызывается обычно не какой-то причиной, а совокупностью условий и факторов объективного и субъективного характера. Развитие и распространение девиации ведет общество к состоянию соц. аномии, которая становится почвой для новых девиаций.

27. Общество как социокультурная система. Типы обществ.

Философское понимание:

Об-во - это обособивш. от природы часть материального мира, кот. развивается по своим собсвен. законам.

Социологический подход:

1. Об-во - опред. группа людей объед. для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности

2. Об-во - это конкретный этап в истор. развитии какого-либо народа или страны

3. Об-во - это сложно организов. система взаимод. людей имеющая свою структуры и институты

Общество - понимается как продукт целенаправл. сознат. деятель. людей объед. на основе совместных интересов и договоре.

Важнейший признак об-ва - территор.. Другим признаком является поддержание и воспроизв. внутр. связей. Социальные отношения - это системообразующий элемент об-ва.

              В отечествен. социологии общество понимается как относительно устойчивая система связей и отношений между соц. группами, кот-я поддержив. силой обычаев, традиций, и т.д.

              Системный анализ об-ва, 3 вида:

1. Структурно-элементный

2. Структурно- функциональный

3. Исторический

              3 ТИПА об-ва:

1. Традиционное общество - это докапиталистическое общество аграрного типа

2. Индустриальное общество (промышленное) возникает на базе машинного производства, фабричной организации и дисциплины труда, национальной системы хозяйства со свободной торговлей и общим рынком

3. Постиндустриальное об-во - Наука, образование, информация, услуги, транспорт, банки, страховое дело.
28. Социальные общности. Община, общность, общество.

Общество - опред. группа людей объед. для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности.

Становление общества:

В начале зарождения связывает родство. Отношения между людьми строились на эмоц. основе, на страхе лишиться помощи и поддержки. Община - кровнородственные связи. В первобытном об-ве община - совокуп. обществ. ф-й. В классовом обществе община превращается в самоуправл. организацию в с/х. По мере роста населения основным стабилизир. фактором становятся соц. связи, на основе соц. связей формируется общность. Общность - это форма совместного бытия людей связанных происхождений, языком, судьбой.

              В социологи выдеделяются след. общности:

1. социально-терр. (люди привяз. к произв-ву)

2. этнич. (народы, нации)

3. соц. общности (сословия, классы)

4. трудовые коллективы

Общество - продукт целенаправл. сознат. деятельности людей объед. на основе совместных интересов и договоре.

              В отечествен. социологии общество понимается как относительно устойчивая система связей и отношений между соц. группами, кот-я поддержив. силой обычаев, традиций, и т.д.

Общество: эконом(1), полит.(2), социальное(3), духовное(4)

рис.1

(1) экон. детерменизм

(2) полит. переворот

(3) сфера воспроизв. и произв. трудовой сущности человека

(4) Вебер

(5) Парсонс. Общество как совокуп. Сфер

 

29. Гражданское общество и государство.

Общество – совокупность индивидов. У каждого индивида свои интересы.

Чтобы управлять обществом существует политическая система.

Политическая система делится на:

- Государство:

              а) законодательная власть (федеральное собрание);

              б) исполнительная власть (правительство);

              в) судебная власть (верховный суд);

- Политические партии;

- Общественные организации.

Политические партии и общественные организации составляют гражданское общество. Гражданское общество находится в борьбе с Государством за ограничение самоуправства чиновников.

 

30. Социальная стратификация, критерии расслоения и социальная мобильность в российском обществе.

В ходе демократического и рыночного реформирования современного российского общества в нем происходят серьезные соц.-структурные изменения.

1)Отстранена от монопольной власти старая партийная номенклатура, ликвидирована монополия КПСС на власть и тоталитарный режим, расширились политические права и возможности членов общества влиять на выработку и принятие политических и управленческих решений.

2)Появился, быстро растет и упрочивается новый соц. слой предпринимателей, высшие представители которого не только составляют большую часть сегодняшней хозяйственно-экономической элиты, но и нередко стремятся к власти, переходят в политическую элиту. Переход к рыночной экономике породил качественно нового субъекта соц. деятельности, интересы которого направлены на получение прибыли и который имеет реальную экономическую свободу, самостоятельно принимает решения и несет личную ответственность за результаты хозяйствования.

3)В ходе реформ серьезно изменился престиж многих профессий, что ведет к существенному изменению соц.-профессиональной структуры общества. Так, в связи с внедрением в жизнь рыночных отношений резко возрос престиж предпринимательской, коммерческой, правовой и иных видов деятельности, одновременно с этим престиж ряда важных для будущего страны профессий стал резко падать.

4)В процессе реформирования российского общества происходит резкое расслоение общества на богатых, бедных и даже нищих, что как показывает исторический опыт, чревато ростом серьезной соц. напряженности и соц. взрывами. Притом у большинства людей недовольство вызывает не сам по себе принцип и факт соц. неравенства, а то, на какой основе и какими методами, в каких масштабах и на каком фоне все это происходит.

5)В условиях становления рыночной экономики все больше усиливается тенденция сокращения возможностей получения высшего образования, прежде всего низшими и средними слоями общества, не способных оплачивать образование.

6)Реформирование российского общества привело к серьезному росту маргинальных соц. слоев, что способно привести к его дестабилизации. Это, прежде всего, безработные, лица без определенных занятий и места жительства, бомжи, беженцы и др. Маргиналы – это представители соц. групп или подгрупп, статус, сознание и поведение которых находятся как бы на стыке и во многом определяются нежеланием или неумением адаптироваться к одной из взаимодействующих соц. групп или культур.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"