Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 22:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 45 экзаменационных вопросов по "Социологии".
1.Предмет социологии
...
45.Глобальные проблемы в системе «человек-общество».

Работа содержит 1 файл

Ответы на вопросы к контрольной работе по социологии.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

1.Предмет социологии

Предмет науки:

1) Воспроизведение  объективной реальности на абстрактном  уровне, путем выявления наиболее  значимых с точки зрения науки  и практики закономерных связей  и отношений этой реальности.

2) Это  результат теоретического абстрагирования, позволяющий выявить определенные закономерности, развития и функционирования изучаемого объекта, интересующее данную науку.

3) Модель  изучаемого объекта (как результат  абстрагирования), созданная с точки  зрения значимой стороны части  аспекта для данной науки.

4) Более  узкое, по сравнению с объектом, понятия, которое указывает на  какую-либо сторону, аспект, элемент  объекта, интересующую конкретную  науку. 

      Термин  социология переводится как наука  об обществе. Общество является объектом социологии.

      Социология  это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей  и форм их организации (социальные институты, социальная структура, социальные системы). Социальная общность – различные  формы организации, взаимодействие социальных субъектов: индивидов, групп, слоев, классов, этносоциалных, территориальных, государственных образований и человечество в целом). 

 3.Зарождение знаний об обществе(Платон,Аристотель, Гобсс,Мотескье, Руссо и др.)

ПЛАТОН.Первым в истории трудом по «общей социологии» считают «Государство» Платона. Его главный тезис - правильное государство можно обосновать и построить с помощью науки, которая начинает с критического анализа социальных проблем, а заканчивает политическими рекомендациями усовершенствования общества.

АРИСТОТЕЛЬ.У него опорой порядка выступает средний класс. Кроме него существуют еще два класса - богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если: 1) масса бедняков не отстранена от участия в управлении; 2) эгоистические интересы богатых ограничены; 3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Шарль Луи де Монтескье.Он начал изучение проблематики так называемого гражданского общества, исследовал типы политических устройств. При этом он вышел за пределы уравнивания государства с обществом, но политические характеристики общества преподносил как основные, заслуживающие наибольшего внимания обществоведов. В своем труде «О духе законов» он выделяет три вида законов: гражданские, уголовные и законы политического строя. Эта близкая к социологической постановка проблемы не была им реализована в полной мере.

Жан-Жак  Руссо завершил разработку теории общественного договора, начатой Ш. Монтескье. В трактатах «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре» и других он критиковал современное ему общество и предложил идеальную модель общественного устройства. И то, и другое делалось им на базе рассуждений о «естественном состоянии» дообщественного человека.

Адам  Смит.Известен как классик буржуазной политэкономии, стимулировавший социологические исследования капиталистического общества и вооруживший социологов рядом оригинальных идей. Не отрицая нужности познания политических отношений, он настаивал на первостепенной важности изучения экономических взаимосвязей людей. 

4.Становление  социологии как самостоятельной науки в 19в.(Конт,Спенсер,Маркс,Дюркгейм,Вебер)

XIX в. именуют «золотым веком» классической социологии: шло формирование новых подходов к изучению общества – позитивизма и марксизма,разрабатывалась теоретическая наука, создавались первые научные школы и направления, рождалось отраслевое социологическое знание.

Рождение  социологии связывают, как правило, с именем французского ученого-естестоиспытателя Огюста Конта.Он первым поставил вопрос о создании науки об обществе, моделирующей себя по образцу естественных наук. Далее, О. Конт создает свой основной научный труд «Курс позитивной философии», где прозвучало новое название науки об обществе – социология. В учении О. Конта главнейшими были его идеи о применении научных методов в изучении общества и о практическом использовании науки в области социальных реформ.

Г. Спенсер (главный труд «Основание социологии») был автором органической теории, в основе которой было уподобление общества биологическим организмам, и теории социал-дарвинизма, переносящей на общество природный принцип естественного отбора.

К. Маркс (основной труд «Капитал») – выдающийся теоретик капитализма, объяснявший общественное развитие как результат смены формаций, происходящей под воздействием экономических и социально-политических факторов (способ производства, классы, классовая борьба).

Эмиль Дюркгейм автор функциональной теории, базирующейся на анализе функций социальных институтов. В эти же годы заявили о себе и представители антипозитивистского подхода к изучению общества – гуманитаризма. Сложилась школа социального действия германского социолога М.Вебера, явившегося основоположником «понимающей» социологии, которая, по его словам, понимает социальное действие и пытается причинно объяснить его течение и результаты. В развитии социологии этот период был периодом кризиса классической науки и поиска нового миросозерцания. 

5.Основные  направления социологии 20в.

Теоретическая социология состоит из множества  научных школ, но все они базируются на двух основных подходах к изучению и объяснению общества – позитивизме и гуманитаризме. Позитивизм ХХ в. – это неопозитивизм. Его исходные принципы значительно усложнены: это натурализм (общность законов развития природы и общества), сциентизм (точность, строгость и объективность методов социальных исследований), бихевиоризм (изучение человека только через открытое поведение), верификация (обязательное наличие эмпирической основы у научного знания), квантификация (количественное выражение социальных фактов) и объективизм (свобода социологии как науки от ценностных суждений и связи с идеологией).

На основе позитивизма и его второй волны – неопозитивизма родились, функционировали и существуют следующие направления социологической мысли: натурализм (биологизм и механицизм), классический марксизм, структурный функционализм. Позитивисты и их последователи ХХ в. рассматривают мир как объективную реальность, полагая, что изучать его следует, отбросив свои ценности. Они признают только две формы знания – эмпирическое и логическое (только через опыт и возможность проверки) и считают необходимым лишь изучение фактов, а не идей. 

7.Развитие социологического знания в России до 1917 г.(Лавров,Михайловский,Ковалевский,Сорокин и др.)

На формирование социальной, затем и социологической мысли в России большое влияние оказали французские просветители, английские экономисты, немецкие романтики. Это влияние преобладает до первой четверти ХIХ в. Начиная с первой четверти ХIХ в. преобладающими и противоборствующими ориентациями в социальном мышлении в России стали славянофильство и русофильство, с одной стороны, и западничество - с другой.

 Ситуация, сложившаяся в социальном мышлении в России во второй половине ХIХ в., предопределила характер и направление развития русской социологической мысли. Первые русские социологи явились наследниками первого поколения народников (Н.Г.Чернышевский и др.). Определяющей ориентацией русской социологической мысли стал субъективизм, наиболее яркими представителями которого являются П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев.

 Важным  этапом в развитии социологической  мысли в России стала публикация двухтомного капитального труда  М.Ковалевского "Социология".

 Выдающимся  вкладом П.Сорокина в социологию является создание им социальной аналитики, социальной механики (рассматривающей процессы взаимодействия людей), социальной генетики (занимающейся рождением и развитием социальной жизни и ее институтов), практической социологии (в рамках которой была разработана теория стратификации и социальной мобильности – вертикальной и горизонтальной).

 Несмотря  на то, что во второй половине ХIХ - начале ХХ вв. социология в России получила достаточно широкое распространение, она не была представлена в качестве учебной дисциплины в университетах до революции 1917 г. 
 
 
 
 
 

 9.Понятие  «общество».

О́бщество - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей, способная создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда. В широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически. В узком понимании - исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений.Структура общества — этосовокупность общественных отношений. Структурой обладают обшество в целом и любая конкретная подсистема в его рамках.

Первым  необходимым элементом социальной деятельности являются живые человеческие индивиды-субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые и регуляторные механизмы. Человек — универсальный компонент общественной системы. 

11.Культура  как ценностное  измерение социума.

Культура  – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово «cultura» обозначало возделывание земли, воспитание, образование. При частом употреблении это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения и деятельности. Тек же, понятие «культура» может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (национальная культура) и всего общества в целом.

Функции культуры: коммуникативная функция связана с накоплением и трансляцией социального опыта (в том числе межпоколенческого), передачей сообщений в ходе совместной деятельности. Существование такой функции дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации; регулятивная проявляется в создании ориентиров и системе контроля человеческих действий; интегрирующая связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем.

Рассмотрение  функций культуры позволяет определить культуру как механизм ценностно-нормативной интеграции социальных систем.

Так же, культуры можно сравнивать по элементам культуры; по проявлению культурных универсалий.

Элитарная культура. Ее элементы создаются профессионалами, она ориентирована на подготовленную аудиторию.Народная культура создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование неотделимы от повседневной жизни.Массовая культура. Это кино, печать, поп-музыка, мода. Она общедоступна, ориентирована на самую широкую аудиторию, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки. Возникновение массовой культуры обусловлено определенными предпосылками.В заключении. Самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – сочетание этноцентризма и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества и высказывая приверженность образцам этой культуры, способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, признавая их право на существование. 

12.Влияние культурных факторов на развитие общества.

Развитие  общества подразумевает изменение системы социальных отношений, в более узком смысле – это изменение социальной структуры. Человек, как высокоорганизованный биологический вид, обладает огромными адаптационными резервами, что, в свою очередь, обусловливает способность социальной реальности к структурным изменениям. При этом важно понимать, что социальные изменения не предопределены биологической организацией человека: она лишь задает потенциальную возможность таких изменений, но не является их объяснением. Одним из факторов социальных изменений является культура.

Анализ  культуры как фактора общественных изменений выводит нас на ряд проблемных моментов, связанных с ролью культуры в функционировании и развитии общества: с одной стороны, культура остро реагирует на изменения, происходящие в социуме, с другой, сама оказывает воздействие на него, определяя ход многих социальных процессов (социализации, институциализации, группообразования, социальной мобильности). Культура играет в жизни общества весьма противоречивую роль. С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям, а также другим группам. Культура возвышает общество над миром животных, создавая духовный мир, она способствует человеческому общению. С другой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость и суеверия, бесчеловечное поведение. 

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"