Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:26, шпаргалка

Описание работы

социология наука об обществе
обществе
Социология с древнегреч переводится как наука об обществе.
Обьектами изучения с-ии, как и вторых общественных наук является о-тво, которое рассматри

Работа содержит 1 файл

Социология (шпоры).doc

— 296.50 Кб (Скачать)
  1. посткласический период

    Посткласический период развития с-ии характеризуется тем, что в нем начался отход от методологии в сторону исследования социальных проблем о-тва, его проблемы. Он связан с именами Парсона, Арона, Фрома. Хотя эти исследования велись на основе учений Дюркгейма, Вебера.

    Сорокин создал теорию соц мобильности, в которой он рассматривает это понятие как в горизонтальном (фактическое перемещение в пространстве) так и в вертикальном (изменение статуса) планах.вин создал также теорию социокультурной динамики, в основу которой было поставленное положение об историческом развитии как изменение определенных типов культуры.

    Парсон  разработал теорию эволюции о-тва на основе собственной теории действий и системно-функциональной школы. Он выделил примитивные, промежуточные и современные о-тва. А его структурный функционизм в своей основе имеет тезисы о том, что процесс фиференциации и рост независимости индивидов ведет к усилению соц конфликта. 

  1. школы 20 века

    франфуртська  школа занималась проблемой отчуждения и рациональности. Основная философская тема – тема позднего капитализма с независимостью до того, реализовано ли это в фашиських идеях. Развивалась концептуализация понятия авторитарное лицо и попытка довести соответствующую человеческую реальность. Следствие исследования школы: рационализация сознания приняла форму безумия (фашизм).

    Чикагска  школа ввела представление о  о-тво как об организме, который кроме социального уровня владеет и биотичним. Этот феномен лежит в основе всего соц развития и в конечном результате определяет тип общественной организации. В Чикагский школе зародилась экологическая концепция социологии 

  1. развитие  с-ии в Украине

    Соц-экономическая  мысль в Украине в основном начала развиваться начиная с К-Могилянской академии. В 19 ст соц мысль развивалась с особенностями, повязаними с особенным положением украинского народа. В основе социологии стояли имена Драгоманова, Костомарова, Кистяковского и др.

      Драгоманов выступал против екстремиських форм революционной деятельности. Он предусмотрел, что тенденция централизации и аморализма, одностороннего революционного прагматизма приведет к далеко не тому справедливому укладу, о котором мечтали революционеры. В своих взглядах он отстаивал права и свободы людей и равнялся на западную демократию, в сущности указывая Украине путь к Европе.

    Кистяковский  считал, что с-ия должна изучать кроме экономических отношений еще и действия людей, обусловленные соц действительностью и ее культурными формами, благодаря чему с-ия сможет отделиться от философии.

    Общими  особенностями развития с-ии в Украине было то, что она была направлена на исследование соц положения основной части населения в политическом и экономическом аспекте. В основном рассматривались методы борьбы подавляемых классов с привилегийованими. А к середине  20 ст социология была запрещена, а с 2 половины—исслекдование начали проводиться, хоть наука так и не стала разрешенной.

  1. организация и методы конкретных соц исследований

    целы  соц иследований могут быть практическими или теоретическими. В зависимости вот целей различают конкретные (эмпирические) и теоретические иследования. В зависимости вот того, изучает с-ия явления в статике или динамике различают разовые и повторные иследования.

    Повторные иследования подразделяются в своей очередь на 2 разновидности: когортные и панельные. Обьектами когортных иследований выступают идни и то же работники (когорта—совокупность людей одного возраста). Эти иследования проводятся через определенные промежутки времени на протяжении длительного периода.

    Панельные иследования проводятся на том же самой выборке, хотя конкретные лица, попадающие в эту выборку, как правило иные, нежели в 1 иследовании.

   методика  соц иследований: оная представляет собой совокупность научных методов сбора, обработки и анализа фактов действительности, позволяющего реализовывать целы и задачи с-ого иследования.

    Соц иследования включают в себя 5 взаимосвязанных этапов: подготовка иследования, сбор первичной соц информации, к оторой относится получение в ходе иследования необобщенные данные, подлежащие детальной обработке, подготовка собранной информации к обработке (выбраковка и шлифовка) и ее обработка, анализ собранной информации, подготовка отчета по результатам иследований с выводами и рекомендациями.

    На  первом подготовительном этапе составляется программа иследования или проект иследования; устанавливается выборка, т е единицы наблюдения; определенные методы сбора информации и проводят пробное (пилотное) иследование( оный проводится с целью проверки выбраным методом сбора информации).

    Программа иследования содержит общий контур ислеледования. При составлении программы социолог осуществляет  теоретико-методологическую разработку иследования. В ней формируется проблема, целы и задачи иследования; определяется предмет и обьект иследования; высказываются гипотезы о взаимосвязи изученых явлений; уточняются основные понятия, используемые в данном иследовании; осуществляется  операционализация понятой, означающих процедуру перевода теоретических понятой в  показатели, имеющие числовое значение; разрабатывпается рабочий организационный план проведения иследования с  установлением его строка, исполнителяч и материальной базой. Совокупность людей, с которыми связана соц проблема, выступают обьектом соц иследования.

    Обследуемых лиц называют респондентами. Характеристики и качество обьекта, выражающие изучаемые соц процессы представляются как предмет исследования.

    Для предварительного предположения о взаимосвязях и причинах изучаемых соц явлений выдвигаются гипотезы. Гипотеза задает направление исследования и влияет на выбор метода сбора соц информации.

    В ходе исследования проверка гипотезы возможна только тогда, когда все понятия, в которых оная выражается, практически однозначны и поддаются количественному измерению. Такое истолкование понятой означает их интерпретацию. Следующая за ней операционализация понятой позволяет преобразовывать теоритические понятия в показатели, имеющие числовое значение. По степени охвата ген совокупности, т е всего множества обьектов исследования, различают сплошное, монографическое и выборочное исследование.

  1. опрашивающие методы соц исследований

    опрос –один из методов сбора соц  информации. Различают 4 вида опроса: анкетирование, интервю, социометричне опрос, экспертный опрос (получение ответа от компетентных в данной сфере лиц).

          Интервю—проведена за определенным планом беседа, что предлагает прамий контакт опросчика с респондентом, причем ответы фиксируются. При этом ооблива внимание уделяется невербальным способам общения, а вопросы (и моливи ответы) должны быть по возможности точными, короткими, они не имеют обєднувати разные обстоятельства в вопросе. Интервю проводится при составлении программы исследования.

           Анкетный опрос  применяется для быстрого сбора большого количества информации в короткие сроки по данной проблеме. Вопрос в ней формулююьбся четко и максимально доступно, ответы на которые даются самим респондентом. Вопросы анкеты разделяются по содержанию (о фактах и оценках), по функциям (основные, фильтрующие, контрольные, контактные), по структуре (открытые, закрытые), по форме (прямые, непрями).

          Кроме того в анкете присутствуют вступительная часть (указывается цель опроса и его  условия), основная (собственный опрос  по факты, события, оценки), паспортична (данные о респондента-його положениях, координатах..). 

  1. наблюдение  и интервю –методи соц исследование

    Наблюдение—непосредственное целенапрямлене восприятия и регистрация соц процессов. Этот метод позволяет получить данные о событиях, фактах, о „открытом поведение” с помощью непосредственных впечатлений социолога о них.

    В зависимости от положения социолога по отношению к вивчаємои группе различают включенное (социолог на время спостепрежень становится членом группы) и невключенное наблюдение (наблюдение проводится со стороны). Наблюдение может быть открытым (группа знает о нем)  и инкогнито. Особенностью наблюдения является возможность получить необєктивну информацию о вивчаємий обєкт. Так как сам факт наблюдения может изменить поведение плюс не можно получить информацию о взглядах, оценках.

    Проводится  при составлении программы исследования.

          Интервю—проведена за определенным планом беседа, что предлагает прамий контакт опросчика с респондентом, причем ответы фиксируются. При этом ооблива внимание уделяется невербальным способам общения, а вопросы (и моливи ответы) должны быть по возможности точными, короткими, они не имеют обєднувати разные обстоятельства в вопросе. Вопросы могут ставиться непопорядку, но четко. Интервю проводится при составлении программы исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. соц действия и соц  отношения как предмет исследования с-ии

    Соц действие—определенное воплощение поведения людей в имеющейся соц действительности. Может ориентироваться на прошлое, современное, поведение других, что ожидается в будущем. Может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности или мероприятиями защиты в перспективе на будущее. Действия целенапрямлены (обусловленные недовольством (противоречие между необходимым и имеющимся) и имеют цель (ожидаемый результат), при удовольствии наступает момент равновесия), они бывают таких типов: собственно циленапрямлена действие, ценностно-рациональное, эффективное, традиционное. Часто соц действие и поведение практически отождествляются.

    Мотивы  соц действий: индивидуальная цель (мотовация), что удовлетворяет потребности (еды, чести, достоинства) и ориентация на других. Последнее значит, что при изменении определенных факторов человек может иметь порочные мотивы или даже их отсутствие (особенно в состоянии аномии).

    Понятно, что соц действие касается не только отдельного человека, а всего социума. Это порождает определенную соц взаимодействие—форма общение лиц, соц спильностей, за которой систематически осуществляется их влияние друг на друга. Бывает случайной, временной, стойкой, публичной... суспильство—продукт взаимодействия людей. Иногда такое взаимодействие порождает соц конфликти—зиткнення интересов ризених соц спильностей, которые начинают противодействовать друг другу. Может быть средством прогресса и регресса.

    Следовательно, с-я изучает те действия и звязки, которые непосредственно влияют на общество. 

  1. личность  в системе соц связей

    вчинок-суспильно оцинюємий акт. „особистисть”—поняття, которое вводится для выражения социальной сущности индивида (человека как одного из представителей того или другого сообщества). Чтобы стать индивидом следует пройти ряд этапов социализации (вход в соц с-му о-тва). Индивидуальность –те специфическое, что отличает одного человека от другой (в т ч как биологические, так и соц отличия, как унаследованные, так и приобретенные). Особистисть—конкретне выражение сущности человека, определенным образом реализовывается интеграция в индивиде его соц значимых черт и психологической основы. Личностью не родились, а становятся.

    Личность  в соц звязках является отдельным кристаллом мозаики, что зовется обществом. Потому степень проявления, активность личности является определяющей в развитии всего о-тва. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. понятие личности в соц  науке

    Человек—отличие биологического вида. индивид--человек как однин из представителей того или другого сообщества. Чтобы стать индивидом следует пройти ряд этапов социализации (вход в соц с-му о-тва). Индивидуальность –те специфическое, что отличает одного человека от другой (в т ч как биологические, так и соц отличия, как унаследованные, так и приобретенные). Личность—конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализовывается интеграция в индивиде его соц значимых черт и психологической основы. Личностью не родились, а становятся.

    Срукура личности имеет следующий вид: подсистемы ценносних ориентиров (убеждения, взгляды), опыта(знания, навыки), форм отражения (память, мышление), биологических свойств (половые, вековые). В зависимости от этих подсистем процесс социализации может иметь свои особенности у индивида. 

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"