Шпаргалка по "Правам человека"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:04, шпаргалка

Описание работы

1)предмет ,метод курса «права человека»
2)Позитивистская и естественно-историческая концепция прав человека.
3. Определение понятия и содержание прав человека

Работа содержит 1 файл

права человека (экзамен).docx

— 101.07 Кб (Скачать)

1)предмет ,метод курса «права человека»

Предмет учеб.дисциплины – круг вопросов кот.она изучает

Метод – способы, с пом.кот.она изучает.

Предметов курса Права  человека яв-ся права и свободы людей, их историческая эволюция, политико-правовое обоснование т юридическая природа, сравнительный анализ обеспечения прав человека на национальном уровне, способы имплементации международных актов в разных государствах, механизм их гарантий.

Данный курс изучает структуру  прав человека,взаимосвязь чел-ка и гражс-го общества, связь прав человека с политикой,моралью,религией.

С помощью метода изучается  предмет. Различают универсальный (в основе лежатнаиболее общие законы развития природы,общества,мышления) и частные.

К числу основных частных методов прав человека относят системный (система прав человека хар-ся как единое целое , состоящее из взаимосвязанных подсистем личных прав и свобод, политических, экон-х, культурных и соц-х прав, исторический, (рассматривается и изучается в истор-ом развитии), сравнительный (предполагает сопоставление понятий, явлений и процессов и выявления сходства или различий м/у ними), социологический (состоит в исследовании прав человека на основе изучения фактических данных) , логический (включает средства и способы логического изучения прав человека, он основан на формах мышления и законах формальной логики.

 

2)Позитивистская  и естественно-историческая концепция прав человека.

 В современной политической мысли представлено несколько подходов к правам человека. Это прежде всего естественно-исторический, юридическо-позитивистский. Первый из них, наследуя либеральную традицию, считает, что фундаментальные права личности имеют внутригосударственное и неюридическое происхождение. Государство может либо уважать и гарантировать их, либо нарушать и подавлять, но отнять у человека присущие ему от рождения основополагающие права оно не может. Хотя конкретное содержание и объем прав изменяются и расширяются по мере развития общества, сами фундаментальные права остаются неизменными, отражая постоянство основополагающих качеств человеческого рода.

Как базовые моральные  принципы права человека существуют независимо от социально-классовой  структуры и конкретных этапов развития общества, от законодательных норм. Имея для человечества высший ценностный статус, они выступают внешним  критерием, универсальной мерой  оценки любого политического и общественного  строя.

Юридический позитивизм отрицает всякое внегосударственное происхождение прав человека. Он исходит из рациональной самоценности права, его независимости от экономических и социальных предпосылок. Источником и гарантом права считается государство. Право и закон не имеют существенных различий. Права личности не выделяются из общей системы права и не имеют верховенства по отношению к правам государства. Сами права граждан изменяются в зависимости от государственной целесообразности и возможностей государства.

 

Для позитивистского подхода, личность сама по себе - ничто. Прочный  и твердый общественный строй, с  точки зрения позитивистского подхода, установится лишь тогда, когда будет  подчинять себе стремление отдельных  личностей с такой же безусловностью и беспощадностью, как законы природы

Так, в Конституциях США, Франции, Италии, Испании воплощена надпозитивная (естественно-правовая) концепция прав человека, в Конституции Австрии, ФРГ - позитивистская.

 

 

3. Определение  понятия и содержание прав  человека

Основанное на нормах и  принципах права и морали требование отдельных индивидов и групп  к обществу и государству на основе их принадлежности к человеческому роду в целях самореализации.

Права человека имеют всеобщий характер, они присущи любому человеческому  существу.

 

4.Связь прав человека с государством.

(Закон должен властвовать  над всем. Права человека определяет смысл, содержание и применение законов деят.законодат. и исполнит.власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Мораторий на смертную казнь.)

Правовое государство  означает не просто формальную законность, которая обеспечивает регулярность и последовательность в достижении и поддержании демократического порядка, но и справедливость, основанную на признании и уважении прав и  свобод человека. Права человека и  правовое государство – взаимообусловленные  явления. Без одного не может быть и другого.

В упрощенном виде правовое государство характеризуется следующими признаками:

признание и защита прав и  свобод человека и гражданина;

верховенство права;

разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

взаимная ответственность  граждан и государства.

Действующая Конституция  Российской Федерации закрепляет и  раскрывает положения о правовом государстве с достаточно подробно урегулированным разделением властей (ст.1, 10, главы 4-7), верховенством закона, с признанием и обязательствами  защиты прав человека (гл.2) и другими  элементами.

 

 

5. Принципы  прав человека.

(Без достоинства разрушается сама оценка личности. Лишение человека достоинства стимулирует безразличие его к другим людям, а также его безразличие к общественным ценностям.

Принцип достоинства закреплен в правовых документах: в ст.1 Всеобщая декларации говорится, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

Принципы права — это  руководящие идеи, характеризующие  содержание права, его сущность и  назначение в обществе).

Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому  или унижающему человеческое достоинство  обращению или наказанию. Никто  не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Уважение личности, её достоинства  должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения работников государственных органов при  общении с людьми, уважительное к  ним отношение, чуткое внимание к  человеку в трудных для него жизненных  ситуациях, особую уважительность к  лицам преклонного возраста, к  инвалидам и участникам Великой  Отечественной войны. Включение нормы об уважении достоинства человека в Конституцию свидетельствует о том, что оно является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур.

Достоинство – это оценка конкретного человека со стороны других людей, признание обществом тех нравственных, интеллектуальных, деловых качеств, степени ответственности, которыми

этот человек обладает..

достоинство есть субъективная нравственная самооценка, самосознание человеком своей связи с обществом, своего значения, роли, вклада, влияния (чувство собственного достоинства). В личном достоинстве заложены притязания на определенное отношение к себе, требование (право) на уважение со стороны других, со стороны общества. В рамках темы данной книги важно подчеркнуть, что достоинство – не только философско-этическая, но и конституционно-правовая категория. Конституция России (ст. 21) в соответствии с международными стандартами фиксирует: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Противоправно даже обращение или наказание, унижающее человеческое достоинство. Каждый вправе защищать свое достоинство, свои права и свободы всеми спосо-

бами, не запрещенными законом. Государство также берет на себя обязанности по защите достоинства личности посредством гражданско-правовых и уголовно-правовых средств.

.Статья 21

1. Достоинство личности  охраняется государством. Ничто  не может быть основанием для  его умаления.

2. Никто не должен подвергаться  пыткам, насилию, другому жестокому  или унижающему человеческое  достоинство обращению или наказанию.  Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Принцип  равенства, гуманизма и свободы.

Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан, т. е. их равные конституционные права  и единую для всех правосубъектность. В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ говорится: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В соответствии с принципом равноправия обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сферах их жизнедеятельности. Степень реализации этих возможностей зависит от социально-правовой активностсамого человека.

 Статья 19

1. Все равны перед законом  и судом.

2. Государство гарантирует  равенство прав и свобод человека  и гражданина независимо от  пола, расы, национальности, языка, происхождения,  имущественного и должностного  положения, места жительства, отношения  к религии, убеждений, принадлежности  к общественным объединениям, а  также других обстоятельств. Запрещаются  любые формы ограничения прав  граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой  или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина  имеют равные права и свободы  и равные возможности для их  реализации

Принцип гуманизма правового  статуса человека и гражданина

Этот принцип находит  свое выражение и в норме ст. 2 Конституции РФ, устанавливающей, что человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность  государства.

Данный принцип важен  потому, что он обращен не только к обществу, но, прежде всего, к государству. Отнесение его к основам конституционного строя изменяет цели и задачи российского  государства, выдвигает на первый план личность. И, хотя он не всегда (чаще всего) не соблюдается, важно уже то, что  он нашел свое закрепление и не где-нибудь, а в ст. 2 Конституции  РФ. Принцип гуманизма определяет как деятельность государства, так  и содержание нормативно-правовых актов, и содержание иных прав человека и  гражданина. Так, например, выдвижение на первое место личности человека обусловливает помещение в Конституции  на первое место личных прав и свобод, придает иное значение принципу социального  государства и т. д.

Статья 22

1. Каждый имеет право  на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под  стражу и содержание под стражей  допускаются только по судебному  решению. До судебного решения  лицо не может быть подвергнуто  задержанию на срок более 48 часов.

 

7. Конституционные  принципы всеобщности и неотчуждаемости прав и свобод человека.

В основе этого принципа лежит  теория естественного права, длительное время отрицавшаяся в нашей стране как несовместимая с принципами социалистического права. Теория же естественного права исходит  из постулата о том, что каждый человек рождается свободным  и, в силу этого, обладает от рождения комплексом неотъемлемо присущих ему  прав и свобод. Из этого вытекает принцип первичности прав и свобод человека по отношению к остальным  государственно-правовым институтам, в том числе и институту  государства. Основная цель государства  – защищать интересы находящихся  на его территории людей и быть арбитром в спорах, возникающих между  ними. Отсюда следует основополагающее, главенствующее положение правовых норм, закрепляющих правовой статус человека и гражданина по отношению к другим нормам и институтам конституционного права. Кроме того, статья 18 Конституции  РФ провозглашает принцип непосредственного  действия прав и свобод человека и  гражданина. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и  обеспечиваются правосудием. Этот принцип, характерный для теории естественного  права, не так давно нашел закрепление  в российской правовой системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Классификация  прав и свобод человека и  гражданина

 

-По степени важности (обязательности) выделяются основные (фундаментальные)  и дополнительные  (остальные не основные) права. Фундаментальные права и свободы человека – это те права, которые закреплены в основных международных актах, таких как всеоб.декларация прав человека, международные пакты о правах человека, европейская конвенция о защ.прав человека и его основных свобод.Основные права и свободы человека не приобретаются и не отчуждаются.

- По источникам права человека делят на естественные и позитивные. К естественным правам относят: право на жизнь, свобода вероисповедания, свободу выражения мнений.Позитивная подходит к правам человека как к категории, которая установлена государством, т.е. государство создает права человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Правам человека"