Шпаргалка по "Основам социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 15:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основы социологии".

Работа содержит 1 файл

Социология(лекции).doc

— 278.50 Кб (Скачать)

Племя это общность людей, основанная на кровном родстве, совместном проживании. Оно как этническая общность появляется в период неолита. Для этой общности характерны признаки:

  1. наличие организации и управление в форме вождества
  2. деления на рода и кланы
  3. зачатки примитивных религиозных представлений (фетишизм, мифология)
  4. наличие единого разговорного диалекта

Племя характерно для  первобытного традиционного общества.

Народность существовала в рабовладельческом, феодальным обществах. Она образовывается на базе племен или их союзов. Для нее характерны такие признаки:

  1. наличие своей территории проживания
  2. наличие культуры
  3. наличие экономических связей
  4. политическая организация (др-русская народность 9-13вв – Киевская Русь; Итальянская народность – Римская республика)

Нация представляет  собой сложение социально-политическое образование. Она формируется в период становления капитализма (в Зап. Европе 16-18вв, в др. - позднее).

В науке существует 2 основных подхода к феномену «нация».

Первый  - «французский». Здесь нация представляет как политическое сообщество граждан данного государства.

Второй  подход – «германский». Нация – этническая общность, т.е. объединение людей, имеющих родственное происхождение

 

 

 

 

 

39. Культура, ее  основные элементы. Понятие и  виды субкультуры

 

Термин «культура» имеет многозначный смысл. Насчитывают сотни определений этого феномена.

Сам термин произошел  от лат. глагола cultura, означавшего возделывание, облагораживание земли.

Культура – все, что отличает человека от природы, все что создано им. Она означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.

Он выражается в типах  и формах организации жизнедеятельности людей, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Человечество усваивает  культуру в процессе социализации – усвоение норм, ценностей, навыков, социальных ролей.

Культура представляет сложную, многоуровневую систему.

По  ее носителям выделяют культуру:

  1. мировую
  2. национальную
  3. социальной общности (городская, сельская)
  4. семьи
  5. индивидуальную

Культура  подразделяется на:

  1. материальную
  2. духовную

Материальная  культура – культура труда и материального производства, быта, физическая культура тела.

Духовная  культура – способ ценностного освоения действительности. Она включает в себя интеллектуальную, философскую, религиозную, нравственную, художественную, правовую.

Первоосновой любой  культуры является понятийно – логический аппарат, присущий мировосприятию того или иного народа.

Он существует как  язык. Он выступает и ретранслятором культуры.

Своеобразие культуры, ее целостный характер обеспечивается ее ядром.

Ядро  любой культуры составляет ее ценности, нормы.

Ценности – определенный элемент культуры. Это критерий оценки действий, предметов, идей.

Культура, рассматривающаяся  в данном аспекте, это социальный механизм, который выявляет, систематизирует, сохраняет, передает ценности в обществе.

Ценности  выступают как:

  1. желательное состояние связей социальных идей
  2. критерии оценки реальных явлений
  3. они определяют смысл целенаправленной деятельности
  4. внутренне побуждают к действию

Основанием систем ценностей  выступают нравственные ценности. Они подкрепляются внутриличными, наиболее глубокими формами самоконтроля (совесть, стыд, покаяние).

В рамках одной культуры могут существовать конфликты ценностей.

Ценности, описанные и  интерпретированные в виде строгой, рационально обоснованной доктрины, называется идеологией.

Культура любого современного общества представляет собой сложное  переплетение ее различных пластов.

Еще со времен разделения умственного и физического труда сохраняют свою специфику такие формы которые, как высокая (элитарная) и народная.

Развитие массовых коммуникаций в 20в. привело к появлению массовой культуры. Кроме этого, в культуре выделяют субкультуры (подкультуры).

Можно выделить субкультуры, которые противостоят господствующей культуре, являются ее антагонистами (контр – культура (Запад 30-80г. 20в.), уголовного мира) и позитивные субкультуры (врачей, моряков и др.)

С позитивными мы имеем  дело повседневно. Под ними имеются  ввиду модификации культуры общества в соответствии с возрастными, поселенческими, территориальными, профессиональными особенностями той или иной группы людей.

Но при этом сохраняется  характерный для всей культуры менталитет, иерархия ведущих ценностей и  норм.

Наличие таких субкультур есть свидетельство способности культуры к развитию и адаптации в новых условиях.

В последние десятилетия  получили распространение субкультуры, противопоставляющие господствующие ценностям (уголовного мира). Так, по некоторым  данным, в современном русский язык вошло свыше 2 тыс. слов и выражений из уголовного жаргона.

Такое широкое распространение  субкультуры свидетельствует о  нравственном кризисе в обществе.

 

 

 

 

40. Понимающая  социология М.Вебера

 

Крупнейшим социологом на рубеже 19-20 вв. был немецкий ученый М.Вебер.

Главное произведение «Протестантская этика» «Дух капитализма», «Хозяйство и общество».

В отличие от Маркса, который  за основу брал экономику, Вебер за основу общественного развития брал культурные ценности, рациональность (сознание).

Он полагал, что все  общественные институты, формы поведения  регулируются тем смыслом, которым  их наделяют люди, т.е. наш субъективный смысл, приобретая всеобщий и обязательный характер составляет суть социального.

Другое название –  рациональность, т.е. соответствие социального действия некоторому образцу, который выражает суть общественного интереса эпохи.

При этом социология становится наукой об этических идеальных типах, которые регулируют социальные действия людей.

Рассматривая мотивы социальных действий Вебер конструирует его идеальные типы. Он выделяет 4 типа социальных действий:

1. цель рациональная, в основе которой лежит личная  выгода, при этом индивид просчитывает  свои действия и учитывает  реакцию др.людей. (бизнес-сделка)

2. ценностно-рациональное действие, основанное на вере в нравственные, религиозные ценности (запись добровольцами)

3. аффектное – обусловлено эмоциональными состояниями индивида.

4. традиционное – основанное на длительной привычке.

Согласно Веберу высшим типом социального действия является целерациональное. Критерием является личный успех.

Это действие лежит в  основе капиталистической системы  хозяйства.

Вебер рассматривал капитализм как наиболее рациональный тип хозяйства.

В целом рационализация социального действия является основной тенденцией исторического процесса.

Большое внимание Вебер  выделял религиозным истокам  хозяйственной деятельности и в  частности капитализма.

Он пришел к выводу, что в основе зарождения современного капитализма лежал протестантизм  и его этика эскитизма самоограничения.

Большое внимание Вебер  уделял методологии научного исследования. Он пришел к выводу, что в социологии, как и в др. общественных науках основной метод – понимание.

Т.е. ученый должен интуитивно почувствовать, что лежит в основе явления.

По его мнению, социология должна основываться на научных суждениях, свободных от ценностей, т.е. личных пристрастий. Это делает научное  исследование истинно объективным.

Но в то же время  признает, что полностью отбросить  этот субъективный момент никогда не удается.

 

 

 

 

41. Крестьянство  в социальной структуре российского  общества. Проблемы развития фермерства

 

В течении последних  десятилетий деревня выполняет  донорскую функцию. Причина в  устойчивой миграции из деревни в  город. Отношения, складывающиеся в  сельской местности в  современной России довольно специфичны.

Центральными субъектами крестьянских обществ были и остаются, с одной стороны, крупные коллективные хозяйства и, с другой – семейные крестьянские дворы. Сейчас двор и колхоз это взаимные филиалы между которыми происходит ежедневная борьба и сотрудничество. Идет отбор различных возможностей и правил социально-экономического выживания крестьянства.

Колхоз, акционерное общество сейчас выступают по отношению к  крестьянину как жесточайший  эксплуататор его труда, это проявляется в форме невыдачи зарплаты, в форме придержания выдачи натуры. Обворовывая своих крестьян, колхоз закрывает на воровские акции крестьянского двора. Воруют с каждым годом все больше.

Сами крестьяне испытывают сильный психологический дискомфорт от двойной жизни: для себя и для колхоза. Сегодня двор становится своим собственным центром, стремится занять в обществе особое место, по возможности не зависимое от власти. Другая специфичная черта эк, социальных отношений, складывающихся в сельской местности, - курс не на укрепление производственной базы и совершенствование эе.механизма стимулирования развития производства, а на поспешное изменение форм собственности и организации хозяйства. В рай аграрного изобилия решили въехать на фермерских мелких хозяйствах, на примитивной технике и технологии. А фермерский путь развития сельского хозяйства, работа на небольших площадях, при нынешнем огромном  диспаритете цен, непродуманной налоговой политике, высоких процентах за кредиты это тупиковый путь. Фермеры делятся на черных и белых. Первые работают с утра до ночи, но не могут свести концы с концами. Вторые на своих полях не показываются. Для фермеров земля предоставляется в пожизненное владение бесплатно. Повсеместно власть имущие захватывают самое дорогое – землю, наиболее плодородную. На их участках работают колхозные механизмы. Они не пашут, не сеют, но пожинают миллионы рублей. Это стало тенденцией для России.  Сейчас в деревне идут мучительные процессы, связанные с переменой форм собственности. И процессы эти во многом навязываются силой, а не носят естественного характера.

Смена экономич.и политического  курса в России пока не принесла деревне заметного облегчения. Сельское население оказалось наименее защищенным с точки зрения оплаты труда, получения социально значимых услуг. Как реакцию на эти явления можно наблюдать групповой эгоизм. Это приводит к переливу денежных средств, чаще из сельского хозяйства в другие отрасли экономики, что значительно снижает возможности социального развития деревни.

 

 

 

42. Маргинализация  как явление современного общества, истоки ее появления

 

Понятие «маргинальность» исполняется в различных областях знания. Социологи понимают под ней промежуточность позиции индивида или группы, занимающих крайнее пограничное положение в группе и не полностью включенные в данное социальное образование.

Маргинальная группа находящаяся на границе двух культур.

Маргиналы – люди, покинувшие одну социальную страну и не адаптировавшиеся в другой.

Маргинальность является результатом интенсивных процессов социальной мобильности.

Переход с одной позиции  на другую воспринимается индивидом  как кризис.

Маргинальность в современной  России вызвана нисходящей социальной мобильности и ведет к нарастанию социальной энтропии (распаду) в обществе. Появляются маргинальные группы. Причинами их появления являются:

- переход от одной социально-экономической системы к другой

- неуправляемое  перемещение больших масс людей

- снижение  материального уровня жизни населения

- девальвация  традиционных норм и ценностей.

Образуются стойкие  маргинальные группы (бомжи, беженцы, вынужденные  переселенцы, безработные). Однако к  маргеналам принадлежат и люди достойно благополучные, но не определившиеся в  нынешней социальной структуре.

Появились новые маргинальные группы – жертвы структурной перестройки производства и кризиса занятости, - это работники бюджетных организаций и науки, культуры, образования, предприятий ВПК, люди среднего и пожилого возраста.

Поведение маргеланов отличаются непредсказуемостью, кратностью. Он либо чрезмерно пассивен, либо очень агрессивен, легко преступает нравственные нормы.

У маргенальности могут  быть как конструктивные, так и  деструктивные последствия (повышение  творческой активности или суицид). Все зависит от того, каким будет  направление выхода из кризиса – нисходящая или восходящая мобильность, подавляемость или творческий подъем.

Информация о работе Шпаргалка по "Основам социологии"