Школа без наркотиков:пути повышения эффективности борьбы с наркоманией в современной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 16:51, реферат

Описание работы

По данным ООН в мире в настоящее время употребляют марихуану почти 142 млн. человек, амфетамины и синтетические наркотики – 30,5 млн. человек, кокаин - 13,4 млн. человек, героин и опиаты – 8 млн. человек. Причём количество, попавших в эту печальную статистику, неуклонно растёт.

Содержание

Введение
Основная часть
Наркотики в современном мире


1.1.Наркотики как бренд


1.2. Информированность детей, подростков и молодежи о наркотических средствах
Особенность включения школы в профилактику наркомании
2.1.Профилактика наркомании в школе
2.2.Учителя и ученики.
2.3. Школа и родители
III. Заключение

IV. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

наркомания.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

     Школа без наркотиков: проблемы профилактики наркомании в современной  школе 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     План  работы

    1. Введение
    2. Основная часть
  1. Наркотики в современном мире

     

  • 1.1.Наркотики  как бренд
  •      

  • 1.2. Информированность  детей, подростков и молодежи  о наркотических средствах
    1. Особенность включения школы в профилактику наркомании
    2.      
    3. 2.1.Профилактика  наркомании в школе
    4.      
    5. 2.2.Учителя  и ученики. 
    6.      
    7. 2.3. Школа и родители

         III. Заключение

         IV. Список использованной литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         Наркомания  это болезнь, но без одной стадии – полного выздоровления. 

         Наркомания - не болезнь в обычном смысле этого слова. Но это и не обыкновенный порок из числа тех, что присущи  здоровым людям.

                             С. Белогуров 

         По  данным ООН в мире в настоящее  время употребляют марихуану  почти 142 млн. человек, амфетамины и синтетические наркотики – 30,5 млн. человек, кокаин - 13,4 млн. человек, героин и опиаты – 8 млн. человек. Причём количество, попавших в эту печальную статистику, неуклонно растёт.  

         Наркомания  – это многолетнее наслаждение  смертью.

                           Франсуа Мориак 
                       

       Наркомания  – не вредная привычка, а страшное заболевание, горе для семьи. Все  надежды и мечты родителей  о карьере, счастливой жизни ребенка, внуках рушатся от страшного диагноза – наркоман! 

         Наркомания  вредна не только сама по себе, но и  нравственно разлагает окружающую среду, деморализует неустойчивых людей, особенно из числа молодежи.  

         Наркомания  – непременный симптом отсталой культуры отдельных групп, в основе которой лежит социальная пассивность  и пренебрежение к общественным интересам.  

         I. Вступление

         Среди многих проблем, стоящих сегодня  перед российским обществом, на одно из первых мест все увереннее выходит  проблема наркомании как глобальная угроза здоровью населения страны и  национальной безопасности.

         Масштабы  и темпы распространения наркомании в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи и будущее значительной ее части, социальную стабильность российского общества в уже ближайшей перспективе.

         Распространение наркомании на территории Российской Федерации происходит угрожающими темпами.

         Об  этом свидетельствуют, прежде всего, статистические данные 
    Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов здравоохранения 
    России, других министерств и ведомств. Однако есть все основания полагать, что на самом деле ситуация выглядит еще более тревожно, чем показывает статистика.

         Целью  работы является изучение особенностей профилактики наркомании в школьной среде с учетом опыта работы ГОУ ЦО 491 и ГОУ СОШ 1256. Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:

         -рассмотреть  проблему наркомании в нашей стране в целом, проанализировать ситуацию с информированностью детей, подростков и молодежи о наркотических средствах;

         - изучить опыт работы ГОУ ЦО 491 и ГОУ СОШ 1256 в области профилактики наркомании;

         - сравнить работу указанных школ;

         - определить роль школы в профилактики  наркомании в детской и подростковой  среде на примере рассмотренных школ;

         - определить основные направления  работы семьи и школы в профилактики наркомании на примере рассмотренных школ.

         Проблемам наркомании в детской и молодежной среде посвящено огромное количество научной и научно-популярной литературы. Указанная проблематика в связи  с ее актуальностью обращает на себя внимание психологов, социологов, врачей.

         Гипотеза: роль антинаркотической пропаганды в детской и подростковой среде недостаточна.

         Проведенный в работе анализ особенностей профилактики наркомании в школе  может быть использован для работы в детской и подростковой среде в школах г. Москвы и других городов.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         II. Основная часть

         1. Наркотики в современном мире

         1.1. Наркотики как бренд

         Наркотики знакомы людям уже несколько  тысяч лет. Их потребляли люди разных культур, в разных целях: во время  религиозных обрядов, для восстановления сил, для изменения сознания, для снятия боли и неприятных ощущений. Уже в древнем мире мы имеем свидетельства того, что люди знали и использовали психоактивные химические вещества: алкоголь и растения, потребление которых влияет на сознание. Использовались и различные растения, вызывающие физиологические и психические изменения, обычно в религиозных обрядах или при проведении медицинских процедур. Пример - использование на Ближнем Востоке в 5 тыс. до н.э. "злака радости" (по всей видимости, опиумного мака). Около 2700 г. до н.э. в Китае уже использовали коноплю (в виде настоя, как чай).

         В результате крестовых походов и путешествий Марко Поло европейцы узнали опиум и гашиш, широко распространенные на Востоке. Позднее путешествия европейцев в Америку принесли новые открытия. Основные психоактивные вещества, привезенные в Европу из Америки - кокаин (из Южной Америки), различные галлюциногены (из Центральной Америки) и табак (из Северной Америки).

         Только  в начале двадцатого века прекратилась торговля наркотиками, когда во всем мире началась кампания за разрешение использования наркотиков только в медицинских целях (как обезболивающие препараты). В двадцатом веке в Европе и Америке употреблялись практически одни и те же наркотики. Интересно, что много новых или "хорошо забытых старых" наркотиков было освоено сначала в Соединенных Штатах, и затем они распространились в других странах, так что Америка как бы задавала тон в международном потреблении наркотиков.

         По  данным ООН в мире в настоящее  время употребляют марихуану  почти 142 млн. человек, амфетамины и синтетические наркотики – 30,5 млн. человек, кокаин - 13,4 млн. человек, героин и опиаты – 8 млн. человек. Причём количество, попавших в эту печальную статистику, неуклонно растёт.

         В СССР проблема употребления наркотиков замалчивалась и скрывалась. Не озвучивался ни масштаб проблемы, ни тем более количество больных. 

         В последние десятилетие прошлого века в нашей стране наблюдались высокие темпы роста числа больных наркоманией. Согласно данным Госкомстата России, наиболее интенсивный рост наркотизации населения отмечался в 1995-1999 годах. Количество больных наркоманией, состоящих под диспансерным наблюдением, на конец 2001 года составило 317,2 тысячи человек, что почти в 5 раз больше, чем в 1995 году (64,9 тыс. человек)1.

         В Москве в настоящее время, по оценкам различных экспертов, более миллиона человек употребляют различные наркотические вещества. Кроме того, более 150 тысяч жителей столицы больны наркоманией. По данным Департамента здравоохранения г. Москвы, 138 тысяч горожан стоят на диспансерном учете, из них 29 тысяч – больны наркоманией. В это число входит 4 тысячи женщин и примерно 500 подростков2.

         Говорить  о проблемах наркомании в современном  мире невозможно, не упомянув тему "брендирования" наркотиков.  Ведь именно это, повседневное использование названий и терминов, относящихся к наркомании, становится острой темой для многих.

         В магазине с аксессуарами продавцы предлагают брелоки, подвески, сережки и даже запонки с наркосимволикой. Зимой  и летом молодежь ходит в одежде с листиками каннабиса, желтыми смайлами – экстази и надписями «Cocaine in my brain!». Особые фанаты ночью спят на постельном белье с зелеными кружевными листиками конопли, а по утру пьют теплое молоко из чашек с такими же значками. И ещё куча всевозможных разноцветных, жизнерадостных и «позитивных» символов украшают совершенно обычные предметы быта (рис.1).

           

         Рис.1

         Тем временем Федеральная служба России по контролю за оборотом наркотиков обращает особое внимание на использование наркосимволики, так как Федеральный Закон от 08.01.1998г. №3-ФЗ "О наркотических и психотропных веществах" гласит, что "запрещена пропаганда наркотических средств, психотропных веществ, в том числе пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на состояние его психического или физического здоровья". Таким образом, вся популяризация образов всех популярных наркотиков запрещена.

         Борьба  с наркосимволикой идет своим ходом, а мода на наркотики идет своим. Так, по данным ФСКН России, в нашей стране около 4 млн. человек регулярно употребляют наркотики. Более 8% россиян от 11 до 20 лет употребляют наркотики ежедневно, 14 % – не реже двух раз в месяц, 23 % – эпизодически. Причем за последнее десятилетие средний возраст первого употребления наркотиков снизился до 11 лет. Нередки случаи, когда наркоманами становятся дети младшего школьного и даже дошкольного возраста.

         Почему  так происходит? Думаю, любой сможет ответить на этот вопрос. Ведь во многих средствах массовой коммуникации представлена информация о наркотическом образе жизни звезд шоу-бизнеса, о миллионных партиях белого порошка, кочующих из страны в страну, об опыте Голландии.

         Наркотики входят в нашу жизнь, становятся совершенно нормальной и обоснованной ее частью. Они входят в моду, как в неотделимую  часть медиа-индустрии, шоу- и кинобизнеса. Со страниц журналов и ярких баннеров на нас глядят стройные красотки, тонущие в ароматах Dior "Addict", Yves Saint Laurent – "Opium" и "Cocaine". В Америке запустили в продажу новый энергетический напиток "Cocaine". А чего только стоит ассимилированный бренд "Coca-Cola", ведь всем давно известно, что первая часть названия – это одноименное растение, вошедшее в список наркотических средств (см. рис.2)..

           

         Рис.2

         Наркотики – особенный бренд. Он входит в  моду и эту же моду пожирает. Но ведь нельзя забывать, что мода, являясь примером для подражания, еще и социализирующий механизм. Проще говоря, для молодого человека, который ещё только-только знакомится с реальным миром, мода – это своего рода ориентир. Таким образом, мода увеличивает тенденции либерализации отношения к наркотикам в обществе. Причем, приоритет отдается тем наркотикам, которые, по мнению несведущей и мало информированной публики, более "легкие". По итогу, всего опыт употребления психоактивных веществ имеет около 38% российских школьников, то есть почти 8 млн. детей. 95% молодежи в возрасте от 15 до 20 лет пробовало или курит марихуану и не считает это наркоманией3. По их мнению, это необходимый для повседневной жизни кайф, способный улучшить настроение, повысить самооценку и пр. Здесь явно угадывается маркетинговый ход, когда товару приписываются качества, из-за которых потребитель должен обязательно этот товар приобрести, ведь без него он и дня не проживет.

         Интересный  факт заключается в том, что многие жизненно важные качества и проявления так же идут рука об руку с «наркотиком». И тому доказательством являются расхожие фразы, типа: "Мода – это мой наркотик", "Вкус победы – это наркотик", "Секс – это наркотик", и даже такие оригинальные сочетания, как "Похудение – это наркотик" и "Зарплата – это наркотик". Смысловой ряд можно продолжать и дальше. С каждым разом лишь только убеждаясь в том, что наркотик – популярный бренд, имеющий в нашей жизни двусмысленную окраску. Но, наверное, все-таки, стоит отходить от мышления стереотипами, сравнивая все прелести жизни с наркотическим кайфом. Пора уже продвигать новый бренд, под названием «Здоровый образ жизни». Этот продукт, по крайней мере, может точно гарантировать здоровое будущее 

    Информация о работе Школа без наркотиков:пути повышения эффективности борьбы с наркоманией в современной школе