"Понимающая" социология М. Вебера. Идеальный тип

Дата добавления: 20 Декабря 2011 в 17:00
Автор: o***********@mail.ru
Тип работы: доклад
Скачать полностью (19.23 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

NEW - Вебор( ДОКЛАД)! .docx

  —  21.85 Кб

     М. Вебер был первым крупным социологом-антипозитивистом. Он полагал, что общество следует изучать не «извне», на чём настаивали позитивисты, а «изнутри», то есть исходя из внутреннего мира человека.

     Понимание в социологии характерно тем, что личность связывает со своим поведением определённый смысл. Кроме того, социология не исключает познание причинных связей, а включает их в себя. Таким образом, вводя термин «понимающая» социология, М. Вебер отграничивает её предмет не только от предмета естественных наук, но и от психологии. Ключевым в его творчестве выступает понятие «понимание». Выделяются два вида понимания.

     Непосредственное  понимание предстаёт как восприятие. Когда мы видим на лице человека вспышку гнева, проявляющуюся в  мимике, жестах, а также в междометиях, мы «понимаем», что это означает, хотя и не всегда знаем причину  гнева. Так же мы «понимаем» действия человека, протянувшего руку к двери  и заканчивающего разговор, значение звонка после полуторачасового сидения  на лекции и т.п. Непосредственное понимание  выглядит как одномоментный акт, доставляющий «понимающему» рассудочное  удовлетворение, избавляющего его от напряжения мысли

     Объясняющее понимание. Любое объяснение есть установление логических связей в познании интересующего  объекта (действия), элементов данного  объекта (действия), либо в познании связей данного объекта с другими  объектами. Когда мы осознаём мотивы гнева, движения к двери, значение звонка и т.д., мы «понимаем» их, хотя это  понимание может быть и неверным. Объясняющее понимание показывает контекст, в котором человек производит то или иное действие. «Схватывание»  контекста составляет суть объясняющего понимания. Понимание есть цель познания.

     Главным инструментом познания у М. Вебера выступают  «идеальные типы». «Идеальные типы», по Веберу, не имеют эмпирических прообразов в самой реальности и не отражают ее, а представляют собой мыслительные логические конструкции, создаваемые исследователем. Эти конструкции формируются с помощью выделения отдельных черт реальности, считающихся исследователем наиболее типическими. «Идеальный тип, — писал Вебер, — это картина однородного мышления, существующая в воображении ученых и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее «типичных социальных фактов». Идеальные типы — это предельные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реальности. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Вебер оперирует такими идеальными типами, как «капитализм», «бюрократизм», «религия» и т. д.

     Понятие идеального типа выражает логическую конструкцию, с помощью которой  познаются реально существующие явления. Идеальный тип выражает человеческие действия такими, как если бы они происходили в идеальных условиях, независимо от обстоятельств места и времени. В этом смысле он подобен некоторым понятиям естественных наук: идеальному газу, абсолютно твёрдому телу, пустому пространству, либо математической точке, параллельным прямым и т.п. М. Вебер не считает такие понятия мысленными аналогами реально существующих явлений, которые «быть может, так же мало встречаются в реальности, как физические реакции, которые вычислены только при допущении абсолютно пустого пространства». Он называет идеальный тип продуктом нашей фантазии, «созданным нами самими чисто мыслительным образованием».

     Понятие идеального типа может применяться  в любой общественной науке, в  том числе и в правоведении. Право как правда и справедливость есть идеальный тип понятия права  применительно к правовому регулированию  в любой области человеческой деятельности. При помощи такого познавательного  эталона нам легко (с позиций  общественно признанного значения правды и справедливости) оценить  конкретный акт правового регулирования  как справедливый или несправедливый. Так же можно использовать идеальный  тип понятия «государство» как  аппарата управления обществом и  оценивать реальное управление обществом  как эффективное или неэффективное. Если понимание при помощи идеального типа окажется истинным, оно может  способствовать предвидению будущего поведения законодателей и управленцев.

     Концепция социального действия составляет ядро творчества М. Вебера. Он разрабатывает принципиально иной подход к исследованию общественных процессов, заключающийся в понимании «механики» поведения людей. В связи с этим он обосновывает понятие социального действия.

     По  мнению М. Вебера, социальное действие (бездействие, нейтральность) есть такое  действие, которое имеет субъективный «смысл» независимо от степени его  выраженности. Социальное действие — это поведение лица, которое по субъективно предполагаемому смыслу (цели, намерения, представления о чём-либо) действующего лица соотнесено с поведением других людей и исходя из этого смысла может быть понятно объяснено. Иначе говоря, социальным является такое действие, «которое в соответствии со своим субъективным смыслом включает в действующее лицо установки на то, как будут действовать другие и ориентируется в их направлении». Это значит, что социальное действие предполагает сознательную ориентацию субъекта на ответную реакцию партнёра и «ожидание» определённого поведения, хотя оно может и не последовать.

     В повседневной жизни каждый человек, совершая определённое действие, ожидает  ответа тех, с кем связано данное действие. Таким образом, социальному действию присущи два признака:

     1) наличие субъективного смысла  действующего лица    и 

     2) ориентация на ответную реакцию  другого (других).

     Отсутствие  любого из них означает не социальность действия. М. Вебер пишет: «Если на улице множество людей одновременно раскрывают зонты, когда начался  дождь, то при этом (как правило) действие одного ориентировано на действие другого, а действие всех в равной мере вызвано  потребностью предохранения от дождя». Другой пример несоциального действия, приводимый М. Вебером, таков: нечаянное  столкновение двух велосипедистов. Социальным такое действие было бы в том случае, если бы один из них намеревался  таранить другого, предполагая ответную реакцию другого велосипедиста. В первом примере отсутствует  второй признак, во втором — оба  признака.

     В соответствии с указанными признаками М. Вебер выделяет типы социальных действий: Традиционное социальное действие. Основано на длительной привычке людей, обычае, традиции. Аффективное социальное действие. Основано на эмоциях и не всегда осознаётся. Ценностно-рациональное действие. Основано на вере в идеалы, ценности, верности «заповедям», долгу и т.п.

     М. Вебер пишет: «Чисто ценностно-рационально  действует тот, кто не считаясь с предвидимыми последствиями, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, что, как ему кажется, от него требует долг, достоинство, красота, религиозные предписания, пиетет или важность какого-либо «дела» — ценностно-рациональное действие… всегда есть действие в соответствии с «заповедями» или «требованиями», которые действующий субъект считает предъявляемыми к себе». Таким образом, данный вид социального действия связан с нравственностью, религией, правом.

     Целерациональное  действие. Основано на стремлении к цели, выборе средств, учёте результатов деятельности. М. Вебер характеризует его следующим образом: «Целерационально действует тот, кто ориентирует действия в соответствии с целью, средством и побочными желаниями и при этом рационально взвешивает как средства по отношению к цели, как цели по отношению к побочным желаниям, так, наконец, и различные возможные цели по отношению друг к другу». Данный вид действий не связан с какой-либо определённой сферой деятельности и потому считается М. Вебером наиболее развитым. Понимание в чистом виде имеет место там, где перед нами целерациональное действие.

     Изложенное  понимание социального действия имеет достоинства и недостатки. К достоинствам следует отнести  раскрытие механизма человеческой деятельности, определение движущих сил поведения человека (идеалов, целей, ценностей, желаний, потребностей и др.). Недостатки не менее значимы:

     1)Концепция  социального действия не учитывает  случайных, но порой весьма  значительных явлений. Они имеют  либо природное происхождение  (стихийные бедствия), либо социальное (экономические кризисы, войны,  революции и др.). Случайные для  данного общества, для данного  субъекта, они не несут в себе  никакого субъективного смысла  и, тем более, ожидания ответного  хода. Однако история носила бы  очень мистический характер, если бы случайности не играли в ней никакой роли.

     2)Концепция  социального действия объясняет  лишь непосредственные действия  людей, оставляя вне поля зрения  социолога последствия второго,  третьего и других поколений.  В них ведь не содержится субъективный смысл действующего лица и нет ожидания ответного хода. М.Вебер недооценивает объективное значение субъективного смысла поведения людей. Наука вряд ли может позволить себе такую роскошь. В изучении лишь непосредственного М. Вебер невольно сближается с позитивизмом Конта, который также настаивал на исследовании непосредственно чувственно воспринимаемых явлений.

     Социальное  отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия  как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального  порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный. 
 

Описание работы
М. Вебер был первым крупным социологом-антипозитивистом. Он полагал, что общество следует изучать не «извне», на чём настаивали позитивисты, а «изнутри», то есть исходя из внутреннего мира человека.
Понимание в социологии характерно тем, что личность связывает со своим поведением определённый смысл. Кроме того, социология не исключает познание причинных связей, а включает их в себя. Таким образом, вводя термин «понимающая» социология, М. Вебер отграничивает её предмет не только от предмета естественных наук, но и от психологии. Ключевым в его творчестве выступает понятие «понимание». Выделяются два вида понимания.
Содержание
содержание отсутствует